Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Igor

Страницы: [1] 2 3 ... 70
1
юнга:
 http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1991.msg61324#msg61324

юнга, Вы правильно приводите цитаты из Писания и из Святых Отцов. И вроде говорите верно, но все же не так верно, как... (Иов 42,7).

2
Alexander:
 
Цитировать
У М.Барсова "вдохновение" ректора семинарии 19-го века.

Да, уж… А вот "вдохновенный" перл Филарета (Дроздова):

Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами.

Примечательно, что таинства прилеплены в этом уродливом схоластическом строении в самом конце. А ведь его "Катихизис" зубрили во всех духовных школах России (да и сейчас зубрят).

3
Цитировать
Мы когда-то (и не раз) обсуждали книгу Петра Иванова, и кто-то (быть может, я) биографию его ставил...

Да, Александр, обсуждали четыре года назад:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=406.msg2469#msg2469
А потом тема была заболтана, как водится :-), и закрыта.

Не сомневаюсь, что опубликованное письмо принадлежит отцу Иоанну Крестьянкину. Но мое отношение к Петру Иванову я не изменил при всем моем уважении к авторитету приснопамятного старца, с которым доводилось лично общаться.

И хорошо, что "Тайна святых" не только не признана в церковных кругах, но даже пребывает в "черном списке" :-)

Кстати, о. Иоанн указывает на две "самые богодухновенные" книги – святого Андрея Кесарийского и М. Барсова. В сети есть книга Барсова:
http://dearfriend.narod.ru/books/mvb/ap/index.html#01

Так что, желающие могут с ней познакомиться.

4
Антиквар:
Возвращаясь к вопросу об образах Апокалипсиса, хочется вот еще о чем задуматься: являются ли образы, данные Иоанном Богословом, всеобщими или же это данное конкретно ему видение, а у каждого человека образы Откровения могут быть свои?

Иоанн Богослов написал то, что ему было открыто. В таких случаях, насколько понимаю, сподобившийся видения может его пересказать, часто не до конца понимая весь смысл виденного. Сравнить можно со снами - человек пересказывает свой странный сон, но не может его истолковать.

Некоторые образы Откровения уже знакомы по ветхозаветным пророчествам.

Вопрос в "узнаваемости" этих образов духом. То есть, то что открывается рано или поздно, или отчасти духовному человеку. Наверное, можно об этой "узнаваемости" сказать утвердительно. Можно, наверное, говорить об "архитипичности" этих образов.

Отметить надо, что некоторые образы, особенно, сокровенный смысл чисел были более знакомы современникам автора Апокалипсиса.

5
Антиквар:
 Но штука в том, что, похоже, в сознании многих верующих Апокалипсис зажил какой-то своей жизнью, и в этой жизни нет места Евангелию. Может быть, это тоже одна из частей тайны беззакония, которая, как вы справедливо заметили, страшна тем, что гнездится она внутри, а не вне Церкви.

Да, к сожалению, в массовом сознании в Апокалипсисе видится страшная месть грозного Вседержителя ко всем грешникам. В Апокалипсисе слышны только мучительные стоны, плач безумного отчаяния и скрежет зубовный. В общем, полнейший безысход для бедного грешника, запутавшегося в обстоятельствах жизни. Его бы пожалеть, приголубить…

 Но не хочет слышать "бедный грешник" кроткого зова Божиего: Вот, Я стою у двери и стучусь: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Я войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20). И что скажешь тому, кто самодовольно говорит самому себе: я богат и разбогател, и ни в чем нужды не имею? И не понимает, что он несчастнее всех и жалок, и нищ, и слеп и наг (Откр.3:17). И не слышит, что Господь не приказывает, не наставляет, а советует (ср. Откр.3:18).

Печально, что далеко не многие могут услышать в Апокалипсисе (да и во всем Новом Завете) кроткий зов Господа, чающего видеть в каждом не раба, трепещущего от страха перед Вседержителем, а верного сына, и даже, что еще трогательнее, – просто друга. Вот так, как спросил Спаситель Петра в третий раз: любишь ли ты Меня, (как друга)? (Ин. 21:17).

Можно сказать и о тайне Суда Божиего в Апокалипсисе, приоткрытой ученикам Самим Спасителем: не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится… (Иоан.3:17,18). И даже более того: Если кто услышит слова Мои, но не повинуется им, Я не судья ему, ибо Я пришёл в мир не для того, чтобы осуждать, а чтобы спасти его. Отвергающего Меня и не принимающего слова Мои осудит нечто другое: Моё слово будет судить его в последний день (Иоан.12:47,48).

То есть Господь (неграмотно :-) скажу, ни Отец, передавший Суд Единородному Своему, и ни Сын, и ни Дух Святой) – не Судья! И ни ангелы, и даже ни верные сыны Божии (см. Мф.19:28, Лк.22:30, 1 Кор. 6:2, Откр.20:4)…

Сами беззакония осудят беззаконников, потому что эти беззакония нарушают установленную от начала времен словом Божиим гармонию во всем божественном мироздании, которая покоится на любви. 

