Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Леонид от 29 Октябрь 2004, 08:49:12

Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Леонид от 29 Октябрь 2004, 08:49:12
Осмеливаюсь задать новую тему...
Если модераторам покажется это неуместным, не стану возражать против ее удаления.
Однако, много вопросов накопилось. Да и здесь на одном из форумов читал о болях в левой части груди и проч.

Когда-то еще в бытность мою на Родине, слушал, наверное, в 1986 году передачу "вражьего голоса" ВВС об опыте реабилитации героиновых наркоманов в одной из спецбольниц под Лондоном с помощью Умной Молитвы.
Звучало поначалу совершенно бредово, однако при этом было рассказано подробно о том как действует героин в теле наркомана.

Нервные окончания не подходят к каждой мышечной клетке, а лишь одно на довольно значительную группу клеток. Межклеточное пространство заполнено морфином (эндорфином), который само тело производит для своих нужд (не помню точно, но где-то около 70 разных видов эндорфинов должно быть в здоровом теле, а у среднестатистического человека только 20-30% вырабатывается от нужного количества).
При электрическом сигнале из мозга мышце сократиться происходит лавинообразный поворот части молекулы эндорфина, все молекулы мгновенно меняют свой вид. Это и является сигналом для каждой клетки мышцы сократиться одновременно и, скажем, поднести ложку ко рту.
При однократном уколе дозы грубого и чужого морфина - героина происходит превышение сиюминутной потребности тела в несколько тысяч раз. Начинающий наркоман попадает буквально в рай. Его тело работает так, как этого никогда с ним не бывало.
Но тело устроено экономно, и если продолжать его насиловать сверхдозами, то оно перестает вырабатывать свои "родные" эндорфины. И тут то и наступает полный "улет" - ложку ко рту уже невозможно поднести. И речь идет уже не идет о кайфе, а лишь о нормальной работе тела, которое теперь в зависимости от "дозы".

Кто-то надоумил врачей научить реабилитирумых концентрировать свое внимание в сердце, произнося Иисусову молитву (и это в Англии!). Результат всех потряс. Ломки окончились значительно быстрее, а на физиологическом плане выяснилось, что как результат молитвы возрождается к жизни вилочковая железа, которая находится в центре, прямо за грудиной и выглядит очень похоже на то сердце, которое обычно изображают пронзенным любовной стрелой.
Известно, что вилочковая железа перестает функционировать к 6-7 годам жизни ребенка и остется неким сморщенным лепесточком.
Выснилось, что возрожденная через молитву к жизни эта железа начинает вырабатывать значительное число эндорфинов, которое и помогает "героинцам" преодолеть зависимость.

Это я здесь пересказал содержание совершенно меня потрясшей передачи ВВС. Я пытался найти тогда же подтвеждения услышанному, но никаких концов не обнаружил.
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Евгений от 29 Октябрь 2004, 15:34:25
Мне кажется, что это очень похоже на правду. Вилочковая железа сильно дает о себе знать на определенных этапах молитвенной практики. Это именно психофизиология молитвы. Ее не надо принимать за благодать, но и недооценивать ее значение нельзя. Нет ничего, по сути дела, удивительного и невероятного в том факте, что состояние человека, практикующего молитву, -- это иное качество жизни по сравнению с жизнью обычного человека даже на уровне психофизического или гормонального состояния.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Evgeny от 29 Октябрь 2004, 17:33:28
Спасибо за интересную тему, Леонид. Вполне возможно что есть и психофизиологическое действие, и действие благодати. "Всякий призовущий имя Господне спасётся"
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Леонид от 30 Октябрь 2004, 19:05:30
В связи с возможной ролью вилочковой железы в производстве эндорфинов, интересно обсудить умозаключение о связи слов Спасителя: "Пока не станете как дети, не войдете в Царство Небесное" с количеством эндорфинов, вырабатываемых детским организмом, слабо еще подверженному действию "языческой заботы".
Мне сдается, что первородный грех не в полной мере владеет душами и сознанием детей до определенного возраста, что помогает им сформироваться в более-менее человеческий облик. Где-то после 7 лет происходит отпадение от Благодати, и закрытие органов в теле, ответственных за восприятие Божьего мира во всей его полноте.
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: ron от 04 Ноябрь 2004, 15:19:57
В свое время набрела вот на эту статью. Если покажется очень большой, то урежьте ее. Сама не решилась.

“УМНАЯ” МОЛИТВА: когда рассудок молчит, душа разговаривает

На пороге третьего тысячелетия христианства российские учёные сделали открытие, которое позволяет по-новому взглянуть не только на устройство человеческого мозга, но и на некоторые страницы нашей истории.

Четвертый элемент сознания

В каком состоянии находится человек, погруженный в молитву? Сказывается ли этот момент очищения души и обращения к Богу на работе нервной системы? Поиск научного ответа на этот вопрос дал неожиданный результат. Доктор биологических и кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией нейро-психофизиологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева Валерий Слезин, записав электроэнцефалограмму священников и иноков Александро-Невской лавры во время молитвы, обнаружил, что в молитвенном состоянии отсутствует электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга — она была полностью отключена при том, что человек находился, что называется, в здравом уме и твердой памяти. Примечательно, что, по свидетельству священников, они нередко во время службы теряют чувство времени и трехчасовая литургия проходит для них как один миг.

До последнего времени наука знала три состояния человеческого сознания, поясняет профессор В, Слезин, — бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре. Теперь нам стало известно и еще одно.

Получается, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее нам известных. Причем во время молитвы на энцефалограмме появляется дельта-ритм биотоков мозга, такой же наблюдается у новорожденного младенца. В этой связи ученый вспоминает слова Спасителя "Будьте как дети!"

Но не всякая молитва приносит одинаковый результат. Когда профессор Слезин записывал электроэнцефалограмму католического священника, полного отключения коры не наблюдалось, хотя тенденция сохранялась. По словам ученого, сам католик признал, что православные христиане "более сильные молитвенники, сохранившие практику непрерывной Иисусовой молитвы".

Что же за православную традицию имел в виду католический священник? В XV веке видную роль в русской церкви играли так называемые "заволжские старцы" — обитатели скитов и монастырей русского Севера. Они упражнялись в беспрестанном повторении Иисусовой молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" Если ограничить знакомство с заволжским движением одним этим фактом, то у человека светского возникает впечатление, будто речь идет о примитивных упражнениях, с помощью которых молящийся вводит себя в состояние транса.

Впрочем, что говорить о неспециалистах, если даже в недавней научной работе, посвященной заволжцам, говорится о "пустоте безмыслия". Открытие петербургских психофизиологов позволяет уже на рациональном уровне лучше понять воззрений заволжских старцев, их молитвенный метод. Так, преподобный Нил Сорский говорил о том, что спасение состоит в том, чтобы "блюсти ум в сердце, устранив все помыслы". А пять столетий спустя Валерий Слезин с помощью современных приборов выяснил, что при чтении молитвы появляется "сознание как бы вне мозга". Не случайно Нил Сорский в отличие от многих подвижников прохладно относился к изнурительному постничеству, истязанию плоти и прочим аскетическим подвигам — знал на собственном опыте, что для единения с Богом нет нужды подвергать испытанию человеческое естество.

