Исихазм

Автор Тема: О духовной ревности  (Прочитано 10374 раз)

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« : 10 Май 2006, 13:03:07 »
Из двух областей духовного жительства – деятельной и созерцательной, ревность, преимущественно служит деятельной (practice). Пр.Исаак говорит, что «деятельность, очищает страстную часть души по силе ревности» ([2], Слово 2) и описывает её так: «ко всякому побуждению к желанию благого в самом начале возникновения его присоединяется некая ревность, напоминающая по теплоте своей раскаленные угли. Она обычно, словно стена, окружает это побуждение желания и отгоняет от него всякое возможное препятствие …; ибо обладает она великой мощью … для всецелого укрепления души, дабы не ослабевала <душа> и не колебалась под воздействием всевозможных неприятностей. И это первое <побуждение> есть сила святого желания, насажденная в естестве души, то есть побуждение, возбуждаемое силой "раздражительной" <способности>, … которую Бог естественным образом поместил в нас, дабы охраняла она пределы естества, посылая мощь стремительности своей для исполнения естественного желания души, то есть добродетели: без этой <мощи> добродетель не взращивается. Она и называется "ревностью"» ([6], Беседа 171).
Свт.Феофан пишет, что ревность – это «сила, делающая <…> сносливым <…> усердие, тщание <…> христианин, – когда имеет ревность, искание, – все одолеет… Искание все доставляет … Искание есть жизненный дух, с погашением которого замирает жизнь. Это огнь, принесенный Спасителем на землю; это Его свет и живот….Много людей есть проходящих подвиги и делание, но без плода: плод от духа, а дух Божий – в ревности.» ([3], глава «О ревности душевной и духовной»), свт.Феофан Затворник ([1])
Есть две причины, из-за которых сила ревности укрепляется, пробуждается и воспламеняется: это страх потерять «благо, которое <человек>… приобрел или имеет в виду приобрести» и воспламенение сердца Божественным желанием добродетели. ([6], Беседа 171). «Любовь - источник огня в сердце» - говорит пр.Иоанн Лествичник ([7], Слово 30).
 «А из причин ослабления … (ревности – С.С.) первая - когда вожделение <добродетели> притупляется и уменьшается в душе; вторая же - когда некий самоуверенный помысел входит в душу и поселяется <в ней>, так что человек уверен <в себе> и весьма часто думает, что ему не нужно бояться ничего, что может повредить ему.» ([6], Беседа 171). Свт.Феофан пишет: «Все строение … ревности можно выразить так: ищи в надежде … и непрестанно начиная.»[6].
Значит, ревность имеет основаниями Божественное вожделение души, забывающее все пожелания ради желания одного Бога, и смиренное мнение о себе подобно апостольскому: «не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед»(Филипп. 3, 13). Но можно ли считать себя «достигшим» перед лицом бесконечно совершенного, недостижимого Бога? Отсюда ясно, что духовное довольство собой – это не столько состояние в отношениях с Богом, сколько признак угасания и прекращения этих отношений. Это состояние, когда душа оборачивается от Бога к миру, чтобы быть с ним, наслаждением от человеческого добра, а далее – и от тщеславия, заменяя оскудение Божиего блага и откровения благодати.
Ревность, как и всё доброе, необходимо искать и хранить усилием, направленным на умножение Божественного желания сердца через поучение и просвещение разума. Жизнеописатель пр.Паисия (Величковского) пишет о святом, что «он читал священные книги с величайшим вниманием, от внимания рождалось разумение, от разумения желание, от желания ревность», а сам старец советовал своим ученикам «читать писания Отцов, от чего просвещается ум человека и возрастает ревность к исполнению заповедей евангельских»[8]. А свт. Феофан пишет: «Память Божия … вводит в созерцание … Божиих дел: благости, правды, творения, Промышления, искупления, Суда и воздаяния … пребывание в этой области поддерживает и живит ревность…» ([9]).
Если же ум не стоит в Божественных истине, то человек своей душе «искапывает ров погибели от лености происходящим парением помыслов, от которых … воцарилась холодность» ([2], Слово 60), т.е. от рассеянных мыслей и сердце забывает Божественное желание, от чего охладевает ревность.
О восставлении кратковременных (периодических) спадов ревности пишет пр.Исаак: «Во время … расслабления и лености … представляй в сердце своем прежнее время рачительности своей, как был ты заботлив о всем даже до малости… Ибо … таковыми воспоминаниями душа … возбуждается как бы из глубины, облекается пламенем ревности» ([2], Слово 2), т.е. делает ударение на созерцательном (духовном) усилии ума и сердца.
А о случае, когда охлаждение произошло в результате длительного ложного направления духовной жизни святитель Феофан пишет, что восстанавливать ревность нужно «всем, чем обычно упражняют себя люди благочестивые: богомыслием, усилением самоумерщвления, или строгостию к себе, к плоти своей, наипаче же молитвою»([9], статья «Путь спасения»), т.е. и деятельным и духовным усилием.
Молитва единит человека с Богом, ходатайствует о помощи, являясь причиной благодати и Божественного желания – источника ревности.
В богомыслии же особое место имеет мысль о смерти. Свт.Феофан говорит, что для восстановления ревности нужно разумом «пройти весь ряд Божественных истин предвечного бытия Бога до конца и остановиться на … своей смерти и последующем затем решении, неизменном на вечные веки … остановиться не голою мыслию, а с полным чувством» ([9]). Жизнеописатель пр.Серафима Саровского говорит, что «польза от размышления о смерти есть та, что размышление о ней удаляет человека от грехов и вселяет в него ревность к добродетели.» [10].
Память о близкой к человеку смерти помогает возжечь Божественное желание, поскольку пресекает дух мира, отделяет душу от «всего, что в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской»(1 Иоанн 2, 16). Она обращает ум (а вслед и сердце) от временного к вечному, от человека к Богу, приводит в сокрушение и страх Божий.
Простите меня

