Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Наталia от 14 Июль 2005, 16:52:36

Название: Законно ли бороться с помыслами - 2
Отправлено: Наталia от 14 Июль 2005, 16:52:36
Здравствуйте!

Продолжу размышления по данной теме.

Св.Макарий Великий пишет в Наставлениях:
«133. Если же кто, не имея молитвы, принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь ему молитвенную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению прочих заповедей Господних, и не заботится, не прилагает труда и усилия преуспеть в них; то, по мере его произволения и свободной воли, согласно с прошением его, дается ему отчасти благодать молитвенная, но по нравам остается он таким же каким был и прежде…134.Но кто не имеет сих добродетелей, не приучил и не приуготовил себя к ним, тот, если и приемлет благодать молитвенную, то утрачивает оную по приятии, и падает от высокоумия, или не преуспевает и не возрастает в благодати, дарованной ему, потому что не предает себя от всего произволения исполнению заповедей Господних. Ибо обителью и упокоением Духу служат: смиренномудрие, любовь, кротость и прочие Господни заповеди»

Этой цитатой я хочу сказать, что искусственный метод делания Иисусовой молитвы может и приведет к «прогрессу», но зачем он, если «Нельзя забегать вперёд, в тыл врага».
Название: Законно ли бороться с помыслами - 2
Отправлено: Evgeny от 14 Июль 2005, 18:35:45
Здравствуйте, Наталья!

Есть две фразы Христа которые отвечают на Ваш вопрос:
"без Меня не можете делать ничего"(Ин.15.5)
"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его"(Мф.11.12)
Человек ничего не может сделать в плане собственного спасения без помощи Бога, но и Бог не спасает нас без усилий воли с нашей стороны и призывания помощи и милости Божией. Спасение есть синергия Божественной благодати и человеческих усилий. И конечно, одной молитвой наши усилия не должны ограничиваться, молитва есть лишь одна из Евангельских заповедей, но далеко не единственная заповедь. В области же "художественного делания" важно не забегать "вперёд" благодати и не искать высших степеней молитвы преждевременно, и  также понимать второстепенность всех "художественных методов", понимать что они лишь помогают концентрации на словах молитвы и отсечению греховных помыслов, но сами по себе не могут соединить ум и сердце и достигнуть чистой молитвы.