Исихазм

Автор Тема: Ну и как молиться?  (Прочитано 9930 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #15 : 28 Ноябрь 2011, 19:52:24 »
По поводу отмены\замены правила...я убеждён что должно прийти само...специальное насилие наверное неполезно...
Я помню что у меня отпадало поэтапно как то...потом снова возвращал...так как переживал о неканоничности...но потом когда при сравнении оказалось что и.м. с утра, как раз в то время когда читал правило, получает особую глубину...и если потратить это время на правило...то заметна потеря...и заметна механичность вычитки...

Совершенно согласен, я прошел через то же самое.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #16 : 28 Ноябрь 2011, 20:58:59 »
иерей Андрей,
Для чего нужны правила и "внешние" молитвы? Понимаю так:
– оживить для ИМ расслабленное, одебелевшее тело. Ввести его в должный настрой (как и прочие составы)
– возгреть сердце к молитве и стряхнуть с ума помыслы, "сфокусировав" ум на смыслах молитв
– напитаться словами правил и молитв, которые Дух дал святым, и через это приобщиться кТому, кто действовал в них. Причем, всякий по своей мере – созерцая эти смыслы или же только душевно насыщаясь. У многих ведь есть те молитвы/каноны/акафисты, которые больше всего напитывают их души. Это индивидуально.

Вот тогда все приуготовлено к ИМ – все "бортовые системы" начинают работать, насколько мы смогли подготовить.

Но что же получается с этими молитвами и правилами? Возгрев нарастает и  молитвословие проходит некий "пик", после чего надо оставлять это делание и переходить к ИМ. Иначе возгрев иссякает, смыслы больше не впитываются. Наступает сухость и тогда начинаешь нудить себя в сухости, что в данном случае, является неким бесплодным и никчемным занятием. Мы лишь усугубляем ситуацию, и тем самым мы все больше отлепляемся. И тогда, вместо того,чтобы трезвенно оценить ситуацию, оставить молитвословие и  перейти к ИМ, в нас растет сухость и возникаютпреграды –от обусловленности правилом и "внешней" молитвой. На радость паразитирующим на этом демонам. Но не человек для правила, а совсем наоборот.

Причем все это делается в динамике, трезво оценивая ситуацию в данный момент: скажем, сегодня – по "Отче Наш", а затем сразу переходить к окончанию и возблагодарить Господа. А в другой раз душа ненасытна и хочется ей развернуться в молитве, и ум вторит ей. Тогда – отчего же не сделать так, польза будет, несомненно.

Все это в полной мере отношу к канону и молитвам ко причастию: если уже считаны и восприняты смыслы и вот-вот пойдет сухость – надо отложить и помолиться ИМ. И неужели такой подход нельзя назвать истинной подготовкой к покаянию или ко Причастию?
Все сугубое имхо.

PS: Не говорю здесь ничего про чтение Евангелия.

PPS: Сказанное не касается тех, кто получил правило от старца, и о тех, кто оставили всякое правило.
У них свой "расклад", который вполне уважаю ))

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #17 : 28 Ноябрь 2011, 22:23:13 »
   На исповеди всегда каюсь в опущении правила( сокращении). Пытаюсь духовнику(епархиальный) объяснить что хотел бы вместо канонов читать Иисусову. Ответ:  и каноны и Иисусову. Но не всегда это моя лень, просто иногда выбирать надо либо то, либо другое. А само правило - канон и молитвы ко причастию это полчаса - это святое, а вот остальное...
Мне кажется, что не имеет смысла Иисусову молитву втискивать в роль "правила", покуда не стала самодвижной.

Исполнение "правила" - это всегда немного актерствование, вот в чем беда. Словно молишься не сам, а лишь играешь написанную кем-то для тебя роль. Возможно, фатальная ошибка - пытаться натужно вживаться в эту роль и принимать произносящего слова молитв за самого себя. При этом даже испытывать раскаяние, сокрушение, подъем, благоговение и прочее - до конца роли. Но глубоко внутри тебя сидит скептичный зритель, с холодной усмешкой взирающий на разыгрываемые перед ним актерские потуги.
Надо найти молитву, которая уже живет в тебе.
 Есть ум, норовящий сорваться с цепи. Есть душа, разрываемая страстями. Есть холодное сердце. Но есть и нечто неуловимое, неслышимое, невидимое, неосязаемое в тебе, что побуждает тебя молиться. Это как точка в груди (не физическая точка), где живет молитва - иногда как раскаленный уголь, иногда почти беззвучный родник (впрочем, эти образы обчень приблизительны и совсем необязательны).
И вот эта беззвучная, часто совсем бессловесная молитва может одеваться в одежды правила, а может обходиться и без них. Она течет и в темноте комнаты, и в шуме города и сливается с ходом Литургии в храме.
Все правильно. Но когда спускаешься в глубины себя и видишь непотребства свои (вдали от Бога) то иного, кроме правила, и не остается...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #18 : 28 Ноябрь 2011, 22:27:57 »
а почему искренняя сильная и.м. должна быть обязательно "самодвижной"? кстати я повторюсь, отцы говорят вопреки современным старцам, что самодвижная молитва - это не повторяющиеся слова

