Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Sergius

Страницы: [1] 2
1
Уважаемый Vacheslav, конечно, мы дети Божьи, создания Божьи, у нас и волосы на голове сочтены, но при этом сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8 ). Отсюда можно косвенно сделать вывод, что встреча происходит все-же в сердце, или, как говорят Св. Отцы, в верхней части груди. Это ведь не тело наше с Ним встречается, а только дух, душа, сознание, «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24), но сначала: "вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние". А с промыслом Божьим о нас мы встречаемся ежедневно в любом состоянии, его только надо увидеть в нашем повседневном бытии.

2
Уважаемая Raisa, еще чуть-чуть к вопросу о Боге-Отце, ваша цитата:
Могу ошибаться, но регистрирую пока просто восприятия. Согласно которым этот Абсолют, Отец пронизывает и находится по умолчанию во всех как бы на дне, даже у самых закоренелых преступников, видимо, это и имеют в виду, когда говорят о "Боге в душе"...
...То есть Абсолют - Отец - это несомненно поддерживающий мироздание и всякую Тварь на уровне базово-минимального обеспечения, чтобы человек совсем уж не распался на молекулы от своего жития-бытия.
В этой цитате и других местах вы описываете не Бога-Отца, а природу-мать, как раньше писали на плакатах: «Берегите природу – мать вашу!»)) Она безлична, ощущается как-бы на дне, доступна всем, даже закоренелым преступникам и отвечает перед своим создателем Богом-Отцом именно за то, о чем вы сказали, за базово-материальное обеспечение и всевозможные квантово-атомарно-молекулярные взаимодействия. Смешивать творение-природу с Богом-Отцом-творцом это чистейшей воды пантеизм: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пантеизм  . Пантеизм, давно известное религиозное направление, критику которого можно почитать, например, здесь: https://religion.wikireading.ru/155948 .

3
Уважаемая Raisa, времени писать не хватает, увы, но тема получается интересная, поэтому простите, еще чуть-чуть попишу)) К сожалению, то, что вы видели, не похоже на Бога-Отца. Бог-Отец личность (тут прав уважаемый Сергий), яркая личность, никак не сонное аморфное нечто, почитайте Ветхий Завет, Евангелие, Апостол. Если его с чем видимым там и сравнивают, то только с ярким солнцем. Можно предположить, что ваше видение более всего похоже на видение некоей тварной энергии природы, которой поклонялись язычники. Все в окружающей нас видимой природе имеет энергетическую сущность (если что, квантовая физика нам в помощь)), хотя большая часть этой энергии до сих пор наукой не познана. Нам знакомо ощущение гармонии и единения с природой с младенчества, в то время это было нашим основным ощущением, гармония нарушалось только урчанием в животике и мокрыми холодными пеленками)) Легко это почувствовать и сейчас, спустившись на самый нижний «этаж» разума, практически, в подвал. Там уютно, нет проблем, безопасно, прекрасное убежище от кризисов и депрессий. Хотя, конечно, объективно все иначе, это вроде как голову прятать в песок. Бог же, даже теоретически, может быть доступен только на самом верхнем этаже нашего разума-сознания, выше всех телесных ощущений, выше эмоций, выше ума, выше веры и надежды, даже выше любви, где-то в верхней части груди. Все-же лучше, истины ради, тварную энергию любого происхождения не путать с энергией Творца, «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым», совершенно другой по качеству, силе и наполнению.

4
Уважаемый Vdrm, волков бояться, в лес не ходить) Прелесть – это лесть от темных сил человеку, что он достиг каких-то небывалых высот духовного развития, что он избранный, что он далеко ушел уже от всех остальных вперед. У него уже появляются какие-то новые ощущения, переживания, новые возможности и способности. Если человек не знаком хорошо с теорией, или не имеет опытных духовных руководителей, он приходит к ощущению собственной высокой значимости, непогрешимости, крайней самоуверенности, чувству превосходства, что, в свою очередь, приводит его к мысли, что он уже подобен Богу, или велики святым, или что-то в этом роде. В таком состоянии человек уже не может творить добрые дела, или исправлять свои грехи и недостатки, его духовное развитие останавливается и может начаться стремительная духовная деградация. Почитайте об этом подробно тут, если у вас будет время: http://www.zavet.ru/b/ipavlov/064.htm .
Как опытные люди доходят до падения, Бог весть, не мы им судья. Нужно только увидеть реальность того, что наши собственные темные дела многочисленны и тяжелы, а для своего спасения сделано пока что так мало, и наши добрые дела пребывают в сиротливом меньшинстве. Это не фигура речи и не гипербола какая-нибудь, а вполне себе ясно ощутимая духовная реальность, о которой много написано в Писании и у св. Отцов. А какими необходимыми ступенями являются вера и надежда! А сколько можно сказать о любви-агапэ: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор.13:1-2)! Все это более, чем реальные вещи, без которых нормальная духовная жизнь вообще невозможна. Возможны, наверное, какие-то десантные операции далеко за линию фронта, сразу в высшие сферы сознания, с целью захвата и удержания Духовных Даров, но это без наличия описанной выше базы, наверное, запредельный риск. Неудачные результаты таких «десантов» приводят к глубоким падениям, из которых некоторые не могут выбраться потом годами. Отсюда берется и опасность, и страх перед прелестью, как перед самым сильным падением, о котором вы писали.

