Умное делание

Практика и теория умного делания => Богословие исихазма => Тема начата: Георгий от 02 Сентябрь 2011, 10:34:40

Название: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 02 Сентябрь 2011, 10:34:40
«Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре (делания): смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву»
Преподобный Исихий Иерусалимский

http://hesychia.narod.ru/hes.htm

Преподобный Исихий на первое место для тех, кто подвизается внутри, поставил делание смирения, потому что Бог гордым противится, а только смиренным дает благодать. Конечно же, под смирением отцы Церкви понимают не буддистское, например, безразличие и равнодушие ко всему, и не неоплатонический уход в грезы от земных проблем, а благодатное состояние души, которое достигается осознанием своей и общечеловеческой падшести, покаянием, упованием на Спасителя. Закон, как детоводитель ко Христу, подводит  (ищущего Бога) человека к осознанию невозможности исполнения самому по себе заповедей Божиих, первоначально смиряет такого человека, приводит его к покаянию, к вере в Евангелие, ко Христу и к Церкви Его. Через крещение и миропомазание таковому верующему подаются начальные дары Духа Святого, плодами действия которого должны являться благодатные смирение, кротость, терпение скорбей, милосердие, прощение всем и вся, воздержание, которые углубляются в синергии благодати и воли человека. Если этого не наблюдается, а, наоборот, в духовной практике чувствуется внутреннее возрастание высокоумия, тщеславия, надмения, которые время от времени (несмотря на прикрытие лжесмирением) проявляются и внешне, то надобно сильно встревожиться и постараться вернуться к началу пути (если еще и был в начале). Ну, а уж подвизаться внутри умным деланием, думаю, в таком состоянии крайне опасно, о чем и предупреждают все отцы Церкви. Благодатное смирение – прежде всего.
А как Вы думаете?
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: прозелит от 02 Сентябрь 2011, 20:46:12
Цитата хорошая.
Думается, не надо ничего оставлять, но надо тщательно себя отслеживать. Мирянину, имхо, легче, потому что столько
всего вокруг провоцирует на то, чтобы в нас проявился плод. И по плоду постоянно смотрим: есть "благодатные смирение, кротость,
терпение скорбей, милосердие, прощение всем и вся, воздержание" – нет повода тревожиться. Пропало все это, разинул в нас пасть "иной закон"
– немедля начинаем разбираться, почему так и пытаться (в синерии) найти где и как это случилось и принести покаяние (умо-перемениться).
 
УД внутри оставлять ни к чему, но надо чаще сверяться, какой плод несешь, тогда легче найти, где оступился.
 
И понимать какой плод в тебе СЕЙЧАС – чтобы это не фантазия твоя была, а что в жизни мирской в тебе проявляется, с людьми.
Тем нам и удобнее, чем пустынникам: наш плод сразу нелицемерно виден становится в "конкретной" городской ситуации))

Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Евгений от 02 Сентябрь 2011, 21:24:31
Я думаю (и описал об этом не раз), смирение приобретается только через Христа (см. Лествичник), а подается оно Духом (см. соответствующее место из Евангелий, просто не хочется повторяться). А Дух проявляется себя тогда как Свет (многие отцы). Но не такой свет, который возбуждает душу, тяготит ее, приводит в смятение и расстраивает все душевные чувства, то есть демонический, а такой, который как "дыхание хлада тонка" (многие отцы) останавливает все душевные движение и вселяет в душу мир, воссоздает ее, целостной и простой в Боге. И вместе с тем это Свет, то есть проявляет себя как Свет, невидимый и одновременно видимый для органов чувств (то есть действующий на них, но не так как действует видимый). Вот такой Свет (проявляющий Себя в других случаях по-другому), как можно понять из описаний отцов, подает во Христе и через Христа смирение, которое описать нельзя и нельзя, наверно, достигнуть как-нибудь по-другому
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Elena от 02 Сентябрь 2011, 23:33:05
Цитата: Преподобный Исихий Иерусалимский
«Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре (делания): смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву»

Зря добавлено слово делания. Смирение - это не делание. Это уже наличие результата.

В православии этот термин часто используется для обозначения процесса самоуничижения. Дается некая установка: смиряйся, ломай себя... Но всегда, когда делаем что-то "смиряясь" - всегда это свидетельство отсутствия смирения, это имитация отсутствующего качества несвободным поведением... Можно так в имитации и закоснеть, в фальши.