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #19 : 28 Ноябрь 2011, 22:33:11 »
   На исповеди всегда каюсь в опущении правила( сокращении). Пытаюсь духовнику(епархиальный) объяснить что хотел бы вместо канонов читать Иисусову. Ответ:  и каноны и Иисусову. Но не всегда это моя лень, просто иногда выбирать надо либо то, либо другое. А само правило - канон и молитвы ко причастию это полчаса - это святое, а вот остальное...
Мне кажется, что не имеет смысла Иисусову молитву втискивать в роль "правила", покуда не стала самодвижной.

Исполнение "правила" - это всегда немного актерствование, вот в чем беда. Словно молишься не сам, а лишь играешь написанную кем-то для тебя роль. Возможно, фатальная ошибка - пытаться натужно вживаться в эту роль и принимать произносящего слова молитв за самого себя. При этом даже испытывать раскаяние, сокрушение, подъем, благоговение и прочее - до конца роли. Но глубоко внутри тебя сидит скептичный зритель, с холодной усмешкой взирающий на разыгрываемые перед ним актерские потуги.
Надо найти молитву, которая уже живет в тебе.
 Есть ум, норовящий сорваться с цепи. Есть душа, разрываемая страстями. Есть холодное сердце. Но есть и нечто неуловимое, неслышимое, невидимое, неосязаемое в тебе, что побуждает тебя молиться. Это как точка в груди (не физическая точка), где живет молитва - иногда как раскаленный уголь, иногда почти беззвучный родник (впрочем, эти образы обчень приблизительны и совсем необязательны).
И вот эта беззвучная, часто совсем бессловесная молитва может одеваться в одежды правила, а может обходиться и без них. Она течет и в темноте комнаты, и в шуме города и сливается с ходом Литургии в храме.
Все правильно. Но когда спускаешься в глубины себя и видишь непотребства свои (вдали от Бога) то иного, кроме правила, и не остается...

Возможно, вы говорите о том, что мне пока неведомо, до чего мне Господь не судил пока дойти.
Правда, действительно, были черные периоды, когда сама мысль об Иисусовой молитве обжигала меня, я просто боялся снова начинать молиться ею. Тогда правило по молитвослову помогало возвращаться к молитве менее болезненно.
Но, возможно, вы говорите о другом.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #20 : 28 Ноябрь 2011, 23:04:45 »
Правда, действительно, были черные периоды, когда сама мысль об Иисусовой молитве обжигала меня, я просто боялся снова начинать молиться ею. Тогда правило по молитвослову помогало возвращаться к молитве менее болезненно.
Очень интересно. А как Вы теперь понимаете это? Могло ли это быть от отсутствия важного в молитве - покаяния? Т.е. правила вводили опять в покаянный настрой (хоть какое-то смирение), и тогда можно было возвращаться к Иисусовой молитве. 
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #21 : 28 Ноябрь 2011, 23:35:06 »
   На исповеди всегда каюсь в опущении правила( сокращении). Пытаюсь духовнику(епархиальный) объяснить что хотел бы вместо канонов читать Иисусову. Ответ:  и каноны и Иисусову. Но не всегда это моя лень, просто иногда выбирать надо либо то, либо другое. А само правило - канон и молитвы ко причастию это полчаса - это святое, а вот остальное...
Мне кажется, что не имеет смысла Иисусову молитву втискивать в роль "правила", покуда не стала самодвижной.

Исполнение "правила" - это всегда немного актерствование, вот в чем беда. Словно молишься не сам, а лишь играешь написанную кем-то для тебя роль. Возможно, фатальная ошибка - пытаться натужно вживаться в эту роль и принимать произносящего слова молитв за самого себя. При этом даже испытывать раскаяние, сокрушение, подъем, благоговение и прочее - до конца роли. Но глубоко внутри тебя сидит скептичный зритель, с холодной усмешкой взирающий на разыгрываемые перед ним актерские потуги.
Надо найти молитву, которая уже живет в тебе.
 Есть ум, норовящий сорваться с цепи. Есть душа, разрываемая страстями. Есть холодное сердце. Но есть и нечто неуловимое, неслышимое, невидимое, неосязаемое в тебе, что побуждает тебя молиться. Это как точка в груди (не физическая точка), где живет молитва - иногда как раскаленный уголь, иногда почти беззвучный родник (впрочем, эти образы обчень приблизительны и совсем необязательны).
И вот эта беззвучная, часто совсем бессловесная молитва может одеваться в одежды правила, а может обходиться и без них. Она течет и в темноте комнаты, и в шуме города и сливается с ходом Литургии в храме.
Все правильно. Но когда спускаешься в глубины себя и видишь непотребства свои (вдали от Бога) то иного, кроме правила, и не остается...