5
Уважаемая Raisa, ваш опыт очень интересен, честное слово. Настораживает (и вас тоже), резкое «отключение» богообщения. «Абсолют», как вы его описали, сам по себе ничего не значит, ему можно придать любое значение, по своему настроению, как пластилин в мультике про ворону. Видения шариков тоже так себе симптом. Подобные видения должны относиться к дарам Духа Святого, однако, в перечне, данном Апостолом их нет: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.» (1Кор. 12:7-11). Вашей жизни эти видения тоже, видимо, никакой пользы не принесли. Отсюда и сомнения, какого духа эти видения. Знаки, которые вы описали (закрытая церковь, отнимающиеся ноги) тоже могут быть неоднозначны. Очень не хочется вас «кошмарить» тем более, что не имеем на это полномочий, однако, надо пробовать восстанавливать богообщение. Лайфхак тут может быть такой, абонент может быть для вас персонально «временно недоступен», однако у Него есть масса компетентных помощников. Например, Пресвятая Богородица, святитель Николай Чудотворец, с них лучше начать, если они на связи, конечно, может быть ваш какой-то персональный святой, может быть даже какой-то спокойный, мудрый и старый приходской священник, или тем более, опытный монах. Однако, от священника и монаха вы, возможно, сперва получите приличную «взбучку» за обращение к эзотерике, что, впрочем, будет абсолютно правильным и может сразу сдвинуть вас с вашей мертвой точки. Исповедуйтесь во всем, что касается эзотерики и почувствуете, как гора рухнула с плеч. Иногда сделать какой-то шаг бывает страшно, а вдруг я что-то потеряю? Но тут выбор очевиден, жизнь без богообщения это ад и в этой жизни, и в будущей. Проблема, к сожалению, в другом. Некоторые люди уходят из Церкви потому, что там они часто не могут найти новую пищу для души, из года в год все остается на уровне воскресной школы. Об этом сейчас много говорят в самой Церкви, призывают, правда, при этом пока что кто в лес, кто по дрова. Однако, у Церкви (видимой ее части и невидимой) есть ответы на все наши вопросы, особенно, если вы опытный и ищущий человек. Дорогу осилит идущий.