Братья ло молчанию

...В 1340 году братья Сергий и Стефан испросили благословение на освящение во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы церкви, которую они возвели в дремучих радонежских лесах. Так было положено начало знаменитой Троицкой обители и духовному подвигу преподобного Сергия. В следующем году в далекой Византии началась война за императорский престол, в которой победу одержал могущественный вельможа Иоанн Кантакузин. Кажется, между двумя этими событиями нет никакой связи. Но не будем торопиться с выводами.

Будущий император Византии опирался на исихастов — сторонников мистического направления в православии. Само слово "исихазм" происходит от греческого слова "молчание", так как для достижения необходимого состояния духа они практиковали "умную" молитву, читая ее про себя — "в уме". Несомненно, византийские исихасты прозревали и близкое падение империи ромеев, и решающую роль Москвы в создании мощного русского государства, способного в недалеком будущем стать оплотом вселенского православия. Они будто спешили передать с гибнущего корабля самое ценное из находящегося на его борту груза. С середины века византийская культура, и прежде всего письменная, широким потоком полилась на Русь. Но кто станет ее восприемником ? Византийцы искали в Москве братьев по духу.

О подвижничестве радонежского игумена исихасты, очевидно, узнали от будущего московского митрополита Алексия, прожившего год в Константинополе. Доподлинно известно, что в 1372 году в Троицкой обители появился греческий митрополит, который объявил игумену, что его благословляет константинопольский патриарх Филофей: "Слышахом убо еже по Бозе житие твое добродетельно".

Именно Филофей предложил Сергию ввести в монастыре общежитие: порядок, при котором труд и собственность послушников были общими, братия подчинялась во всем учителю-настоятелю. Нововведения игумена пришлись не по душе многим инокам, и Сергию даже пришлось на некоторое время покинуть монастырь. Однако в Константинополе поддержали намерения преподобного и порицали русских монахов, которые переносят в стены монастырей мирские нравы и обычаи.

Сияние Фаворского света

Сергий победил. Он не только вновь увлек своим примером троицких иноков. За двадцать лет — с того времени, когда Сергий получил послание патриарха Филофея, и до смерти преподобного — его ученики основали пятьдесят новых монашеских общежитии.

Что же именно так привлекло русских клириков и мирян в мудреном мистическом учении. Как заметил известный византолог Г. Прохоров, исихасты "нащупали какую-то скважину в глубине человеческой души". По учению исихастов, человек, возлюбив Бога, способен посредством молитвы приобщиться к Божественной благодати и возвыситься до самого Бога. Многие подвижники исихазма видели славу Божию в виде ослепительного и неописуемого света, подобного тому, что апостолы увидели на горе Преображения — Фавор.

Крещение Руси в значительной степени свелось к замене языческих богов христианскими святыми во главе с единым "главным" Богом. Этот новый Бог был грозен в своей непостижимости и универсальности, но существовал "сам по себе", а его чада — сами по себе. Исихазм рушил эту стену, и потому русские с таким вдохновением ринулись в образовавшийся пролом. Особенно ярко новое влияние проявилось в иконописи. Исследователи древнерусского искусства считают, что творчество ряда поколений очень разных иконописцев, от новгородского Феофана Грека и Андрея Рублёва до Дионисия, в глубинных своих основаниях питалось исихастской эстетикой. Традиции заволжских исихастов живы в Русской церкви, и сегодня они питают ее духовные силы. Великие молитвенники искали и находили пути постижения Божественной благодати. Не только для себя, но и для своих современников и потомков.

Идя по их стопам, православные верующие способны обрести возможность нравственного и даже физического оздоровления. Исследования профессора В. Слезина показали: когда при молитве происходит полное исчезновение корковых ритмов, человек отходит от психо-травмирующей действительности, от накопленных за прожитые годы негативных стереотипов, разрушающих иммунную систему.

Эксперименты показывают, что стимуляция негативных структур мозга посредством электрода приводит к ряду заболеваний. Наши хвори провоцируют также и жизненные ситуации — застрявшие "комплексы", грехи. Однако человек способен посредством молитвы нейтрализовать эти негативные факторы, которые уходят на второй план и могут даже "стереться". По мнению ученого, используя запись биотоков головного мозга как обратную связь, специалисты могут оценивать степень молитвенного погружения пациента и проводить дальнейшее лечение вместе со священником. Очевидно, что на этом пути исследователей еще ждут неожиданные открытия.

Максим ЗАРЕЗИН. "Российская газета" 26 января 2001 г.
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Евгений от 04 Ноябрь 2004, 16:55:20
Вот тут я написал небольшую заметку по поводу биоритмов http://www.livejournal.com/users/euhenio/85826.html?mode=reply
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Alexander от 05 Ноябрь 2004, 12:16:53
Интересно. Но наукообразный подход к этой "проблеме" сам по себе задает очень жесткое состояние "сознания наблюдателя".

Евгений, Вы, очевидно, знаете, что есть несколько (много) уровней ума, и когда мы входим в молчание ума (при молитве), то это тишина на неком доступном умственном "этаже", когда более высокие или низкие уровни живут своей полнокровной :) жизнью как бы незамечено.

Так у геймера исчезает ощущение времени и многочасовая игра за компом пролетает мгновенно - происходит погружение и отождествление ума с миром игры на очень узкой полоске сознания. Налицо точечный выход из "сознания наблюдателя", объект (игра) - здесь уже не объект, поскольку нет наблюдателя - теряет образность плоской картинки и "наполняется" энергиями (светом их язык не повернется назвать).  По мере "освоения" этих энергий для геймера открываетя логос игры. И это все, естественно, на "низком" тварном уровне.

Так и "молчание" биоритмов во время молитвы не есть прерогатива исихазма. Это начальное состояние, известное в различных религиозных и оккультных практиках. Понятно, что есть деградированные практики, которые в учении своем не дотягивают даже до знания о таком состоянии.
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Евгений от 05 Ноябрь 2004, 14:56:16
+++наукообразный подход к этой "проблеме" сам по себе задает очень жесткое состояние "сознания наблюдателя".

Тут ничего поделать нельзя. Все это наукообразие нужно не исихазму, а науке, которая находится в методологическом кризисе и может почерпнуть, на мой взгляд, не мало полезного из онтологии бытия, взятой из патристики. Но саму эту онтологию нельзя прямо применить к науке, не формализуя ее, то есть не занимаясь наукообразием.

