Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Aksuk

Страницы: [1] 2 3 ... 30
1
Только сегодня звонила Женя. У Сони последнее время наметился серьезный прогресс. Она продолжала, насколько это возможно, осваивать обычный "дневной" мир, общаться. Но буквально на днях случился срыв и очень сильный, каких не было до сих пор. Бессонница в течении нескольких дней, агрессия, страх. Вариант с больницей не рассматривается, все, кто знают Соню лично, включая психиатров, уверены: клиника ее убьет.

Просим молитв.

(тема старая, на всякий случай расскажу, что про Соню Шаталову сняли фильм, страница - https://www.facebook.com/vautefilm?fref=ts)

2
Диалог / Re: Война, убийство и христианин.
« : 24 Декабрь 2010, 19:50:05 »
Aksuk
Элохим (русское Бог) - слово множественного числа.
Вот над этим, что ли, поразмыслите: "Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд..." (Пс 81.1).
Я действительно кое-что упрощаю. Удобно использовать современный термин "эгрегоры". Надо искать Того, Кто стоит за всеми ними. Ему мы и должны служить. Если по современному, то будет так: интересы человечества приоритетны перед интересами какого-либо народа, интересы народа приоритетны перед интересами, скажем, сословия или профессиональной группы внутри этого народа, и т.п.

За эрегорами никто не стоит (в абсолютном смысле), это горизонтальная ось, дурная бесконечность. Тот, кто управляет всеми обществами и человечествами этого мира - не Бог. По описаю похож на гностического Демиурга. Мрачный тип.

Вернее сказать, что Бог стоит над богами, они равны перед Ним в своей невозможности постичь Его "вертикальную" ось (Царство). Рождение свыше - способ оказаться причастным Ему. И вот это рождение - полностью индивидуально и трансцендентно для горизонтальных существ (обществ, коллективных душ, эгрегоров).

То, что в кризисных ситуациях мы ведем себя "адекватно" означает только то, что мы в большинстве не умеем жить непротиворечиво и по-евангельски. Кое кто, впрочем, умеет.

И еще: кто враг общества?

3
Диалог / Re: Война, убийство и христианин.
« : 24 Декабрь 2010, 19:13:12 »
Kartograf, это Вы, извините, упрощаете. Общество = многие, коллектив. Христос же единственен. Его народ (невеста, Церковь небесная) множественен, но в Единственном, в нем.

Если туманно говорю, посмотрите объяснение феномена Веры у Къеркегора. Навскидку: "Вера – то, что ставит индивида в прямое отношение к Абсолюту, без посредничества коллектива." А прямая зависимость ценности индивида от количества людей, которым он приносит пользу - вполне языческая (в плохом смысле) модель., даже не ветхозаветная.

4
Aksuk, прекрасно создавайте. Там можно обсудить и тему  не насильственного и насильственного сострадания, если под этими термином понимать "действие". Ведь, Вы не отрицаете что последнее -насильственное сострадание,существует?
О, да, конечно оно существует. Правильно сказать - насилие состраданием :(

5
Знаете, 000, отвечая прямо на Ваш вопрос, скажу одно: человеку в этом мире должно страдать, и Вам и мне, и другим. Каждый несет свой крест...и дети тоже. И никакой разницы я не вижу между ней и другими людьми.
Остается только вопрос: как несут этот "крест"?
Где я сказала-что Соня счастлива? О счастье здесь речи нет. Счастье? Что такое счастье? Вы то сами имеете счастье быть счастливым безмерно?  Тогда объясните, если так, что это? И как долго можно прибывать нам, грешным, в этом безоблачном состоянии?
Разумеется, я не пожелаю никому, и себе тоже, всяческих бед, несчастий, болезней...Но иногда, для нашего смирения, они полезны. Неисповедимы пути Господни: разными способами Он призывает нас к Своей Любви.

Все так, Юния, но здесь, как уже писал, у нас есть вариант обратиться и спросить напрямую. Соня ведь не немая, она пишет, она рекфлексирует и отслеживает свое состояние! Когда может (это большое напряжение для нее) - исповедуется священнику. Я давал ссылку на ее творчество, теперь, если нужно больше информации для составления представления о ней - подборка материалов с сайта родонистов - http://www.rodon.org/other/vmitssh/ Из всего написанного и сказанного, как и из личного общения я могу сделать только один вывод: состояние изоляции для нее губительно и воспринимается как преддверие смерти. Это не родители (если бы она была способна гармонично существовать в своем ауте - они бы старались защитить ее одиночество и ни в коем случае не ломать), а она сама так говорит.