6
Уважаемая Raisa, к сожалению, то, что вы описываете, больше всего подходит под банальное, но от этого не менее скорбное определение «прелесть», то есть лесть-лесть, такая лесть, услышав которую человек годами потом отойти не может. Проблема прелести в том, что человек враз вдруг становится «полным сосудом», он говорит, что видел и познал уже все. В этом случае, истинное знание может сколь угодно долго им игнорироваться, так как в его глазах не «дотягивает» до его «высших» стандартов. Чем ценна ортодоксия, так это огромным опытом, несомненно превосходящим опыт всех взятых вместе уважаемых форумчан. Все уже было, наши св. Отцы видели всякое, живя в пещерах, лесах и горах, питаясь росой и кореньями. При этом, они упорно продвигали одну и ту же концепцию, которой придерживается и нынешняя наша Православная Церковь, в которую входят сонмы замечательных святых, ныне живых, готовых нам помогать, только находящихся в невидимом глазу спектре восприятия. Такова частая ошибка атеистов, не вижу, значит этого нет. Но есть и обратная ошибка, вижу, значит так оно и есть! Иногда то, что мы видим даже глазами, мы не можем описать, что-то вроде «ух ты!», слов не хватает. А что касается «видений», «галюник» и прочих «глюков», это вообще может никакому описанию не поддаваться. Как-то раз мне делали хирургический наркоз, то, что я тогда видел, при желании, можно было «развернуть» до полноценной глобальной теории. Так что различные «видеоэффекты», это не сугубо эзотерический опыт, хотя часть эзотерических течений строятся только на них. Святые Отцы нас предупреждали, что всевозможные подобные «видения», даже самые яркие, могут наводится с темной стороны, поэтому советовали во всех случаях прибегать к различению духов. Судя по последствиям, которые вы испытали, «Ощущение существования в каком-то бесконечном "обнулении". Вроде всё и неплохо, ровно, но и былого "богообщения" нет и это ад. Нет знаков, нет подсказок, ничего никуда не ведут как раньше.», это был именно ад. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Матф.7:18). Плоды добрые – это вера, надежда, любовь, и добрые дела по ним, о которых сказано: «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19–20). Согласно св. Отцов, важный момент, если постоянно не «заходят» Таинства, богослужение, не идет молитва, то это тоже верный признак какого-то повреждения. Таинства, в норме, имеют огромную именно «таинственную» силу, но она бывает сокрыта до определенного времени. Еще св. Отцы пишут, что ощущения от «светлых» видений бывают легкие, приятные и радостные, конечно, если вам не ад показывают. Сомнительно, что Бог вам решил показать какой-то кусочек, чтобы так трагически остановить вашу духовную жизнь.
Мнение эзотериков об «особом» периоде, когда нужно идти самому, больше нигде не подтверждается. Где ни читаем Первоисточник, везде видим: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» (Псалом 90).
По поводу того, что Бог оставляет в самый сложный момент, можно сказать так, либо ситуация учебная, либо мы сами каким-то образом заявили, что без Него справимся. Часто мы говорим: «сами, без всех разберемся!», отгоняя, при этом, помощь Божию. Бог, или его посланник, отступают от нас по закону свободной воли. Иногда бывает, как в анекдоте про еврея, которому при наводнении Бог трижды присылал лодку, а каждый раз он отказывался, утверждая, что Бог ему лично поможет. Бывают, конечно, крайние случаи, когда молитва не идет, ситуация критическая и все плохо заканчивается, но спустя какое-то время выясняется, что ситуация все-таки была учебная, и только тогда мы ясно сознаем, чему мы от нее научились.

7
Уважаемый Сергий, спасибо вам за развернутый ответ. По поводу различных толкований греческого слова «агапэ», включая и толкование из Септуагинты, прочитал пруф: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Slova_lyubvi.pdf. Кстати, очень интересно, но ничего конкретного именно по нашему вопросу там нет.
Действительно, в нескольких местах Евангелия есть понимание любви-агапэ, как соблюдении заповедей. “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин.14:15), “Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины” (1Ин.2:4); “Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его” (1Ин.5:3). 
Однако, там же сказано: "Возлюби (αγαπησεις) Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22. 37), и «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф.22:39). "Мужья, любите (αγαπατε) своих жен, как и Христос возлюбил (ηγαπησεν) Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5. 25). «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.  И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:2-3). Тут любовь-агапэ выглядит именно как чувство, даже сравнивается с любовью к женам. Не знаю, как кому, но любовь к жене – вполне себе определенное чувство, более того, без этого чувства отношения механические, зависимость, а не любовь. По этому поводу хорошо сказал преподобный Амвросий Оптинский: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.»

