[quote author= Из книги Синтии Буржо: "Сердце Центрирующей Молитвы: Недвойственное Христианство в Теории и Практике"
]УРОК 5
Сложим Все Вместе
Как на самом деле проходит процесс Центрирующей Молитвы? Теперь, когда мы проработали самые важные детали по отдельности, пришло время собрать все воедино.
Если вы уже давно практикуете Центрирующую Молитву, то, конечно, все это вам знакомо; вы, вероятно, проделывали это упражнение сотни, а может быть, даже тысячи раз! Но всегда есть нюансы, которые нужно отладить, и если взглянуть на знакомые наставления с новой точки зрения, то иногда можно получить неожиданные озарения. Поэтому давайте проведем краткий инструктаж.
Начните с того, что сядьте в кресло или на молитвенный стул или подушку: глаза закрыты, тело расслаблено, но бодрствует. Если хотите, вы можете сосредоточиться на своем намерении с помощью короткой молитвы, например, "В руки Твои предаю дух мой" или "Боже, я здесь; Боже, Ты здесь", или сделав пару намеренных вдохов. Но ЦМ начинается тогда, когда вы начинаете "произносить" свое священное слово, тихо, мягко и вначале непрерывно, как символ вашей готовности согласиться на присутствие и действие Бога во время этой Молитвы.
Следующий шаг является самым важным в этой практике, а также самым трудным для объяснения. Некоторое время, на заре обучения Центрирующей Молитве, наставления звучали примерно так: "Когда вы заметите, что вас больше не привлекает мышление, можно отпустить священное слово...".
Но, конечно, эти наставления отменяют сами себя, они были помехой для многих практиков, пытавшихся вникнуть в суть этой Молитвы. Как вы можете "заметить", не думая? Как можно "решить" отпустить слово без того, что само по себе является мыслью?
На самом деле, однако, здесь - простая магия, зависящая от того замечательного фактора, которого мы уже касались в предыдущем обсуждении священного слова: участие вашего бессознательного. Проще всего описать происходящее с помощью некоего искаженного французского выражения "il se droppe" - слово просто выпадает, само собой. Это очень похоже на процесс засыпания. Вы не можете увидеть момент, когда вы действительно погружаетесь в сон. Это просто происходит.
То же самое происходит и в Центрирующей Молитве. О решающем моменте уже позаботились. Вам не нужно "делать" его; он происходит сам по себе, он запрограммирован прямо в вашем первоначальном намерении - быть в самой своей глубине открытым Богу. Вы не заметите тот момент, когда перестанете думать; но вы заметите тот момент, когда снова начнете думать. Вы обнаруживаете себя в раздумьи и возвращаетесь к священному слову как способу вернуться к открытости. А затем приходит другая мысль, а с ней - еще одно возвращение к священному слову - "десять тысяч возможностей вернуться к Богу".
И так продолжается двадцать минут или около того, пока вы читаете эту Молитву. Она имеет вид синусоидальной волны: ритмично вверх и вниз. Субъективно, единственные моменты, которые вы непосредственно запомните, это время борьбы с мыслями. Но на самом деле эти, относительно более возбужденные, "поверхностные моменты" были уравновешены временами глубокого покоя в ваших глубинах. Конечно, вы не сможете воспринимать их непосредственно; как только вы начнете думать о них, они исчезнут. Но вы сохраните некую остаточную память о них в виде необъяснимого чувства обновления, а иногда и яркого ощущения, что вас затянуло в глубину собственного сердца, или что вы оказались на грани невероятной близости и нежности.
И то, и другое, кстати, правда. В эти наносекундные промежутки в потоке сознания вы покоитесь в реке " чистой осознанности", и она разливается по вашему существу, как осенние дожди после долгой засухи. Позже, когда ваша практика станет более стабильной и вы глубоко запечатлеете в своем сердце ноу-хау, что путь туда - это отпустить то, за что вы цепляетесь, так, чтобы ваше внимание отдохнуло от своей привычной субъектно-объектной траектории. Тогда, шаг за шагом, вы обнаружите, что этот внутренний простор больше не является "местом, куда вы идете", теперь он - "место, откуда вы исходите". Этот внутренний простор начинает предлагать себя в качестве нового дома для вашего глубочайшего осознания собственной сущности.