Возможно, вы говорите о том, что мне пока неведомо, до чего мне Господь не судил пока дойти.
Правда, действительно, были черные периоды, когда сама мысль об Иисусовой молитве обжигала меня, я просто боялся снова начинать молиться ею. Тогда правило по молитвослову помогало возвращаться к молитве менее болезненно.
Но, возможно, вы говорите о другом.

Не совсем о другом, но наверно действительно перескакиваю... в общем и целом правило помогает удержаться "на плаву", если не видишь благодати. И это, признаться, совсем неплохо. Но я четко понимал, что такая молитвенная практика вовсе не то, что ждет Господь от нас.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #22 : 28 Ноябрь 2011, 23:49:38 »
Цитата: mirnestranik
Сейчас я читаю иногда...про себя предпочтительнее...так как при чтении вслух...тут же вспоминаю себя посреди храма--читающим шестопсалмие...и появляется предательское тщеславие, самолюбование...которое гвоздодёром не вынуть...а когда про себя и совсем в другом стиле...не как в храме...медленнее и не так монотонно...

Ну и... Вы думаете, что оставив служение чтеца, ушли через это от тщеславия? Тщеславие все равно в вас, а поля деятельности, где бы можно было наблюдать за ним и работать над избавлением - этого поля нет. И эта зараза в скрытом виде присутствует.

Почему пишу - потому что у меня один к одному похожий процесс шел. В храме ни с того ни с сего возникали мысли, совершенно нелепые, ненужные, которых в себе не преполагала. Когда подпевала хору - всегда, настойчиво, постоянно приходила мысль - а слышат ли другие, что я правильно я пою? А священник как на это реагирует? (там обычно поют два певчих, и я третьей к ним присоединяюсь). Это были навязчивые, настойчивые мысли. Даже понимая их нелепость, я не могла от них избавиться.  И это отвлекало от самой Литургии - приходилось следить за мыслями и постоянно приносить исповедание в недолжном Богу. И Литургия часто была скомканной. Как один из вариантов - рассматривала, чтобы вообще отказаться от пения. Но потом поняла, что это значит уйти от проблемы никак не исправив внутреннее...

Только недавно (где-то год прошел) вроде это стало уходить. Оцениваю наличие подобной повторяющейся ситуации как полезный маркер, показывающий реальное состояние души и позволяющий наблюдать за изменениями. Это могло бы для вас стать полем активного аскетического делания, но вы сбежали...  :-)

« Последнее редактирование: 29 Ноябрь 2011, 00:10:22 от Elena »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #23 : 29 Ноябрь 2011, 00:14:12 »
Правда, действительно, были черные периоды, когда сама мысль об Иисусовой молитве обжигала меня, я просто боялся снова начинать молиться ею. Тогда правило по молитвослову помогало возвращаться к молитве менее болезненно.
Очень интересно. А как Вы теперь понимаете это? Могло ли это быть от отсутствия важного в молитве - покаяния? Т.е. правила вводили опять в покаянный настрой (хоть какое-то смирение), и тогда можно было возвращаться к Иисусовой молитве. 

Понимаете, когда видение собственного греха свежее, когда видишь воочию собственную мерзость, то молиться Иисусовой молитвой просто невыносимо. Возможно (говорю это предположительно), правило - это способ как бы прикрыться многословием молитв от этого стыда и кошмара. Смотреть не в свое сердце, а в молитвослов. Попытка прибегнуть к обряду, который должен тебя очистить.
Возможно (опять же лишь предположительно), мне следовало в те моменты быть дерзновенным что ли, читать эту обжигающую Иисусову молитву, как делали настоящие подвижники. И тогда (опять же, возможно), не было бы многократного повторения этих кошмаров (которым, может быть еще придется повториться). Но я предпочитал найти убежище от самого себя. Может быть (и наверное), это было малодушием и ошибкой. Может быть, это было неизбежно из-за обычной немощи духовной. Не знаю. И не знаю, как я поступлю, когда и если, не дай Бог, что-то похожее повторится.

в общем и целом правило помогает удержаться "на плаву", если не видишь благодати. И это, признаться, совсем неплохо. Но я четко понимал, что такая молитвенная практика вовсе не то, что ждет Господь от нас.