Исаак Сирин пишет, что это дар, что это не "воспитывается", что об этом нужно долго и настойчиво просить, и в конце-концов это с неба подается в ответ на молитвы.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: прозелит от 03 Сентябрь 2011, 00:27:17
Вы верно подметили про самоуничижение, Елена.
Не ломать наверное надо, но  – отпустить, то самое, что собираешься ломать.
Вот чего я не понимаю. К смирению помогает идти смиренномудрие. Это ли не есть наше волеизъявление, помимо молитв?
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Alexander от 03 Сентябрь 2011, 07:50:29
Исаак Сирин пишет, что это дар, что это не "воспитывается", что об этом нужно долго и настойчиво просить, и в конце-концов это с неба подается в ответ на молитвы.

В просьбе есть усилие и делание. Смирение - наличие результата, который не просто оторвать от пути к нему. И, да, самоуничижение содержит в себе самостное, горделивое отношение.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 03 Сентябрь 2011, 07:54:17
И понимать какой плод в тебе СЕЙЧАС – чтобы это не фантазия твоя была, а что в жизни мирской в тебе проявляется, с людьми.

Да, вот именно, чтобы это была не фантазия.
Ведь окружающих ввести в заблуждение можно как бы смиренным поведением и речами (и то ложность и лицемерие все равно проявляются и видны для опытного глаза), но себя не обманешь. Думаю, что если не видишь в себе благодатных переменен, о которых я говорил в своей записи, то смирение в тебе ложное, мечтательное, лицемерное, не благодатное.
Да вне Христа, только через естественный закон (совесть), и писанный закон благодати не стяжать, хотя исполнение закона и жизнь по совести уже большое дело и непременно должны, как детоводители привести ко Христу. Поэтому, напрасно, утешают себя буддисты и прочие ратоборцы вне Христа - вот у них-то как раз и есть покой, смирение и кротость сфантазированные, мечтательные, душевно-бесовские. Да, и что может быть иначе? - очень опасно заниматься вне Христа духовным совершенствованием. Вне Христа - это сфера деятельности бесовская. Они тут же подыграют, чтобы человек и духовно возгордился, и чтобы окончательно его погубить в вечности.
Поэтому, Христос и говорит всем: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Матф.11:28-30)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 03 Сентябрь 2011, 07:57:48

Полностью с Вами согласен, но я как раз и делал на это упор а своей записи, если Вы заметили :)
Еще немного об этом: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2832.msg104806#msg104806
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 03 Сентябрь 2011, 08:01:47
Зря добавлено слово делания. Смирение - это не делание. Это уже наличие результата.

Думаю, что "добавлено" очень верно, ибо смирение - это наивысший из благодатных даров, но он даруется и умножается Богом только в синергии, о которой я говорил в своей записи.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Евгений от 03 Сентябрь 2011, 11:07:10
Вот как раз сегодня в ленте св. Иоанн Кронштадтский

"Человек, образ Божий - живого Бога живой образ; в душе человека, особенно верующего и добродетельного, отображается сияние Божества, Его совершенства. Святи будите, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш [1 Пет. 1, 16 (Лев. 19, 2)]"

И в нас, хоть и не добродетельных, тоже может иногда отображаться сияние Божества, потому что, как говорит преп. Серафим Мотовилову, "у Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного, за что и подается обильно свыше благодать Духа Святого". А потом добавляет: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной славы". Сначала вера, через нее стяжание благодати, через благодать любовь и смирение, а через любовь ее (благодати) полнота
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 03 Сентябрь 2011, 11:34:43
Сначала вера, через нее стяжание благодати, через благодать любовь и смирение, а через любовь ее (благодати) полнота
Конечно, только так.
Но вера-то откуда берется? Что человека заставляет бежать ко Христу в Церковь? Накопленные ли знания о вероучениях, практикование духовных методик востока? И почему далеко не все бегут, а так и остаются надменными философами и йогами?
А Господь призывает всех - призывает через различные обстоятельства (чаще скорбные), чтобы человек понял каков он и что его ждет за гробом, чтобы ужаснулся и уверовал в спасительное Евангелие, покорился и наконец-то покаялся, и через крещение по вере получил начатки Духа, которыми бы и возрастал в благодати, плодами действия которой могут быть только любовь и смирение.
А практика внутреннего делания сама придет, вернее Господь силою своею подведет к ней.
Вот верный путь, указывающий от чего и куда идти. А проход закоулками - это пустая трата времени. Хотя многие и через это проходили, в том числе и я :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: прозелит от 03 Сентябрь 2011, 14:36:49
И в нас, хоть и не добродетельных, тоже может иногда отображаться сияние Божества, потому что, как говорит преп. Серафим Мотовилову, "у Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного, за что и подается обильно свыше благодать Духа Святого". <...> Сначала вера, через нее стяжание благодати, через благодать любовь и смирение, а через любовь ее (благодати) полнота

Евгений, но по словам МИ, наша "начальная вера" есть лишь в потенциале. Тогда как истинной веры разуму предстоит еще снискать.