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
« Ответ #1 : 10 Май 2006, 14:16:16 »
Данный текст - о духовной ревности о Боге. Ревность является основанием деятельного стремления к совершенству жизни по Богу.  Ревность хранится и возраждается следующими действиями:
1)   Постоянным памятованием (хранением разума в духовном области) - это молитва, чтение, размышление (особенно памятование  о смерти и непрестанная молитва)…Эта деятельность, храня и собирая ум на Божественном, умножает желание сердца к Нему,
2)   Воздержанием: только при воздержании от сластолюбия (всех видов) и чревоугодия, возможно хранить духовное желание. Сластолюбие (удовлетворение телесных и душевных желаний) напрямую подавляет духовное желание и рождает помыслы, а чревоугодие рождает леность и оставление духовной деятельности (молитва, чтение, размышление-памятование).
3)   Смирением: ревность хранится только в смиренной душе, которая всегда хочет учиться и никогда не почитает себя чего-либо достигшей. Бог постигается не одними духовными усилиями (ума и сердца), а святостью и совершенством жизни, и этому истинному совершенству, как и совершенству Божественному, нет пределов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   «ЧТО ПОТРЕБНО ПОКАЯВШЕМУСЯ И ВСТУПИВШЕМУ НА ДОБРЫЙ ПУТЬ СПАСЕНИЯ.» Свт.Феофан Затворник, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, М.,1997
2.   « Слова подвижнические », преподобный Исаак Сирин, М, 1998
3.   «О Прелести», свт. Игнатий (Брянчанинов), 1997, INTERNET "Российский православный информационно-издательский Центр".
4.   «Правильное состояние духа (смирение, внимание, молитва) Из творений Святителя Игнатия Брянчанинова»,  М., 1998.
5.    «Моя жизнь во Христе », Том 1, М., 1998.
6.   «О Божественных тайнах и духовной жизни. Новооткрытые тексты », пр. Исаак Сирин, СПб, «Алетейя», 2003
7.   «Лествица », пр. Иоанн Лествичник, М.,Сергиев Посад, 1908
8.   «МОЛДАВСКИЙ СТАРЕЦ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ. ЕГО ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО.»  Часть 4, Глава 1. Протоиерей Сергий Четвериков,YMCA-PRESS, Paris
9.   «Святитель Феофан Затворник. НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Богословская симфония по письмам свт. Феофана Затворника, составленная Преосвященнейшим Иоанном, Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским»,1997.
10.   «Мучение любви. Келейные записки», арх.Лазарь (Абашидзе), Издательство Саратовской епархии, Саратов, 2005.
Простите меня

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #2 : 11 Май 2006, 07:57:52 »
И что дальше?

alluz

  • Гость
О духовной ревности
« Ответ #3 : 11 Май 2006, 09:19:57 »
"А дальше - стоп, а дальше, извини стена, брандмауэр с одним окном, в котором копошится некий каменщик, он же штукатур..." (из песни)

