Исихазм

Автор Тема: Смущение  (Прочитано 20855 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #15 : 28 Август 2006, 22:09:06 »
Если соотнести эти цитаты с приведенными ниже, а также со статьей Каломироса и приведенными в ней цитатами, то вывод можно сделать пожалуй только один: дело не в том что Бог не принимает покаяния после смерти, а в том что по каким-то причинам за пределами земной жизни человек не уже может коренным образом измениться, очиститься от страстей, совершить покаяние-метанойу как изменение состояния своего ума и сердца.

И хотя по видимому приведенные Павлом цитаты отражают консенсус патрум, были у отцов и другие мнения, вплоть до представлений о всеобщем спасении у свт.Григория Нисского, которые, в отличие от платонистского варианта Оригена, не были осуждены Церковью и отцами, хотя и не получили всеобщего признания. К той же категории относятся представления Климента Александрийского, а также последних глав 2 тома прп.Исаака Сирина (авторство которых впрочем под сомнением). Таким образом, мнения о возможности спасения после смерти высказывались некоторыми отцами, но оставались "на периферии" богословия и не получили широкого признания, хотя и не были никогда открыто осуждены. Вопрос  почему так произошло? Не из педагогоческих ли соображений?

____________________________

„Пришествие Сына будет для всех, но будет иметь целью суд и отделение верных от неверных, ибо и верующие веруют по их собственному выбору, точно так же и не соглашающиеся с Его учением не соглашаются по их собственному выбору... Тем, которые пребывают в своей любви к Богу, Он дарует общение с Ним. Но общение с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. На тех же, которые по их собственному выбору удаляются от Бога, Он налагает то разъединение с Собою, которое они выбрали по собственному соглашению. Но разъединение с Богом есть смерть и разъединение со светом есть тьма, и разъединение с Богом есть лишение всех благ, которые есть у Него. Поэтому те, которые чрез отступничество теряют эти вышеупомянутые вещи, будучи лишены всего блага; — испытывают всякого рода наказания. Однако Бог не наказывает их непосредственно Сам, но это наказание падает на них, потому что они лишены всего того, что есть благо. В самом деле, благо вечно и без конца находится с Богом и, следовательно, лишение блага тоже вечно и не имеет конца. В этом случае происходит то же, что при возлиянии света: те, которые ослепили себя или ослеплены другими, совершенно лишены наслаждения светом. Но не так, чтобы свет наложил на них наказание за слепоту, но эта слепота сама собою принесла им несчастье. Поэтому Господь объявил: „верующий в Меня не судится" (Ио. III, 18), т. е. не разъединяется от Бога, ибо соединен с Ним верою. С другой стороны, он говорит: „Неверующий уже осужден ибо он не веровал во имя Единородного Сына Божия"; т. е., он по своему собственному соглашению разъединил себя от Бога. „Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет"(Ин.III,18—21). Итак, коль скоро некоторые люди в этом мире отдают себя свету и посредством веры соединяются с Богом, другие же бегут света и разъединяют себя от Бога, — Слово Божие придет приготовить соответствующее обиталище для тех и других: для тех, кто во свете, чтобы они могли получать блаженство от света и блага, заключающаяся в нем, — а равно и для находящихся во тьме, чтобы они были причастны ее бедствиям."
Св. Ириней Лионский

"Нельзя в собственном смысле сказать, что причастие жизни бывает воздаянием за прежние добрые дела, а обратное — наказанием за дела худые [26]. Сказанное же подобно примеру с глазами. Мы, ведь, не называем различение видимого наградою и отличием каким-нибудь, которое воздает очистившему зрение и, наоборот, не называем наказанием того обстоятельства, постигшего больного, что он лишен зрительной деятельности. Но как человеку, находящемуся в нормальном состоянии и необходимо видеть, а выведенному болезнью из нормы естественно лишиться способности зрения, — так и блаженная жизнь сродна и свойственна имеющим чистые органы душевных чувств, a у кого болезнь неведения, подобно какому-то гною, служит препятствием к приобщению истинного света, для того необходимым последствием бывает не иметь части в том, приобщение чего называем жизнью для приобщающихся".
Св. Григорий Нисский

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #16 : 28 Август 2006, 22:32:57 »
Я человек темный, в богословии - ноль.  На такое обилие цитат Святых Отцов ответить мне нечего.
Но все же, когда я слышу споры о том, какая конфессия спасительна, а какая нет, то вспоминаю евангельский эпизод, где Господь встречается с богатым юношей.

