Клаудио Наранхо
ХАРАКТЕР И НЕВРОЗ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К НЕВРОЗУ (конспект)
• Каждый характер вызывает особую «метафизическую иллюзию» : неверную предпосылку в отношении к возможности или обещанию Бытия.
• Устная традиция Среднего Востока: когнитивная ошибка является изначальной сутью характера – см. далее).
• Защитные механизмы = избранные способы поддержки бессознательного – межличностные стили, стратегии
• Обсуждается предмет иллюзий в соединении с вопросом «онтической обскурации» ( сущностное заблуждение, умопомрачение, отклонение [индивида]): каким образом «нехватка или недостача бытия» переживается в каждом из «психологических адов», насколько индивид ответственен за ее (нехватки) поддержание и каким образом утрата бытия удерживается в каждом случае вводящей в заблуждение жаждой внешнего бытия: не там, где бытие может быть найдено, а где верится, что оно есть, в виду самообманчивой подмены, иллюзии, миража, ловушки…
• Представлено духовное понимание, взгляд на характер и невроз – экзистенциальный подход, приравнивающий духовное «умопомрачение» к утрате Бытия.
• Вся психопатология поддерживается единым скелетом специфической характерологической структуры И каждый характер вдохновляется особым «страстным» мотивом.
• Девять страстей (гнев, гордость, тщеславие, зависть, алчность, страх, обжорство, похоть, лень ) составляют сохраняющуюся всегда онтическую обскурацию (умопомрачение)
• Утрата Бытия - сердцевина характера.
• Вся психопатология влечет за собой «экзистенциальный вакуум», помрачение бытия, в котором этот «вакуум» поддерживается, и помрачение, сохраняемое экзистенциальным вакуумом.
• Характер – это базовый тип защиты.
• К.Хорни: симптомы невроза – манифестный результат конфликтующих характерологических черт и, следовательно, без раскрытия и выправления структуры невротического характера мы не можем лечить невроз; трудности характера неизменно сосредотачиваются вокруг базовых конфликтов.
• Невроз - искажение всей личности – пути, с помощью которого личность противодействует самой себе. Этот путь есть невротический стиль.
• Любой невроз – характерологичен.
НЕВРОЗ - процесс деградации сознания – грехопадение – изгнание из Рая – отклонение от Истины – психологический процесс аномального развития.
• Деградация, «изгнание» сознания в конечном счете приводит к тому, что индивид не чувствует никаких изменений ( потерь, ограничений, неудачных попыток реализации своего полного потенциала) – это полное человеческое падение, ослепленное, суженое сознание начинает веровать в свою свободу = «сон».
Деградация сознания – еще и деградация эмоциональной жизни и качества мотивации.
• Мотивация у целостного человека возникает из избытка и наполненности, в нездоровом состоянии же – имеется оттенок недостаточности, желание заполнить нехватку чего-то = разница между переизбытком любви и нехваткой желаний
* Н е д о с т а т о к л ю б в и
Мы являемся передаточным звеном в «чуме эмоций», поражающей все общество – бедствие, переходящее из поколения в поколение. Здесь максимально важен недостаток любви, отношение (специфическое) со стороны матери (к ребенку), а также «травма рождения»
• «Мы появляемся на этот свет подобно семени растения, в котором заложен определенный потенциал и которое инстинктивно ожидает от окружающей среды определенных условий, любви…» К.Хорни
• Изгнание из Рая и та личность, которую мы в результате отождествляем с «Я» - это есть с п о с о б с у щ е с т в о в а н и я, усвоенный нами для защиты собственной жизни и благополучия, - п о д о б н о е п р и с п о с о б л е н и е осуществляется путем «регулировки» в широком смысле, и обычно о с н о в а н о н а с о п р о т и в л е н и и , а н е н а с м и р е н и и.
• Ребенок, лишенный возможности удовлетворить свои потребности, вынуждается к манипулированию и его характер, следовательно, контрманипулятивный аппарат.
Следовательно, жизнью управляет не «мудрость» организма, /Божья воля/, а ранняя адаптационная стратегия, которую поддерживает особый вид научения, характеризующийся особой фиксированностью и жестокостью, поскольку в непредвиденном случае индивид в своем поведении обращается за помощью к изначальной ситуации, - «работа на автопилоте» - сложившаяся ситуация не рассматривается творчески + фиксация прошлых реакций – «характер», «персона», («charaxo» - выгравировать по-гречески). Характер – то, что выгравировано в человеке, постоянно.
