Исихазм

Автор Тема: Афон и почитание Пречистой  (Прочитано 27321 раз)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #75 : 10 Январь 2010, 12:40:01 »
Мда. А я вот не знаю, увы. Мария в купине - это одно. Мария и есть Купина - иное. Считал раньше строки акафиста "Радуйся, Купино" метафорой. Ан нет. И теперь ничего не понимаю, знаю только, что нет тише пристанища и мягче колыбели младенцам на пути. Нет вернее от бесов избавления и изобильнее душецелебной милости источника, чем Присноблаженная и Благодатная. Но не понимаю.

Одни учили - Богородица на границе тварного и нетварного. Другие - что Она суть нетварные энергии Бога. Иные - что Она и есть Шекина, Слава Божья.

Знаю только, что нерасщепленное, цельное сознание (ранних и средневековых христиан) видело то, что вмещало в себе Божество как прообраз Богородицы, все довольно просто. Купина попадает в этот ряд. Это не совсем метафора. Метафора уже плод расщепления, отделения, скорее символ. Мне не надо понимать, не ищу этого, скорее ищу как встроиться в контекст, познать и принять тот символический язык, чтобы на нем говорить.
And death shall have no dominion

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #76 : 10 Январь 2010, 13:34:22 »
Цитировать
Знаю только, что нерасщепленное, цельное сознание (ранних и средневековых христиан) видело то, что вмещало в себе Божество как прообраз Богородицы, все довольно просто. Купина попадает в этот ряд.

??? выделенное мне непонятно. Пожалуйста, объясните.

Цитировать
Мне не надо понимать, не ищу этого, скорее ищу как встроиться в контекст, познать и принять тот символический язык, чтобы на нем говорить.
Это ценное соображение, спасибо.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #77 : 10 Январь 2010, 13:43:41 »
Мне видится так: Бог (невидимый, непостижимый) явил себя Моисею через материальный объект <горящий куст>, т.е. Куст (материя, плоть) стал местом реального присутствия <нетварного> Божества, что символически соотносится с Богородицей как тем Сосудом <из плоти и крови>, в Котором реально присутствовал Бог (еще не явленный остальному миру). Простите за костноязычность, не общалась я на такие темы, с трудом подбираю слова...
And death shall have no dominion

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #78 : 10 Январь 2010, 19:41:25 »
Теперь понял ход Вашей мысли - вполне пояснили. Благодаря Вам отправился на поиски - Вы меня сподвигли...
Не буду обсуждать точность формулировки насчет явления "через материальный объект"и то что "присутствовал" употреблено в прошедшем, а не в настоящем времени. Вряд ли сумею аргументировать иное...
Нашел в чем была суть высказываний св отцов по этой теме.
Св. отцы отметили: невредимость-нетленность и преобразование-прообразование Девы.
Первое - в словах Cвт. Григория Нисского:
Цитировать
Так мы понимаем и чудо, происшедшее с Девой: Свет Божества
родился через Нее и воссиял в человеческой жизни, но он сохранил невредимым куст, с которым соединился: цвет девства не увял и при родах.

И второе - что куст преобразован Огнем.

Иоанн Дамаскин - ирмос 7 песни Канона на праздник Рождества Богородицы:
Цитировать
"Куст, огнем не опаляемый на горе и росоносная печь халдейская ясно прообразовали Тебя, Богоневеста, ибо [Ты] божественный невещественный Огонь в вещественном чреве приняла неопалимо: потому воспеваем Родившемуся из Тебя: благословен, Боже отцов наших"

Отсюда начинаю понимать одеяние Девы из Купины на синайской иконе. И еще:
яснее становится, что {почти}вся мариология православия изложена именно в канонах и акафистах.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #79 : 10 Январь 2010, 19:59:05 »
Теперь понял ход Вашей мысли - вполне пояснили. Благодаря Вам отправился на поиски - Вы меня сподвигли...
Не буду обсуждать точность формулировки насчет явления "через материальный объект"и то что "присутствовал" употреблено в прошедшем, а не в настоящем времени. Вряд ли сумею аргументировать иное...
Нашел в чем была суть высказываний св отцов по этой теме.
Я не умею красиво формулировать, не Дамаскин  :cry: Но что не так по сути?
Куст, полагаю, был вполне реальный... тот, что в монастыре, кажется, ежевика. :) Хотя ученые предполагают иное растение.
Там важна именно тема соединения тварного и нетварного, о чем и пишет Дамаскин:

Цитировать
"Куст, огнем не опаляемый на горе и росоносная печь халдейская ясно прообразовали Тебя, Богоневеста, ибо [Ты] божественный невещественный Огонь в вещественном чреве приняла неопалимо: потому воспеваем Родившемуся из Тебя: благословен, Боже отцов наших"
And death shall have no dominion

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #80 : 10 Январь 2010, 22:28:34 »
Кажется "прообразовали" у Дамаскина = "служили прообразом" а не "преобразовали". В том то и дело, что она в Святая Святых по Паламе была подготовлена неопально принять энергии Божества.