8
Уважаемый Прозелит, многие сейчас попали под «каток» событий. Похожая ситуация была в 14 м году, она тогда закончилась для меня в больнице, чуть до операции дело не дошло, так что была не соматика. В этот раз тоже прилетело не «изнутри», а вполне себе снаружи, и как бы сейчас все не на порядок мощнее, чем было в 14 м. Здоровье сдало по 3-4 позициям сразу, балансируем опять на грани госпитализации, неприятности, отнюдь не мелкие, на работе, чего в прошлый раз не было. Однако якорь, как был, так и остался, храм Божий. Очень серьезное утешение. Реально воспринимается, как портал «туда». Впервые ощущение портала у меня появилось, когда мы много лет назад посещали Троице-Сергиеву лавру, и стояли в очереди у мощей преподобного Сергия. Прямо портал на «тот свет», и мы тут стоим, и там жизнь кипит. В храме с целью утешения мало смысла просто стоять в дальне углу, чем ближе к алтарю, тем лучше. Лучше всего вообще в первом ряду. И хорошо участвовать в богослужении, чем активнее, тем лучше. Из собственного опыта знаю, что самый кайф вообще читать и петь в хоре)) Это вообще Благодать)) Но в крайнем случае, хорошо даже просто следить за службой, на литургии постоять в очереди и исповедаться, причаститься. Все просто, но якорь - железобетонный)) Кстати, работает не зависимо от храма, прихожан и отцов в нем.
Кстати, термин «лимбический человек» сейчас практически вышел из научного употребления, так как не только лимбическая система участвует в работе механизма эмоций. Если кратко говорить именно о практическом аспекте контроля над эмоциями, то важно иметь в виду, что эмоция, это только гормональная реакция, а причина всегда в практическом уме (или неразумии)). Кратко очень сложно описать технику работы с практическим умом. С самого высшего доступного нам уровня можно получить образ, как бы луч Истины, и сравнить его с теми мыслями, которые порождают нежелательные эмоции, которые, кстати, могут быть и положительными, и отрицательными. Если эти мысли не содержат в себе частичку образа Истины, то они сами собой в свете Истины как бы растворяются, дематериализуются. При этом одновременно работают и «лимбическая» область, и практический ум, и сердце, и духовный разум. Проще говоря, мы – сердце, убеждаемся в том, что мысль, возбуждающая эмоциональную бурю, не содержит истину и перестаем ее воспринимать, как что-либо значащую. Как только исчезает причина – ложная мысль, эмоциональная буря любой интенсивности тут же иссякает. Чаще бывает более сложная ситуация, когда состояние вызывается несколькими разными проблемами одновременно. Но решается все, тем не менее, точно так же, просто проблемы выстраиваются в очередь и решаются последовательно, одна за другой.
Уважаемый Сергий, по поводу агапэ не совсем понятно, почему оно дает вам ощущение рассудочного ума. Там, наверху, действительно есть еще один ум, сильно отличающийся от практического ума. Он не взаимодействует напрямую с «лимбической» областью и поэтому вызывает ощущение созерцательности, тишины и спокойствия. Однако агапэ – любовь именно к Богу, чувство все-таки, хотя и очень высокое (локация ориентировочно – проекция из середины груди, ближе к позвоночнику). Молитва «крутится» именно в верхнем уме, иногда переходя в самодвижное состояние, так как этот ум мало задействован в нашей повседневной жизни и его ресурс свободен для такого простого действия. Молитва позволяет часть внимания постоянно удерживать в этом верхнем уме, ощущая при его работе все время как бы легкую отстраненность, тишину и спокойствие. Агапэ, в том смысле, о котором мы говорим, находится недалеко от «верхнего» ума, и может быть спутана с его действием, но она все-таки совсем другое, совсем не рассудочное явление, а самое настоящее чувство, причем довольно сильное.

9
Raisa, полностью поддерживаю: «Целью духовной практики не является остановка ума. Цель и смысл духовной практики - ежесекундное единение с Богом». Зачем останавливать ум? С учетом строения души, ум и так останавливается все время, когда мы не в нем, не на его уровне находимся. Например, так есть хотим, что больше ни о чем думать не можем. Столько эмоций, что мысли сбиваются. Так расчувствовались, что как нас зовут забыли). Итого, полное, ежесекундное единение с Богом возможно, когда:
- Телесные желания полностью под контролем, едим хлеб и воду)
- Достигнуто полное смирение, нет реакции ни на похвалу, ни на критику;
- Ум остановился потому, что решил все задачи, ему уже все в этом мире понятно и известно;
- Сердце решило, что раз снизу его ничего не беспокоит, то мы уже умерли и переключилось в посмертный режим. Кстати, пытаться останавливать сердце, как ум, не рекомендуется)
После этого, когда нас уже почти ничего не связывает с этим миром, можно сутками наслаждаться чувствами умиления, благодати, изумления, приятным обществом ангелов и святых на духовном уровне. А потом можно приступать уже и к конечной цели, общению с Богом, которое происходит на самом верхнем уровне сознания, на уровне Божественного начала. Этот уровень локализуется в верхней части груди, там, где Святые Отцы рекомендовали удерживать внимание для молитвы, используя, как временную помощь, контроль дыхания. Мы видим, что телесные, личностные и другие мирские проблемы, скорее всего, до своего разрешения, не дадут возможности полного ежесекундного единения с Богом в молитве – общении, однако, видение и опытное знание нашей душой конечной цели своего бытия дает мощную мотивацию, а опыт духовной связи с Вышним миром дает еще и ценную информацию и помощь для этого разрешения. Хочется так же предупредить начинающих исихастов, особенно не знакомых с писаниями Святых Отцов, что без условия соблюдения правил святости жизни, эксперименты с высшими уровнями сознания могут закончиться в дурке, простите мой французский)