Да, это верно. Порой это и не связано с каким-то очевидным падением, просто бывают периоды духовного окаменения, что ли. Тогда понимаешь, что их надо пройти хотя бы правилом.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #24 : 29 Ноябрь 2011, 09:32:15 »
По поводу отмены\замены правила...я убеждён что должно прийти само...специальное насилие наверное неполезно...
Я помню что у меня отпадало поэтапно как то...потом снова возвращал...так как переживал о неканоничности...но потом когда при сравнении оказалось что и.м. с утра, как раз в то время когда читал правило, получает особую глубину...и если потратить это время на правило...то заметна потеря...и заметна механичность вычитки...
Совершенно согласен, я прошел через то же самое.
Аналогично...  :-)

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #25 : 29 Ноябрь 2011, 11:47:15 »
иерей Андрей,
Для чего нужны правила и "внешние" молитвы? Понимаю так:
– оживить для ИМ расслабленное, одебелевшее тело. Ввести его в должный настрой (как и прочие составы)
– возгреть сердце к молитве и стряхнуть с ума помыслы, "сфокусировав" ум на смыслах молитв
– напитаться словами правил и молитв, которые Дух дал святым, и через это приобщиться кТому, кто действовал в них. Причем, всякий по своей мере – созерцая эти смыслы или же только душевно насыщаясь. У многих ведь есть те молитвы/каноны/акафисты, которые больше всего напитывают их души. Это индивидуально.

Вот тогда все приуготовлено к ИМ – все "бортовые системы" начинают работать, насколько мы смогли подготовить.

Но что же получается с этими молитвами и правилами? Возгрев нарастает и  молитвословие проходит некий "пик", после чего надо оставлять это делание и переходить к ИМ. Иначе возгрев иссякает, смыслы больше не впитываются. Наступает сухость и тогда начинаешь нудить себя в сухости, что в данном случае, является неким бесплодным и никчемным занятием. Мы лишь усугубляем ситуацию, и тем самым мы все больше отлепляемся. И тогда, вместо того,чтобы трезвенно оценить ситуацию, оставить молитвословие и  перейти к ИМ, в нас растет сухость и возникаютпреграды –от обусловленности правилом и "внешней" молитвой. На радость паразитирующим на этом демонам. Но не человек для правила, а совсем наоборот.

Причем все это делается в динамике, трезво оценивая ситуацию в данный момент: скажем, сегодня – по "Отче Наш", а затем сразу переходить к окончанию и возблагодарить Господа. А в другой раз душа ненасытна и хочется ей развернуться в молитве, и ум вторит ей. Тогда – отчего же не сделать так, польза будет, несомненно.

Все это в полной мере отношу к канону и молитвам ко причастию: если уже считаны и восприняты смыслы и вот-вот пойдет сухость – надо отложить и помолиться ИМ. И неужели такой подход нельзя назвать истинной подготовкой к покаянию или ко Причастию?
Все сугубое имхо.

PS: Не говорю здесь ничего про чтение Евангелия.

PPS: Сказанное не касается тех, кто получил правило от старца, и о тех, кто оставили всякое правило.
У них свой "расклад", который вполне уважаю ))


  В струю...моё имхо похоже.
  Вначале правило поломали дети, и потом стало ясно - надо не потерять главное.
  Молитва какая? Как Марфа процитировала:" торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают". 

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #26 : 29 Ноябрь 2011, 11:59:49 »
  Может здесь уже обсуждали беседу со схимонахом Никодимом( http://www.hesychasm.ru/library/praksis/nikodim2.htm )...
 
Мне кажется, эта беседа анонимного автора очень субъективна.

Мне больше нравятся первоисточники (дневник схимонаха Никодима Карульского):
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/nikodim.htm

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #27 : 29 Ноябрь 2011, 14:40:43 »
Цитата: иерей Андрей
Молитва какая? Как Марфа процитировала:" торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают".
иерей Андрей, я ответил подробно в личку – чтобы не искушать никого своим произволом))

