Исихазм

Автор Тема: О душе и духе  (Прочитано 67168 раз)

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #180 : 25 Февраль 2009, 20:46:15 »
Может ли ум быть совершенно пустым..Если он пуст, это наверное уже не ум.. :| :-)
Может, может.
У него остаётся ещё много функций после прекращения потока мыслей, забот, конструирования объяснений всему.
Внимание, как главный элемент, контроль внешних органов чувств, способность действовать мгновенно на уровне базовых инстинктов и интуиций, так успешно задавленых так наз. цивилизацией, и проч., и проч.

Тогда возникает вопрос: к какой сфере мы можем отнести ум - к сфере души или духа? А может быть это душевно-духовная сфера?
Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #181 : 25 Февраль 2009, 21:16:09 »
Как страсти попадают в сердце? Через какой канал?

Страсть -- это устойчивая привычка к дурному. Она не попадает, а развивается в (условном) сердце через многократное сосложение с дурными помыслами. Помыслы же приходят как извне, так и изнутри сердца. В последнем случае они могут быть как от гнездящихся в (других) страстях демонических сил, так и от собственного естества, лишенного добродетелей.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #182 : 25 Февраль 2009, 21:38:20 »
Тогда возникает вопрос: к какой сфере мы можем отнести ум - к сфере души или духа? А может быть это душевно-духовная сфера?
Зачем Вам нужно куда-либо ум отнести? То, что в Вас думает, чувствует, реагирует и есть ум. Вы это сами знаете. Помещение ума в выработаную не Вами классификацию не поможет Вам в молитве.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #183 : 25 Февраль 2009, 21:48:13 »
...Настоящее просветление необратимо, то есть, однажды получив его, человек уже более не выходит из этого состояния. До Страшного Суда....
При приходе антихриста многие святые поклонятся ему и, таким образом, падут.
А у Вас - просветление необратимо, каковое будет явлено как обольщение в день Страшного Суда.
Обычная же остановка ума - это временное просветление...
Это не факт, и, тем более, не факт Вашего опыта.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #184 : 25 Февраль 2009, 21:57:40 »
Но как понять остановлен он или нет...

К сожалению, понять, что  ум остановлен возможно…  только в тот момент, когда он не остановлен  :-D

Когда же ум на самом деле затих (на определенном уровне), и это было успешно засвидетельствовано, то  выясняется, что ничего значительного  не произошло. Потому что это предельно простое состояние.

Вся значительность и всё величие существуют только в мыслях...

Уровней ума много, но очищение даже самого первого, самого грубого уровня  (того, на котором существуют слова и соответствующие им понятия) очень радостно, и главным образом потому, что освобождает человека от страсти вести религиозные или философские дискуссии с другими людьми и с самим собой.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #185 : 25 Февраль 2009, 22:02:40 »
Вся значительность и всё величие существуют только в мыслях...

Уровней ума много, но очищение даже самого первого, самого грубого уровня  (того, на котором существуют слова и соответствующие им понятия) очень радостно, и главным образом потому, что освобождает человека от страсти вести религиозные или философские дискуссии с другими людьми и с самим собой.
+100!!! :-o
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #186 : 25 Февраль 2009, 22:09:11 »
Как страсти попадают в сердце? Через какой канал?

Страсть -- это устойчивая привычка к дурному. Она не попадает, а развивается в (условном) сердце через многократное сосложение с дурными помыслами. Помыслы же приходят как извне, так и изнутри сердца. В последнем случае они могут быть как от гнездящихся в (других) страстях демонических сил, так и от собственного естества, лишенного добродетелей.

