Исихазм

Автор Тема: Матта-аль-Мискин. «Правила аскетической жизни»  (Прочитано 19097 раз)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Тогда объясните, каким образом новый человек может умертвить ветхую самость, без Христа.

А кто такой – «новый человек», если он – без Христа? Это ветхий человек – человек, живущий без Христа.  Но мой вопрос был о другом. Когда аль – Мескин пишет об «умерщвлении», то в проповеди видно, что он подразумевает совсем иное, не привычное понятие «умерщвления». Об этом много говорит в его проповеди: и то, что он сравнивает самость с тем, кто занял место хозяина. Или эта фраза: «Но та самость, которая мертва… находит утешение в исповеди и радостно ищет ее, преодолевая все препятствия; поскольку в исповеди она омывается и снова омывается, пока не убелиться.» Мертвая самость, которая омывается… По-видимому, речь идет о преображении, а не об умерщвлении самости. Но почему используется именно такой оборот речи, пока не ясно… Возможно, ответ в том, на что указал Александр, что обращается проповедник все же не к новому, а к ветхому человеку?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

А кто такой – «новый человек», если он – без Христа?
В новейшее время воплотилось огромное количество "люцифероидов", которые выглядят, ну точно, как люди, но очевидно лишены каких-то общепринятых человеческих качеств. У них очень плохо с состраданием, например. Господь говорит: "Есть много животных, имеющих форму человека" [в гностическом тексте, увы...]. А "люцифероиды" даже и не животные - они, как один мой друг назвал их - "негантропы".
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

проповедь резка, даже ультимативна. в плане разовой проповеди она как меч, жестокий чтобы пробиться, наверное, в ум маловера. последующий контроль и утешение такого аввы должны по идее выравнять резкозти. а если нету такого аввы в жизни - нашей - то подорвавшись по тому, что сказано, можно надорваться (что скорее всего и будет) или хотя бы наполучать тумаков (далеко не полезных) своим терпением и борьбой. впрочем это и хорошо, наверное для особо ярых - потешут душу железом и согнутся - это уже полезно, потому что потом еще оклемаются, и для тех у кого вера весьма крепка - все перетерпят. остальных, думаю, практическое осуществление написанного не вполне заинтересует, а если вдруг охватит, то не справятся, не успев много продвинуться. я не говорю, что плохо написано, наоборот, написано очень четко, цели обозначены, все кратко, не разжевано. и цели там поставленные без благодатной помощи не подымаемы - своими силами это надрыв. порядка как принять и тратить в подвигах серьезных, так сказать, "благодатные запасы" как прп. силуан называл, нету. что даже жуткий грешник обретает духовную силу себе в помощь, умолчано. что если он ее поначалу не обретет в тишине, то утрудится, например. например слова о остатках злобе к оскорбившим братьям без слов о том, что это только божий мир способен сравнять, без слов о том как его обрести, мне кажутся очень жестокими для практики... это не каждый святой на такое способен при всей благодати стяжанной. впрочем прошу не придираться к моей косноязычности, выписал некоторые соображения

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Есть и такие слова:
"Но та самость, которая мертва или намеревается умереть, совершает скачок на пути в жизнь вечную, по одному лишь слову духовного отца, и бежит безостановочно по этому пути, и слова порицания для нее слаще меда."

Слова порицания слаще меда... Характернейшая черта сильного и неразвитого эгоизма - хватать и потреблять. По мере развития самости приходит удивительный опыт: оказывается, можно потреблять куда больше, если умеешь отдавать. Тебя порицают - ты отдаешь свою гордость - и самость радуется, ибо расширяется, становится больше и тоньше. Переход от сжатости к расширению. Распространен еще и другой, извращенный вариант: человек (его самость) ублажается оскорблениями в своей адрес. 