+++Так и "молчание" биоритмов во время молитвы не есть прерогатива исихазма. Это начальное состояние, известное в различных религиозных и оккультных практиках. Понятно, что есть деградированные практики, которые в учении своем не дотягивают даже до знания о таком состоянии

Я с этим согласен. Бесспорно, что к Фаворскому Свету все это наукообразие не применимо, но применимо, я думаю, к умопостигаемому миру (в том, примерно, понимании этого термина, как у св. Максима Исповедника), а значит не является только лишь достоянием исихазма, но и некоторых других аскетических практик, близких к исихазму в некоторых самых общих аскетических приемах. Знание (ограниченное) в этих практиках (и в исихазме на некотором этапе) достигается не благодатью, а силой ума, который обладает природной (усиливаемой с помощью практики) способностью к восприятию умопостигаемого мира. Вот это знание, как я думаю, и поддается формализации. Оно же тесно соприкасается и переходит в знание, получаемое из фундаментальной физики в самых пограничных ее областях вроде волновой природы материи и т. п.
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Evgeny от 08 Ноябрь 2004, 17:12:30
Дискуссия о приобщении Нетварному выделена в отдельную тему:
http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=97
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Evgeniy от 10 Ноябрь 2004, 15:34:53
Леонид, хорошую вы тему создали!
Вполне возможно, что умным деланием, безмолвной молитвой можно так же свободно выращивать заново удалённые из тела органы. И сегодняшняя материалистичная наука, возможно, бессильна к постижению этого.
Как мне кажется, она может только принять это "очевидно-невероятным".
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Alexander от 10 Ноябрь 2004, 17:40:02
Выращивание органов тела с помощью умного делания могло бы послужить хорошим подспорьем в жизни бедных келиотов :) Это шутка, разумеется, которая, Бог весть, отчасти и не будет шуткой в будущем. Не шутка то, что с помощью умного делания и молитвы можно победить болезни, исправить неприятные ситуации, водворить мир...
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Леонид от 10 Ноябрь 2004, 21:14:03
Вот мой питерский друг весьма кстати прислал ссылку, по-видимому, с баптисткого сайта: Под воздействием медитации у буддийских монахов меняется мозг.
http://jesuschrist.ru/news/2004/11/9/7304
Если даже у тибетских тантристов зафиксированы изменения, насколько значительнее должны быть изменения в сторону, когда то задуманного Создателем, совершенного Человека, по образу и подобию у практикуюших афонцев!
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Леонид от 10 Ноябрь 2004, 21:27:36
Цитата: Evgeniy

Вполне возможно, что умным деланием, безмолвной молитвой можно так же свободно выращивать заново удалённые из тела органы.

Мне всегда казалось, что природа истинного человека, искаженная до неузнаваемости грехом, содержится, тем не менее, в нашем организме в виде некоей матрицы. Молитва и ее ультимативная форма - полная тишина ума, сконцентрированного в сердце, дают возможность нашему несчастному телу соотноситься с этой матрицей (Божественным Замыслом относительно нас), и выправляться соответственно.
Медицина знает как болит рана на уже давно удаленной конечности.
Все виды и подвиды нашей боли - от несовпадения формы с "проектом" Творца.
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Evgeny от 10 Ноябрь 2004, 21:30:59
Цитата: Леонид
Под воздействием медитации у буддийских монахов меняется мозг. http://jesuschrist.ru/news/2004/11/9/7304


Интересно что и исследование в Непале http://jesuschrist.ru/news/2004/11/9/7304 и исследования Слезина http://smena.ru/temp_arc.html?23255 показали повышенную активность коры во время буддийской медитации, в то время как при исихастской молитве активность коры отсутствует, согласно тем же результатам Слезина. Не говорит ли это о том что у буддистов медитация происходит на уровне сознания, в то время как молитва у исихастов - на уровне сердца?
Название: Психофизиология молитвы
Отправлено: Alexander от 10 Ноябрь 2004, 23:42:22
Наоборот, Слезин говорит, что "у дзэн-буддийских монахов во время молитвы в головном мозге происходит примерно такая же реакция, как и у православных священников". В этом нет ничего странного. Ну да, мозг успокаивается при опреденных видах молитвы в разных практиках. Никаких далеко идущих выводов из этого наклевывающегося факта лучше не делать. И за благодать это уж точно принимать не стоит.

Известно, что при некоторых видах молитвы может наблюдаться эмоциональное и умственное возбуждение, иногда физическое разгорячение. Некоторые виды медитации направлены именно в эту сторону. Сие тоже к благодати не относится.

Молитва у исихастов - особая и очень интересная тема. Очевидно, что она протекает не только на уровне сердца. К примеру, исихасты Византии молились на уровне живота (пупка). Молитвенное созерцание (логосов) есть свойство ума Христова и имеет отношение к голове. В настоящее время, о двух последних типах молитвы, вообще, ничего не говорится. Поэтому и надо изучать больше отцов далекого прошлого (вплоть до Григория Паламы), когда знания о молитве не были утеряны.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Экстрасенс от 02 Ноябрь 2010, 00:50:18
Очень интересная тема ...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Леонид от 02 Ноябрь 2010, 01:34:38
Очень интересная тема ...
Ну, так добавьте свою лепту (или драхму)! :-)
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Симеон от 02 Ноябрь 2010, 20:57:58
помню слова героинщика, что храме бывает внезапно пускает с ломки. видимо, не совсем, но становится легче. ему это виделось чудесным, а может и насвистел
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Гук от 02 Ноябрь 2010, 21:49:50
помню слова героинщика, что храме бывает внезапно пускает с ломки. видимо, не совсем, но становится легче. ему это виделось чудесным, а может и насвистел

Я не героинщик и никогда даже не пробовал, но вот алкоголя бывало перебирал, грешен. И вот как-то, идя уже еле-еле с перепоя сдаваться под капельницу, сильно волновался, бо что-то уже совсем в глазах темнело и чуял край.  И зашел в один из своих любимых храмов, прошелся по нему, помолился Пантелеймону целителю и...в какой-то момент все иконы вдруг ожили и взглянули на меня так ободряюще так сочувственно и понимающе, словно говоря: не бойся, все мы за тебя.  Не могу передать словами что было со мной когда я вышел из храма и пошел к эскулапам на экзекуцию. Несколько часов я был совсем бесстрашным. Ни страха смерти, ни страха следующего момента - ничего, полная покорность, умиротворение и чувство что "всё в надёжных руках".  Потом конечно это состояние ушло. Даже эмоционально не могу воскресить его, ибо такое пока увы могу испытывать только стоя на краю.
 
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: veresk от 03 Ноябрь 2010, 17:53:05
помню слова героинщика, что храме бывает внезапно пускает с ломки. видимо, не совсем, но становится легче. ему это виделось чудесным, а может и насвистел

вполне возможно... внешняя кора мозга затихает... и подпускает...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 28 Декабрь 2011, 16:27:22
Хотелось бы обозначить такой вопрос: как связана ИМ с особенностями темперамента человека? Разумеется, данный вопрос неуместен на высших этапах молитвы,  в этом отдаю отчет.  Но речь то идет именно о начальных.  Темперамент - есть генетически обусловленный тип н.с Вот скажем, флегматик, спокойный и уравновешенный. У него замедленное протекание биоэлектрических процессов, легко дается сосредоточенность, трудно вовлечь в случайные эмоции. а как быть , например, флегматикам, к коим принадлежу и я? Все действия по замедлению будь то ума, или просто  движений, ходьбы  дается с  неимоверным трудом. .После такого "принуждения" или начинаю задыхаться или  ломит тело.. Куда девать эту избыточную энергию?  И как научиться ее распределять?
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Анна-Мария от 28 Декабрь 2011, 17:42:09
Темперамент – это наряд, в который любит облекаться  наш ветхий человек. Так ему удобнее действовать во внешнем мире, удобнее контролировать и распределять жизненную силу.

То,  что Вы описываете, как избыток энергии, наш организм на законных основаниях воспринимает как ее недостаток.  И за счет внешних действий (чаще всего - общения с другими людьми) безрезультатно старается ее пополнить.  Потому что, чаще всего, общаясь с другими людьми, мы подпитываем какую-то ложную установку нашего сознания (страсть), которую воспринимаем за свои убеждения. А она постоянно требует от нас подпитки.  Отсюда и ощущаемое беспокойство, когда мы перестаем ее подкармливать (останавливаем мыслительный поток и общение с другими людьми).