• Основной конфликт в нас – вмешательство в саморегулирование организма со стороны нашего характера.
• Внутренний объект торможения, появляется в результате укоренившейся тенденции к самоотречению и желания быть не такими, какие мы есть на самом деле – наши невротические потребности. Следовательно, в л е ч е н и е – есть инстинктивные побуждения + невротические потребности характера.
СТРАСТИ = различные виды дефицита мотивации, они являются для нас запрещенными ввиду присутствия в них аспектов жадности и ненависти.
• Характер – совокупность черт, как следствие желание быть похожим на родителей и наоборот – не похожим на них.
• Основа характера двойственна – аспект мотивации (страсть) во взаимодействии со стремлением к познанию (фиксация - когнитивный стиль)
• С ф е р а и н с т и н к т о в = сфера страстей.
Подлинный враг находится в сфере недостаточности мотивации – враг этот – побуждение страсти, заражающее, оказывающее пагубное влияние, подавляющее и замещающее инстинкт + когнитивные аспекты Эго, поддерживающие эти страсти.
ДУША - СУЩНОСТЬ : высший интеллект + высшее чувство (добродетели ) + чистый инстинкт(свободный)
ЛИЧИНА - : низший интеллект( фиксации ) + низшее чувство (страсти) + низший инстинкт (сохранение + сексуальное + социальное)
• Сущность – сознание, существующее в Боге, это не вещь, но процесс, свободный и целостный.
! Различие между сущностью и личиной – реальным и обусловленным существованием, высшим и низшим разумом, истинным и ложным «Я».
__________________________________
Самопознание – стремление раскрыть у себя изначальную центральную черту характера – «самое главное качество».
ИТАК: Два центральных свойства в каждой структуре характера:
1) «когнитивный дефект», особым образом искаженная реальность, фиксация;
2) «управляющая страсть», природа мотивационной основы Структура характера формируется определенными основными путями – «ментальный скелет».
Имеется девять основных разновидностей характера, в каждой из которых ещё три разновидности в зависимости от интенсивности стимулов самосохранения, половых и социальных стимулов (инстинкты)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОСНОВА НЕВРОЗА. СТРАСТИ.
Страсти – основные, мотивированные дефицитом (недостатком Любви) побуждения, движущие психикой (желания).
Ухудшение эмоционального настроя вызывается скрытым вмешательством со стороны когнитивного расстройства (фиксации).
Преобладание той или иной страсти можно наблюдать в ребенке уже в возрасте 5-7 лет, однако лишь после 7 лет в нем формируется когнитивная основа для конкретного эмоционального настроя.
Страсть = болезнь, опьянение, она сопровождается зачастую страданием и разрушением.
Страсти – низшие эмоции (– страдание (пафос) – пассивность) – страсти овладевают, т.е. мы – игрушки страстей.
Психодуховная леность – нота «до» всех страстей.
Психологическая инертность (лень) – основа невроза (отсутствие чувства бытия). Страсти взаимосвязаны определенным образом.
Пример: Сладострастие – «возвышенная» и преобразованная «гордость» - зависимость отрицается и трансформируется в агрессивное отношение «хищника» к окружающим. Годость – компенсация неполноценности во взгляде на самого себя. Алчность – альтернативная форма выражения мстительности (аутисты) – не дарить никому свою любовь и вычеркнуть человека из своей жизни.
Страсти равнозначны как в этико- теологическом, так и прогностическом смыслах.
ТИП КОГНИТИВНОГО ИСКАЖЕНИЯ. ФИКСАЦИИ.
Фиксация возникает в результате рационализации (толкования-оправдания) соответствующей страсти.
Фиксации лежат в основании страстей, фиксации – грани ведущей к заблуждениям системы в Эго.
Любой тип характера (формирующийся на основе страстей) отчасти содержит в себе идеализацию; некий невыраженный взгляд на то, как надо жить.
В процессе психотерапии можно выявить какой-то период жизни, когда человеком было принято решение мстить, никогда больше не любить, жить в одиночестве, никому не верить и т.п. + множество предубеждений, которые принимаются человеком с тех пор как истинные, а также предубеждения, появившиеся в детском возрасте из-за боли или паники.