По мере истинного очищения слова порицания проносятся как пустой звук, не задевая. Нет в них никакого меда. А вот на дороге очищения слова порицания даже очень полезны, не для того чтобы есть их как мед, чтобы делать выводы о своих недостатках и слабостях.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Rada,  у тебя, как понимаю, есть книги аль-Мискина. Нет ли у него в книгах подробностей, об умерщвлении и преображении самости? Чтобы не домысливать лишнего, за автора  8-)

elm, согласен на данный момент с твоими рассуждениями. Этот текст – не самодостаточен, он скорее вдохновляет, чем является "сбалансированным" духовным мануалом ))

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Цитировать
Но пусть никто не представляет себе, что процесс смерти самости сложен, что в нем есть свои тайны или ступени. Вовсе нет. Он чрезвычайно прост; это ничто иное как решимость человека —  сдать всю свою жизнь, во всех ее мелочах и деталях, ее прошлое, наряду с настоящим и будущим, не колеблясь, в руки Христа, тем самым навсегда отвергнув свое хотение, как ребенок, который отдает самую любимую  вещь, которой он владеет, своему отцу – из любви, будучи уверен, что получит взамен много лучшую. Мы вручаем Христу нашу нечистую земную самость и нашу глупую, дурную волю и получаем взамен Его собственную Личность и Жизнь, в то время как Он несет нас на крыльях Своей святой воли.
Хороший текст для новоначальных, эмоциональный, побуждающий... Этой побуждающей силой и ценен. Если говорить о смысле самости и пути ее умирания, то на форуме было сказано намного больше и глубже.
Возьму на себя наглость противоречить признанному авторитету Матте-аль-Мискину.

Вот он говорит о решимости человека расстаться со своей самостью. Это равносильно тому, как если бы я решил расстаться с жизнью, не применяя к тому никаких средств - ни взрезания вен, ни выстреливания пулей в башку или в сердце, ни бросания себя об асфальт из окна верхнего этажа, ни даже [как Анна Каренина] - под поезд. Никакой силы воли, кроме, пожалуй, умерщвления себя голодовкой, не хватит, чтобы спокойно сесть и расстаться с жизнью. Так же и с самостью.

Самость сама по себе - не есть зло. Самость - то, чем мы отличаемся друг от друга и от Бога, в т.ч. Самость - неотъемлемая принадлежность нашей личности. Важно различать градации самости и видеть низшие её составляющие, особенно те, которые ответственны за сохранение своей "территории", неприкосновенности личности, да и просто физической самозащиты.

Необходимо помнить, что наше предстоящее [искомое] соединение с Господом в единый организм может произойти только в режиме "неслиянно-нераздельно". Наша личность не поглощается Им, и вместе с ней продолжает существовать наша самость в самой высшей, рафинированной своей форме - глубоко Личного и Уникального Господа Христа.
 
Когда Апостол говорит, что "уже не он живёт, а живёт в нём Христос", то это говорит его самость, его личный Христос. Он же не говорит типа: "Внимание, говорит Господь!". Мы понимаем, что всё же это Павел говорит, хоть и преображённый из бывшего Савла.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Нашел в одной из глав книги Матта аль-Мискина "Orthodox Prayer Life: the Inner Way"
такую краткую формулировку, в один абзац, которая несколько проясняет позицию автора:
Цитировать
7. Наше внимание должно быть внутренне сфокусировано, на той воле, которая толкает нас на похоть и грех. Эта наша извращенная воля до смерти жаждет своего. Предел всех ее устремлений – в одной точке, в эго. Эго – наш враг. Мы должны сражаться против него, в постах и бдениях, пока оно полностью не умрет. Только тогда мы станем обладателями новой воли,
которая исполняет одну лишь волю Божью.
Здесь так и написано по-английски "ego". В проповеди использован иной термин – "self". Но, уверен – речь у автора все об одном и том же.
Смерть – эгу. Смерть – самости.  :-)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

