241
История и творчество исихазма / И.Концевич об исихазме
« : 15 Август 2004, 12:16:01 »
Привожу из ЖЖ: http://www.livejournal.com/users/trefo_elpida/47615.html?#cutid1
Концевич Иван Михайлович, 1893-1965.
... почти всеобщее отрицательное отношение к исихазму, или, в лучшем случае, равнодушие к нему, наблюдаемое, как в прошлом столетии, так и в начале настоящего* и только в последнее время стал проявляться интерес к исихазму. [...]Запад, с самого начала так называемых исихастических споров в XIV в., отнесся отрицательно к исихазму. Кроме того, в прошлом столетии ... после увлечения западным мистицизмом, как реакция, появился страх уже ко всякой мистике, даже православной. "Из страха мистических заблуждений и чрезмерностей, - говорит проф. прот. Г.Флоровский, - тогда стали избегать и Макария Египетского, и Исаака Сирина, и умно-сердечная молитва уничтожена и осмеяна, как зараза и пагуба".
...* Возьмем для примера хотя бы академический курс Патрологии ... (1805-1866) ... . Здесь предусмотрительно избегается разбор тех творений Св. Отцов, где говорится об умном делании. .... И даже ... в "Настольной книге для священнослужителя", Булгаков, Киев, 1913..., говорится об исихастах, что они "отличались самой странной мечтательностью...". [...] ...исихасты, защищаемые Паламой, одержали победу на Константинопольском соборе 1341 г., но: "вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света вскоре было предано забвению". В книге Булгакова, в этом официальном руководстве, предлагаемом всему духовенству большой православной страны, в книге, прошедшей строгую духовную цензуру, обнаруживается полное невежество в вопросе об исихазме и наивно повторяется старая клевета....
(с) Концевич. "Стяжание Духа Святого на путях Древней Руси" (сильно сокращенные отрывки из Введения):
Полностью: http://www.hesychasm.ru/library/kontsevich/pn_0.htm
---
Мой комментарий.
Сейчас интерес появился... в большей степени у неправославных. :)
Остается и отрицательное отношение, а равнодушие сменяется подсознательным страхом: исихазм становится именем какого-то скрытого, подсознательного ощущения своей недостаточности, неполноты, не глубины. Вроде доказали сами себе свою вероисповедальную исключительность и стали самодостаточными, а тут скребет и скрежещет в сердце страх перед тем, что главное - смысл жизни христианской - не обретено. И начинается бегство вовне...
Чтобы убедиться, что я не сгустил краски, достаточно пройтись (по русскому) интернету, и посмотреть на обилие сайтов и материалов на йогическую и суфийскую тематику, а как мало про исихазм, и это в православной стране.
Концевич Иван Михайлович, 1893-1965.
... почти всеобщее отрицательное отношение к исихазму, или, в лучшем случае, равнодушие к нему, наблюдаемое, как в прошлом столетии, так и в начале настоящего* и только в последнее время стал проявляться интерес к исихазму. [...]Запад, с самого начала так называемых исихастических споров в XIV в., отнесся отрицательно к исихазму. Кроме того, в прошлом столетии ... после увлечения западным мистицизмом, как реакция, появился страх уже ко всякой мистике, даже православной. "Из страха мистических заблуждений и чрезмерностей, - говорит проф. прот. Г.Флоровский, - тогда стали избегать и Макария Египетского, и Исаака Сирина, и умно-сердечная молитва уничтожена и осмеяна, как зараза и пагуба".
...* Возьмем для примера хотя бы академический курс Патрологии ... (1805-1866) ... . Здесь предусмотрительно избегается разбор тех творений Св. Отцов, где говорится об умном делании. .... И даже ... в "Настольной книге для священнослужителя", Булгаков, Киев, 1913..., говорится об исихастах, что они "отличались самой странной мечтательностью...". [...] ...исихасты, защищаемые Паламой, одержали победу на Константинопольском соборе 1341 г., но: "вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света вскоре было предано забвению". В книге Булгакова, в этом официальном руководстве, предлагаемом всему духовенству большой православной страны, в книге, прошедшей строгую духовную цензуру, обнаруживается полное невежество в вопросе об исихазме и наивно повторяется старая клевета....
(с) Концевич. "Стяжание Духа Святого на путях Древней Руси" (сильно сокращенные отрывки из Введения):
Полностью: http://www.hesychasm.ru/library/kontsevich/pn_0.htm
---
Мой комментарий.
Сейчас интерес появился... в большей степени у неправославных. :)
Остается и отрицательное отношение, а равнодушие сменяется подсознательным страхом: исихазм становится именем какого-то скрытого, подсознательного ощущения своей недостаточности, неполноты, не глубины. Вроде доказали сами себе свою вероисповедальную исключительность и стали самодостаточными, а тут скребет и скрежещет в сердце страх перед тем, что главное - смысл жизни христианской - не обретено. И начинается бегство вовне...
Чтобы убедиться, что я не сгустил краски, достаточно пройтись (по русскому) интернету, и посмотреть на обилие сайтов и материалов на йогическую и суфийскую тематику, а как мало про исихазм, и это в православной стране.