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #28 : 29 Ноябрь 2011, 16:01:24 »
Просите молитвенного правила. Неопустительно читайте утренние и вечерние молитвы по молитвеннику... со вниманием вникая в смысл каждого слова и углубляясь в него. Четочки употребляйте в церкви, а когда и дома при самом начале враждебного настроения мыслей и чувств. Читайте каждодневно по главе из Евангелия и Апостоль¬ских посланий и Деяний. Если же захочется поближе бесе¬ды с Господом, прочтите кафизму или акафист Сладчайше¬му Иисусу, Богоматери... (преп. Анатолий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как бы ни был занят человек даже самыми душеспасительными делами, даже за послушание, он должен все-таки иметь постоянное келейное (или домашнее) молитвенное правило, возможное для него в обычном его положении. Нарушение правила уже рассматривается как немощь. Благословенным нарушение правила бывает тогда, когда человек, по независящим от него причинам, выбы¬вает из обычного порядка для какой-либо экстренной нуж¬ды или послушанием неожиданным. «Нужды ради пременение закона бывает» (Ср.: Евр.7, 12), говорит Апостол. Пременение, т. е. изменение, перемена. А как нужда эта прошла, опять возвращайся к своему правилу. Тут необхо¬димо принять во внимание положение человека, его обя¬занности, его досуг, его зависимость от окружающей жизни (преп. Никон).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пишешь, что случилось кряду три бдения, и ты совершала в это время келейное правило и очень уставала. Дело естественное. Но наши покойные старцы в бденные дни, ради трудности службы, отменяли келейное правило. Можешь и ты также поступать (преп. Иосиф).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Теперь, когда нет монастырей, келейное правило необходимости своей не потеряло. Оно необходимо для поддержания молитвенного и вообще иноческого настроения. Без молитвы нет монашества. ……….Не только монах, но и мирянин, приникающий к монашеству и потому ставший близким, как бы родным по духу к монашеству, на опыте увидит, как дорого совершение домашнего молит¬венного правила (преп. Никон).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Богоносные отцы наши... установили и еще правила келейные, против силы и возможности и произволения каждого, и проходили: иные много... иные меньше, другие еще меньше, смотря по мере сил своих и по усмотрению наставников их... (преп. Макарий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Касательно келейных правил. У тебя какая-то неравномерность — то уже очень много набрала было себе правил, а то съехала на одни вечерние молитвы. По моему же мнению, не лучше ли тебе делать так: вечерние молитвы пусть остаются постоянным твоим правилом. А если в иной день и обстоятельства позволяют, то к ним можно бы и еще что-то прибавить, или акафист какой, или еще что (преп. Иосиф).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопрошала — когда не бываешь за церковной службой, что дома должно тебе вычитывать? Когда не бываешь у утрени, келейное правило такое: молитвы утренние, дванадесять псалмов, акафист дневной, канон по гласу недели и дню Божией Матери из повечерних и первый час. — А к обедни когда не пойдешь — 3-й и 6-й час надо прочесть с изобразительными. Вместо вечерни, когда не бываешь, — 9-й час, 12 псалмов, канон Ангелу-хранителю (а когда не читаешь утром акафист, можно и его тут же прочесть)... малое повечерие, молитвы на сон грядущим, две главы из Апостола и одну из Евангелия и «Владыко Человеколюбче», «Ослаби, остави», «Ненавидящих и обидящих» и «Испове¬дание повседневное». — В то время, когда читаешь кафиз¬мы, можно поминать на одной славе — о здравии, а на другой — о упокоении, кого желаешь (преп. Иларион).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
...Спрашиваешь насчет молитвенных правил. Как тебе их назначать? Ведь ты больная. Назначь тебе какое пра¬вило, пожалуй, не осилишь и будешь смущаться. — По моему мнению, довольно с тебя того, если будешь неопустительно ходить ко всем церковным службам. Пожалуй, прибавь к сему еще келейное правило, т. е. пятисотницу. А как совершать это правило, спроси м. казначею Магда¬лину. А в какое время совершать, это как для тебя удоб¬нее. Если трудно тебе будет класть великие поклоны, клади вместо них малые. А по болезни в случае нужды можно совершать это правило и без поклонов, даже и сидя, и хоть и лежа. Проговаривай только молитвы со вниманием и усер¬дием (преп. Иосиф).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Молитвы или правило, когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь, зазри (осуждай) себя (преп. Анатолий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
...Главное, иметь в предмете, чтобы исполнять правило со смирением и не думать о себе, что «я правило испол¬няю — и довлеет мне». Я писал к тебе, что хотя ты и будешь исправлять правило, но не будешь нудить себя к терпению, смирению и любви, послушанию и прочим доб¬родетелям, то одни правила не принесут тебе никакой пользы. Для того и правила, чтобы мы, занимаясь оными, меньше имели праздности и ко грехам поползновения и молились бы, дабы исправить жизнь нашу по заповедям Божиим, ибо без любви и смирения никакие наши дела и подвиги не приятны Богу. Снисходя на твое стужение, я советую тебе, кроме церковного правила, читать в келье по одной кафизме, и ежели ты не была в церкви на правиле канонов и акафиста, то можешь оные прочитать, какие по чину вашей обители читают в церкви, пятисотное четочное правило, о котором ты от нас слышала, от Апостола две главы и от Евангелия одну главу, и все оное проходить без возношения и мнения, а с сокрушенным и смиренным серд¬цем. Прочее свободное время употреблять на чтение оте¬ческих книг и на рукоделие. А бывая в сообращении с ближними, познавать действие своих страстей, противо¬борствовать им и, познавая свою немощь, смиряться (преп. Макарий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А о правиле для N. я вам писал, что не могу давать никому правила, сам в лености пребываю... Ежели будем полагаться на свои правила, а нравственность не будет исправляться, т.е. смирение, кротость, любовь, терпение, великодушие, то никакие правила нас не воспользуют. Но этим правила я не отвергаю, но более сим дается ему силы... (преп. Макарий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Исполнять правило надобно в свое время, а если по¬чему-либо не исправишь, должно приносить покаяние и стяжавать смирение, а на другой день не исправлять, это значит, что не хотим сознать себя и смириться, но чтобы быть не должным Богу, и думаем сим успокоиться (преп. Макарий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