Та начальная вера, через которую стяжаем благодать, еще и не вера вовсе, но только ее возможность через рассудительность. Поясните это, пожалуйста.

Цитата: МИ Мистагогия
Равным образом и разум, приводимый в движение рассудительностью, приходит к деланию, через делание приходит к добродетели, а посредством добродетели достигает веры - истинно твердой, непоколебимой и полной уверенности в [вещах] божественных. Ею разум первоначально обладает, благодаря рассудительности, как возможностью, а затем она является осуществленной. в соответствии с добродетелью обнаруживаясь в делах, ибо написано: Вера без дел мертва (Иак. 2:20). Ни один [здравомыслящий] человек не осмелится причислить мертвое и бездеятельное к [вещам] добрым. Через веру же разум приходит к Благу, где он, прекращая деятельность, обретает свое свершение, поскольку его сила, свойство и действие ограничиваются [этим Благом].
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Евгений от 03 Сентябрь 2011, 15:13:57
Евгений, но по словам МИ, наша "начальная вера" есть лишь в потенциале. Тогда как истинной веры разуму предстоит еще снискать.

Ну конечно, это вера только в потенциале, начальная. Но даже и за нее подается начальная благодать. Истинная "вера -- это уверенность в невидимом". Здесь у МИ скрытая аллюзия на эти слова ап. Павла, а также на его полемику с оригенизмом. У Оригена и в восточной мистике движение по кругу, то есть все возвращается на круги своя, а у МИ движение по спирали. Вера, начинаясь с начальной веры, возвращается (проходя через все эти стадии) к самой себе, то есть к вере, но уже на совсем другом уровне  -- опытной уверенности в невидимом.

На аскетическом рассуждая языке, начальная вера ведет к  "просвещению" (стадия такая) Духом. На конечном этапе, после нескольких стадий, все заканчивается стадией непосредственного богообщения, то есть стадией опытной уверенности (веры) в невидимом. Между стадией просвещения Духом с видениями и осияниями подвижника Светом и стадией богообщения огромная разница. Богообщение -- это прямая беседа с Богом, как беседовал с Ним, например, Моисей на горе Завета. Первая стадия начинается со входа "во святая", то есть с сердечного входа, когда мы с верой призываем Имя Божие, а вторая -- со входа во "святая святых", когда Бог призывает по имени нас на свою беседу с Ним, как это Он делал с ветхозаветными пророками, что означает тогда, что мы оказываемся вписаными в Книгу Жизни. Говоря "мы", я, конечно, имею ввиду древних и нынешних святых, а не буквально нас с вами. Нам же дай Бог этого достигнуть когда-нибудь еще при этой жизни
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 03 Сентябрь 2011, 15:33:41
Да, в целом всё весьма верно.
Но, мне кажется, что здесь уже надобно говорить и о различии действования благодати Божией (по промыслу Божиему) в ветхозаветные и новозаветные времена, о чем говорили святые отцы.
Я приводил их некоторые рассуждения и сам немного я писал об этом здесь: http://grgy.livejournal.com/133238.html
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Евгений от 03 Сентябрь 2011, 16:05:39
Вот, кстати, у меня в ленте упомянули сейчас св. Иустина Поповича: "Живя чувствами в мире чувственного, ум болен. С помощью веры ум выходит из темницы мира сего, удушливой от греха, и входит в новый мир, где витает чудный новый воздух... Телесные помыслы и вожделения создают в человеке мятежный пожар; лекарство от этого - погрузить ум в море тайн Священного Писания". Иначе говоря, живущие собственным опытом дышат только собственными испарениями
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 03 Сентябрь 2011, 16:14:29
Очень хорошо.
По такому случаю предлагаю восстановить дружбу и первый протягиваю руку.
Или еще обиду держите? :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Евгений от 03 Сентябрь 2011, 16:16:32
А у нас она разве прерывалась? Все? я достаточно написал о смирении, теперь можно и о методах?:-)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 03 Сентябрь 2011, 16:21:48
А у нас она разве прерывалась? Все?
Ну, как знаете. Мое дело предложить :)
Так вера велит.
Я не в обиде, а Вы сами смотрите :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 03 Сентябрь 2011, 16:36:44
я достаточно написал о смирении, теперь можно и о методах?:-)
Не надо бы так пренебрежительно о смирении :)
Думаю, что тот, кто действительно стяжевал хоть немного благодатного смиренномудрия не будет отмахиваться от него как от назойливой мухи :)
А о методах, методиках, системах, алгоритмах и о прочей пробуддистской чепухе поговорим в понедельник. Сейчас уезжаю :)
Да, и еще методы на самом деле есть. И отцы о них очень осторожно говорили, да и то в противостоянии с еретиками.
На самом деле - это область личная, сокровенная, по крайней мере - в православии.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Евгений от 03 Сентябрь 2011, 17:01:49
Я за дружбу, убедили
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: иерей Андрей от 03 Сентябрь 2011, 20:06:06
 Подскажите, как на ленту подписаться?
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Евгений от 03 Сентябрь 2011, 20:19:18
Подскажите, как на ленту подписаться?

