Не всякая тревога есть следствие греха, не всякая...
viktor, я прочитала статью М.В.Розина РЕЛИГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ: ВОЗМОЖЕН ЛИ КЕНТАВР
http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=3&l=377. Даю краткий обзор.
Он очень скептически относится к созданию христианской психологии, считая их несовместимыми. Это начинается, по его наблюдению, уже с того, что на совместных встречах выполняется сценарий «священники пришли учить и проповедовать, психологи – каяться в своем несовершенстве».
Система понятий в психологии во многих пунктах противоположна религиозному отношению к жизни и не может быть с ним соединена:
- В религии грех не перестает быть грехом, даже если он позволяет реализовать подавленные желания и тем самым облегчает психологическое состояние человека. Психотерапевт поможет человеку преодолеть ощущение греховности, поскольку оно, с точки зрения психологии, способствует самоотчуждению, вытеснению, борьбе с собой.
- В религии целостность может быть достигнута через преодоление греховного начала и полное воплощение образа Божия. Первым в психологии противопоставил религиозному свое понимание двойственности Фрейд. Описывая борьбу Сверх-Я с Оно, он фактически повторил религиозное противопоставление, поменяв знаки. Источником зла оказалось "нравственное начало" (Сверх-Я), которое подавляет, заставляя подчиняться Божеским законам, природное плотское Оно – источник "греховных влечений". Целостность достигается в высвобождении природного Оно из-под власти Сверх-Я.
Гуманистическая психология «научила человека уважать собственные чувства и влечения, показав, что их отрицание или попытка борьбы с ними ведут к болезни. Наоборот, доверие к своим чувствам, принятие и следование за ними способствуют гармонии, самоактуализации и развитию». Если священник призывает человека к борьбе с грехом, то для психолога такой подход – признак непрофессионализма, поскольку он лишь усугубляет внутреннюю раздвоенность.
- Религия предлагает человеку "путь спасения". Психология же помогает человеку идти его собственным путем, каким бы этот путь ни был. По сути дела идеал психологии – освобождение человека от всех идеалов, предлагаемых ему извне, в том числе и религией, потому что это способствуют раздвоенности, не дают человеку войти в контакт со своими собственными чувствами и прожить свою собственную жизнь. Показательна в этом отношении молитва "гештальтиста", сочиненная Ф.Перлзом: "Ты пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям – я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать твоим".
В конце статьи делается вывод: «Внесение в психологию не только идеи Бога, но даже просто нравственной системы, разрушит психологию – она обратится в один из видов религии (или этики). Сила психологии и психотерапии – в полной безоценочности, в отсутствии любых абсолютов, кроме абсолютной ценности и истинности любого переживания. Если же человек нуждается в том, чтобы его действия были оценены с точки зрения каких-либо нравственных критериев, если ему нужно "наставление на путь", то к его услугам различные религиозные, этические и философские системы. Образно говоря, религия открывает для человека путь к Богу, психология – путь к себе. И их совместить вряд ли возможно».
Так что, на основании этой статьи, я делаю вывод, что психология была создана для самооправдания и ублажения себя, любимого. Тогда, действительно, психотерапия в борьбе со страстями не поможет, потому что прямо противоположна аскетике.