Есть еще "Гора несекомая" как прообраз. В общем - всякий намек на нетление твари в Ветхом Завете есть предугадывание Марии, тогда как она сама есть предугадывание (вернее - обетование) нашего собственного нетления.
р.б. Антонио

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #81 : 13 Январь 2010, 18:52:43 »
Aksuk:
***Кажется "прообразовали" у Дамаскина = "служили прообразом" а не "преобразовали". В том то и дело, что она в Святая Святых по Паламе была подготовлена неопально принять энергии Божества.***

Да, но кроме прообразования, Дух Святой прЕобразует Деву. Потому и написал преобразование-прообразование.



lily:
***Но что не так по сути?***
lily простите, это просто мои мысли вслух...ничего интересного.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #82 : 13 Январь 2010, 19:14:22 »
Пожалуй да. Соприкоснувшись с ними Она больше не является для нас кем-то принципиально постижимым. Но, что характерно, сама Она не меняется. Жесточайшая антиномия для нашего ума: Мария преобразуется в Ту, кто не меняется, соприкасаясь с этими энергиями.

Еще насчет преобразования и прообразования. У Паламы в омилии на Благовещение есть еще одна аналогия, довольно брутальная. Мария = клещи, которыми Серафим брал уголь, чтобы очистить уста Исаии. Здесь есть перекличка с Монфором и со всеми гимнопевцами, которые указывают на единственность Богородицы как пути ко Господу.

Цитировать
То же самое, что и оное великое видение клещей, заключало в себе и то, что Моисей видел, именно - купину, огнем жегомую и несгорающую. Кто же не ведает, что Сия Дева - Матерь является и Купиною и Клещами, в Себе Божественный Огонь неопально приявшая зачатием, при служении Архангела, сочетавшего чрез Нее Отстранителя греха мира с человеческим родом, и чрез неизреченное сие сочетание нас полностью очистившего? [4]. Итак, Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все ведящие Бога, познают и Ее - как Место Невместимого; и все восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога. Она - Причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих и Ходатаица вечных.
р.б. Антонио

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Афон и почитание Пречистой
« Ответ #83 : 14 Январь 2010, 01:48:51 »
отчего же брутальный...

Цитата: Канон Пресвятой Богородице пред иконой "Споручница Грешных"
Серафим древле, клещами угль носяй горящий, во уста коснуся Исаии, попаляя грехи его. Ты же, клеща светозарная сущи, Богородице, Угль Божественный носившая, Христа Иисуса, прикоснися Его милосердию, да опалив грехи наша и беззакония лютая.

Цитата: Богородичник. Каноны - из нескольких гласов.
Клещу, мысленный Угль носившую и человеческое естество очистившую, молю Тя, Владычице: многих моих прегрешений скверну омый и от оскверняющих страстей избави мя молитвами Твоими.
***
Огнем Твоих молитв, Богородице, страстных помышлений терние все попали, Яже клеща угля, человека очистившая.

***
Яко клеща Божественнаго Угля, Пречистая, молю Тя, попали всякую страстную похоть раба Твоего и неможения лютая, неудобь стерпимая, и изсуши потоки печалей.

***
Носящи Небесный Огнь рукама, яко клещами, Богоблагодатная, души моея страсти попали, Чистая, и страшнаго осуждения и огня и томления лютаго бесовскаго свободи мя.


еще интересный коммент - о "Неопалимой Купине"
Цитировать
Прот. И. Бухарев[/b]: На некоторых иконах «Неопалимой Купины» к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву «А» от звезды «Анатоли», Архангел Гавриил — букву «Д» от Западной звезды «Дисис», Архангел Рафаил — букву «А» от Северной звезды «Арктос» и Архангел Уриил — от Южной звезды «Месембрии» букву «М».
« Последнее редактирование: 14 Январь 2010, 02:01:18 от прозелит »