я имел ввиду свою френдленту http://euhenio.livejournal.com/friends/
подписываться на нее не надо, просто просматривать, но есть ли смысл? хорошего в ней мало появляется, то есть довольно редко
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 05 Сентябрь 2011, 08:14:13
Я за дружбу, убедили

Я очень рад :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 05 Сентябрь 2011, 08:16:17
теперь можно и о методах?:-)

Да, теперь можно и о методах :)
У Вас есть что-нибудь новенькое?
Или своей практикой хотите поделиться?
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Евгений от 05 Сентябрь 2011, 08:58:00
новое есть, но не мое, я тут ссылку уже давал в теме про устремление
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 05 Сентябрь 2011, 11:18:00
новое есть, но не мое, я тут ссылку уже давал в теме про устремление

Думаю, что и это не новое.
Ведь, всё новое - это забытое старое :)
В данном случае я больше согласен с http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2830.msg104823#msg104823
И потом, чтобы корректно рассуждать о методах и процедурах, надо, думаю, самим их попробовать и получить какой-то результат.
В данном случае голая теория не проходит.
Вы можете поделиться своим личным опытом. Хотя, как я уже говорил - это область больше сокровенная.
Но уж коли перешли на методы... :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Евгений от 05 Сентябрь 2011, 17:14:20
Думаю, что и это не новое.
Ведь, всё новое - это забытое старое

Слишком хорошо забытое, как показывает реакция на том форуме, да и на этом тоже. Я там написал об этом в http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=548825.new;topicseen#new

Учение о молитве, основанное на верности Христу (то есть верности даже до смерти), как в этом отрывке, единственное приводящее к общению с Ним Самим и со святыми, всегда вызывает особенное озлобление демонических сил, которые (если не в силах помешать молитвеннику нападением на него самого изнутри, то есть разного рода болезнями и искушениями) начинают нападать на него извне, и для начала -- через окружающих его людей. Тех, которые не в силах пока еще распознать в себе действия демонических сил и воспротивиться им, и потому служат послушными, хотя и невольными их орудиями. И тогда, со стороны этих людей, в ход пойдут самые разнообразные аргументы, которые тогда сможет придумать их фантазия и накопленный демоническими силами опыт лжи и демагогии. Это, разумеется, в первую очередь опасность для жизни самого молитвенника, плавно перетекающая в нелюбовь к людям вообще. Проверенный веками прием демонических сил: если ты верен Христу и отрицаешь чуждые христианству учения, то ты не любишь других людей. По этого рода лжи и демагогии, вообще, всегда легко распознать, какого рода силы действуют в человеке, так как сатана -- отец лжи, и ничего кроме лжи в качестве аргумента предоставить не может. Зачем, в качестве аргумента, как я уже сказал, идут в ход всякие мелочи и незначительные детали, какие только может придумать тогда фантазия человека. Здесь уже и шрифт пойдет вход, сгодится также и стульчик, и туалет, надо будет также обязательно упомянуть медицину, психушку, шлаки и тому подобное, лишь бы отвлечь друг друга и самого себя от главного, что в таких текстах, по сути, и обсуждается. То есть от того, что каждый христианин обязан быть верным Христу даже до смерти. Другое (псевдо)христианство -- это прелесть и блуждание в чуждых христианству учениях, разного рода демонических и астральных мирах

