Умное делание
Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Игорь Спасский от 28 Июнь 2016, 02:37:39
-
Очень серьезным препятствие на пути открытия (рожления) ясного внутреннего ума является господство внешнего ума. Он очень изворотлив и подвижен.
Внешний ум человека - крайне специфический орган. Он как-бы прыгает и скачет на поверхности. Внутри же в самой своей основе - это консерватор, не желающий меняться и ни за что не уступить свою власть и контроль над человеком.
Самая распространенная ловушка внешнего ума - это его маскировка. Его как-бы нет за чувствами и мыслями. Ум по ним резвиться и скачет как-бы будучи соединен с ними и без них не существуя. Часто поэтому движение внешнего ума путается с движением мыслей.
Следующая ловушка - это постоянная опьяненность внешнего ума неочищенными чувствами, телесными процессами, внешней жизнью; причем ум эту опьяненность не воспринимает.
Отождествление себя с внешним умом, ограничивает поиск за пределами граней внешнего ума.
Внешний ум непрерывно иммитирует бурную деятельность, одновременно прыгает по мыслям о многих делах, не давая собрать волю и сосредоточить на цели.
Еще ловушка - создание вымышленного мира и жизнь в нем. Не видя ничего за пределами выдуманного. Что заставляет пребывать в виртуальной реальности без надежды на выход.
Внешний ум может легко делать вид, что успокоился, а на деле продолжать прыгать. Может иммитировать практику по сути к ней же и призывая.
Вот статья, которая меня вдохновила на формулировку темы:
www.pro-svet.at.ua/index/rabota_uma_lovushki_i_khitrosti/0-66
-
Автор статьи заигрался в собственном лабиринте своего ума. Он, бедолага, не нашёл самого главного ответа, потому и не видет выхода из лабиринта, так как где вход там и выход. Где рождается мысль, то есть её исток, там и ум должен находиться. А так мы пьём воду отравленную своим самомнением внизу далеко от истока.
-
// Но не вы создаете мысль, а мысль создает «вас» – вас таким-то и таким-то, хорошим или плохим. Какая мысль возникает, таким вы себя и чувствуете.//
Это и есть не верное понимание "антропологии" мысли. Мысль предназначена описывать чувства внутри,она описывает жизнь, а не наоборот.
-
Мне кажется ловушки ума могут быть уподоблены обманам зрения. Прежде всего глаза в силу ограниченности спектра восприятия показывают не всю картинку. Так и ум видит то, что находится в его спектре. Этот диапазон восприятия можно расширять как для глаз, так и для ума. Как в случае с болезнью глаз, которые показывают картинку с искажением, так и воспаленный не трезвый ум видит искаженную картинку и сам же и верит в нее. Это как если бы поместить всего себя в глаза, которые прыгают по своему желанию с объекта на объект, считая, что они и есть их хозяин. Тем самых заставляя его действовать в соответствии с собственным мельтишением. При этом стремясь так прыгать, чтобы сохранить полноту власти. При этом еще ряд сил на ум ум незаметно ставят подобие светофильтров для глаз в угоду себе искажая реальность.
Автор статьи заигрался в собственном лабиринте своего ума. Он, бедолага, не нашёл самого главного ответа, потому и не видет выхода из лабиринта, так как где вход там и выход. Где рождается мысль, то есть её исток, там и ум должен находиться. А так мы пьём воду отравленную своим самомнением внизу далеко от истока.
Да, мне кажется в статье важна сама постановка. Автор путает движение ума и движение мысли как часто происходит в подобной литературе. И это тоже как уже говорил выше - одна из ловушек, которую подкладывает ум, по причине идентификации с мыслью и искаженного видения ее движения.
// Но не вы создаете мысль, а мысль создает «вас» – вас таким-то и таким-то, хорошим или плохим. Какая мысль возникает, таким вы себя и чувствуете.//
Это и есть не верное понимание "антропологии" мысли. Мысль предназначена описывать чувства внутри,она описывает жизнь, а не наоборот.