...Стараться же исполнять правило, читая устно Псал¬тирь, положенные каноны и четочное правило, и все это с большим смирением и самоукорением, не яко что благо творя, но должное исполняя, а ум возводить на небо отнюдь не советую; как и лично тебе говорил и неоднократ¬но писал, так и теперь повторяю: это сущая прелесть (преп. Макарий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Правила келейные должно соблюдать, но с рассуждением, т. е. не самовольно, а по совету духовного отца, но не надобно полагаться на одни правила, но наипаче водиться во всем смирением (преп. Макарий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных, чему верьте без сомнения, ибо я не обманщик ваш! (преп. Антоний).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Евангелие если читают на трапезе, то в келье можно оставить. Сотницу справлять — Бог благословит (преп. Анатолий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Спрашиваешь ты меня: пред праздниками оставляется ли четочное правило и Псалтирь и вставать ли в 12 часов ночи? Когда бденная служба, тогда все это оставляется, довольно церковной службы (преп. Анатолий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Спрашиваешь, как должно на Святой Неделе испол¬нять правило. У нас поутру ничего не читают, вечером же прочитывают пасхальный час, молитву «Владыко Человеколюбче», и только (преп. Иларион).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
...Если случится вам сделать упущение правила по ка¬кой-либо благословной вине, то сие совершайте смирением <духа> и покаянием, но будьте же и осмотрительны, т. е. чтобы не лености ради сие было (преп. Лев).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если в доме будете совершать правило, то более озна¬ченного не прилагайте нисколько, а когда силы ваши будут, то хоть и прибавьте для одного Великого поста две кафизмы Псалтиря в сутки. Но когда будете первую и последнюю неделю ходить в церковь, то и все правило оставьте, кроме Апостола и Евангелия. Относительно ж поклонов скажу вам: как в первую и последнюю неделю будут класть в церкви поклоны на часах, так и вы кладите положенные.., а именно: «Господи и Владыко живота моего...» и прочее, кроме — ничего (преп. Лев).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Утренние молитвы читать, и в это время ничего не делать. И ко всякой службе ходить. А то ведь тебя даром кормят. Антоний Великий видел Ангела, который показы¬вал ему (как должно монаху жить): то помолиться, то поработать. А во время работы, — Господи помилуй, — читать (преп. Амвросий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопрос: «Что лучше, совершать обычное правило или проходить Иисусову молитву?» Ответ: «Лучше исполнять и то и другое, потому что под правилом жили и не оставляли оного великие мужи, каков был Антоний Великий и преп. Зосима, видевший Марию Египетскую» (преп. Амвросий).
------------------------------------------------------------------------------------
В «Добротолюбии» означен чин премудрых подвиж¬ников, которые ежедневно совершали малое обычное келейное правило, а остальное время дня и ночи употребляли на молитву Иисусову. Но ты, по привычке, вдруг перейти этому не можешь, по крайней мере, не смущайся, когда неудобно бывает тебе совершать все твое правило, и осо¬бенно не заставляй перечитывать одно и то же, когда враг наводит забвение, а иногда оное бывает от усталости и изнеможения, как объясняет Григорий Синаит, что при со¬вершении долгого правила бывают парения и препарения мыслей. Вернее и полезнее укорить себя за невнимание и сми¬риться. Сказано, что от дел не оправдится всяка плоть, а токмо верою Иисусовою (преп. Амвросий).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших древних Отцов, знал наизусть святое Евангелие и вменял ученикам своим, по откровению Божию, в непременную обязанность выучить его. Таким образом Евангелие сопутствовало им повсюду, постоянно руководило их
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Святая Церковь установила молитвенные правила.
Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных Боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени. Свт.
Цель правила – доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, истинно богоугодных. Такими мыслями и чувствами наполнены благодатные молитвы святых отцов.
Для молитвенного упражнения утром имеется особое собрание молитв, называемое утренними молитвами, или утренним правилом; для ночного моления пред отшествием ко сну – другое собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим, или вечерним правилом
Особенное собрание молитв прочитывается готовящимися ко причащению Святых Христовых Таин и называется правилом ко Святому Причащению.Как возвышенны и глубоки молитвы ко Святому Причащению! Какое превосходное приготовление они доставляют приступающему к Святым Христовым Тайнам! Они убирают и украшают дом души чудными помышлениями и ощущениями, столь благоугодными Господу. Величественно изображено и объяснено в этих молитвах величайшее из Таинств христианских; в противоположность этой высоте живо и верно исчислены недостатки человека, показаны его немощь и недостоинство.
Утренние молитвы так и дышат бодростью, свежестью утра: увидевший свет чувственного солнца и свет земного дня научается желать зрения высшего, духовного Света и Дня бесконечного, производимых Солнцем Правды – Христом.
Краткое успокоение сном во время ночи – образ положительного сна во мраке могилы
. И напоминают нам молитвы на сон грядущим о нашем переселении в вечность, обозревают всю нашу деятельность в течение дня, научают приносить Богу исповедание соделанных согрешений и покаяние в них.
К молитвам на сон грядущим они присоединяют чтение кафизм, чтение Евангелия, Апостола, чтение акафистов и поклоны с Молитвой Иисусовой… рабы Христовы плачут в тишине своих келлий, изливая усердные молитвы пред Господом…
Великие отцы, пребывавшие от обильного действия благодати Божией в непрестанной молитве, не оставляли и правил своих, которые навыкли они совершать в известные часы нощеденствия (ночных и дневных молитв).Игний Брянчанинов
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему. Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих (правил) внутри келлии премудро установлено учредителями Церковного Устава, по откровению свыше, для хранения жития нашего» (Исаак Сирин, Слово 71).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Постоянное духовное песнопение и чтение Писания — это пища души, это ее украшение, это ее ограждение. Наоборот, не слушать Писания — для души голод и пагуба. Если чего-нибудь не понимаешь, то прими простой верою; ибо это Сам Бог сказал.Святитель Иоанн Златоуст
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Святые Отцы советуют читать святое Евангелие ежедневно; если очень недосужно, хоть одно зачало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренно помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы святого благовествования Христова; читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения.
Схиигумен Иоанн (Алексеев).
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Ну и как молиться?
« Ответ #29 : 29 Ноябрь 2011, 16:44:22 »
Лучше правило легкое, но постоянно совершаемое, чем правило трудное вначале, но скоро оставляемое. Авва Матой.