Так что наблюдайте каждый за собой, если можете, какие чувства в Вас тогда действуют при упоминании об истинном христианстве (то есть о верности Христу), возникает ли и почему возникает в Вас раздражение против него, и делайте на этом основании свои, если можете, объективные выводы. А если не можете, то обсуждайте хотя бы рассматриваемые вопросы по-существу, на что , конечно, (для серьезного обсуждения) тоже нужны какие-то знания и какой-то опыт
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 05 Сентябрь 2011, 17:45:33
Учение о молитве, основанное на верности Христу (то есть верности даже до смерти), как в этом отрывке, единственное приводящее к общению с Ним Самим и со святыми, всегда вызывает особенное озлобление демонических сил, которые (если не в силах помешать молитвеннику нападением на него самого изнутри, то есть разного рода болезнями и искушениями) начинают нападать на него извне, и для начала -- через окружающих его людей. Тех, которые не в силах пока еще распознать в себе действия демонических сил и воспротивиться им, и потому служат послушными, хотя и невольными их орудиями. И тогда, со стороны этих людей, в ход пойдут самые разнообразные аргументы, которые тогда сможет придумать их фантазия и накопленный демоническими силами опыт лжи и демагогии. Это, разумеется, в первую очередь опасность для жизни самого молитвенника, плавно перетекающая в нелюбовь к людям вообще. Проверенный веками прием демонических сил: если ты верен Христу и отрицаешь чуждые христианству учения, то ты не любишь других людей.
...

  :-) круто разложили. Ну да Бог с Вами. Скажу только, как один из одержимых, через которого бесы на Вас обрушиваются, как на молитвенника, верного Христу аж до гроба, что сам Господь не поругал ни одного инакомыслящего, но даже самарянке, которые с иудеями не сообщаются, преподал. О николаитах в откровении он говорит сперва что ненавидит дела их, потому ненавидит далее и их учение. Но я не знаю какие дела восточных многих учений дают Вам основание их ненавидить... Причем у Господа не говориться о ненависти к людям непосредственно, которые того или иного учения придерживаются. Да собственно то оно ведь вообще не важно, как Вы относитесь к другим учениям. Кроме Вас самого это никого не касается. Евгений, Вы не отрицаете чуждые Христу учения. Отнюдь. Бог поругаем не бывает и эти учения ничем Христу не угрожают. Они были и до Его прихода. Были и при Нем. Остались и по сей день. Для Вас одна опасность - такие как Вы их бояться, потому что противопоставить им ничего не могут, а очень хочется. Аж кипит все - как хочется. Но... - не чего. Потому и поносите их. А это ведь не признак верности Христу.

Цитировать
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

 Верность Христу не имеет никакого отношения к иным другим учениям. И не противостоит им. Оно (христианство) есть само в своем величии. Так что не льстите себе, подойдите ближе. Словом - это Ваше мнение и Ваше дело. Я больше Вас не побеспокою своими высказываниями. Бог с Вами.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 06 Сентябрь 2011, 11:52:01
Слишком хорошо забытое, как показывает реакция на том форуме, да и на этом тоже. Я там написал об этом в http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=548825.new;topicseen#new

Всё это правильно, но вот какие вопросы возникают (нам на них необходимо ответить):
-- что первично, вернее, что важнее для спасения (и обожения) – верность Христу, или методы?;
-- как образуется верность Христу и как создаются методы?;
-- могут ли верность Христу и методы существовать друг без друга?;
-- зачем нужны методы, если человеку уже дарована верность Христу даже до смерти (без всяких там методов)?;
-- все ли святые применяли методы?; 
-- ИМ (и вообще постоянное моление) является ли элементом метода, или это одна из основных заповедей Божиих?;
-- возможно ли творить ИМ без методов?;
-- почему в язычестве на первом месте однозначно стоят методы?;
-- не путается ли достижение кое-каких результатов методами с действиями Духа?
Вот только некоторые вопросы…
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Alexander от 06 Сентябрь 2011, 14:25:52
Георгий, и Вы сами ответьте, что такое верность и что такое методы? Укажите место методам в церковной, богослужебной, монашеской, уставной жизни православия? Покажите на примерах, может ли жить, работать и развиваться человек, не используя методов?..
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: veresk от 06 Сентябрь 2011, 14:53:59

Вот только некоторые вопросы…

проявление верности может быть таким же мертвым как и метод... также и метод в живой вере является живым...
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 06 Сентябрь 2011, 14:57:23
Аскетика вообще очень сильно связана с вероисповеданием и сама по себе ценности особой не имеет. Как две стороны одной медали - имхо.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: veresk от 06 Сентябрь 2011, 15:06:47
возможно будет уместным такой образный пассаж... :-)

вера это воздух...аскетика дыхание...чтоб дыхание осуществлялось и воздух поступал в организм мы пользуемся методом вдоха и выдоха...
можно веру разбить на методы, а можно методы собрать в вере...два образа действий...два образа ума...

p.s. могу ошибаться но вроде как воздух(кислород) приводит к старению организма...если так..то на этом можно увидеть..что одного воздуха и дыхания не достаточно для полноценной жизни... вот ту и есть место для Бога как раз... :-) ...

Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 06 Сентябрь 2011, 15:57:17
Георгий, и Вы сами ответьте, что такое верность и что такое методы? Укажите место методам в церковной, богослужебной, монашеской, уставной жизни православия? Покажите на примерах, может ли жить, работать и развиваться человек, не используя методов?..

Да, это-то можно, но хотел дождаться ответа от Евгения :)
О «верности» коротко уже писал в своей записи.
А вот о методах, думаю, писать возможно, только исходя из личного опыта, хотя считаю, что это область сугубо личная. Ведь, каждый христианин, наверное, обязан проповедовать не методы, а Евангелие - и словами и делами. А Евангелие от начала и до конца пронизано призывом к покаянию, вере в Спасителя, упованию только на Него, верности Ему, которая выражается в исполнении заповедей блаженства, которые суть: духовная нищета, смирение, кротость, милосердие, терпение, необидчивость, миротворение, любовь, радость во Христе. Об этом нам и надо говорить, это и надо стараться исполнять на деле. Самим по себе это всё не исполнить, тут никакие методы не помогут. А как человек обретает благодатную верность я немного уже писал (повторяюсь) в записи по открытию этой темы.
Итак Писание не оставило нам четких методов, процедур, систем, алгоритмов по сближению себя с Богом, обретения Ему верности. Правда, святые отцы Церкви (в основном монашествующие) оставили нам свой некоторый опыт постоянного пребывания во Христе через смирение (опять же), постоянное внимание к себе, борьбу с помыслами, и постоянное призывание имени Христова. Но эти осторожные рекомендации тоже рассчитаны больше на тех, кто уже прилепился ко Христу через покаяние, веру и упование на Него и ищет теперь пребывания только в Нем. Поэтому, думаю, почти все отцы делают упор на первое, а потом уже на второе (то есть на «методы»).
Но, зато мы видим полно разных практик у язычников. Признаюсь и я когда-то ими увлекся (в ранней молодости. крещен в РПЦ МП во младенчестве). Да, тогда я искал Бога вне Христа, вне Церкви, изучал разные восточные религиозные течения, духовные практики, методы по духовно-нравственному совершенствованию, раскрытию внутренних способностей, и т.п. Особенно одно время увлекся аутотренингом. И, считаю, достиг неплохих результатов. Так по конец мне уже не доставляло труда через этот метод почти сразу же вводить себя в полное расслабление (не говорю уже о трансе), самовнушением добиваться потепления и прохлады в любой точке тела, засыпания, когда захочу, невесомости или падения или парения в любом представляемом себе свете и цвете, и т.д. Иногда даже страшно становилось, поэтому не позволял себе проваливаться дальше.
Да, от таких вот методов и знаний восточных религий было какое-то успокоение, чувство избранности, тщеславия, но в тоже время чувство одиночества и тревоги. Да и пороки оставались.
Не знаю, чем бы это все закончилось, если бы мне не стали попадаться появившиеся книги православных подвижников. Прочитав некоторые из них, я изумился, что и они-то говорят почти о том же (о любви, смирении, терпении, борьбе со страстями…), только всё во Христе. Тогда я срочно, как говорят, воцерковился :)
Но всё равно это было всё поверхностно, пока Господь через череду скорбных обстоятельств не дал мне осознать, что же такое есть истинное покаяние, истинное упование, истинная вера в Него, истинная радость от ощущения, что Он рядом, истинная радость от того, что на самом деле можешь быть смиренным и кротким, терпеливым и необидчивым, милосердным и даже любить врагов. После этой перемены все эти методы и методики мне показались такими мелочными и никчемными, хотя при внутреннем делании (а оно у меня, считаю, постоянно) они (рекомендации отцов) сами по себе как бы выполняются. Я не хочу сказать, что я победил все страсти. Я живу в миру, работаю, имею семью, ничем не отличаюсь от окружающих. Может быть даже хуже их по поведению, но я теперь изнутри свободен, я постоянно нахожусь во Христе, я постоянно радостен, спокоен, необидчив. Я постоянно в молитве, чтении Писания, чтении отцов, которые мне теперь стали понятными как никогда. Я чувствую единый Дух, который связывает Писание, всех отцов, и меня немного к ним причастным. Много можно было бы еще сказать, но это больше сокровенное, да и хвастаться не хочется. Всё ведь от Бога идет, а не от нас и наших методик.
Да, это чудесно быть, хоть немного верным Христу! Но пока мы еще живем в смертных наших телах и работы над собой непочатый край. Вспомним дневники святого Иоанна Кронштадского (которого так любит Евгений), который даже под конец жизни жаловался на свои согрешения. До гроба предстоит нам борьба со своею похотью, гневливостью, соблазнами мира сего, с искушениями лукавого. Но, когда мы во Христе, и борьба не страшна, и цель ясна, и средства (методы) церковные благодатные всегда под руками… :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Евгений от 06 Сентябрь 2011, 15:59:53
Георгий, и Вы сами ответьте, что такое верность и что такое методы? Укажите место методам в церковной, богослужебной, монашеской, уставной жизни православия? Покажите на примерах, может ли жить, работать и развиваться человек, не используя методов?..
Да, это-то можно, но хотел дождаться ответа от Евгения :)