Думаю, что  то, что Вы воспринимаете как избыточную энергию, т.е. свое осознаваемое беспокойство в состоянии тишины, и надо направлять в молитве к Богу о помощи, с искренней просьбой освобождения, с просьбой о помиловании…

p.s.:
а как быть , например, флегматикам, к коим принадлежу и я?

Вы, наверное, хотели написать: "сангвиникам"? :-)
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: mirnestranik от 28 Декабрь 2011, 18:11:12
Все действия по замедлению будь то ума, или просто  движений, ходьбы  дается с  неимоверным трудом. .После такого "принуждения" или начинаю задыхаться или  ломит тело.. Куда девать эту избыточную энергию?  И как научиться ее распределять?
Тёло рвёт на части от телесной энергии...учитесь ей управлять...
Тонус...внутренний тонус...вещь психологическая...умение заставить себя собраться...напрячься...как перед прыжком...с 10 метровой вышки в маленький бассейн :-)...
Таким же психологическим путём...думаю можно научиться НЕ ВГОНЯТЬ себя в состояние "перед прыжком" когда надо и когда не надо...просто по привычке...просто по тому что навык автоматический...
Выделился адреналин...ну чтож можно держать себя в рамках...не двигаться слишком порывисто...чуть медленнее...чуть спокойнее...пока эта дрянь( адреналин) не рассосётся...
Главное следить что бы не было внутренних взрывов...наблюдать в ответ на что происходит взрыв...и...ломать механизмы запуска...т.е. допустим случился пусковой механизм, а стараться не допускать последующего взрыва...

Впрочем возможно ты говоришь про замедление разума...у меня первое время сильно давило в груди...и комок был в горле, не проглотишь его...старался уводить внимание от этих телесных явлений...уводить интерес разума...и...обязательно СПОКОЙСТВИЕ при этом...разум склонен паниковать, психовать, и вообще вести себя неадекватно :-)...склонен нагнетать депресняк...
Всем этим возможно управлять...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 28 Декабрь 2011, 18:53:44

Вы, наверное, хотели написать: "сангвиникам"? :-)
Да, спасибо за поправку.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 28 Декабрь 2011, 19:02:31
Все действия по замедлению будь то ума, или просто  движений, ходьбы  дается с  неимоверным трудом. .После такого "принуждения" или начинаю задыхаться или  ломит тело.. Куда девать эту избыточную энергию?  И как научиться ее распределять?
Тёло рвёт на части от телесной энергии...учитесь ей управлять...
Тонус...внутренний тонус...вещь психологическая...умение заставить себя собраться...напрячься...как перед прыжком...с 10 метровой вышки в маленький бассейн :-)...
Таким же психологическим путём...думаю можно научиться НЕ ВГОНЯТЬ себя в состояние "перед прыжком" когда надо и когда не надо...просто по привычке...просто по тому что навык автоматический...
Выделился адреналин...ну чтож можно держать себя в рамках...не двигаться слишком порывисто...чуть медленнее...чуть спокойнее...пока эта дрянь( адреналин) не рассосётся...
Главное следить что бы не было внутренних взрывов...наблюдать в ответ на что происходит взрыв...и...ломать механизмы запуска...т.е. допустим случился пусковой механизм, а стараться не допускать последующего взрыва...

Впрочем возможно ты говоришь про замедление разума...у меня первое время сильно давило в груди...и комок был в горле, не проглотишь его...старался уводить внимание от этих телесных явлений...уводить интерес разума...и...обязательно СПОКОЙСТВИЕ при этом...разум склонен паниковать, психовать, и вообще вести себя неадекватно :-)...склонен нагнетать депресняк...
Всем этим возможно управлять...
  Я в декрет ушла с 4 курса факультета психологии: там лекции по физиологии н.с. читали, что темперамент-вещь врожденная как группа крови..Корректируется, якобы, у ребятишек  да и только до опред.возраста (в т.ч. и медикамнтами)  :-(
 Что пока мне из всей "корректировки" доступно -это при адреналиновом взрыве не выпускать его наружу..Проще говоря, когда "прет" - не радоваться..Тогда что то впитывается в тебя как в сухую землю, не выходя наружу фонтаном.
  Про "уводить разум от ощущений" это очень верно. Попробую.
 Заметила, что одно из оружий врага - "придать повышенное значение". Получается, как в сказке - пока ты боишься злодея, считаешь его "великим" -он силен, если не боишься и пренебрегаешь-он ничего тебе сделать не может..
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: mirnestranik от 28 Декабрь 2011, 19:16:34

  Я в декрет ушла с 4 курса факультета психологии: там лекции по физиологии н.с. читали, что темперамент-вещь врожденная как группа крови..Корректируется, якобы, у ребятишек  да и только до опред.возраста (в т.ч. и медикамнтами)  :-(
Эта точка зрения не учитывает Помощь...а она реально есть...усилия ведь по сути направлены к Богу...Бог это видит и помогает(по чуть чуть :-))...усмиряет помыслы...устанавливает границы "мысленному морю"--"до селе дойдеши и не прейдеши"...

 Что пока мне из всей "корректировки" доступно -это при адреналиновом взрыве не выпускать его наружу..Проще говоря, когда "прет" - не радоваться..Тогда что то впитывается в тебя как в сухую землю, не выходя наружу фонтаном.
Я иногда представляю как уходит через ноги или рассеивается вовне...т.е. не накапливается внутри...

  Про "уводить разум от ощущений" это очень верно. Попробую.
 Заметила, что одно из оружий врага - "придать повышенное значение". Получается, как в сказке - пока ты боишься злодея, считаешь его "великим" -он силен, если не боишься и пренебрегаешь-он ничего тебе сделать не может..
Придать значимость-оружие бесов...надуваются как мыльные пузыри...значимость приковывает внимание\интерес разума...а нет значимости, нет интереса...нет внимания...а нет внимания угасает едва возникнув...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Gabriel от 28 Декабрь 2011, 20:22:31
  Я в декрет ушла с 4 курса факультета психологии: там лекции по физиологии н.с. читали, что темперамент-вещь врожденная как группа крови..Корректируется, якобы, у ребятишек  да и только до опред.возраста (в т.ч. и медикамнтами)  :-(
 
Именно что якобы...  :-)  чисто выраженных флегматиков или сангвиников практически нет...мы смешанные типы...например, сангвиничный холерик или меланхоличный флегматик...возможны варианты... ну, а ежли еще и  НЛП сюда прилепить, то аудиальный кинестетик и кинестетичный визуалист наслоятся...и получится - картина маслом по бутеру...:wink:
очень помогают гасить внутренний энергетический взрыв поклоны, особенно земные... :-)
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 29 Декабрь 2011, 07:13:43
  Я в декрет ушла с 4 курса факультета психологии: там лекции по физиологии н.с. читали, что темперамент-вещь врожденная как группа крови..Корректируется, якобы, у ребятишек  да и только до опред.возраста (в т.ч. и медикамнтами)  :-(
 
