Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - viktor

Страницы: [1]
1
Православный крест приступил к защите землян

Сегодня на МКС благополучно прибыл экипаж 13-й экспедиции. Члены экипажа не суеверны, а уверенность в успехе миссии космонавтам добавляет привезенный с собой на борт православный крест, доставленный на станцию в рамках международной благотворительной акции "Пасха в космическом пространстве".

Божественный Крест Господен передал главе Роскосмоса Анатолию Перминову Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй, а он, в свою очередь, вручил его космонавтам перед стартом, сообщает РИА «Новости».

Алексий Второй сказал, что «находясь на МКС, Крест Господен будет облетать Землю и защищать космонавтов, астронавтов, работающих на станции, а также всех землян от бед и катастроф, неблагоприятных природных явлений».

2
Что есть вина? Вина существует как чувство и как юридическое понятие - преступление закона. Чувство вины есть разновидность тревоги, тревога утраты любви значимого другого, чувство вины возникает, если я поступаю не так, как ожидает значимый другой. Вина противоположна обиде. Чувство вины отчуждает меня от Бога.
 Лично для меня грех соответствует чувству вины. Хроническая вина мучает и заставляет избегать ответственности. Жизнь по высоким стандартам, установленным неизвестно кем, и страх возрастающего отчуждения от людей и Бога. Вина связана со страхом наказания. Наказывает Бог-палач. Шизофренический бородатый Бог одной рукой милует, а другой наказывает и одна рука Его не знает, что делает другая....

3
Заезженная успокоительная фраза о переносимости страданий, попускаемых Богом входит в противоречие с опытом психически больных людей. Непереносимые страдания есть и в то же время... их нет. Как так? Суть в том, что при приближении силы аффекта страдания, психической и физической боли к определенному порогу задействуются т.н. диссоциативные защитные механизмы психики, которые расщепляют целостные переживания на составляющие и изолируют личностный дух в некую виртуальную капсулу, возникает психическая анестезия, обезболивание, за счет прерывания/истончения связи между "Я" и миром, в первую очередь чувственной связи. Что-то вроде того, когда выбивает пробки из-за перегрузки в электрической сети (сеть - это мир, а пробка - личностный дух). Таким образом, непереносимое страдание - очень хитрый предмет, оно если есть, то его сразу нет. Однако страдание на грани переносимости и непереносимое страдание - по силе - почти одно и то же. Многие, если не все, самоубийства связаны именно с непереносимым страданием, разница, возможно, лишь в том, что в одном случае пробку ВЫБИВАЕТ, а в другом она сама выпрыгивает из гнезда. ... Зачем успокаивать, что непереносимого страдания нет? Да и кого это успокаивало, когда он находился в отчаянии?

4
Греческое слово "acedia" (ακηδια) означает “усталость совершения добрых дел” “утомление”, “скуку” или “равнодушие”.  Латинский аналог термина: «Accidia» (  “хандра, тоска, скука”).
На просторах Интернета мне удалось отыскать нижеследующие синонимы и определения этого понятия:  убийственное равнодушие ко всему; тоска; уныние; меланхолия; чувство неудовлетворенности существующим;  духовная леность; скука; душевная  хандра; порок нерадения; небрежность; отказ от деятельного образа жизни;  "бесчувствие окаменевшего сердца"; страдание, утратившее смысл; сердечная вялость; беспечность в делах спасения души . Уныние (греч.   acedia ) — состояние беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. Один из семи смертных  грехов , поскольку, по словам Иоанна Лествичника, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2).
А также следующие любопытные выдержки:
1) Статья «Депрессия. Экскурс в историю.» Адрес: http://lossofsoul.narod.ru/DEPRESSION/history.htm  Цитата: ((......«У Энагрия Понтиака(346-399 г.), Иоанна Кассиана (360-435 г.)  описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Она одолевает этих одиноких людей в полдень, потому то называется «бесом полуденным». Она составляет основной симптом  acedia  (вялость, лень), которая в средние века была синонимом старого понятия «меланхолия». Монах, находящийся во власти  acedia , испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-то, кто идет навестить его. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство.  Acedia , являвшаяся для отшельников «повальной напастью, которая наводит порчу в полдень», обычно связывалась с 90 псалмом. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать своих мест………
…..В средневековье характерно то, что все переживания подразделяются на пороки и  добродетели. Латинское слово desperatio ("отчаяние") обозначало не просто чувство или психическое состояние, а порок, греховное сомнение в милосердии божьем.  Пороком была и уже упоминавшаяся  acedia , означавшее апатию, духовную леность, нерадивость и безразличие к духовным занятиям. Вместо  Acedia  часто употребляли слово tristitia ("печаль"). В XIII в. это состояние стали ассоциировать с физическим разлитием желчи и постепенно слово  acedia  вытеснило гиппократовскую "меланхолию" и стало употребляться и в значении "тоска". Средневековая мысль, таким образом, видит в апатии и неустойчивости настроений как порок, так и болезнь (часто то и другое вместе)…… ))
2)Ссылка на главу трактата о меланхолии 1621 г.: http://www.npar.ru/journal/2005/2/berton.php
2) Ссылка на историю классификации греха (библиотека Якова Кротова): www.krotov.info/yakov/5_hist/00/greh_klass_1237.htm
3) Н. А. Литвиненко «Меланхолический герой в ранней романтической прозе
(Эволюция сентиментальной модальности)» Адрес: http://natapa.msk.ru/biblio/sborniki/litvinenko.htm
4) Об унынии пишет Н.Д. Гурьев в книге «Страсти и их воплощение в болезнях»:
…..Уныние – желание сожалеть о том, что не будет в жизни так, как именно тебе представляется правильным, сопровождает любой грех, удовлетворение которого недоступно ни сейчас, ни в обозримом будущем, но от которого унылый не отказался….унылый отстаивает обоснованность своих сожалений, изыскивает мнимые беды, неприятности с удовольствием.