Мне кажется точнее сказать ум как приемник ловит мысли и, если он не подвижен, они движутся вокруг него как облака вокруг утеса. Или объекты вокруг переферического зрения глаз. А чаще всего приемник ума начинает прыгать сам за радиоволнами мыслей и, соответственно, теряется в них. Или по аналогии с глазом - утрачивается переферическое зрение и глаз залипает на определенном объекте. И снова уловлен сам собою.
В идеале, имхо, мысль выражает объем полученного откровения-логоса. И ум, в состоянии, покоя может наблюдать процесс откровения и его раскрытия в мысли (прежде всего невербально).
Бесовский прилог, касаясь человека, формирует помысел, который стремится пленить ум. Ева-чувств, съедает яблоко прилога и дает Адаму-ума. И оба падают. Чувства превращаются в страсти, ум пленяется. Другими словами живчик страстей тролит ум.
-
Мне кажется ловушки ума могут быть уподобление обманам зрения. Прежде всего глаза в силу ограниченности спектра восприятия показывают не всю картинку. Так и ум видит то, что находится в его спектре. Этот диапазон восприятия можно расширять как для глаз, так и для ума. Как в случае с болезнью глаз, которые показывают картинку с искажением, так и воспаленный не трезвый ум видит искаженную картинку и сам же и верит в нее. Это как если бы поместить всего себя в глаза, которые прыгают по своему желанию с объекта на объект, считая, что они и есть их хозяин. Тем самых заставляя его действовать в соответствии с собственным мельтишением. При этом стремясь так прыгать, чтобы сохранить полноту власти. При этом еще ряд сил на ум ум незаметно ставят подобие светофильтров для глаз в угоду себе искажая реальность.
согласен. стереотипы мышления.шаблонность.У Кастанеды это очень хорошо описывается.Но методы ломки костылей восприятия у него не совсем оправданы. Галюнациогены размягчают не только восприятие,но и сам органический мозг. Сталкинг - постоянный контроль осознания с памятованием о смерти,проживанием последних мгновений жизни - способ схожий с советом отцов использования памяти смертной. И второй вариант, это сновидение - использование сознания на практике духовных переживаний,подсознательных. Вот эта способность удерживать внимание и в момент спящего ума, внешнего, показывает ясность где, как и какой ум себя проявляет.
-
Игорь, мысль на английском языке отличается от мысли на русском?
-
Мне кажется ловушки ума могут быть уподобление обманам зрения. Прежде всего глаза в силу ограниченности спектра восприятия показывают не всю картинку. Так и ум видит то, что находится в его спектре. Этот диапазон восприятия можно расширять как для глаз, так и для ума. Как в случае с болезнью глаз, которые показывают картинку с искажением, так и воспаленный не трезвый ум видит искаженную картинку и сам же и верит в нее. Это как если бы поместить всего себя в глаза, которые прыгают по своему желанию с объекта на объект, считая, что они и есть их хозяин. Тем самых заставляя его действовать в соответствии с собственным мельтишением. При этом стремясь так прыгать, чтобы сохранить полноту власти. При этом еще ряд сил на ум ум незаметно ставят подобие светофильтров для глаз в угоду себе искажая реальность.
согласен. стереотипы мышления.шаблонность.У Кастанеды это очень хорошо описывается.Но методы ломки костылей восприятия у него не совсем оправданы. Галюнациогены размягчают не только восприятие,но и сам органический мозг. Сталкинг - постоянный контроль осознания с памятованием о смерти,проживанием последних мгновений жизни - способ схожий с советом отцов использования памяти смертной. И второй вариант, это сновидение - использование сознания на практике духовных переживаний,подсознательных. Вот эта способность удерживать внимание и в момент спящего ума, внешнего, показывает ясность где, как и какой ум себя проявляет.