 "...Ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно"(МФ 19, 25).

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #17 : 29 Август 2006, 00:09:19 »
Цитата: Evgeny
Если соотнести эти цитаты с приведенными ниже, а также со статьей Каломироса и приведенными в ней цитатами, то вывод можно сделать пожалуй только один: дело не в том что Бог не принимает покаяния после смерти, а в том что по каким-то причинам за пределами земной жизни человек не уже может коренным образом измениться, очиститься от страстей, совершить покаяние-метанойу как изменение состояния своего ума и сердца.

Очень возможно, Евгений. Например, свт. Иоанн Златоуст объяснял невозможность этого так:

“Итак (в аде) не было нужды в предтече. В противном же случае, если неверные по смерти могут, обратившись к вере, спастись, то никто никогда не погибнет: [так как] тогда все покаются и поклонятся Христу. А что это истинно, послушай Павла, который говорит, что всяк язык исповесть, и всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних (Фил 2:11,10), и что последний враг изпразднится смерть (1Кор 15:26). Но от этой покорности никакой не будет пользы, потому что она произойдет не от доброго произволения, но уже, так сказать, от самой необходимости”.

Другими словами, как архим. Софроний (Сахаров) передал нам слова прп. Силуана: “Свобода - великий дар, но страшный”.

Теперь насчет педагогических соображений. Евгений, это очень страшно и опасно присваивать себе суды Божии не получив откровение от Бога. Не думаю, что святые отцы пошли бы на это не будучи уверенными в этом вопросе. Кто сомневался, тот либо обходил этот вопрос стороной, либо говорил как свт. Филарет Московский (цитату все знают).
Кроме того, ложь, пусть даже во спасение – это грех. А мы с Вами говорим о святых людях.
Далее, святые отцы были далеко не глупыми людьми, и прекрасно понимали как трудно принять другим христианам мысль о неспасении добродетельных иноверцев и еретиков (уверен, что Вы то уж точно не принимаете недалекую мысль, что православные христиане получают удовольствие от разделения с инаковерующими и их погибели), и какие это может породить (и порождает) проблемы.
Короче говоря, мне в это трудно верится, но настаивать на своем не буду. Замечу только одно, даже если Вы были бы и правы, то, наверное, не стоит разрушать то, что строили Отцы. Для себя этот вопрос решаю так: меня Бог через святых к Себе привел, не мне им и перечить. А цену своему собственному умишку я знаю, накушался.

p.s. И еще хочется сказать, что несмотря на существующие и возможные в будущем разногласия, радует и приносит пользу беседа с человеком, который при попытке найти ответы на очень и очень непростые вопросы, не желает выходить за рамки Св. Предания (в частности, святоотеческого учения). Спасибо, Евгений.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #18 : 29 Август 2006, 00:46:34 »
Вам спасибо, Павел, за грамотную помощь. Я тоже своему уму не доверяю, просто хотел разобраться в сути и найти ответы на свои сомнения. Но согласен что не нужно разрушать то что строили св. отцы. Были ли на то педагогические причины в тех исторических условиях, или откровение от Бога, но определенные причины для таких воззрений были, и не нам это переделывать.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #19 : 29 Август 2006, 02:07:24 »
Два замечания.

1. Все цитаты, приведенные Павлом, - о другом. Иначе зачем церковь молится об умерших, если в посмертии их участь неизменна? Вся богослужебная практика церкви пронизана молитвой об усопших. Зачем? Из-за педагогических соображений, чтобы живые так сильно не переживали об участи умерших?