Вообще же кажется из этой темы вырос полноценный тред "Об этике сострадания". Если позволите - в течении недолгого времени я его создам.

6
Не нужно звать других на помощь и готовить обличение, втягивать в это.

Вот этого честно не понял. Я просто напомнил, что любое слово подразумевает ответственность как минимум перед совестью. Вы подтвердили, что ваши слова не праздны. Ок, теперь легче Вас понимать.

Хотел бы продолжить. Завтра сформулирую вопрос. Вы не черствая и не злая, но кое-какие посылы нуждаются в разъяснении, иначе их просто не могу принять.

7
Умка, но в таком случае мы не можем считать и людей в Аушвице страдающими! Если человек пишет "мне плохо!", если он ведет себя как человек, которому плохо - может быть ему и правда не очень хорошо? Или все дело в том, что это мы ему объяснили что ему плохо?

Я правда не понимаю, попытайтесь объяснить, если можно более простыми словами. Страдание существует и существует падение. Другое дело - то, что все эти вещи, как и ложь, например, относятся к не-существующим, не имеющим собственного корня в бытии.

Как я вижу: смысл таких пограничных состояний для "страдающего" открыт ему самому в его внутреннем мире и тому, кто согласится непредвзято войти в этот мир. Сам акт такого вхождения есть акт страдательной любви, мы становимся другим, принимаем его. В таком состоянии вопринимается связная картина души человека в ее непрерывности, а сама душа воспринимается как "здоровая", цельная.

Смысл этих же вещей для нас указал Господь: "чтобы явились на нем дела Божьи" - то есть мы и не имеем права говорить о каком-то объективном смысле (это было бы фарисействои и уподоблением друзьям Иова), а должны встречать беду лучшим, что у нас есть - любовью, делом Отца. То есть мы призваны именно, что к со-чувствию, к пониманию страдающих, к ведению (и к делу любви - как естественному продолжению такого ведения). 

Цитировать
Интересно. Кто-нибудь на форуме посчитал эту ситуацию как нестрадание?

Встречный вопрос - кто-нибудь на форуме имеет опыт такой высоты созерцания, чтобы знать, что это не оно? Понимаете, если Ласточка или Вы говорите такие вещи, то это должно означать практическое понимание на очень высоком уровне. Я готов поверить вам. И вопрос задаю без иронии: Вы точно знаете, что это не страдание?

Потому что следующий вопрос сложный и ответственный, речь ведь о конкретном человеке - вы и Ласточка готовы объяснить это Соне?

8
Ласточка. Это все прекрасные слова, и с ними можно соглашаться. Есть несколько замечаний. Первое: Человек в подобном состоянии подвержен регрессу, в том числе и психическому. Ребенок с аутистическими чертами, если его развитием е заниматься, может найти некоторое стабильное поле и в нем гармонично прожить всю жизнь - это счастливый вариант. А может - падать в свои страхи, стереотипные реакции, в тот самый "аут" до полной деградации. Если учесть что родители (их физические тела) не вечны и посли их смерти человека ожидает земной ад государственных богаделен, то все оказывается совсем не так здорово.

Второе: Есть полулярное утверждение, что "аутичное состояние - это пребывание в ином мире". Утверждение правдиво, но за ним часто следует вывод, что ребенка следует в этом мире и оставить - такой род толерантности. Не принимается в расчет, что этот "мир" - не высшего порядка. Да, там возможно восприятие оккультных феноменов, там совсем другую роль выполняют слова, возможно чтение мыслей и эйдосы некоторых вещей и стихий (вода, ветер, огонь) могут переживаться очень глубоко. Но все равно этот мир - пугающие сумерки бытия, от которых ребенок стремится закрыться, например перегружая сенсорику.

Попробуйте произвести треннинг: включите телевизр без каналов, только синий экран. Возьмите карандаш и мелко трясите перед экраном. Хотя бы минут 15, но лучше - полчаса. Поставьте себе что вы не можете прекратить это занятие, потому, что вокруг вас - беда и хаос (и даже мама не может помочь, она же не видит!). Это будет отдаленное представление о внутреннем мире аутистов, которых многие записывают в "созерцатели".

Третье: Соня знает что смерти нет, она имела опыт бого-общения в очень раннем возрасте (переживание клинической смерти). Тем не менее свое нынешнее состояние она воспринимает именно как бого-оставленность и потерю в себе Божественного образа.

Четвертое (надо было спросить с самого начала): а кто здесь "страдает" за Соню? Мне казалось, что таких нет. Молиться и страдать - разные вещи.

Если уж возвращаться в прошлое...
У меня были мысли тогда, что молиться надо не за Соню, а за неё и всё её окружение.
С кем она связана.
Чтобы Бог помиловал.
А как это милость проявится - Бог знает.