 Ещё несколько определений уныния:
--  расстройство ментальных функций вследствие препятствий к реализации желаний;
-- модификация страха смерти, отказ от сопротивления, сопровождающийся угнетением инстинкта самосохранения, включением программы самоуничтожения;
-- чувство, воспринимаемое субъективно как вялость, инертность, пассивность, бессилие;

5) Кое-что о лени….  Лень (лат. - Acedia; Pigritia). Один из семи смертных грехов, хотя очень часто опускаемый в циклах последовательных изображений ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ПОРОКОВ в средневековой скульптуре и довольно редко фигурирующий в ренессансном искусстве. Моралисты, делали различие между просто физической ленью и более утонченной умственной бездеятельностью, порожденной меланхолией и именуемой по-латыни acedia. Для средневековых христиан acedia была пороком, поскольку подразумевала утрату веры, однако для ренессансных гуманистов она означала больше потерю творческого вдохновения и даже приобретала некие качества добродетели. Художники, однако, полагались на более очевидные символы: ОСЛА, на котором едет тучная фигура. Лени, или же он опускается перед нею; реже ВОЛА и СВИНЬЮ - все эти животные считались, возможно несправедливо (за исключением свиньи), ленивыми по натуре. Лень при одних обстоятельствах может привести к БЕДНОСТИ, при других - к РАСПУТСТВУ. Потому Лень может быть связана и с тем и с другим…..

И начнём от Адама.... :think

5
Недавно состоялся 14-ый Всероссийский съезд психиатров. Затрагивалась там и тема взаимоотношения религии и психиатрии. На западе давно уже эффективно работают бригадным методом в лечении и реабилитации душевнобольных. В бригаду входят психиатр, клинический психолог, социальный работник и СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ! Такой подход максимально плодотворен. В России же пастырская помощь душевнобольным комплексно с врачами вкупе оказывается только в одном учреждении в Москве (НЦПЗ РАМН), где имеется "церковный отдел". Как выяснилось, проблема в том, что священство не хочет идти на диалог с психиатрами (при том, что теоретических разногласий больше у церкви с психологами, а не с врачами), идёт такой , типа, разговор : "Ну, вы сначала воцерковитесь все, а потом посмотрим..".  Мне базовая проблема видится в т.н. "духовном редукционизме", вроде как "все болезни - страсти и ничего больше -исцелитесь постом и молитвой, а лекарства и т.п. не нужны. Целостный подход игнорируется. Это тоже самое, что заявлять - "все болезни от социальной неустроенности", "все болезни от психологических конфликтов, неутолённых желаний", "все болезни от нарушений в мозге" - РЕДУКЦИОНИЗМ - сведение целостного феномена к одной плоскости. Каждый тянет одеяло на себя, кто в чём лучше разбирается, тот ту сферу и абсолютизирует. Так проще живётся.