Просто всё это читано-перечитано, обсуждать-то что? Ведь здесь форум, а не читальный зал.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #4 : 11 Май 2006, 10:26:03 »
alluz, простите меня, но я думаю, что всем нам нужно взращивать добрый помысел. Такие слова - "всё это читано-перечитано" можно услышать от чад мира и любопытных любителей Интернета, которые не понимают о чём говорят (ни чего утверждают :-)) и уж совсем не понимают что такое жизнь верующего человека. Им можно сказать по русски (авось не обидятся): "Повторение - мать учения." Не довольно? Тогда приведём маленький рассказ (первы попавшийся):
Цитировать
Некоторый брат усильно просил авву Сисоя сказать ему назидательное слово, и авва сказал: пребывай трезвенно (бодрствуя над собою) в келлии твоей, и мысленно представь себя Богу (предстань Богу, ощутив Его присутствие) со многими слезами, в сокрушении духа, и найдешь покой
Я не авва, alluz, но сейчас вместо авв для нас единомысленные братья, но суть осталась та же. Жалко, что вы уже этого не хотите или не можете различать.
Простите меня

alluz

  • Гость
О духовной ревности
« Ответ #5 : 11 Май 2006, 10:44:03 »
Сергей С., Вы повесили тему-простыню, я спросил, что здесь обсуждать, Вы стали обсуждать меня. Отлично!
Вот если бы Вы сказали: братья, мне через такие-то книги открылось, что такое ревность, проверьте, не запутался ли я. Это была бы тема.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #6 : 11 Май 2006, 12:46:31 »
alluz, я не обсуждал, а просто стало жалко, поймите меня, пожалуйста, правильно. Молчать стыдно, когда душе иной плохо. Впрочем, сам понимаю, это бесполезно. Простите меня.
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #7 : 11 Май 2006, 14:38:42 »
Также можно отметить, взирая на современную практику благочестия, что:

1. Памятование о смерти не должно подменяться танатическим умиранием;
2. Воздержание позволяет не падать, но само по себе духовной (не путаем с душевным горением) ревности не добавляет;
3. Ложное смирение - перед людьми и их мнением, а не перед Богом - угашает духовную ревность.

И главное: духовная ревность возрождается духовным же действием - наитием Святого Духа-Домостроителя, без Которого всуе бде стрегий.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #8 : 11 Май 2006, 17:07:54 »
Alexander, так что делать тому, кто утерял этот первый огонь ревности или не узнал знал его, когда он касался человека? Что делать тому, чей дух перестал гореть?
Простите меня

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #9 : 11 Май 2006, 21:00:54 »
Сергей С.,
Цитировать
Что делать тому, чей дух перестал гореть?


Мне все это напоминает разговор мужа со своей женой, по каким-то причинам выпавшим в романтичность.

Диалог получается, примерно, такой:

Муж: Дорогая, а помнишь нашу первую встречу?
Жена (сдержанно): Да, конечно, помню.
Муж (воспламеняясь) : А помнишь, наш первый поцелуй?
Жена (сдержанно-отстраненно): Дорогой, конечно помню.
Муж (огорченно-раздраженно): Нет, но какая проза звучит в Твоих словах!...
Жена: Знаешь…, я сегодня говорила с классным руководителем… У нашего сына серьезные пробелы…

Мораль такова: всему свой час. Как по Экклезиасту. Причем в каждом малом незаметном делании есть своя поэзия, своя музыка, раскрывающаяся не только в полутонах… Ухо начинает различать даже и 16- ые, и 32-ые… А для внешнего слуха – это скучный монотон.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #10 : 12 Май 2006, 01:14:06 »
Igor прав, когда "сына" надо воспитывать, возбуждение огня ревности - дело романтично запоздалое. Вот если окажется, что сына-то и нет, ибо бесплоден в своих ревностных попытках прошлого был подвизающийся.

Дух перестал гореть... Есть еще и долготерпение вкупе с упованием - лишь бы искренность или хотя бы честность по отношению к самому себе не была утрачена. Коль нет честности, тут и сказочке конец.

Часто под горением духа принимают душевный жар, который не постоянен и может быстро угаснуть. Этот душевный жар как раз и можно раздуть аскетическими трудами - с дымом и копотью, породив душевное разжжение. Горение духа - это неизмеримо более тонкий огонь, и грубыми методами его не возродишь.

alluz

  • Гость
О духовной ревности
« Ответ #11 : 12 Май 2006, 03:01:37 »
Вот и проблема обнаружилась, когда своих нет детей, так за чужих ревнуется.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #12 : 12 Май 2006, 08:33:34 »
alluz, у меня трое детишек :lol и воскресная школа  :lol
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #13 : 12 Май 2006, 12:10:33 »
Мы говорим о сыне святости - в сердце человека, - без которого христианин и не христианин.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О духовной ревности
« Ответ #14 : 12 Май 2006, 17:50:35 »
Ладно. Спасибо. Христос воскресе!
Простите меня