Не сочти праздностью умножение занятия молитвой непарительной (чуждой развлечения), сосредоточенной (внимательной) и продолжительной по той причине, что при этом уменьшил твое псалмопение. Возлюби более поклоны в молитве, нежели псалмопение. Если оживет в тебе молитва, то она заменяет собою правило, состоящее из молитвословий. Если во время совершения твоего молитвенного правила тебе будет дано дарование слез, то не признай наслаждение ими праздностью в отношении к твоему правилу, ибо благодать слез есть последствие полноты молитвенной. Преподобный Исаак Сирин.

Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных... они-произведение падшего разума и ... не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий.

Продолжительность молитвы определяется для каждого образом жизни его и мерой сил-душевных и телесных. Епископ Игнатий (Брянчанинов)

Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний есть видимый, плотский; внутренний же-невидимый, Духовный, или, согласно словам апостола Петра, "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" (1 Пет. 3, 4). И святой Павел объясняет двойственность человеческую, говоря: "Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний ... обновляется" (2 Кор. 4, 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке. Таким образом, внешний человек состоит из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатью Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего-невидимы: "Приступит человек, и сердце глубоко" (Пс. 63, 7). Также и апостол говорил: "Кто из человеков знает, что в человеке, кроме Духа человеческого, живущего в нем?" (1 Кор. 2, 11). Один только Испытующий сердца и утробы ведает все тайны внутреннего человека. Обучение тоже бывает двоякое-внешнее и внутреннее: внешнее в книгах, внутреннее в богомыслии; внешнее в любви к мудрости, внутреннее в любви к Богу; внешнее в словах, внутреннее в молитвах; внешнее в остроумии, внутреннее в теплоте духа; внешнее в художествах, внутреннее в помышлениях. Внешнее "знание надмевает" (1 Кор. 8, 1), внутреннее же смиряет; внешний разум любопытствует, желая знать все, внутренний же себе внимает и ничего иного не желает, как только знать Бога, с Давидом говоря Ему: "Сердце мое говорит от Тебя: "Ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи" (Пс. 26, 8). И еще: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41, 2).

