У католиков есть созерцательные ордена - известны трапписты, кармелиты, картезианцы. И если духовное основание первым дал св. Бернар, о котором Вы упоминаете, то ко второму ордену причастен св.Иоанн Креста (сер. 16 в.).
Актуальное положение вещей?..
Сразу оговорюсь: это мое частное мнение. Мы наблюдаем онемение богословского языка - шум ветра в головах и игра с терминами: мысль извивается словно плоская змея в погоне за словами - а они пусты и шуршат как мыши в бумаге.
Богословие оторвано от практики, и сама практика - подходим к "линии" старца Иосифа - утратила охватность, потеряла высокий ум в отказе чисто и в свете молитвенно богословствовать. Аскеза стала уделом простецов - они знатоки душевных движений и сердцеведы, но ум Христов им неведом. Потому что сверху - крышка пустого рационального богословия, которое простецы на дух не переносят, а снизу - слежавшиеся завалы из разной дряни, и ее не вычистить без Христова ума. Из этих завалов вылезают страхи перед грозным миром, желание сбежать подальше - лучше в пустыню - и там спрятаться, забыться - или воевать с печатями антихриста - без понятия, не желая даже слушать, что все эти страхи и осуждения вкупе с войнами мелкой церковной политики - и есть дух зверя.
Я вижу величайший прорыв, свершившихся через коросту псевдобогословия - в прошлом веке. Основание - в аскезе Святой Горы, где был сконцентрирован лучший дух православных подвижников - он нашел свое выражение в старце Силуане, а само движение прорыва через увядшее и застывшее богословие совершил его ученик арх.Софроний. Нелицемерная любовь к врагам - вот квинтэссенция православной аскезы, творимой ради Господа. И Софроний смог донести и выразить эту величайшую силу Духа Святого, фонтанирующую через преподобного Силуана. Богословие же архимандрита, порой весьма субъективное... оно не цель - только средство для прорыва.
У меня самое уважительное отношение к Иосифу Исихасту и его ученикам. И все же нахожу, что у представителей "линии" старца Иосифа - в их слове - нет любви к врагам, а есть любовь к ближним, нет и богословия - есть практика душе- и сердцеведения, и, поскольку утрачена любовь к врагам, появляется страх и осуждение мира.