Спасибо. Да, конечно надо молиться за всех, кто рядом. За маму Женю, отца Владимира, старшую сестру Вику, учителей... А проявления Божьей милости бесконечны.

9
Однако, если предположить, что "святой атеист" творит не "добро ради добра", а действует непосредственно под влиянием 1-й воли, то как он может ощущая ее в себе остваться атеистом???

Одна моя знакомая умеет двигать горы при помощи веры, но принципиально остается атеисткой, имея перед глазами пример довольно тяжелого умопомрачения на почве православного обрядоверия у своей матери.

Тут дело не в том, что кто-то не ощущает. Просто для того, чтобы встретиться с Христом лицом к лицу, видимо не обязательно произносить определенные звуко- и мысле-сочетания в уме или вслух. Имя Его - не человеческое (больше, чем человеческое) и призывается в молчании ума. В этом смысле мне очень важной кажется идея, которую неоднократно тут высказывал Леонид: Православие - не религия, православным может быть любой человек - знает он или не знает Евангелие, крещен или нет в купели...

Кажется жесткая привязка к писанному и произнесенному слову все-таки ломается. Сейчас, хотя добро и зло остаются прежними, полностью изменилась среда. Риторики и словари (а св. Предание в своем "буквенном" аспекте - одна из таких риторик) следует воспринимать в сути, а не линейно. Линейное восприятие делает человека легкой добычей НЛП, в том числе и "православного".

Вот о линейном и нелинейном восприятии от Максима Исповелника (вопросоответ XXXIII):
Цитировать
Поэтому, поскольку ощущающему свойственна способность различения, то кто, как ведующий, постигает законнические символы и знающе созерцает являемое естество сущих, тот различает и Писание, и тварь, и самого себя: Писание [он разделяет] на букву и дух, тварь - на логос и внешнюю явленность, самого себя - на ум и чувство3. Постигая дух Писания, логос твари и ум самого себя, нерасторжимо соединенные друг с другом, он, как знающий, находит Бога, как то и должно быть, - Бога, Который и в уме, и в логосе, и в духе; он устраняется от всего вводящего в заблуждение и расхищающего [нас] на бесчисленное множество мнений: я говорю о букве [Писания], явленности [твари] и чувстве, в которых существует различная противоположность количества и единицы. И если кто сметает букву закона, явленность зримых [вещей] и собственное чувство, сплетая их друг с другом, то тот слеп, закрыл глаза (2 Петр. 1:9) и хворает неведением сущих.

10
Один умный человек (кстати старообрядец и крепко верующий) как-то написал, что "атеистический" посыл о том, что зло само-очевидно, а добро недоказуемо, на деле очень близок истинному, т.е. апофатическому богословию. Если подумать, то так и есть - просто фокус смещается из плоскости ведения и созерцания (когда зло является не-сущим) в практическую область. Не-существование зла становится задачей личности. И Царствие Божие понимается как процесс.

Когда говорят про "крест неверия" обычно подразумевают, что "безбожники" лишены благодатной поддержки, которую Христос дает любящим Его, а то и вообще "зря трудятся". Но когда сами атеисты говорят про этот же крест - имеют в виду то, что для них не работает стимул "кнута и пряника". То есть они (те из них, кто способен на подвиг веры) должны сразу стяжать любовь не рабскую и не наемническую, но ту, апостольскую, которая "не ищет своего". Вот вам и христианский подвиг!

Для такого дела (послужить Христу, находясь вне лона земной церкви) нужно конечно много сил. Но парадокс в том, что такие силы часто подаются. И кто скажет, что не Божий Дух подает их?

11
Еще, Magrav, Вы пишете "несение креста безбожия и неверия своих близких" - уже возникает образ такого смиренного кресто-носца, который дает нечестивцам ездить у себя на горбу. А на самом деле - кто хуже . Он, наш герой, и будет хуже! При чем у этого "хуже" два смысла: первый - банальный - герой в душе кичится и фарисействует, считая свое положение лучшим, чем у "безбожника", второй смысл - аскетический - находясь в соотношении с абсолютным критерием - Христом, мы сразу оказываемся в положении червя и свинии в калу. А нормальные люди - нет.

И еще скажу странное - "приводить к Христу" "нормальных" - хороших, нравственных, добрых по велению сердца, а не по заповеди, считаю грехом. Конечно речь опять идет об уставном воцерковлении. К Вашему случаю с умирающим родным человеком это не имеет отношения, в таких историях на побрякушки и спасигосподи времени и сил не остается, завидую Вам.