6
Антиквар:
Цитировать
Прежде всего, что Апокалипсис - книга образная, Евангелие - сверхобразно. И потому Апокалипсис стоит не "особняком" в Священном Писании, а Евангелие стоит "после" и "над" Апокалипсисом.

Мне видится иначе.
Евангелие – это Благая весть о первом пришествии Сына Божиего в "зраке раба", смирившегося до Крестной смерти, и победившего смерть в Своем воскресении. Евангелие не было бы Евангелием, Благой вестью, если бы Оно закончилось Его муками и смертью на кресте. Нет, Оно – весть радостная, ибо Христос попрал смертью смерть и дал всем народам обетование Вечной Жизни.

Апокалипсис – это пророчество конца Ι века о тяжелом крестном пути Церкви в этой земной жизни, о втором Пришествии и о Страшном Суде. Апокалипсис, хотя и входит в книги Нового Завета, все же стоит именно (здесь я не согласен с Антикваром) особняком как Послесловие Евангелия. При этом надо отметить, что Апокалипсис строго христоцентричен – он охватывает путь Церкви от Первого пришествия  Христа до Второго.

Апокалипсис говорит не об исторических судьбах народов, как заметил и Антиквар, а о церковных сроках, о различных этапах становления Церкви:  Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам это о церквах. (Откр.22:16).

Апокалипсис, несмотря на совсем неевангельский стиль образности и схожий, действительно, с ветхозаветными пророчествами, органически связан, тем не менее, с Новым Заветом. Воспользовавшись изречением бл. Августина, можно сказать, что как Новый Завет кроется   в Ветхом Завете, так же и Апокалипсис сокрыт в Новом Завете. В евангельское время ученики Христовы не постились и не скорбели. И Сам Господь на это сказал: могут ли сыны чертога брачного скорбеть, пока с ними Жених? Но придут дни, когда взят будет от них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 15).

Но придут дни, когда… - здесь уже тональность Апокалипсиса.

Ни один из 12-ти Апостолов не пострадал при земной жизни Спасителя. Хотя тайна беззакония была уже в действии (2 Фес. 2,7) еще до обращения ап. Павла. Суть этой тайны в том, что она не снаружи, а внутри Церкви! Предатель Христа был из 12-ти! И первым пострадал Сам Сын Божий.

Тайна беззакония – вот одна из главных тем Апокалипсиса. Прочтите внимательно 10 и 24- глл. от Матфея и 13-гл. от Марка или 21 гл. от Луки – насколько слова Спасителя "апокалиптичны"! И говоря, что будет Евангелие проповедано по всей вселенной (Мф.24:14, Мр.13:10), предупреждает верных: и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10:22, Мр.13:13, Лк.21:17), и в то же время утешает: Не бойся малое стадо, ибо благоволил Отец Ваш дать Вам царство (Лк.12:32).

Опять и опять есть о чем задуматься: Евангелие проповедано всем народам, воздвигнуты величественные храмы, а избранных-то – малое стадо! Здесь тайна святых, соседствующая с тайной беззакония в Церкви. Как сказано в Откровении: Творящий неправду да творит еще неправду, и скверный да оскверняет себя еще. А праведный да творит еще праведное, и святой да освящается еще (Откр. 22:11).

Новый Завет полнее раскрывается в Апокалипсисе. Христос говорит своим ученикам: так будет в конце века: пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Матф.13:40,41). Тема Страшного Суда от начала до конца подробно (пусть и в неясных, сокрытых образах) представлена в Апокалипсисе.

И еще...
Иоанн Богослов в Откровении видит уже новое небо и новую землю, новый Иерусалим, в который  не войдет… ничто нечистое, никто творящий мерзость и ложь, но только те, кто написаны в книге жизни у Агнца (Откр.21:27). Это прозрение начала уже неземного пути Церкви, где не будет уже храма ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец (Откр.21:22).

					

7
Аскетическая практика / Re: О монашестве
« : 19 Ноябрь 2009, 04:40:23 »
Maska:
Цитировать
Обет как обещание исполнения, как я думаю, - это внутренняя готовность к чему либо, а не наложение обязанности чего то.

Не пытайтесь найти объяснение монашеского обета на страницах форума. Он сокрыт под покровом Гефсиманской тайны. Монашество - это не таинство, а тайна.

8
Аскетическая практика / Re: О монашестве
« : 19 Ноябрь 2009, 04:20:39 »
Maska:
Цитировать
Я не могу объединить понятие обета и обещания. Обещание прийти на свидание вовремя и обещания вечной любви у меня как-то не укладываются в одну линию. Русский язык все таки великий, т.к. обладает способностью раскрывать суть понятий.

Понятия обета и обещания различаются, по крайней мере, во всех европейских языках.  :-)

9
Аскетическая практика / Re: О монашестве
« : 19 Ноябрь 2009, 04:12:41 »
Питирим:
Цитировать
Время есть место встречи? батенька вы понимаете о чем говорите.
Да, понимаю. И повторю: время, данное нам в этой жизни, есть место встречи с Богом. Иными словами, жизнь дана нам для богообщения. Тем паче, касается это монашества. А о разных коммерческих тайнах можно поболтать и на других форумах.