прозелит,  ага, строгий такой правдивый и бескомпромиссный импульсивный наказ-вдохновение, так сказать, настоятеля. уготовка на то, что будут жечь железом. это - в братстве с аввой. у нас немного другие условия - люди, а точнее пестующие их демоны и затоптать могут. это я про несправедливости. и я вот замечаю по пережитому опыту, что обычно и вдавливают в прах, когда играешь в "свое" терпение. больно весьма такое попустительство, и слава богу, что доводит то того, что сгинаешься и не можешь терпеть далее и либо чувство обиды вгрызается и долго сходит при божией помощи, по мере того, как реально смиряет душу, либо падаешь в раздор, малый или большой, от которого ощущения (падения, "грешноватости") душа опять таки перестает выситься - и чудесные вещи - благодать тут как тут затмевает (не совсем, но может и вполне сильно) невзгоды и произошедшее озлобление от укоров и досад, о чем александр и написал, как я понимаю. а вот когда во внутренней силе погружаются или повергаешь пакости, то они как правило со вне и прекращаются. впрочем наверное есть моменты когда именно благодать закрывает глаза на озлобление, а есть - вычищенная душа не знает злобы, а в жизни что-то между. но бывает что и не видишь как втягиваешься все больше в перепалки, и не смиряешься от того что грешишь, и плохо это все оборачивается... но есть ведь и другое - когда при оскорблениях, например, некоторые слова (бывает что одни вроде не задевают) видятся не совместимы с правдой и вызывают гнев, и в то же время злобы, обиды внутри к человеку нет, есть именно притяжение к нему, не плотское, чистое, любовь - и вот если не обличишь с мужеством без злобы, то уходит господь и наступает уныние. не обида а уныние, и любовь пропадает. скажешь - не пропадает, но может и умалиться. не по духу поступил? вот и рассуждай как себя вести... кстати о. матта говорит о силе крестной, что она дается даром, и о предвкушении благ. но не раскрыто. сила, как симеон феолог писал, есть только тогда с тобой, когда ты ее чувствуешь. а она может и скрыться по разным причинам, и так далее. вот тут все и не просто

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

...Смерть – самости.  :-)

"Более того, самость – это сам человек и есть, в тот момент, когда его натуральные инстинкты максимально сильны."

Смерть человеку?! Ветхому, да… Но не смерть в общепринятом значении, когда умирает все – и чувства и мысли и желания… Нет. Умирание – это прекращение получения питания из низшего источника, который питает натуральные инстинкты человека и восстановление жизни в Высшем Источнике, когда низшее подчиняется высшему, преображаясь в его лучах  во славу Божию.

Спасибо за переводы, Рада и прозелит! И как, все таки, правильно: Мескин или Мискин? :-)

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Rada,  у тебя, как понимаю, есть книги аль-Мискина. Нет ли у него в книгах подробностей, об умерщвлении и преображении самости? Чтобы не домысливать лишнего, за автора  8-)

elm, согласен на данный момент с твоими рассуждениями. Этот текст – не самодостаточен, он скорее вдохновляет, чем является "сбалансированным" духовным мануалом ))

У меня не та книжка, но про смерть ты правильно уже написал.  сумбурно могу набросать
Капитуляция я:
"не я совершаю хорошие поступки, не я умно говорю, не я помогаю нищим и обездоленным  - Бог во мне. Я же - ничто, пыль, я грешник, ради спасения которого умер Христос"
Из Исайи - "младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а сил нет родить"
Без Божьей силы, которая вытолкнет. И пока мы хоть малость надеемся на себя  мы лишь продлеваем агонию смерти в жизнь.
В идеале - плод  бесстрастия, безразличия к себе, хвале, хуле, -  подобным умалением и капитуляцией.
Матта аль-Мескин акцентирует , что именно своими бесконечными неуемными желаниями "творить добро" мы самость раздуваем также(вот как мы, возможно,  переводы свои тут всем печатаем)). а истинно необходимый труд и подвижничество дает лишь сам Святой Дух(и по поймем по Его аромату святости, когда творим дела не ради добрых дел, а потому что творя их мы чувствуем себя ближе к Богу
То есть в борьбе с самостью главный помощник нам -Дух Святой, который как свидетель каждой мысли и поступка - все ли во славу Бога или же во славу нас самих. Он как передатчик между человеком и Богом, активируется лишь в нашем "правильном" состоянии, намерении, направленности - молитва, чистота, любовь, доверчивая вера
если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя
Христос в пустыне пошел за Святым Духом, на самораспятии(убиение самости)
Speak to me a word that I may live