10
Уважаемый прозелит, давайте разберемся с тем, как у нас образуются различные «узлы». Возьмем, например, страх. Мы испугались (физиологическая реакция, стресс), затем разумом осознали опасность и возможность ее повторения в определенных условиях (триггер), затем приняли решение в сердце-душе следить за всеми потенциально триггерными ситуациями (поставили цель), и спустили приказ на ее исполнение обратно в разум. Как выглядит эта картина со стороны? Жесткий «узел» образовался на уровне физиологического начала (локация-низ живота), если страх связан с физической угрозой (угроза жизни, например), или на уровне гендерного начала (локация над физиологическим, низ живота), если страх связан с чем-то связанным с этой темой (неудобно писать об этих фобиях в приличном обществе) , или на уровне личности (средняя часть живота), если страх связан как-то с общением (например, боязнь публичных выступлений, боязнь позора и т.п.). Но, при этом, образуется «узел» на уровне практического ума (верхняя часть живота, район желудка), сохраняющий признаки триггерной информации, значение конкретной опасности и «приказ» сердца-души. На уровне сердца-души (нижняя часть грудной клетки) тоже образуется «узел», соответствующий принятому сердцем-душой решению относительно этого конкретного страха. Итого три «узла», нижний, средний и верхний, связанных с одним и тем же событием – страхом. Самое яркое и даже, порою, фееричное проявление у нижних «узлов», так как оно сопровождается эмоциями. Есть опасность увлечься их «развязыванием», забыв о «средних» и «верхних», хотя они всегда тоже имеются. Есть множество техник (Raisa говорит 5)) по снятию стресса, напряжения, «блока», даже образованного много лет назад, соответственно, нижний «узел» «развязать» хоть и сложно, но вполне возможно. Однако, при следующей триггерной ситуации, есть близкая к 100% вероятность того, что этот «узел» «завяжется» снова. Понятно, что без «развязывания» среднего «узла», без переоценки реальности/ложности события опасности, невозможно ничего сделать для полного решения этой проблемы. При этом, задачу, или мотивацию, для разума должно задать сердце-душа, например, получив соответствующее задание от духа: «доколе я, вечная душа, буду бояться собак/крыс/тараканов/микробов/…/, пора положить этому конец!». При этом «узел» на уровне сердца-души частично «развязывается». Получив приказ, посопротивлявшись, для приличия, разум пересматривает реальную опасность собак/крыс/тараканов/микробов/…/ и приходит к выводу, что он имел ложные (например, сильно преувеличенные) представления об опасности этих грозных факторов и истинное их значение в нашей жизни стремится к нулю, например, потому, что все волосы на нашей голове сосчитаны и лист не упадет с дерева без воли Божьей. После этого средний и верхний «узлы» успешно «развязываются», и ситуация со страхом разрешается раз и навсегда, никакие триггеры ей больше не страшны. Так же, примерно, обстоят дела и с остальными «узлами», гневом, тщеславием, гордостью, страстями, обидами.
Отдельная тема, это смирение. Стремление к смирению через энергетические практики, без устранения гордыни из ума и сердца, без «развязывания» всех ее «узлов», может привести к тому, что благодаря «развязанному» практиками нижнему «узлу», в данный момент у человека ничего не болит и не напрягается, у него появится впечатление, что он уже смиренный, но, при этом, опасность острых реакций на триггерные ситуации, связанные с гордостью, сохраняется на 100%.