12

Понимаете, это ведь я о себе, о своем "воцерковлении" так говорю. Я - первый урод здесь. Те примеры - просто расхожие случаи, близкие моему, когда (как мне кажется) выстраивание "православной личности" по готовым лекалам не работает. И потом Вы вот говорите о духовниках, в то же время - где они? Впадать в манию поиска "сокрытых старцев"? Нет, у Бога нет конспирологии, смысл, хоть и таинственен, хоть и труден, но обычно на поверхности лежит. Их нет, значит наше послушание (и наше воцерковление) из более внешнего становится более внутренним, так как и истинный Учитель приходит как-бы изнутри.

не оттого ли "бесовский симулякр", Aksuk, что  "святые чувства к Богу" - слишком шаткий и валкий фундамент для христианина? Имхо, строящихся на основе "чувств" проще всего развести на подмену...

Чувство - не точно сказал, простите. Скажем так: душа знает своего Господина и это знание есть компас. А то, что обстоятельства, в которых это знание добывается прозаичны и даже банальны - так это еще более верный признак.

И вообще - вот сейчас как раз с меня немного сошло семейное послушание, примерно на месяц - знали бы Вы, как я изголодался по службам! Ни одной не пропущу! :)

13
Различать духов - это ведь  дар Божий, который, увы, не многим подается...И каким же тогда образом обычному немощному грешнику уразуметь, является ли происходящее, бесовским симулякром, который нарастает на  действительном и святом чувстве к Богу, или, наоборот, не является? И как тогда происходящее называется?

Немного неправильно поняли. Немощный грешник тоже может судить о некоторых вещах. То, что внешнее воцерковление может быть "в осуждение" - факт, для установления которого не надо различать духов, слишком очевидны плоды - уныние, тоска, отсутствие жизни, расшатанные семьи...

Вот Юрий пишет о том же, но немного с другого ракурса:
Цитировать
че греха таить - и жена и дети и родители иногда (легко) готовы выступить в роли врагов... невзирая на твою благодать

Молитва за этих "врагов" с интенцией "Господи, сделай так, чтобы эта скотина наконец увидела - как я служу Тебе и построилась по моим понятиям!" - худший вариант фарисейства, так как дважды маскируется под любовь (первый раз - любовь к родным, второй - к ближним).

Молитва "за врага" видит человека, дитя Божье, у нее иная интенция, она дает другому быть, входит в его реальность и (если есть нужда, например в помощи больному или вообще заблудшему) выводит его за собой к Отцу.

14
Про послушание попробую разъяснить на своем примере. Нет, на статус монаха в миру я не претендую и вообще иду в ад, но насчет послушания кое-какие наблюдения имею.

В церковь могут и бесы (страсти, желание избежать страданий) тащить. Прежде всего - в случае, когда промысел приводит человека к ситуации жесткого послушания обстоятельствам (болезни близких, ответственность за семью, за детей). Классика - жена пьющего мужа бежит к батюшке, не желает хотя бы чуть-чуть присмотреться к супругу, того охватывает тоска и он благополучно спивается, успев испортить здоровье жене. Или мать и сын-наркоман (давний пример Александра), "высокодуховный" муж и жена-"потребительница". - все это случаи, когда штатные благодатные средства мало работают.

Чудесами полны жития, но если нет проживания своей единственной жизни как жития - чуда не происходит! Если бы та гипотетическая жена прожила бы как Феврония Муромская, случилось бы чудо и муж оборотился бы. Но она-то живет под страхом и унынием!.. :(

Чтение отцов, молитвенные правила, частое причащение, исповедь и благочестивые речи (в том числе и мысленные речи) - все это может быть бесовским симулякром. Самое отвратительное, что он нарастает на  действительном и святом чувстве к Богу, так что здесь помимо прочего стоит еще и задача различения духов, чтобы не возвести хулы на Господа.

15
Хорошо. А форумчане отмечают ли, что сейчас - в нашу эпоху - меняется (уже изменился) механизм передачи и "потребления" Божьего света?

Наверное тут надо искать - как, на каком пути видны отблески этого света? Тогда про себя могу сказать, что это процентов на 95 - путь внутрь себя, богообщение наедине. И только 5% - прикосновение к Святыне, Таинство, уставное Бого-служение. Думаю, что эти 5% - контрольный пакет, но вполне могу себе представить православную жизнь вообще без выраженной воцерковленности.

Еще есть момент - чем сильнее святыня, тем больше вокруг нее барьеров. Возможно это -специфика русского православия, Лиля писала, что в Грузии такого нет...

Страницы: [1] 2 3 ... 30