Думаю, церковный опыт здесь глубже голой педагогики. А если святые в силе помочь умершим, то не страждут ли сердца их обо всех. Итак, если и грешный человек не может изменить своей посмертной участи и спастись, то Богу все возможно, и сама церковь воспевает эту реальную возможность в панихидах и парастасах.

2. Никакого конценсуса патрум быть не может без ап.Павла. Посему настоятельно возвращаю всех к его Посланию к Римлянам: читаем и зрим ясное мнение ап.Павла об участи язычников - они, "не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры." "Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах."

Согласие отцов должно иметь в своем основании Св.Писание и никак не противоречить авторитетному мнению апостола. Оправданы - спасены - будут исполнители закона! А у праведных язычников (тех, которые по природе законное делают) дело закона прописано в сердцах. Ап.Павел утверждает, что язычники оправдываются (спасаются) по своим сердцам. Это может означать только одно: Христос явно открывается им в посмертии, если они не смогли увидеть Его при жизни, но поклонялись Ему - как Богу неведомому - в своем сердце.

Или кто-то не согласен с апостолом?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #20 : 29 Август 2006, 02:54:25 »
Вопрос о возможности покаяния после смерти более сложен и глубок. Посмертная участь связана с состоянием души и сердца человека, поэтому это лишь следствие последнего. Если мы понимаем покаяние как метанойю - изменение ума и очищение сердца, то видимо возможность определенного изменения души, в значит и местонахождения и участи, сохраняется после смерти (о чем также писали отцы), но не настолько радикальное чтобы изменить общий импульс который душа приобрела при земной жизни. Видимо только в земной жизни душа, связанная с телом и поставленная в условия земных искушений, имеет возможность к глубоким радикальным изменениям, к перемене направления духовного движения. После смерти выбранное направление сохраняется, и человек либо продолжает совершенствоваться и приближаться к Богу, либо продолжает деградировать и удаляться. И в перспективе вечности возможно люди разойдутся к двум крайним духовным полюсам - или Царство Божие, или ад, подобно тому что произошло с ангелами и бесами.

Вопрос о спасении язычников - это действительно иная грань проблемы, и слова ап.Павла здесь достаточно авторитетны и должны приниматься во внимание. В любом случае, совершенной веры и совершенного спасения в пределах земной жизни достигают лишь верующие и реально (а не только номинально) присоединившеся к Телу Христову. Ведь, по словам прп.Симеона, невозможно "стяжать Святого Духа не сознавая сам того". Таковые "на суд не приходят, но перешли из смерти в жизнь". Участь же остальных, как верующих так и не уверовавших по обьективным или субьективным причинам, решится на окончательном Суде Божием, исход которого никому предсказать не дано.

К этому можно добавить и слова Св. Иринея Лионского
"Христос пришел не ради тех только, которые во времена Тиберия кесаря уверовали в Него, и Отец оказал Свое промышление не ради ныне только живущих людей, но для всех вообще людей, которые от начала в своем поколении по силе боялись и любили Бога и праведно и благочестиво вели себя в отношении к ближним и желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему, всех таковых Он в втором пришествии Своем прежде воздвигнет от сна и как их, так и прочих, имеющих судиться, воскресит и поставит в Свое царство."

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #21 : 29 Август 2006, 10:07:20 »
"Я есмь путь и истина и жизнь;   никто  не  приходит  к  Отцу , как только через Меня" (Иоан. 14, 6); "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Иоан. 10, 9);

Но во мне время от времени всплывает "еретический" вопрос: а что  значит "через Меня"? Означает ли это христианскую веру в традиционном нашем понимании? Или речь идет о чем-то более широком (а может быть, глубоком) и более личном?
Наверное, об этом и говорит Апостол Павел в своей цитате о праведных язычниках.
Важно, впрочем, помнить, что сознательно принявший Христа уже не сможет стать "праведным язычником" (даже если и был таким раньше).