Нет уж, сами теперь отдувайтесь:-)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 06 Сентябрь 2011, 16:17:26
Нет уж, сами теперь отдувайтесь:-)

Да уж, "назвался груздем, полезай в кузов" :-)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: veresk от 06 Сентябрь 2011, 17:08:17
Цитировать
Итак Писание не оставило нам четких методов, процедур, систем, алгоритмов по сближению себя с Богом, обретения Ему верности.

о чего ж оставило :-) высший разум оставил своё слово низшему...для низшего разума погружение, освоения этого слова и есть метод...умный метод... умный метод(действо) выражается и во внешнем действии, но не ограничивается им, а все больше раскрываясь переходи во внутреннее...переходя во внутрь, внешнее действо не исчезает но уже облагораживается внутренним содержанием...

Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Alexander от 06 Сентябрь 2011, 17:20:24
Георгий, Вы хорошо рассказали... но на вопросы не ответили. И дали возможность Евгению сбежать :)

Раз уж не ответили... а это уже странность :) Вот определение метода из БСЭ. Метод (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. Разве в православии повсеместно и на всех уровнях не используются приемы (в из совокупности) для решения различных задач? Разве верующий человек (не важно, священник ли он, монах, мирянин...) не использует в своей жизни огромнейший набор таких приемов, начиная от самых обыденных: перекрестился, прочитал молитвенное правило, пошел в храм. приложился к иконе... Или потоньше: принял за правило положение "смирение - прежде всего" и сделал из этого положения метод?
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Михаил от 06 Сентябрь 2011, 20:49:49
Написано Смирение рождает терпение. Написано что смиренного человека невозможно обидеть.

Т.е. терпение обид рождает смирение.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Gabriel от 06 Сентябрь 2011, 21:16:39
Смирение - прежде всего и есть верность Христу... а метод смирения для каждого - строго индивидуальный...и в большинстве случаев не имеющий ничего общего с методом, продвигаемым на курайнике...для новоначальных....такое вот мнение...   :-)

ЗЫ можно убежать в соседнюю ветку или на соседний форум...но виртуал тесен...бегай-не бегай - так смирения не обретешь...и от себя не убежишь...неприятие права на иное мнение = несмирение...8-)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: veresk от 06 Сентябрь 2011, 22:08:57

Т.е. терпение обид рождает смирение.

в  расколотом уме оно породит гнев...само по себе оно не рождает...так видеться... :-)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Антиквар от 06 Сентябрь 2011, 22:28:40

Т.е. терпение обид рождает смирение.

в  расколотом уме оно породит гнев...само по себе оно не рождает...так видеться... :-)

Да, терпение может стать лишь крышкой, под которой булькает гнев.
Терпение обиды может стать созидательным действием тогда, когда видишь, что твой обидчик терзаем теми же самыми демонами, что терзают и тебя тоже. И тогда терпение выводит на молитву - и за обидчика и за себя. И, наверное, эта молитва - уже начало смирения.
Но эта молитва может быть как после, так и во время обиды. После - если гнев все же захлестнул тебя. Во время - когда обида не вызывает в тебе гнева.
Вопрос в том, как защититься от гнева, поднимающегося из твоего нутра. И здесь как раз и нужны те самые "практики и методы" сосредоточения на молитве, которых многие так боятся. Методы, которые позволяют слышать свою бессловесную молитву и не воспринимать жгучие волны ярости.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 07:26:16
о чего ж оставило :-) высший разум оставил своё слово низшему...для низшего разума погружение, освоения этого слова и есть метод...умный метод... умный метод(действо) выражается и во внешнем действии, но не ограничивается им, а все больше раскрываясь переходи во внутреннее...переходя во внутрь, внешнее действо не исчезает но уже облагораживается внутренним содержанием...