6
Келейные беседы / Как впасть в прелесть?
« : 25 Ноябрь 2005, 00:39:58 »
Многие боятся впасть в прелесть духовную, а Я с высоты её скажу вам, что Я - свят. Имея многотысячелетний духовный опыт скажу, что наилучшим умным деланием является практика целенаправленного впадания в прелесть,а исихазм в современном понимании и есть важный инструмент в этом. Впавший в прелесть обретает несомненно все духовные дары, описанные в Евангелии - умиление от общения с Богом, слёзы раскаяния ("как же раньше я не мог постичь полноту Божества"), небесно чистую совесть и радость от общения с Образами Божьими, которыми являются все с кем Я общаюсь, а также святую любовь (и это главное) ко всем немощным, даже которые и не достигли осознания своей падшей немощности. Рационализм - от лукавого, а Подлинная Прелесть есть качество Божественное. Я всегда достоин похвалы от Бога и от вас, дорогие форумчане. Если вы снисходительны ко Мне, ибо это есть истинный путь в сладчайшую Прелесть - вы станете выше меня, что будет незабвенно радовать каждый миг Моей благостной жизни. Если вы будете судить меня, то Я возрадуюсь вашей способностью стать моим Судией и с счастливой улыбкой выслушаю ваш вердикт. Если вы поставите духовный диагноз, то радости моей не будет предела из-за вашей поистине достойной самого Бога осведомленности. Пытаясь игнорировать моё послание, вы выразите также особое почтение к моей Личности, ибо некоторые умные делатели действительно ещё не готовы к общению со Святым.
 Подумайте и ответьте, как впасть в Прелесть и извлечь из этого максимальную духовную пользу?

7
Тема отделена от http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=633
--------

Ещё в разделе Келейные Беседы можно подраздел открыть "Клуб православного флирта"

8
(Отделено от темы Вязать и решить )

По поводу данных о распространенности психических расстройств в социуме и в церкви: В социуме исследования проводились  ещё в советское время путём почти поголовного обследования населения нескольких выбранных домов различных районов города Москвы (результаты опубликованы в литературе) путём личной беседы, а также подобные исследования проводились в других странах в Европе. Результаты по шизофрении вполне сопоставимы. Дело в том, что частота распространенности шизофрении приблизительно одинакова во всех странах Европы, особенно при унифицированной диагностике. В свою очередь 2 года назад сам провел исследование распространенности психических расстройств (тяжелых) в нашем городе (данные пока не публиковал), моё исследование в свою очередь подтвердило отчётливо выраженную равномерность распределения больных шизофренией в домах города, а следовательно и в популяции. Исследование о распространенности тяжёлых психических расстройств в двух церковных приходах нашего города сейчас в ходу и носит неофициальный характер, данные публиковаться не будут, естественно.  Однако на сегодняшний день знаком с большинством прихожан этих храмов, иногда заочно, беседовал с батюшками, проводил терапию многим прихожанам. Поэтому отношение тяжёлых психически больных к относительно здоровым, конечно приблизительно, но даже по самым скромным подсчётам говорит, что больных, например шизофренией НЕ менее 10% от всех прихожан, что в 10-12 раз превышает среднепопуляционную величину.

9
Возможно,нет такого дела или мысли, на котором не паразитировало бы тщеславие, оно есть первое и последнее препятствие к обожению, "мать гордости". Вспомним о подвиге о. Серафима - 1000 дней на камне... Тщеславие ждёт плодов духовных (умного делания), чтобы насладиться ими, духовный сахарозаменитель, оно способно быть ложкой дёгтя в меду. Юродство, вероятно, тот ключ не от мира сего, который запирает дверь перед носом тщеславия и гордыни. Юродивый парадоксален, сокрыт-уединен и имеет духовный нож, направленный на привязанности к вещам, обрезая узы плотского комфорта, мысленного/догматического и телесного...юродивый рушит Закон, но утверждает Любовь... Мудрость безумия?

10
Тема свободы/несвободы личности остро актуальна в современном богословии и не только. Она также активно обсуждается в рамках других наук о человеке. Большой вклад в диалог между богословами и психологами/философами внес Пауль Тиллих. Вот мой конспект из его главного труда "Систематическая теология":   "Третья онтологическая полярность – это полярность свободы и судьбы. Невозможно понять откровение, не имея понятие о свободе. Человек является человеком потому, что он обладает свободой, но ей он обладает лишь в её полярной взаимозависимости с судьбой. Когда свобода и необходимость противопоставляются друг другу, то необходимость понимается в терминах механистической обусловленности, а свобода – в терминах  не обусловленной  случайности. Вещь, в качестве полностью детерминированного объекта, лишена свободы. Отрицание необходимости никогда не образует опыт свободы.  Свобода – это свобода не функции («воли»), но человека, целостного «я». То, что не центрировано; то, что изолировано от общего процесса «я» в силу естественного или искусственного разделения (например в случае болезни или в лабораторных ситуациях), то обусловлено или механизмом стимула и реакции, или динамизмом отношения между бессознательным и сознательным. И тем не менее невозможно вывести детерминированность целого из детерминированности изолированных частей. Онтологическое целое предшествует частям и наделяет их характером частей особого целого.
 Свобода воспринимается на опыте как размышление (взвешивание аргументов и мотивов, решение и ответственность. Самоцентрированная личность взвешивает мотивы и реагирует на борьбу между ними как целое посредством своего личностного центра. Эта реакция и называется «решением», которое «отсекает» возможности. У личностного центра есть возможности, но он не тождественен ни одной из них. Слово «ответственность» указывает на то, что наделенная свободой личность обязана отвечать, если её спросят о принятых ею решениях. Каждый из нас отвечает за то, что совершилось посредством центра его «я» - этого средоточия и «органа» его свободы. Наша судьба – это то, откуда возникают наши решения; это неограниченно широкая основа нашей самости, это я сам как нечто данное, сформированное природой, историей и мной самим. Судьба – основа свободы. Свобода соучаствует в формировании судьбы. У вещей нет судьбы, потому, что у них нет свободы. У Бога нет судьбы потому, что он сам есть свобода. Судьба указывает не столько на оппозицию свободе, сколько на её условия и границы.  
В терминах аналогии мы можем говорить о полярности спонтанности и закона, они взаимозависимы. Закон делает спонтанность возможной, а сам закон является законом лишь потому, что он детерминирует спонтанные реакции. Закон природы не отменяет спонтанных реакций самоцентрированных образов (гештальтов), но детерминирует те границы, которые они не могут перейти."