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #22 : 29 Август 2006, 11:36:28 »
Цитата: Alexander
Да, - говорила эта дама, - Тереза - праведница, но ведь не может быть спасена, потому что католичка.

Цитата: Evgeny
Ведь, по словам прп.Симеона, невозможно "стяжать Святого Духа не сознавая сам того".

За вопросом о спасении стоят многие другие связанные интересные вопросы. Например, если возможно быть праведником вне Православия, то зачем именно оно и дорог становится много, много… Или так: можно ли стяжать Святого Духа и одновременно при этом не принимать учения Церкви? Как и почему это возможно?
Цитата: Alexander
Это может означать только одно: Христос явно открывается им в посмертии, если они не смогли увидеть Его при жизни, но поклонялись Ему - как Богу неведомому - в своем сердце.

Здесь также интересный вопрос. Необходимо ведь различие.
Есть те, кто вообще не слышал о Христе (не важно в какое время). К ним, думаю, полностью применимы слова ап.Павла. Да и вообще, разве ваше чувство справедливости и любви не говорит о том же?
Есть те, кто слушал, но не услышал. Ведь согласитесь: одно – слышать проповедь из уст и дел праведника или святого, другое – из уст и дел, например, духовных фарисеев или инквизиции (кстати, очень актуальная проблема, ибо много так или иначе знающих и учащих, но мало воплощающих до святости). Эти, думаю, очень подобны первым.
Есть те, кто слышал, но не послушался. Если человек сознательно противиться, кто ж его заставит?

Прп. Иоанн Дамаскин: “Нужно знать, что падение для ангелов тоже, что смерть для людей. Ибо после падения нет им покаяния, как и людям нет покаяния после смерти”.
Может за одно кто-нибудь скажет что? или точнее кто? им мешает покаяться? А ведь Бог желает спасения всем и ворота всегда открыты, так кто разделяет умную личность (человека или ангела) от Бога?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #23 : 29 Август 2006, 13:26:34 »
Олег, первый вопрос о праведности вне православия и многих дорогах может быть распространен и на само православие, потому что оно уже давным-давно не однородно: в нем есть зилотствующие, националисты и фундаменталисты вплоть до сталинистов, в нем есть либеральные реформаторы и экуменисты - и все это в рамках одной юрисдикции. А есть другие православные церкви, которые видят в МП набор ересей, отказывая ее членам в спасении. Уже здесь - на внутриправославном уровне - открывается якобы много дорог. И вот с пеной у рта апологеты своего выбора доказывают, в какой именно православной церкви пребывает истина, а в какой нет спасения.

Дорога одна, только ее особенность, что она пролегает не в мире сем. Это внутренний путь, поскольку Царство Божие внутри человека. На внутренней стезе человек принимает Бога или отказывает ему. Важная особенность: внутренний выбор Бога без внешнего исповедования Его не полон, и тогда появляется раскол между внутренним и внешним.

Итак, существуют следующие варианты:

1. Выбор Христа осуществляет и внутренний, и внешний человек. Это путь святых в церкви.

2. Выбор Христа осуществляет только внешний человек, а внутренний спит - это путь номинального христианина, и он не ко спасению.

3. Если же внутренний человек заключает завет с лукавым при внешнем исповедании Христа, то он встает на путь законников, книжников и фарисеев (в нарицательном смысле). Задача таких "порождений ехидниных", спрятавшихся под личиной внешней праведности, - сопротивление Богу и убийство святых.

4. Выбор Бога осуществляет внутренний человек, а внешний спит или исповедует Бога неверно. Говорить о спасении такого человека можно. Когда будет совлечен человек внешний - а это происходит после смерти, - откроются тайные дела и помыслы сердца. По ним судит Бог. Но принести в совершенстве учение Христа в наш мир такие люди не могут, хотя и будут причастны спасению. Степень несовершенства и отклонения от истины различна, и помним, что совершенен Един Бог.