Да, эти описанные два способа создают условия для, с одной стороны, разотождествления ума с внешним (и начало потери контроля над всем и вся), а, другой стороны, как-бы открывают более внутренние и тонкие грани ума, делая его способным воспринимать внутреннее. Но здесь есть опасность завязнуть в душевных составах и не пройти до сокровенного сердца, духовных глаз. Прельститься чувствами - то, о чем мы с Вами последнее время спорим ) Т.е. есть более тонкие грани ума (чем воспринимающие чувства) и есть как-бы условно сверхчувства (доступные глубокому сердцу).
-
Да, эти описанные два способа создают условия для, с одной стороны, разотождествления ума с внешним (и начало потери контроля над всем и вся), а, другой стороны, как-бы открывают более внутренние и тонкие грани ума, делая его способным воспринимать внутреннее.
так основная задача объединить эти два разобщенных ума... у кастанеды это описано в виде точки сборки информации в человеке.Смещение ее приводило к сменению осознания,то одного,то другого. То есть, ум один,но он сдвигается из одной "точки" восприятия к другой.То есть, у человека не два ума, а один...Это как одно зрение...но два глаза.Одним глазом периферийное зрение не воспримешь, только двумя.
Понимаешь, может в этом основная проблема сложность сочетания внешнего ума с внутренним...Мы изначально разделяем то, что одно. что цельно.
-
Игорь, мысль на английском языке отличается от мысли на русском?
Мысль
think, thought, idea, mind
- think |ˈθɪŋk| — мысль,
размышление
вы думаете, эта мысль будет подхвачена /найдёт отклик, будет воспринята положительно/? — do you think the idea will sell?
- thought |ˈθɔːt| — мысль, мышление,
мнение, дума, внимание, соображения,
размышление
задняя мысль — dissembled thought
первая мысль — first thought
удачная мысль — happy thought
▼ (27)
- idea |aɪˈdiːə| — идея, представление,
мысль, понятие, план, намерение,
фантазия
свежая мысль — novel idea
неясная мысль — dim idea
внушить мысль — to engraft an idea in the mind
▼ (27)
- mind |ˈmaɪnd| — разум, ум,
внимание, взгляд, мнение, дух, мысль,
рассудок, душа, психика
вам никогда не приходила в голову мысль о том, что вы делаете? — has it never come in upon your mind what you are doing?
Т.е. как и ум, и идея, и думание. Много знчений
-
Да, эти описанные два способа создают условия для, с одной стороны, разотождествления ума с внешним (и начало потери контроля над всем и вся), а, другой стороны, как-бы открывают более внутренние и тонкие грани ума, делая его способным воспринимать внутреннее.
так основная задача объединить эти два разобщенных ума... у кастанеды это описано в виде точки сборки информации в человеке.Смещение ее приводило к сменению осознания,то одного,то другого. То есть, ум один,но он сдвигается из одной "точки" восприятия к другой.То есть, у человека не два ума, а один...Это как одно зрение...но два глаза.Одним глазом периферийное зрение не воспримешь, только двумя.
Понимаешь, может в этом основная проблема сложность сочетания внешнего ума с внутренним...Мы изначально разделяем то, что одно. что цельно.
Да, наверное внешний ум - это одни грани ума. Внутренний другие одного и того-же ума - только тонкие. И более грубые как-бы глушат восприятие более тонких.
Как в психосоматической практике мозг слышит громкие сигналы от тела, которые глушат более тонкие. Но мозг то один. Как и ум, просто разные грани или тонкости восприятия.
Это деление тоже становится капканом, претыкающим ум.
О рождении внутреннего ума, да точнее говорить как об инициации более тонких граней и утишения громыхающих внешних.
Сама идея практики может стать ловушкой ума, который начинает не практиковать, а прыгать по идеи практики. Как у меня было в параллельной ветке.
-
Да, наверное внешний ум - это одни грани ума. Внутренний другие одного и того-же ума - только тонкие. И более грубые как-бы глушат восприятие более тонких.