. ну, а ежли еще и  НЛП 
 
Нет, у меня все не настолько запущено)
  раньше  свысока посматривала на весь этот "материализм", пока не вникла. Если б вы знали как уникально сложно устроена наша нервная система!  Хотя бы лицезрение умом этого зрелища не менее впечатляет, чем созерцание Творца через  виды природы..Популистский взгляд говорит, что мы используем свой мозг якобы на 5%. Это неверно, потому что переврали аксиому  о том, что только на 5% изучен мозг, в основном области, связанные с моторикой. Абсолютно "темный ящик" - высшие функции -творчество, память и т.д.
 Если в процессе делания все мы остаемся со своими особенностями, разнящими нас друг от друга, то какой он - очищенный от страстей темперамент?    Ясно, что на первоначальных этапах идет сброс балласта.  корректором будет молитва . Переделывать темперамент нельзя- чревато психическими заболеваниями. Здесь верно пишет мирный странник , что Им будут установлены границы 
 Перечитала недавно книжку "Граждане неба" о пустынножителях кавказа - какие они все разные: один  малоразговорчив, другой -энергичный, третий -хозяйственник и радушен..И ВСЕ НЕПРЕСТАННО МОЛЯТСЯ.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 29 Декабрь 2011, 08:48:57
Цитировать
очень помогают гасить внутренний энергетический взрыв
здесь как бы дело все же не в гашении... А если гасить-то зачем?   нужно различать темперамент и страсть, на нем паразитирующую.. Если и гасить-то только для того, чтоб отследить движение крови-как образуется страсть..Энергичность-темперамент, вспыльчивость-страсть..Вспомните апостолов-громко говорили, махали руками-типичный средиземноморский темперамент..
Одно дело-монастырь, другое дело- мы. Отец Алексей Мечев, Иоанн Кронштадтский -это примеры далеко не созерцательного типа.. значит, дело все же упирается не в темперамент..
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 29 Декабрь 2011, 09:17:29
.нервы - это бесы...
а нельзя без мракобесия?.
Тогда будьте последовательны:  кровь -это тоже бесы, ибо медиаторы-реактивы нервных клеток,   поставляются   в том числе и гуморальным путем-т.е. напрямую через кровь

 
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Родион от 29 Декабрь 2011, 10:15:12
Хотелось бы обозначить такой вопрос: как связана ИМ с особенностями темперамента человека? Разумеется, данный вопрос неуместен на высших этапах молитвы,  в этом отдаю отчет.  Но речь то идет именно о начальных.  Темперамент - есть генетически обусловленный тип н.с Вот скажем, флегматик, спокойный и уравновешенный. У него замедленное протекание биоэлектрических процессов, легко дается сосредоточенность, трудно вовлечь в случайные эмоции. а как быть , например, флегматикам, к коим принадлежу и я? Все действия по замедлению будь то ума, или просто  движений, ходьбы  дается с  неимоверным трудом. .После такого "принуждения" или начинаю задыхаться или  ломит тело.. Куда девать эту избыточную энергию?  И как научиться ее распределять?

Темперамент не определяет сути человека, имхо, а лишь скорость и эмоциональность его реакции на восприятие. Флегматик испугается "медленнее" и без внешних (или с минимумом внешних) проявлений. Но он все равно испугается. Скорость протекания процессов будет другая, интенсивность другая, суть будет таже. Посему думается ИМ требует (возможно) на начальных этапах учета факторов для выбора формы. Стоя, сидя, на ходу, лежа, с поклонами, без поклонов, и т.д. и т.п. Может потребовать больших или меньших усилий. Но со временем она приводит к успокоению ума, что изменяет не столько скорость, сколько качество реакций. И потому нет ей цены  :-). Сангвиник, флегматик - не важно. Важно пройти глубже. Создать условия при которых благодать сможет изменить ум в сотрудничестве с человеком. Поменять или разрушить его патеррны, связанные с убеждениями и опытом, памятью. Покаяние многое меняет в восприятии и видении мира. Меняет и поведение и реакции, не зависимо от их скорости и интенсивности. Я так думаю.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Gabriel от 29 Декабрь 2011, 10:18:00
.нервы - это бесы...
а нельзя без мракобесия?.
Тогда будьте последовательны:  кровь -это тоже бесы, ибо медиаторы-реактивы нервных клеток,   поставляются   в том числе и гуморальным путем-т.е. напрямую через кровь
Увы, насчет мракобесия не ко мне...а к прп. Порфирию Кавсокаливиту... :-)
А о том, что бесы живут в крови страстного человека писал еще свт.Игнатий Брянчанинов...  :-)
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 29 Декабрь 2011, 11:02:44
.нервы - это бесы...
а нельзя без мракобесия?.
Тогда будьте последовательны:  кровь -это тоже бесы, ибо медиаторы-реактивы нервных клеток,   поставляются   в том числе и гуморальным путем-т.е. напрямую через кровь
Увы, насчет мракобесия не ко мне...а к прп. Порфирию Кавсокаливиту... :-)
А о том, что бесы живут в крови страстного человека писал еще свт.Игнатий Брянчанинов...  :-)
В человеке живет бес..Будем убивать человека?) ну давайте же хоть немножко порассуждаем то..
В крови живут и нервы-есть бесы-не находите, что это две большие разницы) И вообще-при чем тут  прп.Порфирий?? Вы сами порассуждайте.НЕзачем прятаться за авторитеты...
 Палама, объясняя, что его взгляд на местонахождение сердца разнится с подходом к этому Г.Богослова, писал, что ничуть не смущен данным фактом, потому что все что касается частностей- в т.ч. и физиологии -это предмет частного рассуждения, которое может иметь любой, а Дух открывает только те истины, которые все проницают.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Анна-Мария от 29 Декабрь 2011, 16:24:41
Палама, объясняя, что его взгляд на местонахождение сердца разнится с подходом к этому Г.Богослова, писал, что ничуть не смущен данным фактом, потому что все что касается частностей- в т.ч. и физиологии -это предмет частного рассуждения, которое может иметь любой...
  :-)

(http://netnotes.narod.ru/math/gold11.jpg)
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 29 Декабрь 2011, 16:42:28
Анна-Мария, прокомментируйте картинку
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Родион от 29 Декабрь 2011, 16:47:06
(http://netnotes.narod.ru/math/gold11.jpg)

Для молитвы необходимо иметь простынь, красовки, листик, и в левой руке пробирку. А так же то что ниже пупка должно быть хотя бы визуально длиньше того, что выше пупка. Пенек - желателен, но не обязателен. )
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Alexeiy от 29 Декабрь 2011, 16:52:20
...и рельеф на торсе! :-D

красовки

Это сандали!  :-)
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: mirnestranik от 29 Декабрь 2011, 16:56:18

А о том, что бесы живут в крови страстного человека писал еще свт.Игнатий Брянчанинов...  :-)
Чё эт тя занесло :-)?...принадлежащие миру духов, не ЖИВУТ в этом мире...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: mirnestranik от 29 Декабрь 2011, 17:00:04

 Палама, объясняя, что его взгляд на местонахождение сердца разнится с подходом к этому Г.Богослова, писал, что ничуть не смущен данным фактом, потому что все что касается частностей- в т.ч. и физиологии -это предмет частного рассуждения, которое может иметь любой, а Дух открывает только те истины, которые все проницают.
Задумался...
А ведь действительно темперамент не может не повлиять на делание...
А что собственно...более темпераментный молится более энергично...и всё, по моему...
А качество молитвы всё же не зависит от темперамента...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 29 Декабрь 2011, 17:06:39

 Палама, объясняя, что его взгляд на местонахождение сердца разнится с подходом к этому Г.Богослова, писал, что ничуть не смущен данным фактом, потому что все что касается частностей- в т.ч. и физиологии -это предмет частного рассуждения, которое может иметь любой, а Дух открывает только те истины, которые все проницают.
Задумался...
А ведь действительно темперамент не может не повлиять на делание...
 