Это очень важные наблюдения, которые редко упоминаются в основном тексте учения о Центрирующей Молитве, и которые, как вы скоро увидите, служат опытной основой для большей части того, о чем я буду рассказывать в этой книге.
Итак, на этом мы закончим наш обзор: разве что еще раз напомню, что выходить из Центрирующей Молитвы нужно мягко, давая время глазам перейти из закрытого положения в мягкий фокус и задержаться в этом мягком фокусе на минуту или две, прежде чем возобновите острую фокусировку, свойственную обычной внимательности ума. Таким образом, вы сможете "сохранить" внутренний простор, к которому вы прикоснулись в Центрирующей Молитве, в течение дня.
НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ПО ХРОНОМЕТРАЖУ
Стандартное предписание по времени для становления практики ЦМ - "двадцать минут дважды в день". Это начальный уровень, рекомендуемый Томасом Китингом и организацией "Созерцательное Служение", уже более тридцати лет, и он дал успешный старт десяткам тысяч людей на их пути. Иногда меня спрашивают, допустим ли только один молитвенный период в день, и хотя в официальном учении Центрирующей Молитвы определенно сказано "нет-и-нет" , я сама предпочитаю проявлять снисходительность. Два, безусловно, предпочтительнее, но если один - это все, что вы можете сделать на начальном этапе, я бы лучше понаблюдала за тем, как вы будете выполнять один раз, чем откажетесь от всего проекта, из-за того, что вы не можете выполнять два.
Очевидный вопрос: как мне узнать, что двадцать минут медитации закончились? Конечно, вы можете установить часы или таймер. (Сейчас в продаже есть прекрасные мелодии звонка, от которых вы не будете подскакивать до потолка, когда таймер сработает). Однако, я сама просто время от времени поглядываю на часы. Все равно в Центрирующей Молитве концентрация внимания то растет, то падает, и если вам случится быть захваченным восторженным вниманием и задержаться чуть дольше положенных двадцати минут, что в этом плохого?
В целом, однако, лучше всего придерживаться назначенных двадцати минут и заканчивать в назначенное время. Это сохраняет определенную объективность в практике, которая отсекает искушение удлинить или сократить время молитвы в соответствии с вашим субъективным ощущением того, как она проходит. Слова "я чувствую себя очень собранным и глубоким; думаю, сегодня я посижу подольше" могут быть легко уравновешены словами "сегодня мне очень неспокойно; думаю, я остановлюсь раньше" - а именно в прохождении через это беспокойство часто совершается самая важная внутренняя работа.
ЦЕНТРИРУЮЩАЯ МОЛИТВА:
"ОФИЦИАЛЬНОЕ" РУКОВОДСТВО
Вот уже почти тридцать лет, те же основные положения освещаются в учении о Центрирующей Молитве в форме четырех рекомендаций, которые успешно ознакомили с этой практикой десятки тысяч людей по всему миру. Давно практикующие Центрирующую Молитву уже хорошо знакомы с этими рекомендациями, но если вы изучаете ЦМ здесь впервые, вы увидите, что они представляют собой краткое обобщение пройденных нами уроков, но под несколько иным углом зрения. Внимательно прочтите их и подумайте, как они сочетаются с материалом в том виде, в котором я их излагала, а также с вашим собственным опытом изучения этой Молитвы, теперь, когда у вас появилась возможность применять ЦМ на практике:
1. Выберите священное слово как символ вашей решимости в намерении - согласиться на присутствие Божье и действие Бога внутри вас.
2. Сидя комфортно, с закрытыми глазами, успокойтесь, и молча впустите священное слово, как символ вашего согласия на присутствие и действие Бога внутри.
3. Когда вы погрузитесь в свои мысли, мягко вернитесь к священному слову.
4. В конце молитвенного периода оставайтесь в безмолвии с закрытыми глазами в течение пары минут.[/quote]