Молитва также бывает двоякая-внешняя и внутренняя: явно творимая и тайно; соборная и совершаемая наедине; должная и произвольная. Должная-творимая явно по уставу церковному, соборная молитва имеет свои времена: полунощницу, утреню, часы, литургию, вечерню и повечерие; на эти моления люди и призываются звоном, ибо они их, как подобающую Царю Небесному дань, должны воздавать на всякий день. Творимая же втайне произвольная молитва бывает и безвременно, когда кто захочет, без всякого зова, только по движению самого духа. Первая, то есть церковная, молитва имеет положенное число псалмов, тропарей, канонов и прочих пении и действий иерейских, другая же (тайная, произвольная), как безвременная, неопределенна и числом молитв, ибо каждый молится, сколько хочет,-иногда кратко, иногда же долго. Первая произносится вслух устами и голосом, вторая же-не только стоя или на ходу, но и лежа, словом, всегда, когда бы ни случилось возвести ум свой к Богу. Первая, соборная, творится в храме Господнем, в церкви или по случаю в каком-либо доме, где соберется несколько людей, вторая же, уединенная, совершается в затворенной клети, согласно слову Господа: "Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Который втайне" (Мф. 6, 6).

Опять, и клеть бывает двоякая-внешняя и внутренняя, вещественная и духовная: вещественная из дерева или камня, духовная же есть сердце или ум, или (по словам святого Феофилакта) мысль тайная. Это одно и то же (толкование на Евангелие от Матфея, глава 6). Поэтому вещественная клеть всегда на одном месте стоит, духовную же человек всюду носит с собой: где бы он ни был, всегда ведь с ним его сердце, в котором он может умом своим, собрав мысли, затвориться и молиться Богу втайне, будет ли он среди людей или беседует со многими. Внутренняя молитва (если случается, находясь среди людей, подвигнуться к ней духом) не требует ни уст, ни книги, не употребляет движения языка, ни голоса (хотя это и наедине происходит), но только возведение к Богу ума и самоуглубления, что возможно делать и на всяком месте.

Вещественная клеть безмолвствующего в ней человека затворяет одного, внутренняя же, духовная, вмещает в себя и Бога, и все Небесное Царство, согласно евангельским словам самого Христа: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21). В словах Макария Египетского это объясняется так: сердце-сосуд малый, но в нем вмещаются все вещи; там Бог, там Ангелы, там Жизнь и Царство, там небесные грады, там сокровище благодати.

Во внутренней, сердечной клети человеку подобает затворяться чаще, чем между стенами, и, собрав там все помышления свои, представлять ум Богу, молиться Ему втайне со всей теплотой и живой верой, вместе же с этим поучаться и в богомыслии, чтобы возможно было ему возрасти в мужа совершенного. Святитель Димитрий Ростовский

Когда апостол советует ефесянам молиться духом, то здесь вместо Духа он полагает самый ум, который должен молящийся человек Устремить к Богу. Когда же в Послании к Коринфянам он говорит о Духе молящемся и об уме, пребывающем бесплодным, то в данном месте он полагает дух вместо голоса и дыхания человеческого, как бы говоря им: какая вам польза, коринфяне, если вы молитесь только голосом вашего дыхания, а ум ваш не внемлет молитве, но мечтает о чем-то ином? Какая польза говорить языком много, а умом не внимать тому, что говорится, если бы даже и тьмы слов языком произнес ты, о человек! Какая польза от того, если всей гортанью, насколько позволит дыхание твое, воспоешь, а ум твой не предстоит Богу и не видит Его, но уклоняется помышлениями в иное место? Такая молитва не принесет тебе никакой пользы, не будет услышана Богом и останется бесплодной. Хорошо рассудил и святитель Киприан, говоря: "Как ты хочешь быть услышанным Богом, когда и сам себя не слышишь? Хочешь, чтобы Бог помнил о тебе, когда ты молишься, а сам о себе не помнишь?" Апостол дает коринфянам, а вместе и всем нам, себя в пример, говоря: "Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, петь и умом" (1 Кор. 14, 15). Когда, говорит он этим, я молюсь языком и голосом, происходящим от моего дыхания, то должен молиться и умом. Святитель Димитрий Ростовский

Молитва есть обращение ума и мыслей к Богу; молиться-значит предстоять умом своим Богу, неуклонно мыслью смотреть на Него и беседовать с Ним в благоговейном страхе и уповании.

Итак, собери все мысли твои и, отложив все внешние житейские попечения, устреми ум твой к Богу. Святитель Димитрий Ростовский