об этом и речь. дело все во внимании.Оно определяет направленность ума.Но уму нужны маяки,точки восприятия,он без этого становится дезариентирован,и если их нет он ищет к чему привязаться...от этого и "ловушки", ложные точки восприятия,опора ума. Понимаешь,он создает на базе мыслей...сам себе объясняя,от этого и внутренний диалог или болтовня с самим собой. В Иисусовой молитве мы ложимся на нее как на лодку и ни к чему не привязываемся, позволяя ей течь по направлению к Богу. Но не каждый кормчий готов отдаться течению...Ему нужны маяки, якоря и т.д.... по этому и начинается раскачивание лодки,чтобы хоть как-то контролировать движение.
-
Игорь, мысль на английском языке отличается от мысли на русском?
Мысль
think, thought, idea, mind
- think |ˈθɪŋk| — мысль,
размышление
вы думаете, эта мысль будет подхвачена /найдёт отклик, будет воспринята положительно/? — do you think the idea will sell?
- thought |ˈθɔːt| — мысль, мышление,
мнение, дума, внимание, соображения,
размышление
задняя мысль — dissembled thought
первая мысль — first thought
удачная мысль — happy thought
▼ (27)
- idea |aɪˈdiːə| — идея, представление,
мысль, понятие, план, намерение,
фантазия
свежая мысль — novel idea
неясная мысль — dim idea
внушить мысль — to engraft an idea in the mind
▼ (27)
- mind |ˈmaɪnd| — разум, ум,
внимание, взгляд, мнение, дух, мысль,
рассудок, душа, психика
вам никогда не приходила в голову мысль о том, что вы делаете? — has it never come in upon your mind what you are doing?
Т.е. как и ум, и идея, и думание. Много знчений
вы не поняли...в голове русского человека, мысль,ну на пример пойти по пить воды...отличается от английской версии? Мысль - открыть дверь, посмотреть в окно,остановиться... и т.д. ? Формируется прежде намерение,а уже потом мысленная команда...то есть чувство,а уже потом описание его. Уму необходимо перенестись прежде в область чувств, намеренитй, воли...там где мысль еще не нужна,тогда и будет тишина его.Протое присутствие в этой сфере и даст ему возможность молча осознавать то что он должен воспринимать чистым умом, без объяснений самому себе, не отвлекаясь на это.
-
Да, наверное внешний ум - это одни грани ума. Внутренний другие одного и того-же ума - только тонкие. И более грубые как-бы глушат восприятие более тонких.
об этом и речь. дело все во внимании.Оно определяет направленность ума.Но уму нужны маяки,точки восприятия,он без этого становится дезариентирован,и если их нет он ищет к чему привязаться...от этого и "ловушки", ложные точки восприятия,опора ума. Понимаешь,он создает на базе мыслей...сам себе объясняя,от этого и внутренний диалог или болтовня с самим собой. В Иисусовой молитве мы ложимся на нее как на лодку и ни к чему не привязываемся, позволяя ей течь по направлению к Богу. Но не каждый кормчий готов отдаться течению...Ему нужны маяки, якоря и т.д.... по этому и начинается раскачивание лодки,чтобы хоть как-то контролировать движение.
Точнее наверно не ложится на лодку, а замедлиться. В идеале остановиться.
По этим командам - это касается бытового трезвения. Движение к Богу - это скорее позиция утеса (относительно более спокойная область ума). Само движение происходит в другой системе координат. Отличной и от телесной и от чувственной областей.
У Вас ум отождествляет сферу Духа и чувств души. Но это разное как, например, чувства души и тело. Вроде все одно, но разные грани бытия. Имхо, Вам не хватает духовной инициации ума, открытия духовных граней видения ума. Другими словами надо снять с ума душевные светофильтры. Чувственно-душевное восприятие само по себе не плохо и очень выигрывает по сравнению с рациональным умом. Но есть много большее ... И ради этого действительно стоит отделиться умом от чувств души и пойти дальше.