11
Уважаемые форумчане! Позвольте не согласится с позитивностью практики ПМ. Во-первых, смущает сам источник этой практики. Англиканская епископесса, опирающаяся на неизвестных мистиков 16-го века не вызывает никакого доверия. Во-вторых, по существу, метод фокусировки предлагает переключить сознание и расслабиться, это хорошо и давно известная среди психологов практика заземления, абсолютно не мистическая и не христианская. Метод рабочий, но дает сугубо временный терапевтический эффект. В-третьих, практика приглашения просто пугающая. Так, если мы злимся, мы должны сказать, добро пожаловать зло? А если вспомнить Св. Отцов, что за каждой страстью стоит бес, мы должны ему сказать добро пожаловать? Это очень сомнительно, тем более, даже сама автор пишет о преображении драконов в принцесс, что должно уже очень сильно напрячь людей, даже чуть-чуть знакомых с Евангелием и святоотеческим преданием. Играем с огнем, как-то так… Ключевое понятие «сдача» трактуется как-то очень невнятно, то как приглашение для мучительных эмоций, то как «глубокий ток сострадания», то как «поток глубочайшей укрепляющей мудрости», то как «сила» из Звездных войн. Можно понимать, как угодно. По существу же, эта практика переключения сознания с эмоционального, или личностного уровня на сердечный, или душевный уровень, только с какими-то выкрутасами вроде принцесс и драконов... Энергетические узлы, которые «растворяются в потоке» под действием «силы сострадательного внимания», суть не что иное, как наши сердечные разрешения на эмоции, а главное, на причины, их вызывающие. Сердце разрешение для личности на эти переживания дало, сердце разрешение взяло обратно, никакой мистики и драконов. В-четвертых, этап отпущения выглядит просто, как аутогенная тренировка, самовнушение. Эта практика известна давно (в советские времена «гремели» работы по аутогенной тренировке), работает, но опять, дает сугубо временный эффект.
Из всего вышесказанного, наверное, главное, что про реальные причины эмоций ни на одном этапе ПМ ничего не говорится, кроме того, что это психоанализ, и он не может работать с «подлинными токами». А без понимания реальных причин, не разбираясь, что в наших отношениях с миром и собой есть истина, и что есть ложь, к сожалению, все будет возвращаться на круги своя, давая лишь иллюзию духовного восхождения, не приближая к Истине, которая есть Бог.

12
Тема плавно совершила поворот в сторону нижних уровней сознания. Давайте попробуем разобраться, откуда берутся неуправляемые эмоции, как негативные, так и позитивные и почему негативные зачастую доминируют, создавая ощущение тьмы, уныния, депрессии, нефти.
У каждого человека постоянно присутствует какая-то «страдательная» нагрузка, будь то здоровье, или отношения с ближними, индивидуальными, или коллективными, или еще что-то. Можно назвать эту нагрузку судьбой, кармой, или Промыслом Божьим, кому как удобнее. Эта нагрузка возрастает в определенные периоды, например, в посты. Один хороший знакомый как-то рассказал, что у него посты, особенно Великий, обычно проходят просто катастрофически, с массой неприятностей, болезнями и т.п. Однако, он в прошлом году попробовал поститься по типикону, вообще без поблажек, и заметил, что неприятности и болезни ушли, а настроение стало светлым и радостным. Понятно, что в миру поститься по типикону само по себе непросто, видимо, в данном случае произошло замещение одной нагрузки другой. Еще замечено, что личная нагрузка возрастает в моменты серьезных народных потрясений, крупных стихийных бедствий, катастроф, войн, и это не всегда связано с «перевариванием» потока негативной информации, зачастую нагрузка возрастает еще до начала этих событий. Хотя конечно, негативный информационный фон несет в себе самостоятельную и очень большую разрушительную силу. Эта нагрузка и создает определенный негативный эмоциональный фон, который убирается, наверное, только смирением, полным принятием Промысла Божьего о нас, пониманием того, что все творится только во благо нашего спасения.
С другой стороны, у нас имеются постоянные потребности, физиологические, душевные и духовные, смотрите пирамиду Маслоу , там все подробно уложено, ну, кроме духовных потребностей, понятно… Однако, важно понять, что потребности бывают истинными и ложными. Например, часто родители формируют ложную потребность в еде у малышей, навязывая им время, тип и объем пищи. А про ложные социальные потребности вообще можно часами говорить. Хочу Мерседес, хочу шубу, хочу на Бали, хватит в Турции сидеть! Вроде бы речь идет о физиологических потребностях, в тепле и безопасности перемещаться из точки А в точку Б, не мерзнуть зимой, отдыхать, наконец, как же можно жить без отдыха. Однако, первичная выгода тут другая – утереть нос соседям, коллегам, что-то кому-то доказать и т.д., то есть, это социальные мотивы. Про чувство ложной безопасности написаны трактаты, когда девушка, год отзанимавшаяся на курсах самообороны, уверенно лезет в драку со здоровым мужиком, она руководствуется именно им. «Ложная» любовь именуется в психологии эмоциональной зависимостью. Ложное понимание уважения, и вообще, своего места в обществе и мире, можно назвать тщеславием, гордыней, а от них, как известно, вообще все беды. Ложные знания, учения, да и просто фейки плотно заполняют окружающее информационное пространство. Ложные эстетические потребности приводят к состоянию, именуемому в народе «с жиру бесятся». Ложная потребность к самоактуализации может привести в секту, или ввести в прелесть. Все эти «потребности» содержат в себе часть ложной информации о наших истинных потребностях и выгодах. Они дезориентируют нас относительно Истины и, в итоге, приводят опять к морю неуправляемых негативных эмоций, перемежающихся с краткой эйфорией несбыточных надежд, «житейское море воздвизаемое зря напастей бурею…». Однако, нельзя забывать, что все эти потребности имеют и свое истинное значение, без удовлетворения каждой из них мера страдания человека возрастает. Отсюда и появляется тема различения истинных и ложных потребностей, и связанных с ними текущих целей, как средство борьбы с излишними, сверх «штатной» нагрузки, эмоциональными реакциями, депрессиями, унынием и т.п. Механизм реализации один и тот же у истинных потребностей и у ложных. Они через разум обращаются к душе-сердцу, а оно, часто не разбираясь, не представляя последствий, принимает решения об их удовлетворении, а когда удовлетворения не происходит, в силу ложного характера самого запроса, включает компенсаторный механизм негативных эмоций, призванный уравновесить психику после эйфории пустых ожиданий. Общественное мнение, мода, тренды, новые «открытия» английских ученых, реклама, и вообще, атмосфера общества потребления, создают нам новые «потребности» каждый день. Большой душевный труд их фильтровать. Очень сложно фильтровать что-то на уровне личности, социального общения. Тут правят эмоции и, поэтому, ничего не понятно. Если пытаться что-то понять с этого уровня, то информация будет примерно такой, истинно то, что приносит положительные эмоции. Так себе вывод. Для какого-то приемлемого анализа в среде эмоций можно воспользоваться одним интересным правилом, любая эмоция обязательно имеет связанное с ней «разумное» обоснование и сердечное «разрешение-произволение», и без них не может существовать. А с обоснованием и произволением уже можно что-то сделать, вплоть до того, что отменить их, признав неистинность.