10
Аскетическая практика / Re: О монашестве
« : 18 Ноябрь 2009, 04:28:22 »
Maska:
Цитировать
Еще добавлю. Обет - это попытка собрать время в цельность. Выйти из его границ, преодолеть непредсказуемость грядущих жизненных событий.

Предлагаю позитивный взгляд на данное нам земное время: оно очень важно для нас! - Время есть МЕСТО встречи с Богом.

А где это МЕСТО  встречи? Хранение ума и сердца как монашеское делание указывает, в конце концов, на это страшное место… Это зияющая всепоглащающая ДЫРА в человеке. Одной "сталкерской" прыти на  этом пути, увы, недостаточно. В этом, наверное, и есть тайна монашеского пути… Тайна скорбного и возвышенно-поэтического пути.

11
Помыслить в сердце своем – это древнееврейское (и вообще, древнесемитское) идиоматическое выражение, которое уже неоднократно встречается в книге Бытия. В то время как его можно перевести просто: подумать про себя. Конечно, само это выражение звучит поэтично и красиво. Но древнееврейское leib обозначало не только физическое сердце, но и внутреннее человека, ум, сознание.

На мой взгляд, нелепы попытки глубокомысленно истолковывать древнееврейское лицо земли (а с такими толкованиями приходилось сталкиваться) в каком-то особо сокровенном смысле, в то время как подразумевалась древними поверхность земли. Да так же и само лицо человека, определяло у древних лишь только его внешний поверхностный вид.

Честно скажу, что привязка к физическому сердцу в достаточно современной монашеской "психотехнике" мне была всегда непонятна, только разве что "прободенное сердце" (так византийцы именовали то, что по-русски переводилось словом умиление), действительно, болит, стенает, плачет. Выражение внутренний человек в данном контексте мне более симпатично.

Из глубины воззвах к Тебе, Господи – это поглубже физического сердца: здесь всё человеческое подсознание содрогается.

12
Alexander:
 
Цитировать
Умерший вампиризирует на живом
Как и обратное - смерть моей, могу утверждать, кроткой матери разрешила вскоре "заковыки" мои, моих детей, моей сестры и ее дочери.

13
Alexander:
Цитировать
У любого таинства (и символа) при их воплощении практически всегда проявляется и противоположная сторона. Таинство, действительное и чистое на высотах духа, вершится не в вакууме, а в душевном и физическом пространстве, которое создается людьми и зависит от их состояния. Если это состояние испорчено, то испорченность также передается. И в этом смысле можно говорить о темных таинствах.
Очень верно замечено! 

14
Юнга:
Цитировать
Серж и Лина меня откровенно порадовали, с первых же слов видишь, что это  "свои". А вы, увы нет. Точек соприкосновения не нашлось и с другими.

Вспоминается (начало 80-х), как возвращался на электричке в Питер из пригородного храма после великопостной воскресной службы  с прихожанами. И малолетний, но зело воцерковленный сын, глянув на полустанок с названием "Пост", спросил папу: "а у них, тоже ест пост?". Народу нашему это очень понравилось, а мне совсем нет. Уже тогда стал понимать, что деление на "своих" и "чужих" - это как раз ветхозаветное мышление, с которым пришлось бороться "иудею из иудеев" апостолу Павлу. Читайте внимательно Деяния – даже святой Петр, несмотря на видение, с трудом принимал в лоно новозаветной церкви язычников, то есть "чужих".

Многие годы прожив на чужбине, увы,  более нахожу "своих" из католической или евангелической среды – более "точек соприкосновения", как говорит Юнга. И не пытаюсь никого обращать в православие, хотя и мыслят, и молятся некоторые из них, на мой взгляд, по-православному, и читают с восхищением "наших" св. отцов.

А вот со многими  из церковной общины бывает порой очень скучно, в лучшем  случае,  - "православный ликбез" или споры о юрисдикциях. Но, в основном, - о "хлебе насущном" – о деньгах, об авто да о том, где хорошо можно провести отпуск. Ну, очень скучно…

 


15
 
И дело тут не в том, кто виноват: одна сторона или обе. Дело в нашем подходе: вот сегодня мы одна Церковь, а завтра с кем-нибудь выйдет опять раскол. Будем снова рвать зубами, возводить заборы, проклинать и тд и тп. Захлебываясь в собственных грехах. А послезавтра (или через пару веков) нам скажут: нет, ошибочка вышла, обе стороны были виноваты. Все теперь в порядке, мы - одна Церковь. 
Да, уж... Взять, к примеру, последний раскол. Как еще совсем недавно "зарубежники" иначе как "краснопоповской" МП не именовали. А МП-шные представители в своих заграничных поездках шарахались от "зарубежников", как от чумных. И вдруг - на тебе: все быстро перестроились, быстро поняли нелепость раскола. Диву только даешься :-)

Страницы: [1] 2 3 ... 70