На второй вопрос отвечает притча Господа.
А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие.

Внешний человек может сказать: нет, а внутренний его ответит: да - и именно он будет исполнившим волю Божию, а не тот, который только по внешности говорит: да, - внутри же Бога отрицая.

Tigon

  • Сообщений: 32
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #24 : 29 Август 2006, 16:04:33 »
Вопрос ко всем. Вы хорошо знаете свое мнение, подпираете важными словами, но сути нет как обычно.

Простите за смущение.

Есть Источник бытия и человечества, и Он заведует, как и чему. И приходит время выбора у людей, как сейчас.
Восток кипит своей энергией. Сообща.

А тут 5-10 людей не могут понять смысл друг друга.  Как  в математике, обьясняются формулами, без проникновения. Делятся все на лагеря.Силы нет общей.

По воле внутренней все происходит, как притяжение к магниту, туда и поступят.
Православие - самое верное, но иногда "пробивает" и других.

Там- живут сообществами, а вы смогли бы все жить сообща в ежемоментном сообщении.

Будьте просто верными, в каждый момент, и продолжение(спасение) будет.

Мир всем.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #25 : 29 Август 2006, 18:47:30 »
Цитата: Олег
Прп. Иоанн Дамаскин: “Нужно знать, что падение для ангелов тоже, что смерть для людей. Ибо после падения нет им покаяния, как и людям нет покаяния после смерти”.
Может за одно кто-нибудь скажет что? или точнее кто? им мешает покаяться? А ведь Бог желает спасения всем и ворота всегда открыты, так кто разделяет умную личность (человека или ангела) от Бога?


Тот же прп. Иоанн Дамаскин пишет: “Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим”. Возможно что после определенного предела происходит "закоснение" душевного состояния, закоснение выбора воли ко злу, после которого уже обратный поворот невозможен. Это закоснение им и мешает покаяться. Как черная дыра после пересечения сферы Шварцшильда замыкается и начинает необратимо падать сама в себя, и никакие силы уже не могут это падение остановить.

Свт.Григорий Нисский считал что такое закоснение не может происходить вечно, что зло конечно, а Божия любовь бесконечна, и что рано или поздно зло исчерпает себя, устанет противиться Богу, познает всю свою бессмысленность и обратится обратно к любви. Но это мнение не нашло поддержки среди отцов, и принято считать что для демонов после падения, как и для людей после смерти, закосневших в своем отвержении Бога, обращение уже становится невозможно.

Здесь есть какая-то духовная загадка. Возможно проблема не просто в закоснении и упрямстве воли, а главным образом в особом состоянии душевного самоослепления которое поражает душу в состоянии гордости. Человек способен увидеть в себе любой другой грех или страсть, а значит способен и покаяться в них. Но развитая гордость, затаившаяся в глубинах сердца, не способна сама себя разоблачить, она не видит себя гордой, а наоборот, совершенно уверена что пребывает в самом лучшем состоянии, и никакие вразумления и обстоятельства не могут её из этого состояния самолюбования вывести. Вот это страшно, это наверно и есть настоящая духовная "черная дыра" способная замкнуться сама в себя навечно.

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #26 : 29 Август 2006, 19:12:31 »
Цитата: Alexander
первый вопрос о праведности вне православия и многих дорогах может быть распространен и на само православие, потому что оно уже давным-давно не однородно… И вот с пеной у рта апологеты своего выбора доказывают, в какой именно православной церкви пребывает истина, а в какой нет спасения.

Православие? А как же «Веруем … во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»?
Цитата: Alexander
4. Выбор Бога осуществляет внутренний человек, а внешний спит или исповедует Бога неверно.