Мне сегодня мой приятель разъяснил: если   стоит вопрос -мешает или не мешает темперамент молитве..то это всего лишь речь о подготовке себя к деланию..а не делание.
Пост Родиона о том же

Цитировать
более темпераментный молится более энергично
Воот. ! И всего делов то.Если честно, я оказалась просто в плену у "церковной матрицы", что делатель имеет определенный образ - этакий тихоня с опущенными глазами и приглушенными реакциями..
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Анна-Мария от 29 Декабрь 2011, 17:09:20
Анна-Мария, прокомментируйте картинку

Не могу, простите! Темперамент не позволяет... :-)
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: mirnestranik от 29 Декабрь 2011, 17:25:04
Если честно, я оказалась просто в плену у "церковной матрицы", что делатель имеет определенный образ - этакий тихоня с опущенными глазами и приглушенными реакциями..
Неправильная матрица :-)...Афанасий Афонский был высок и очень энергичен...и бревно тащил один, которое трое несли...
Пр.Иоанн Кронштадтский говорят местами выделял акцентировал слова молитв...и молился с большИм дерзновением...

Вообщето мой, таракан в голове :-)...шуршит мне...что дескать для и.м. нужен особый темперамент...т.е. сангвиники холерики и прочие "бешеные"...своим темпераментом способны пробить стену собственного нерадания...на что прочие флегматики не способны...ну короче--не якоже прочии человецы :-)...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 29 Декабрь 2011, 17:32:12
Если честно, я оказалась просто в плену у "церковной матрицы", что делатель имеет определенный образ - этакий тихоня с опущенными глазами и приглушенными реакциями..
Вообщето мой, таракан в голове :-)...шуршит мне...что дескать для и.м. нужен особый темперамент...т.е. сангвиники холерики и прочие "бешеные"...своим темпераментом способны пробить стену собственного нерадания...на что прочие флегматики не способны...ну короче--не якоже прочии человецы :-)...
Это наверное потому, что раздражительность, которая наиболее свойственная для людей с быстрым течением биоэлектричества претворяется в мужество, если очищается от паразитирующих на ней страстей..( св.ГН "Об устроении человека")
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: mirnestranik от 29 Декабрь 2011, 17:35:56
Это наверное потому, что раздражительность, которая наиболее свойственная для людей с быстрым течением биоэлектричества претворяется в мужество, если очищается от паразитирующих на ней страстей..( св.ГН "Об устроении человека")
(св.ГН)-кто это...что то сегодня мозг не шевелится :-)...не догадался...
Хотелось бы услышать что то в защиту флегматиков...АУ флегматики! :-)...как там у вас с молитвой...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Marfa от 29 Декабрь 2011, 17:43:38
Григорий Нисский
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: mirnestranik от 29 Декабрь 2011, 18:18:39
Григорий Нисский
:-)...точно мозг замёрз :-)...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: прозелит от 02 Февраль 2012, 00:30:20
Черная желчь, кровь, лимфа, желтая желчь...по их преобладанию определяли типы темперамента в древности.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Темперамент (http://ru.wikipedia.org/wiki/Темперамент)

Поскольку это все – психология и физиология, то темперамент так "достает", пока в нас молится внешний человек.
Когда начинает молиться внутренний, тогда он замечает, что вполне дистанцирован и от страстей, и от темперамента.  Он уже не вовлечен "с потрохами" ни в страсти, ни в темперамент, как то происходит у внешнего человека. Соответственно, степень свободы (например,в отношении работы с темпераментом) у внутреннего человека существенно больше.

Конечно, преобразует темперамент (как и страсти) отнюдь не он сам. Но все же,  выбор средств для со-работничества со стороны внутреннего человека весьма широк и не ограничен конфессиональными или иными рамками.

К тому же, начинается процесс преображение страстей. А страстнОй темперамент и бесстрастный – две большие разницы)).
 
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Gabriel от 02 Февраль 2012, 10:03:28

А о том, что бесы живут в крови страстного человека писал еще свт.Игнатий Брянчанинов...  :-)
Чё эт тя занесло :-)?...принадлежащие миру духов, не ЖИВУТ в этом мире...
Да ну? :-D  скажи это своим тараканам или бесам, когда они начнут шуршать или драть тебя в очередной раз... :wink:
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: mirnestranik от 05 Февраль 2012, 17:33:00

Да ну? :-D  скажи это своим тараканам или бесам, когда они начнут шуршать или драть тебя в очередной раз... :wink:
Св. Игнатий не писал что бесы ЖИВУТ в крови...он говорил о разжении крови, как о страстном движении души...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Gabriel от 05 Февраль 2012, 17:44:19

Да ну? :-D  скажи это своим тараканам или бесам, когда они начнут шуршать или драть тебя в очередной раз... :wink:
Св. Игнатий не писал что бесы ЖИВУТ в крови...он говорил о разжении крови, как о страстном движении души...
да, это принцыпиально меняет дело... :-)
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Симеон от 06 Февраль 2012, 00:50:22
Златоуст зато рек, что сатана у евреев в крови...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: iunija от 06 Февраль 2012, 14:03:48
elm, Я как-то задумалась об избраничестве евреев. И пришла к однозначному выводу... Бог спасал самый злой, развращенный, утопший в грехах, народ. ИМХО.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: angel от 06 Февраль 2012, 14:08:06
Златоуст зато рек, что сатана у евреев в крови...

грех живет в крови любого человека...
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Alexander от 06 Февраль 2012, 14:10:44
Прекрасный образец несознательного троллинга - у elm'a :)
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Elena от 06 Февраль 2012, 14:50:56
Прекрасный образец несознательного троллинга - у elm'a :)

Троллинг - действие, имеющее четкую мотивацию. Несознательный троллинг не есть троллинг. :-)

Присоединяюсь к совету Air осторожнее применять это слово в оценках.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Elena от 06 Февраль 2012, 15:00:50
Златоуст зато рек, что сатана у евреев в крови...

Это из области бытовых (антисемитских?) суждений. Но в чем-то он угадал.  В иудаизме есть представление о встроенном в естество каждого человека  искусительном начале (внутренний дух противления - "йецер-ара", если не ошибаюсь). Задача еврея - быть на страже, видеть это и не поддаваться на провокации. В процессе взаимодействия  и преодоления человек возрастает, приближаясь тем самым к Богу.

elm, Я как-то задумалась об избраничестве евреев. И пришла к однозначному выводу... Бог спасал самый злой, развращенный, утопший в грехах, народ. ИМХО.

Я пришла к другому выводу.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Alexander от 06 Февраль 2012, 15:35:58
Троллинг - действие, имеющее четкую мотивацию. Несознательный троллинг не есть троллинг. :-)

Полная ерунда :)  Или мнение, поданное с позиции внешнего человека, не осознающего мотиваций внутреннего человека. Как раз, внешне  (вроде бы) не мотивированный троллинг и представляет интерес - с позиции умного делания, - поскольку через него проглядывают подсознательные мотивы, скрыто обуславливающие поведение человека внешнего. 