Чувства души могут образовывать серьезную ловушку ума. По причине их яркости и многообразности, особенно увлекщей в сравнении с рационализмом ума. Т.е. Ева чувств даже съевшая яблоко, более приалекательна чем прельщенный рациональный ум-Адам.
Вот здесь можно глянуть про игры ума.
www.alexsinev.ru/?p=14035
в которых он прыгает как белка в колесе за своим хвостом.
Мне кажется заслуживают внимания описание читты, причины загрязнений и способы очищения.
Чувственный мир настолько привлекателен, что им хочется безгранично делиться. Хватать ослов ума окружающих и тащить их к себе. Но тогда не получится вовремя его передать Господу, т.к. он уже будет украден. Надо отметить, что сноровка кражи ума становиться более тонкой и менее уловимой. Но линия как и линия КПСС непреклонна. За открытыми купеческими объятиями следует смыкание и пленение из которого не так просто вырваться.
-
Самость как таковая это очень серьезное самоуловление ума.
Настолько серьезное, что может преодолеваться только рождением в Духе.
Ум, плененный самостью, залипает сам на себе, на своем ложном эго.
Продолжение темы "Враг внутри нас или о самости" - http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1740.0
***У умирания самости есть несколько этапов (как мне видится). И один из них очень болезненный. Попробую позже сказать о них.***
Александр, если вы уже говорили об этом, пожалуйста, дайте ссылку. Если же нет, хотелось бы когда-нибудь об этом услышать.
Борьба с самим собой - вещь неблагодарная и обманчивая. Борьба со страстями (понятая именно как борьба, а не как перестройка и преображение страстей) подавляет и умерщвляет душевные силы человека, а порой раздувает более тонкие страсти. Преображение страстей включает в себя элементы борьбы со страстями, но только подчиняя эту борьбу главной цели: раскрытию душевных сил Богу и их изменению в божественном свете.
Также и борьба с самостью (понятая именно как борьба) не уничтожает самость, а деформирует ее, раздувает или перенаправляет.
Самость характеризуется направленностью на себя (и своих), притяжением к себе, желанием и волей обладать. Остановимся на этом, не будем влезать в противоречивые дефиниции, вытащенные из разных словарей.
Самость обладает скрепляющей силой. Если ее убрать, ветхий человек распадется... просто умрет, поскольку не имеет другого центра притяжения.
Как я говорил раньше, ветхий человек не может победить самость своими силами, он даже бороться с ней по-настоящему не может, поскольку его "борьба" всего лишь игра самости.
Повторяю то, что важно хотя бы услышать, если сразу и не понять. Аскеза лишь развивает или деформирует самостные свойства человека. Послушание перенаправляет личную самость и соединяет ее с самостью некого коллектива. И при этом самость никуда не исчезает, она остается, только как бы чуть-чуть прикрытая, и в этом прикрытии вполне сытая и довольная.
И аскеза, и послушание к умиранию самости не ведет. Человек как был, так и остается эгоистичным, только его эгоистические характеристики сдвигаются и меняются.
Что же ведет к умиранию самости? Чтобы ответить на этот вопрос, я и приводил образ семени, упавшего в землю, а самость рассматривал как кожуру, как околоплодник, который зреет вместе с семенем или зерном и охраняет его.
К умиранию зерна ведет его прорастание. К умиранию самости (души) ведет рождение в Духе. Именно преизбыточествующая сила Духа, открывающаяся в духовном рождении, оказывается способной изменить самость изнутри, очистить ее, наполнить и растворить. С духовным рождением меняется организующий и скрепляющий принцип обустроения души. Если раньше за такое скрепление отвечала самость, то теперь отвечает Дух и духовное наполнение.
Так начинается длительный переходный период, когда в человеке сосуществует и духовное (неэгоистичное) начало, и самость. Духовный центр разрастается, самостный (принцип организации) - умаляется. Самость при этом долгое время остается некой скрепляющей оболочкой, но она уже не доминирует, не владычествует.