Это очень интересный случай. Ведь вопрос не только в выборе человека, а и в том кого же он выбрал и как это проявляется. Все же повторюсь: можно ли стяжать Святого Духа и одновременно при этом не принимать учения Церкви или, утверждая иное, исповедовать его неверно, ведь это противоречит самому состоянию такого человека? Разве подобное не будет привлекать подобное или Дух Истины не станет научать правильно (и в ведении и в деле, в отношении к внутреннему и внешнему…)?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #27 : 29 Август 2006, 20:23:38 »
Цитата: Олег
Все же повторюсь: можно ли стяжать Святого Духа и одновременно при этом не принимать учения Церкви или, утверждая иное, исповедовать его неверно, ведь это противоречит самому состоянию такого человека? Разве подобное не будет привлекать подобное или Дух Истины не станет научать правильно (и в ведении и в деле, в отношении к внутреннему и внешнему…)?


Дух Истины станет научать правильно, но делает это ненасильственно, деликатно, процесс растягивается во времени. Стяжание Духа происходит постепенно, и истина открывается постепенно. Святой Дух зовет всех, Он действует и среди язычников ( см. здесь ), но особым образом и в большей мере Он действует в святых и в Церкви, хотя даже и такое особое действие лишь отчасти обоживает человека и отчасти открывает истину ("Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем" Ап.Павел). Чем больше человек принимает Духа, тем больше ему открываются истины в учении Церкви. На определенном этапе такое внутреннее изменение приводит к качественному выбору и внешнему исповеданию - человек со всей ясность распознает Бога в Иисусе, принимает крещение и присоединяется к Церкви - Телу Христову.

Проблема в том что в сердце человека кроме зова благодати звучат и другие голоса, привлекая обманчивыми миражами и сладостью греха, и человек постоянно оказывается перед выбором. Разобраться в этих противоречивых помыслах сердца и сделать верный выбор не так просто. Но если человек выбирает сторону благодати, она совершает в нем дальнейшее преображение. За человеком лишь выбор, но и он требует нередко решимости и усилия воли.

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #28 : 29 Август 2006, 21:59:35 »
Цитата: Evgeny
На определенном этапе такое внутреннее изменение приводит к качественному выбору и внешнему исповеданию.

Так здесь и вопрос: вот это «внешнее исповедание» может ли становится иным, чем учение Церкви или вообще ему противоречить? Как же так: Дух один, а исповедание выходит другое? А ереси тогда от какого духа говорятся? Ведь и ап.Павел, например, говорит: «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны», а если этого нет, то от имени кого говорит человек и откуда источник дел его?

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Смущение
« Ответ #29 : 29 Август 2006, 22:10:24 »
Немного о возможном толковании слов ап. Павла: «12Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону и осудятся 13(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут; 14ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, 15они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую), 16в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа» (Рим. 2:12-16).

Итак, по порядку. В 12 и 16 стихе говорится о том, что в день Суда иудеи будут осуждены по писаному закону (Моисееву), а язычники по “естественному закону” (по совести), который вложен в каждого человека с рождения, в подтверждение чего апостол приводит доказательства в стихах 14 и 15-ом. Как видно здесь ни о каком спасении язычников речи не идет.
Остается 13 стих. И действительно в нем говорится о том, что язычники исполнившие закон совести – делающие законное, - будут оправданы на суде. Но здесь надо задаться вопросом: есть ли такие язычники?
И в 3 главе того же послания апостола Павла находим ответ:

Цитировать
«Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим.3:19-30).


Отсюда вывод: нет! таковых нет (“все согрешили”)! И законом совести язычник может познать только свой грех и покаяться. И оправдывается необрезанный только через веру, “а если законом оправдание [в том числе законом совести], то Христос напрасно умер” (Гал.2:21).
Об этом же говорил и Сам Господь: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк.16:16).

Таким образом, святые отцы вслед за апостолами, а те, в свою очередь, за Иисусом Христом, говорят об одном и том же: спасение через веру и делание (как следствие), а не через одно лишь делание, в том числе по совести, или даже “умное”.
И если язычник может спастись делами, то и иудей может спастись писаным законом. Соответственно утверждающие это, ничем не отличаются от иудействующих, которых и порицал апостол Павел.