13
Тема депрессии звучит все отчетливее из темы в тему… Похоже, что время сейчас такое. Депрессивная повестка СМИ, очень много депрессии у простых людей, с которыми общаешься. Это, конечно, передается, и «блокировать» этот поток, наверное, невозможно. Правда, по моим ощущениям, «звоночки» начались где-то за неделю до известных событий, когда внешне все было, более-менее, спокойно. Похожие ситуации бывали и раньше, как будто бы мгла сгущается в атмосфере и начинается беспричинное беспокойство. При таком фоне снижается болевой порог восприятия, и события повседневной жизни, казавшиеся недавно неприятными, но приемлемыми, становятся уже сильными раздражителями. Депрессия – при всей своей силе воздействия, по сути, тот же гормональный сдвиг, доминирование «лимбического» человека над духовным. Механизм депрессии, это мощная аргументация рационального ума в пользу неблагоприятного для выживания тела развития событий в ближайшем будущем, которая вызывает реакцию души-сердца в виде спазма, что, в свою очередь, ведет к потере управления разумом и его зацикливанию на неблагоприятном сценарии, ну и выделению кучи гормонов стресса и неудовольствия (кортизол, адреналин, норадреналин и т.п.), со всеми вытекающими для здоровья и самочувствия последствиями. Если по классике, то надо «бить» неблагоприятную аргументацию, но это на практике не работает, так как центр принятия решений – сердце в состоянии спазма, и бить аргументы просто некому. Надо сперва сердце вывести из спазма. Есть, конечно, медикаментозные способы, однако, в таких случаях, депрессия может вернуться после завершения действия препаратов, так как ее причина не устранена. Надежно устранить причину депрессии можно только из духовной области, находящейся над «сердцем», там находится наш дух, духовный разум, который и должен предоставить аргументы, способные вывести сердце из спазма. В свою очередь, дух получает указания от еще более высокой нашей ипостаси – Божественного начала, которое получает указания уже от Бога. Таким образом, выстраивается нормальная вертикаль управления, от Бога к духу, душе, разуму, личности, гендеру, телу. В целом, информация, идущая от Бога вниз, касается важнейших тем нашей жизни – путей спасения собственных и наших ближних. Ее еще можно назвать информацией о своей миссии, истинных целях в жизни. Естественно, без подготовки все время выдерживать такую вертикаль может быть сложно, однако, даже разовое ее выстраивание приводит к мгновенному выходу из депрессии, или другого навязчивого состояния, с хорошей перспективой полного выздоровления.