Давайте попробуем установить диалог на эту тему и мы, по-возможности помогая друг другу определяться в понятиях.

11
Дмитрий Данилов писал:
Цитировать
viktor писал(а):
Цитировать
Называть врожденный гомо- и транссексуализм "тяжелыми и труднопреодолимыми страстями" - абсурдно, врожденный порок страстью не является вообще, указанные паталогии коррекции, как известно медицине, вообще не поддаются. Осуждать, к примеру, диабетика, что у него сахар в крови выше нормы - невежественно, полагаю.



Почему? Причем тут диабет? Гомосексуализм - грех, страсть. Диабет - не грех и не страсть. Что-то я Вашей логики не понял, честно говоря.

Насчет того, что эти патологии не поддаются медицинской коррекции - так ей много чего не поддается. В том числе первородный грех :) . Это не значит, что христианин, склонный к таким порокам, не должен с ними бороться (с Божией помощью) и считать их страшными страстями (пусть и врожденными).

viktor писал(а):
Цитировать
Цитата: <<Чтобы "вписаться в рамки христианства", надо победить страсти, достичь обожение, стать святым. Это не так просто, как может показаться>> Ну уж мы тогда все за "рамками христианства" :) .



В какой-то степени это так - по крайней мере, для меня, за других не скажу :).


Дмитрий!  Из Ваших слов можно сделать вывод, что Вы не разделяете понятия греха, страсти и болезни/патологии(в медицинском смысле слова). В болезни (мед.), если она наследственна, врожденна сам человек не виноват, ответственности не несет,- это важный момент.
 Так вот, ориентировочно 10% гомосексуалов имеют истинный, т.е. биологический гомосексуализм, который уж никак страстью бы не назвать (отсюда и аналогия с врожденным диабетом). Феномен половой ориентации гораздо сложнее, чем кажется. Болезни есть не только от Бога или "от беса", но и от естества...(а то, что естество повреждено грехом, так это и обсуждать нечего). Весь вопрос в степени личной ответственности.

12
Хотелось бы узнать взгляды участников форума не с точки зрения отвлеченных богословских текстов и общих фраз типа: "К молитве побуждает Бог (или бес)", а с позиции ЛИЧНОГО опыта. В каком состоянии возникает стремление помолиться? Что происходит в душе перед молитвой? Что (или кто) поддерживает на пути умного делания (изнутри)?

13
Идея апокатастасиса отвергает вечные муки в аду, тотальное осуждение, говорит о том, что спасутся ВСЕ, даже падшие ангелы. Мы можем предположить, что  Божественная Любовь способна ненасильно, всеочевидно обнаружить Себя перед личностью и та когда-нибудь обратится к Истине, произойдет "восстановление всего", зло как небытие упразднится... Как известно, идея апокатастасиса отвергнута Вселенским собором. Критика апокатастасиса, как полагаю, сводится в основном к тому, что данная идея, якобы, отрицает свободу воли грешника. Однако хотелось бы обсудить практический смысл идеи апокатастасиса. Соглашусь, что скорее всего проповедовать апокоатастасис нельзя, но можно верить в него как в спасительное слово тому, кто на пути молитвенной практики часто впадает в уныние, склонен к отчаянию на почве аномально выраженной тревоги осуждения - проявления болезненного комплекса вины, мазохистичности; когда перестаешь верить в спасение, "держишь ум во аде"...и отчаиваешься. Пожалуйста, поделитесь опытом спасения от отчаяния в связи с идеей апокатастасиса... или без неё.

Страницы: [1]