Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Софистъ

Страницы: [1]
1
Недавно смотрел фильм, в котором один довольно уважаемый мной человек вскользь затронул тему ЧЖ в ВЗ. Человек этот не склонен к пустому трепу, да и я сам уже очень давно обращал внимание на подобные моменты в Библии, не копая однако вглубь. Игнорировал, проходил мимо. Но сейчас решил – таки исследовать. И получил интересные результаты, приведенные ниже.
Первым и самым известным упоминанием является случай с Авраамом и его сыном Исааком. Там по факту не было жертвы как таковой, просто проверка веры Авраама. Но следует отметить важную деталь в контексте повествования: Авраама просьба принести такую жертву совершенно не удивила. Известно также, что это была распространенная практика в те времена и долгое время после в регионе, где он жил.
Следующий случай куда более интересен. Это история Иеффая. Проповедники и богословы всех мастей не любят о нем упоминать, тщательно обходят его фигуру в своих трудах. Оно и понятно: у паствы может возникнуть много неудобных вопросов. Да и сам вопрос при всей его очевидности остается в тени.
Напомню, Иеффай по обету принес в жертву собственную единственную дочь. У евреев даже появился праздник в память о ней.
Но мог ли человек, особенно с таким высоким статусом, дать обет, радикально противоречащий общепринятым канонам? И могло ли это не вызвать никаких возражений? Ведь их не было, даже со стороны самой дочери. Какая реакция общества была бы на подобный обет в наше время? Что было бы человеку, давшему его? Он быстро оказался бы в тюрьме или психушке...
А то, что был установлен праздник, говорит прямо о всеобщем одобрении и принятии его поступка. Откуда напрашивается недвусмысленный вывод, что подобная практика считалась нормой, но прибегали к ней нечасто.
Среди прочих народов Ближнего Востока, в частности финикийцев, существовала подобный обычай, особо почитаемой жертвой считались дети знатных родов. Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва.

26. И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли.
27. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю.
(Четвёртая книга Царств 3:26,27)


То есть, ничего принципиально отличного в еврейском культе не было.
Есть и отрывок в Законе, прямо говорящий о такого рода жертвах:

„Люди приносят Господу особое приношение. Это приношение принадлежит только Господу и не может быть выкуплено или продано. Таким приношением могут быть люди, животные и поля из семейного владения. Всё это принадлежит Господу.
Если это особое приношение - человек, то его нельзя выкупить. Он должен быть убит. Лев.27:28-29


Отрывок стоит как – бы особняком, он не связан с остальными местами Пятикнижия, и создается впечатление, что он затесался случайно. А может, случайно остался?.. Как бы то ни было, он там есть.

Все это вместе вполне позволяет сделать вывод о том, что такая практика в ВЗ времена существовала. Вопрос была она или нет не стоит, есть вопрос лишь о масштабе явления. Но судя по всему, шли на это нечасто, обычно в крайних ситуациях. И евреи здесь незначительно отличались от соседних народов.
Но такой вывод порождает множество острых вопросов иного толка и заставляет переосмыслить свои представления о религии и жизни во времена ВЗ. Нам, например, кажутся дикими кровавые культы древних индейцев и прочих народов. Да и даже само название темы звучит чудовищно. Но если вдуматься, то разница с библейским культом хотя и есть, но она носит лишь количественный характер. И начинаешь смотреть на картину под другим углом, понимать,то ничего не понимаешь.
Еще более странная картина получается при попытке увязать эти факты с другими книгами Ветхого и Нового Заветов.
Как известно, в других местах Библии подобное жестко осуждается:
Он делал мерзости, какие делали народы, которых Господь прогнал из их страны, когда пришли израильтяне… Манассия принёс в жертву своего сына, и сжёг его на алтаре. Он использовал разные пути, чтобы узнать будущее. Он ходил к колдунам, и к людям, которые вызывали духи умерших. Манассия сделал много такого, что Господь считал злом, и это разгневало Господа. (4-я Царств 16:3)

и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; (2-я Пар. 28:3)

24. за то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы мои, и глаза их обращались к идолам отцов их.
25. И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы,
26. и попустил им оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы, чтобы разорить их, дабы знали, что Я Господь.