Другими словами, "внутренний" человек ловит рыбку на блесну в мутном и слепом сознании человека внешнего - у себя и у других. И когда ему (внешнему) указываешь на это, подсознательно срабатывает реакция протеста. Чем сильнее и агрессивнее срабатывает, тем более неочищен человек внутренний.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: iunija от 06 Февраль 2012, 16:25:31
Elena,  Не навязчиво спрашиваю -какое Ваше личное мнение не согласное с моим. Возможно мои взгляды на счет евреев ошибочны. Хотя.????....Буду благодарна вам за ответ.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Симеон от 06 Февраль 2012, 16:26:56
да я понимал, что не по теме говорю.. просто удивляют некоторые высказывания наших святых
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: stille от 06 Февраль 2012, 18:49:07
Прекрасный образец несознательного троллинга - у elm'a :)
Троллинг - действие, имеющее четкую мотивацию. Несознательный троллинг не есть троллинг. :-)
Думаю, может быть несознательный троллинг... Как несознательный грех - человек грешит (с "сознанием" - по-своей мотивации) просто не видя это как грех.
 И несознательное троллинговое сообщение - свою функцию сверкающей блесны оно будет выполнять (как вред от несознательного греха всё равно будет действительным), хоть у автора и нет мотива провоцировать.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: stille от 06 Февраль 2012, 19:39:21
Тема о евреях - неумолкающий баян для музыкантов и яркая блесна для рыболовов (продолжая веб-терминологию). Крушение иллюзии "какой должен быть "избранный Всевышним народ" в полете мысли мечтающего ромея или бородатого джигита. Тяжкое искушение. Для наглядности, можно на "Кураеве" в раздел "православие и иудаизм" заглянуть (признаюсь, и я там немного под ником "Lehem" проводил досуг). Ну, у меня к этому народу тёплое чувство - именно внутреннее...иначе просто не смог бы держать в руках не лицемерно Библию. Потому что в Писаниях (священной истории и Предании) есть семитский "ментальный пласт"(http://yoursmileys.ru/ssmile/misc/s0403.gif) (http://yoursmileys.ru/s-misc.php). По аналогии - ментальный пласт есть в русской Церкви (и сложно нелюбить этот душевный пласт и  быть в этой Церкви - это шизофрения и раздвоение будет). За подобным душевным открывается (скрывается) внутренняя общность людей - Церковь...думаю, пока человек не увидел и не вошёл в неё, он может искушаться и даже несознательно служить бесам (кумирослужение) на духовном пути.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Elena от 07 Февраль 2012, 00:10:42
Троллинг - действие, имеющее четкую мотивацию. Несознательный троллинг не есть троллинг. :-)

Полная ерунда :)  Или мнение, поданное с позиции внешнего человека, не осознающего мотиваций внутреннего человека. Как раз, внешне  (вроде бы) не мотивированный троллинг и представляет интерес - с позиции умного делания, - поскольку через него проглядывают подсознательные мотивы, скрыто обуславливающие поведение человека внешнего. 

Другими словами, "внутренний" человек ловит рыбку на блесну в мутном и слепом сознании человека внешнего - у себя и у других. И когда ему (внешнему) указываешь на это, подсознательно срабатывает реакция протеста. Чем сильнее и агрессивнее срабатывает, тем более неочищен человек внутренний.

Исхожу из общепринятого значения слова, зафиксированного в Википедии:

Троллинг (от англ. trolling — ловля на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, в вики-проектах, ЖЖ и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между субъектами, взаимные оскорбления и т. п. Лицо, занимающееся троллингом, называют троллем, что совпадает с названием мифологического существа из скандинавской мифологии.

В сообщении elmа нет такой цели - вызвать конфликт между субъектами. Вижу тут неприятие озвученной точки зрения Златоуста и подспудное желание ее опровергнуть. Для чего и использован этот разговор.

Цитировать
Другими словами, "внутренний" человек ловит рыбку на блесну в мутном и слепом сознании человека внешнего - у себя и у других. И когда ему (внешнему) указываешь на это, подсознательно срабатывает реакция протеста. Чем сильнее и агрессивнее срабатывает, тем более неочищен человек внутренний.

Мне не близка ваша терминология. Не очень принимаю вашу постоянную устоявшуюся схему разделения на человека внешнего и человека внутреннего. Человек один, не два человека. Лучше сказать "два слоя", "два пласта", что ли... 

Простите.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Elena от 07 Февраль 2012, 00:14:20
Цитата: Раvel
Думаю, может быть несознательный троллинг... Как несознательный грех

Несознательный троллинг уместнее назвать другим словом.


Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Elena от 07 Февраль 2012, 00:27:05
Elena,  Не навязчиво спрашиваю - какое Ваше личное мнение не согласное с моим. Возможно мои взгляды на счет евреев ошибочны. Хотя.????....Буду благодарна вам за ответ.

"самый злой, развращенный"...

Не вижу, что он самый злой и самый развращенный. Вижу, что он особый,  взращенный Господом с одной человеческой единицы (Авраама). Богато одаренный, выделяемый и узнаваемый в людском сообществе.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Alexander от 07 Февраль 2012, 10:56:37
Исхожу из общепринятого значения слова, зафиксированного в Википедии:
Троллинг (от англ. trolling — ловля на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, в вики-проектах, ЖЖ и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между субъектами, взаимные оскорбления и т. п. Лицо, занимающееся троллингом, называют троллем, что совпадает с названием мифологического существа из скандинавской мифологии.

В сообщении elmа нет такой цели - вызвать конфликт между субъектами. Вижу тут неприятие озвученной точки зрения Златоуста и подспудное желание ее опровергнуть. Для чего и использован этот разговор.
...
Мне не близка ваша терминология. Не очень принимаю вашу постоянную устоявшуюся схему разделения на человека внешнего и человека внутреннего. Человек один, не два человека. Лучше сказать "два слоя", "два пласта", что ли... 

Это терминология не лично моя, а ап.Павла и святоотеческая. Пока человек не очищен и не изменен, внешний "слой" или "пласт" человека почти ничего не знает о внутреннем слое-пласте и живет жизнью марионетки - на псевдоавтономии. Отсюда и термин "внешний человек". Соответственно, есть и внутренний человек, и он для внешнего, скорее, фикция или абстракция, которую можно назвать как угодно (слоем, пластом и т.п.).

Теперь о неосознанном троллинге в этой теме. 1) В сообщении elma, как раз, и зашит конфликт (соединение иудеев с сатаной - от лица известного святого). 2) Этот чужеродный  конфликт вносится не в свою тему. Такое внесение только разрушает тему, что также является целью троллинга. "Странно", что Вы этого не видите.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: lily от 07 Февраль 2012, 12:40:02
Тема о евреях - неумолкающий баян для музыкантов и яркая блесна для рыболовов (продолжая веб-терминологию). Крушение иллюзии "какой должен быть "избранный Всевышним народ" в полете мысли мечтающего ромея или бородатого джигита. Тяжкое искушение. Для наглядности, можно на "Кураеве" в раздел "православие и иудаизм" заглянуть (признаюсь, и я там немного под ником "Lehem" проводил досуг). Ну, у меня к этому народу тёплое чувство - именно внутреннее...иначе просто не смог бы держать в руках не лицемерно Библию. Потому что в Писаниях (священной истории и Предании) есть семитский "ментальный пласт"(http://yoursmileys.ru/ssmile/misc/s0403.gif) (http://yoursmileys.ru/s-misc.php). По аналогии - ментальный пласт есть в русской Церкви (и сложно нелюбить этот душевный пласт и  быть в этой Церкви - это шизофрения и раздвоение будет). За подобным душевным открывается (скрывается) внутренняя общность людей - Церковь...думаю, пока человек не увидел и не вошёл в неё, он может искушаться и даже несознательно служить бесам (кумирослужение) на духовном пути.