Если первый этап умирания самости - рождение в Духе, то второй этап - признание духовного руководства, идущего изнутри. Для самостной личности этот этап может быть весьма тяжелым. Самостная оболочка становится дряблой и уязвимой для воздействия извне. Рвутся старые душевные связи, могут выйти наружу и старые проблемы со психикой, могут возникнуть и новые проблемы вплоть до физических болезней.
Тот, кто умел не только брать, но и давать в старой жизни, тот легче пройдет и через испытания второго этапа.
Кстати, очень ярко видно, что восприятие мира через чувства души, не преображает самости. А скорее наоборот консервирует и усиливает.
Отсюда и самостные купеческие объятия. Равно как и сытое похлопывание по плечу свысока.
Очень важно постепенное преображение самости, освобожление ума от нее.
Про свой ум прямо физически вижу его захват-сковывание самостью.
-
Подход к самости как к скарлупе, которую в должное время раскроет зародышь рождает совсем иной подход к практике.
Как родившегося Господа спрятали от царя Ирода в Египет, так и младенец Господь Духа в человеке до поры укрывается в Египте самости.
Приведу такой образ. Зародыш в семени покрыт семенной кожурой. Кожура защищает семя, и воспринимаем мы семена растений по их кожуре. Семя развивается, кожура твердеет... Только когда семя созреет и упадет в землю, под действием земных соков начнется прорастание зародыша растения. Тогда и прорвется кожура, и спадет она... Также и бутон растения наливается - под защитой верхних листьев, которые, когда придет время, раскроются - и появится цветок. Если кто вздумает преждевременно сломать кожуру, разбить скорлупу, раскрыть бутон - ничего хорошего не выйдет. И если травить и умерщвлять кожуру будет якобы ради зародыша - все семя погубит.
Вот и самость... Подобна она кожуре семени, и скорлупе яйца, и верхним листьям бутона. Пока не созреет зародыш (внутренний человек), умерщвлять самость - убивать всего человека. Внутреннее давление пробуждающейся жизни должно сломать скорлупу, раскрыть кожуру или бутон самости, и тогда будет преображаться человек. И искусственно этот процесс ускорить нельзя, иначе получиться урод, или засохнет растение или цветок. И посмотрите, как долго зреет семя и бутон набирает силу. Также долго и развиваются самостные свойства человека. Только бывают и пустые семена, и гнилые бутоны...
Хорошее интервью. Вообще, крайне мало современных текстов, которые были построены на основе собственного опыта и поверены опытом святоотеческим. И выступление старца - радует, ибо виден и опыт, и умение этот опыт донести.
А слабости... Они идут от статичности взгляда и погрязшести (специально ставлю это резкое и неправильное слово) в монашеской самости, для которой дуальная стихия борьбы, аскезы и умерщвления стала родной. Это монашеская самость живет и развивается за счет борьбы и умерщвления (вкупе с беспрекословным послушанием). Кстати, беспрекословное послушание и позволяет самость отдельного человека вливать в самость коллектива. Только сама-то самость при этом никуда не исчезает, появляется одна видимость ее уничтожения.
Для полнокровной жизни (которую и пришел дать Господь) уничтожение самости не годится. Там, где она уничтожается, там и человек уничтожается. Либо дается иллюзия уничтожения самости, а самость переносится в монашеское (или какое-либо другое) хранилище.
Самость должна преобразиться: отпасть, как кожура семени - только тогда, когда зародыш этого захочет - самим током дарованной ему жизни свыше.
И развивать, конечно, надо не самость человека, а самому человеку следует развиваться.
Самость настолько срослась с умом, что часто любой прогресс человека так или иначе направлен на прогресс самости, а не реальное развитие.
Очень важен момент с послушанием человекам. Когда индивидуальная самость переходит в коллективную. Вопреки мнению об избавлении от самости через послушание.
Вообще послушание Богу совсем иное. Оно возможно для очищенного ума и открытого глубокого сердца, воспринимающих действие Духа.