14
Уважаемые прозелит и Skylander! Информация, или Слово, пронизывает все уровни нашего бытия. Вот что было написано про самый верхний уровень бытия:
 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Не отнять, не добавить… Информация может быть вербальной и невербальной, она может быть воспринята нашими «обычными» чувствами, или прийти из «тонкого» мира вообще в виде какого-то «озарения». Информация в основе всего, из нее во многом состоит наша душа, и именно благодаря этому имеется возможность ее рационально исследовать и как-то менять, обнаружив ложь. Как можно поменять эмоцию? Подавить, заглушить, переключить? Часто встречающееся мнение. Однако, за эмоцией всегда (всегда!) стоит рациональное (ну, или не очень) объяснение, служащее обоснованием для удержания этой эмоции сердцем. То есть для того, чтобы эмоция появилась, а затем удерживалась какой-то определенный срок, наш разум должен найти какую-то приемлемую для сердца рациональную причину, а сердце должно ее принять. Бедное сердце! Какие «причины» скармливает ей наш рациональный ум! Так что, если говорить про информационный вирус, то он проявляется именно в рациональном уме, в нашем разумном начале. Из житейского опыта мы все хорошо знаем, что если мы твердо признали какую-то информацию ложной, она полностью и легко обесценивается для нас в то же мгновение. Например, мы узнали, что мрачный старик, живущий по соседству, которого мы боялись до дрожи в коленках, на самом деле, добрейшей души и несчастный человек (сюжет фильма «Один дома»). Теперь он наш лучший друг и даже защитник!) Кстати, заметьте, в одно мгновение пропадают и все сопутствующие реакции – эмоции, фобии, неврозы и т.п., связанные с ложной информацией. А это уже прямой терапевтический эффект от чисто рационального информационного действия. Помня о том, что эксперимент – критерий истины, можно попробовать поискать, какое чисто «рациональное» (вообще без эмоций) обоснование имеют какие-нибудь «застрявшие» у нас, на данный момент, эмоции, и почему наше сердце так спокойно их переносит.


15
Уважаемый Vacheslav! Здравый смысл — это частный случай Истины. Отсюда следует, что не бывает здравого смысла вне Истины, иначе, смысл уже не здравый) У каждого из нас есть общая для всех миссия, смысл жизни – спасение. В рамках этой общей цели для нас есть и другие цели, локализованные по времени и месту, но связанные с реализацией общей миссии. Вспомним притчу о талантах, у человека их может быть несколько, их реализация и есть одна из локальных целей. У человека имеются близкие, семья, дети, коллеги, подчиненные, которые зависят от него. Забота о таких людях, опять же, Богом нам данных, это еще одна очевидная локальная цель-миссия. По факту, всякое явление и событие нашей жизни не случайно, и связано со спасением непосредственно, либо через одну из наших локальных миссий. К сожалению, мы сами, или с чьей-то помощью, всю жизнь выстраиваем собственную систему целей и смыслов, основанную на ошибочном приоритете телесного и чувственного над разумным и духовным. При этом, конечно, ошибки и неприятности следуют за нами по пятам, превращая жизнь в квест со срывами, падениями и катастрофами разной степени интенсивности. Эмоции, обиды, фобии, неврозы, депрессии, навязчивые мысли, это неполный список «продуктов», производимых ошибочными представлениями в наших душах. Конечно, ощущение того, что Господь оставил нас, бывает, наверное, у всех. «Или, Или! Лама савахфани», «Боже Мой, Боже Мой, зачем ты меня оставил?» говорил Христос на Голгофе. Но, если понимаешь, что именно с тобой происходит, то сильно не «накрывает», здравый смысл выводит к Истине возможно коротким путем, а Истина дает уже и опору, и ориентировку, и утешение. «Накрывает» — это про потерю «вертикальной» ориентации, все-таки кажется. По неудобным людям, наверное, это те, с которыми общаться искушение. Если человек неудобный, но «прикреплен» где-то рядом с нами, то, наверное, он несет нам какое-то сообщение, которое, как успешно передаст, так и перестанет быть неудобным.

Страницы: [1] 2