Спасибо, это важные для меня размышления. С евреями у меня все в порядке... равно как и со средневековой русской культурой и христианством вообще. А вот душевный пласт на дух не переношу, особенно синодальный, прямо до отвращения, буду думать дальше. Надо прекращать шизофрению и мазохизм. Ну не могу я принять, что это слащавое пение, слащавая живопись и холодные безличные отношения служат моему Богу. Мой Бог - иной. В результате другие православные (греки, грузины) меня принимают и я их... Наконец начинаю понимать причину настолько безобразного отношения ко мне в русской церкви. Не нужно было наступать на горло собственной песне.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Родион от 07 Февраль 2012, 13:08:19
Это вопрос внутренней самоидентфикации. Имхо. И не более. А не вопрос "других" православных. Кто не тяготится собой, тот никем не тяготится.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: lily от 07 Февраль 2012, 14:13:20
Это вопрос внутренней самоидентфикации. Имхо. И не более. А не вопрос "других" православных. Кто не тяготится собой, тот никем не тяготится.
Да, я окончательно поняла, что не в состоянии идентифицироватьсебя с синодальной советской церковью со всеми ее атрибутами. Ну не вызывает у меня умиление ни сладенький партес, ни "батюшки-матушки", ни "иконочки-свечечки", атмосфера где никто ничего не понимает, а только ставят свечечки и ходят возле иконочек, не люблю и никогда не полюблю. Каждую литургию ждать как повинность и с отвращением, кому оно надо. Я ничего против них не имею, но не хочу быть в этом собрании, только и всего. Интересно часами говорить с монахами грузинами или итальянцами, а тут просто нечего сказать и не о чем, разговор глохнет на второй минуте. Все время чужак, посторонний.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Родион от 07 Февраль 2012, 14:26:16
Я тоже напрмер "не люблю". И у меня не вызывает... ))) Но мне греки не нужны, чтобы прчастится. Равно как и грузины. А почему тебе нужно?
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: lily от 07 Февраль 2012, 14:28:08
Я тоже напрмер "не люблю". И у меня не вызывает... ))) Но мне греки не нужны, чтобы прчастится. Равно как и грузины. А почему тебе нужно?

Потому что могу с ними объединиться в молитве, могу поговорить. А тут не могу ни молиться (партес все убивает на корню), ни говорить (не о чем).

(прошу прощения, у меня тут настал момент истины, поняла, что больше не могу врать себе и делать потому что "так надо", без любви)

И потом.. у меня конфликт на уровне архетипов. У грузин есть Св.Нина, святые царицы, есть женский архерип, который мне очень нравится, сам пример, тип святости. А тут кто? Матрона?
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: Родион от 07 Февраль 2012, 14:45:28
Ну Ольга например ))), очень близко с Ниной.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: yury_petrov от 07 Февраль 2012, 16:17:43
Я тоже напрмер "не люблю". И у меня не вызывает... ))) Но мне греки не нужны, чтобы прчастится. Равно как и грузины. А почему тебе нужно?

Потому что могу с ними объединиться в молитве, могу поговорить. А тут не могу ни молиться (партес все убивает на корню), ни говорить (не о чем).

(прошу прощения, у меня тут настал момент истины, поняла, что больше не могу врать себе и делать потому что "так надо", без любви)

И потом.. у меня конфликт на уровне архетипов. У грузин есть Св.Нина, святые царицы, есть женский архерип, который мне очень нравится, сам пример, тип святости. А тут кто? Матрона?
Хм... Надуманное все это. Ходят в храм тысячи (некоторые даже часто), а молятся -- единицы и это везде так: что в Грузии, что в Англии, что в самом Ватикане. Но если вам лучше молиться с грузинами или итальянцами -- молитесь на здоровье.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: lily от 07 Февраль 2012, 16:38:09
Хм... Надуманное все это. Ходят в храм тысячи (некоторые даже часто), а молятся -- единицы и это везде так: что в Грузии, что в Англии, что в самом Ватикане. Но если вам лучше молиться с грузинами или итальянцами -- молитесь на здоровье.

Надуманное, потому что вы не пережили ситуации, когда все чужое, все оттограет. Вроде ты со всей душой идешь, а тебе "уходи, не видишь, мы тут празднуем". Я пытаюсь понять что случилось, ни одно сообщество так меня не оттограло, как русская церковь... так, что даже разговаривать отказывались все поголовно, это ненормально. В остальных местах как везде, кто-то ближе, кто-то дальше, но чтобы вот так, нигде не было. В итоге я сама отторгаю ее, в общем, кончено. Будут греки и папский университет. Христос мне дороже местных культурных обычаев.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: lily от 07 Февраль 2012, 17:22:38
Но учить еще один язык, причем на уровне понимания литургических текстов... хочется плакать. Я люблю церковь, богослужение, но терпеть отчуждение уже невозможно, слишком травмирует.
Название: Re: Психофизиология молитвы
Отправлено: viktorioan от 28 Апрель 2012, 09:17:58
Наоборот, Слезин говорит, что "у дзэн-буддийских монахов во время молитвы в головном мозге происходит примерно такая же реакция, как и у православных священников". В этом нет ничего странного. Ну да, мозг успокаивается при опреденных видах молитвы в разных практиках. Никаких далеко идущих выводов из этого наклевывающегося факта лучше не делать. И за благодать это уж точно принимать не стоит.

Известно, что при некоторых видах молитвы может наблюдаться эмоциональное и умственное возбуждение, иногда физическое разгорячение. Некоторые виды медитации направлены именно в эту сторону. Сие тоже к благодати не относится.

Молитва у исихастов - особая и очень интересная тема. Очевидно, что она протекает не только на уровне сердца. К примеру, исихасты Византии молились на уровне живота (пупка). Молитвенное созерцание (логосов) есть свойство ума Христова и имеет отношение к голове. В настоящее время, о двух последних типах молитвы, вообще, ничего не говорится. Поэтому и надо изучать больше отцов далекого прошлого (вплоть до Григория Паламы), когда знания о молитве не были утеряны.
Изменилось ли ваше мнение c 2004 года, или оно прежнее, и вы также считаете, что медитации буддистских монахов к благодати не имеют никакого отношения!?
Лично я не имею основания так считать, и ровно наоборот, имею основания счмитать что во всех религиях и течениях, вплоть до обычных светских релаксивных медитациях имеет место быть одна природа. Могу лишь сказать, глубина проникновения, и широта объятия несомненно различна.

Что же касается благодати, то даже вскользь изучая отцов, бросается в глаза что благодатью они именуют два вида действия этой самой благодати. Может быть их разделить бы следовало в корне, но нет, они их (действия) не делят, и называют одним и тем же благодатью. Но вот одна это действие от самого человека, его физиологического усилия (Григорий Синаит, Феофан затворник четко это описывают). Это человеческое хочется назвать благодатью сердца. Есть же и действие Его наполняющее, изменяющее человека в корне, и социуме его именуют Инсайтом...