Изучая православное Богословие, я осознал два ключевых понятия: это дисциплинарные и догматические правила.
Догма это то, что нарушать нельзя - например, причащаться без покаяния (себе в осуждение). А дисциплина - это то, что полезно, но не обязательно (вроде утренней гимнастики или непотребление соли).
На примере своего родного села, я замечаю интересный крен христианского самосознания. Старшее поколение в основном атеисты, выросли в СССР и имеют личное отношение к Ленину-Сталину. На христианский ренессанс молодёжи смотрят как на очередную моду: типа, чем бы дитя не тешилось...
Но интересно как понимают христианство "младо-христиане". Отче наш никто не знает, но на крещенские праздники, на нашем ставке прорубают иордань, и всё население мужеска пола, в неё сигает.
Я закутанный в три шубы говорю: купаться не буду! И тут-же становлюсь всеобщим посмешищем.
Я смотрю: а кто смеётся то?..
Благочестивое и абсолютно личное решение купаться в иордани, превратилось в обще-обязаловку под лозунгом: "а тебе слабо"?
Мне не слабо... просто в холодную воду лезть не хочется.
Посты: мой двоюродный брат Сергей, строгий постник. Видя как я в пост, иду с работы не трезвый, прямо говорит: какой с тебя христианин?.. Он строго держит пост, но параллельно ездит к любовнице и вздрючивает её.
При этом эти два явления он никак не связывает.
Форма и содержание.
Эталоном "ПРАВОСЛАВИЯ" часто являются быто-узаконенные обычаи, дисциплинарного характера. В сознании людей они становятся догмой, и знаком равенства с самой православной верой. При этом собственно "догма" - никого не волнует.
В нашем приходе хороший батюшка. Когда говорит проповедь, слёзы текут по его щекам. И самому плакать хочется от умиления. Но во время литургии, на троекратном аминь, когда Дух Святой сходит на дары - вся церковь стоит зевает. А на "Отче Наш" все с фанатизмом падают на колени. Это длится годами. У меня не хватает наглости спросить нашего батюшку: может быть пора и паству просветить, какая часть Литургии самая главная?!
И ведь уживается!!! Огненное сердце батюшки (без сарказма), с пофигизмом относительно просвещения тех, кто по ту сторону иконостаса. Хотя это ПЕРВОЕ, что батюшка обязан делать.
Догма и Сердце.
Каждая спасённая душа, имеет собственный узор своего пути. Узор настолько-же серьёзен, насколько и не формален. Некоторые люди, явно благочестивые и спасающиеся (как кажется), говорят о некоторых вещах, которые не согласуются вполне с писаниями некоторых отцов. Есть большое искушение "заклеймить"... но, если за плечами, хоть какой-то опыт, понимаешь: что духовная жизнь... она ведь живая! Живая - значит неформатная и личная. В чем-то не такая как "у всех".
Догма это кодекс, отделяющий свет от тьмы с безжалостностью хирургического скальпеля. Но ведь каждая отдельная жизнь, соткана из радости, скорби, нытья, соплей, решимости, гнева, позора, сомнения и надежды.
Каждое житие святого, написанное без купюр, будет "неформатным".