  Как в первом, так и во втором случае глушить помыслы представляется весьма действенным для обессиливания страстей.  Видится мне, что прежде чем мы не очистим свой ум, наше сердце так и останется на стадии "гниющей" плоти. Когда я(речь о моем) говорю что останавливать свой ум, делать его бездейственным,невосприимчивым к приходящим как из вне , так изнутри навязчивым помыслам -есть  средство поразительной хватки обуздать свое естество во время борения, когда молитва не дает плода из-за гудящего ума- невозможность сконцентрироваться на словах.
 Почему-то многие соотносят это к индуистской практике...Не думаю так. Тем более что этот процесс слишком далеко отстоит от настоящего "Просветления".  Это своего рода блокировка, временный панцирь, пока не утихнет шторм.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #187 : 25 Февраль 2009, 22:11:37 »
SrgK
Цитировать
Уровней ума много, но очищение даже самого первого, самого грубого уровня  (того, на котором существуют слова и соответствующие им понятия) очень радостно, и главным образом потому, что освобождает человека от страсти вести религиозные или философские дискуссии с другими людьми и с самим собой.
  Браво!!!! :-D
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4524
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #188 : 25 Февраль 2009, 22:20:26 »
Цитировать
и главным образом потому, что освобождает человека от страсти вести религиозные или философские дискуссии с другими людьми и с самим собой.
Во как замечательно...

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #189 : 25 Февраль 2009, 22:31:23 »
Цитировать
и главным образом потому, что освобождает человека от страсти вести религиозные или философские дискуссии с другими людьми и с самим собой.
Во как замечательно...
так правда ж...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #190 : 25 Февраль 2009, 23:30:38 »
 Как в первом, так и во втором случае глушить помыслы представляется весьма действенным для обессиливания страстей.  Видится мне, что прежде чем мы не очистим свой ум, наше сердце так и останется на стадии "гниющей" плоти. Когда я(речь о моем) говорю что останавливать свой ум, делать его бездейственным,невосприимчивым к приходящим как из вне , так изнутри навязчивым помыслам -есть  средство поразительной хватки обуздать свое естество во время борения, когда молитва не дает плода из-за гудящего ума- невозможность сконцентрироваться на словах.
 Почему-то многие соотносят это к индуистской практике...Не думаю так. Тем более что этот процесс слишком далеко отстоит от настоящего "Просветления".  Это своего рода блокировка, временный панцирь, пока не утихнет шторм.

Я с этим, в принципе, согласен, но важно найти правильную взаимосвязь между такими средствами для очищения сердца как (остановка ума) трезвение и Иисусова Молитва (ИМ).

Трезвение (как и ИМ) нужно для очищения сердца. Об очищении ума не имеет смысла говорить, у него нет содержания, которое нужно было бы "очищать" [содержание есть у разума, им является, как раз, богословие, ну или какие-нибудь собственные домыслы]. Ум -- это энергия души, от которой зависит, где останавливается внимание человека. А так как энергия -- это всегда движение, подвижен и ум.

Полностью остановить движение ума может только Бог, но в какой-то мере это доступно и собственным усилиям человека (в синергии с божественной благодатью).

Наиболее действенное средство для очищения сердца-- это, наверно, сочетание (остановки ума) трезвения и ИМ. При этом остановка ума понимается как "заключение ума в слова молитвы". Такая молитва способна самопроизвольно сходить из "словесной области" в районе гортани в сердечную область. А затем через постоянство в таком делании превращаться в устойчивую привычку, добродетель, которая с течением времени производит очищение сердца через призывание Имени Божия.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #191 : 25 Февраль 2009, 23:39:05 »
Наиболее действенное средство для очищения сердца - это жить по заповедям Его, покаяние...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #192 : 25 Февраль 2009, 23:47:26 »
Наиболее действенное средство для очищения сердца - это жить по заповедям Его, покаяние...

и это тоже хорошее средство:-)
но делание ИМ подразумевает, что делатель старается жить по заповедям и кается, иначе делание теряет смысл

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #193 : 25 Февраль 2009, 23:53:11 »
где-то так...и еще подразумевает, что он не рассуждает 8) единственное, что делает - следит, чтоб не сойти в сторону либо по ведению или не ведению.. не прельстится бы чем так, чтоб даже не осознать этого...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О душе и духе
« Ответ #194 : 26 Февраль 2009, 00:01:27 »
где-то так...и еще подразумевает, что он не рассуждает 8) единственное, что делает - следит, чтоб не сойти в сторону либо по ведению или не ведению.. не прельстится бы чем так, чтоб даже не осознать этого...

да, конечно, рассуждать во время ИМ нельзя (в другое время можно), иначе (остановка ума) трезвение во время ИМ невозможно