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Слова порицания слаще меда... Характернейшая черта сильного и неразвитого эгоизма - хватать и потреблять. По мере развития самости приходит удивительный опыт: оказывается, можно потреблять куда больше, если умеешь отдавать. Тебя порицают - ты отдаешь свою гордость - и самость радуется, ибо расширяется, становится больше и тоньше. Переход от сжатости к расширению. Распространен еще и другой, извращенный вариант: человек (его самость) ублажается оскорблениями в своей адрес. 

+1000!
Раньше этого не понимала, не видела. Ублажаться можно чем угодно: и аскетическими подвигами, и порицаниями, и сочувствием, и благотворительностью, и скромностью, и добродетелью... Любые игры вместо того, чтобы просто быть собой.
And death shall have no dominion

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

как интересно расставлены приоритеты...акцент на смерть...смерть эгу, смерть самости...а не на жизнь...рождение во Христе, воскресение и жизнь со Христом...странно, однако... :roll:

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Цитировать

Самость сама по себе - не есть зло. Самость - то, чем мы отличаемся друг от друга и от Бога, в т.ч. Самость - неотъемлемая принадлежность нашей личности. Важно различать градации самости и видеть низшие её составляющие, особенно те, которые ответственны за сохранение своей "территории", неприкосновенности личности, да и просто физической самозащиты.
 
Леонид - по-английски это освободить ourself от limited-self
Что собственно освобождение, а не убиение, да... Градация такова, что меньшее низшее(человеческое "я" не способно родить себя-как- Божье-Я") умудряется держать в тисках бОльшее и высшее-потенциальное. И слияние конечно же -  подобного с подобным в итоге
Speak to me a word that I may live

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

как интересно расставлены приоритеты...акцент на смерть...смерть эгу, смерть самости...а не на жизнь...рождение во Христе, воскресение и жизнь со Христом...странно, однако... :roll:

Это вопрос очищения. Человек услышал зов Бога впервые, он повернулся, распахнув руки и открыв сердце, и полетел, окрыленный, дальше гравитация начинает тянуть, как говорят "грехи в рай не пускают", то есть воля и намерение уже Там, но гири свинцовые на ногах. Человек видит, в свете Христа, отражающемся в его сердце, что не пускает дальше, в То измерение, не Христос, а    - его..человеческая природа, самость..Он принимает ответственность на себя. Начинает работать благодать. Движение вверх уже не порывистое, а постоянно-постепенное, медленное, еще сильнее ощущается вес. А желание вырваться ввысь уже зашкаливает, отчаяние за свои грехи в свете осознания святости Бога(оно темное) и такая надежда(светлая), одновременно - от  несоответствия того, что есть, и что "ведомо" раздается вопль, моление  к Богу, чтобы воспарить наконец. То есть вера и борьба. Обжигающие качества.
Не вижу противоречий. Умирая для мира - рождаешься для вечности
Качества - легкое, горячее, активное начало. То есть то, что не утяжеляет, не держит под спудом. Пост ли, самопожертвование ли, любые другие аскетические подвижнические приемы - все должно быть в радость, в окрыленность
 
Speak to me a word that I may live

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4524
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

как интересно расставлены приоритеты...акцент на смерть...смерть эгу, смерть самости...а не на жизнь...рождение во Христе, воскресение и жизнь со Христом...странно, однако... :roll:
а что хочешь бабуль монахи пишут,  жуя сухари, а тебе все каравай да жизнь... :-D