31. и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.
(Иеремия 7:31)

Последний отрывок особенно интересен. Слова «чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» достаточно недвусмысленно указывают на то, что жертвы предназначались именно Иегове!
В этих и других отрывках дается однозначная оценка таким жертвам – мерзость. И не за нее ли в том числе Бог в свое время велел израильтянам истреблять полностью другие народы? По нашему говоря, устраивать геноцид.

2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
5 Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов [богов] их сожгите огнем; (Втор.7)

теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1-я Царств 15:3)

Выходит, Бог радикально поменял мнение? Или имеет место двойной стандарт: что вполне приемлемо для одного, категорически запрещается всем остальным? Или речь идет вообще о разных богах? Как увязать столь противоречивые места между собой? А как быть с НЗ? Там – то все еще труднее… Данная тема перекликается с моей предыдущей темой о противоречиях, являясь частным случаем.
Похоже, была эволюция взглядов, подобная эволюции взглядов на посмертную участь души. Ведь по сути, в ВЗ время в посмертное существование не верили. Точнее, представления были очень размыты или отсутствовали:
19. потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета!
20. Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
21. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
(Екклесиаст 3:19-21)

Так и здесь, вначале явление было нормой, но в какой – то момент от него стали отказываться, потом и вовсе табуировали. Почему и когда – остается загадкой. Опять - таки, подобное происходило и в среде соседних народов.



2
Диалог / Противоречия в Писании
« : 07 Апрель 2014, 14:07:48 »
Давно интересует тема противоречий в Библии, вот решил спросить участников, кому эта тема близка, как они решают для себя этот вопрос.
У меня уже очень давно мелькали при чтении подобные вопросы, но тогда я им внимания не уделял, просто отмахивался, ссылаясь на авторитет Писания и толкователей. Обходил неудобные вопросы стороной, боясь порушить авторитет, за который мне хотелось зацепиться.
Но в какой – то момент образовалась критическая масса, и игнорировать стало уже невозможно. Последней каплей стало чтение специальных работ, в частности Дулумана.
Конкретных примеров не привожу, ибо их там столь много, и они столь разнообразны, что выбор затруднителен.
 Кому интересно, может ознакомиться сам у того же Дулумана, его книги есть в сети в большом количестве. Ну и сам вопрос более ориентирован на уже имеющих представление о нем.
Сразу оговорюсь, что в таких творениях есть множество неточностей, предвзятостей , подгонов а порой и откровенного абсурда. Но на ряд поставленных там вопросов никакого сколь - нибудь вразумительного ответа я найти не смог. Многие из них возникали до этого у меня самого.
 Недавно где – то встретил высказывание одного философа: «Единственные читатели Библии – вольнодумцы» и подумал, что как минимум частично он прав. Действительно, обычно верующие предпочитают не залазить в дебри, ограничиваясь официальными толкованиями и объяснениями.
Еще хотел отметить, что стандартные методы разрешения, которые я условно поделю на «слепую веру» и софистику, перестали меня лично удовлетворять.
Думаю, сторонников первой здесь не много. Начет софистики я понял такую вещь: при умелом манипулировании фактами, словами и логикой можно практически любому тексту придать любое толкование, метод лукав по самой своей сути. Этакая «технология лукавства», получения автором нужного ему результата. Вот недавно читал опровержение тезисов Дулумана на одном из сайтов.
Так что же? Примерно половина статей никуда не годится, используются те же самые методы подмены понятий и притягивания фактов,  что и зачастую у него. Один другого стоит, что называется.
Один пример в заключении все же приведу, хотя он не относится к Библии напрямую, но будет очень в тему на этом форуме.
Несколько раз я встречал описание метода Иисусовой молитвы с сосредоточением внимания в левой половине груди, в частности, в книге «В горах Кавказа» монаха Меркурия. Почему в левой вроде понятно: там находится сердце. Но вот засада – на самом деле его там физически нет! Хотя многие так считают, и я сам долго так считал, но оно посередине, лишь слегка смещено влево.
Если есть какие – то комментарии – пожалуйста, пишите.

Страницы: [1]