Да, но всё это усваивается не само по себе, а благодатию Божию. А она подается, в покаянии, вере, смиренным и только в Церкви.
То есть для православных есть только один метод усвоения благодати - это церковный метод:) со всеми его многочисленными благодатными средствами (методиками, если хотите) :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 08:17:15
Георгий, Вы хорошо рассказали... но на вопросы не ответили. И дали возможность Евгению сбежать :)
Думаю, что сбежать ему не удастся, потому, как он все время будет в эти вопросы упираться :) Потому, как не одним методом жив будет человек :)

Вот определение метода из БСЭ…
Думаю, что надо всё-таки различать и разделять языческие плотские душевные и душевно-бесовские методы освоения своего внутреннего себя и окружающей действительности от благодатных методов (средств), данных нам Богом и накопленных Церковью в виде учения и рекомендаций святых отцов.
Если благоразумно будем различать, то да, как Вы очень правильно сказали и священник и монах и мирянин однозначно используют в своей жизни огромнейший набор таких (методов) приемов, начиная от самых обыденных: перекрестился, прочитал молитвенное правило, пошел в храм, приложился к иконе… И многие другие церковные средства усвоения благодати. Об этом я, если заметили, в конце своего сумбурного комментария специально сказал: «…Но, когда мы во Христе, и борьба не страшна, и цель ясна, и средства (методы) церковные благодатные всегда под руками…»

Раз уж не ответили... а это уже странность :)
А на вопросы я, думаю, всё же немного ответил, потому как из моего собственного опыта, который я привел, видно, что:
-- важнее для спасения и обожения верность Христу, а не голые методы (здесь я имею ввиду не церковные методы, а плотские – из языческой практики больше);
-- верность Христу образуется в Церкви через благодатные церковные средства и таинства Христовы;
-- языческие методы прекрасно существуют вне Церкви и даже более детально расписаны в методиках и процедурах, и при применении дают кое какие результаты (но для спасения не пригодные);
-- если дана уже верность Христова человеку (через церковные средства), то ему, разные там схемы, системы, методы и т.п., кажутся уже излишними;
-- вопрос: все ли святые применяли методы?, я оставляю пока открытым, хотя сам на него ответ знаю:);
-- постоянная молитва и моление (особенно именем Христовым) является важнейшей заповедью Божией, и истинно такая молитва может твориться только по благодати Божией, которая подается опять же через труды покаяния и смирения в Церкви;
-- по молодости и по неопытности, по маловерию и нераскаянности, по гордыне и тщеславию человека всегда будет тянуть больше к языческим методам, при которых кое какие результаты будут ввергать в еще большее надмение на радость лукавой силе.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Михаил от 07 Сентябрь 2011, 08:46:06

Т.е. терпение обид рождает смирение.

в  расколотом уме оно породит гнев...само по себе оно не рождает...так видеться... :-)

Это чисто практический способ, надо просто попробывать и смирение придет обязательно.

Сначала гнев, если терпеть этот гнев за это и приходит смирение.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 08:53:29
 :-) что есть методы церковные? И вот просто вопрос - не всегда у человека есть руки, и ноги, не всегда есть храм и не всегда доступна церковь, иконы, возможность перекреститься. Что тогда? Какие методы будут у этого человека? Языческие? Поясните что есть церковные методы а что не церковные? А то не понять о чем речь  :-)

Цитировать
верность Христу образуется в Церкви через благодатные церковные средства и таинства Христовы

? ? ?
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 09:27:46
Поясните что есть церковные методы а что не церковные? А то не понять о чем речь 

Я думаю, что Вы преувеличиваете, что не понять. Если Вы человек православный и воцерковленный, то Вы должны понимать, о чем идет речь :)
А если нет, то это будет бесконечный спор ни о чем :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 09:38:40
Георгий, зачем затевать тогда разговор? Я ведь конкретно привел пример, а такое имеет место быть в жизни, вот и хочу понять, что значит метод церковный. И насколько он доступен человеку, лишенному тех же рук ног в городе где нет храма. Например.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Gabriel от 07 Сентябрь 2011, 09:41:07
очень многие, кто истово крестися по любому поводу, прикладывается к иконам (строго после земного поклончика), регулярно ходит в храм, и даже регулярно причащается, при всем при этом зачастую бывает снедаем ненавистью к ближнему своему, молящемуся рядом с ним в храме...осуждает его не только мысленно, но и словом, одергивая его по непоймикакому поводу, делая замечания во время службы, и ...о ужас, подчас оскорбляя даже действием...а самое печальное, что этим ближним подчас оказывается  ребенок...которому ревностный "верующий" просто ломает нос на Литургии...:-o не каждый язычник способен на подобное...а воцерковленный христианин оказывается способен... результат: обиженный ребенок отпадает не только от Церкви, но и от Бога...а обидчик продолжает регулярно ходить в храм, креститься, прикладываться к иконам и причащаться... :-(
полагаю, и розовые очки, и черные для христианина одинаково опасны...оптимальный вариант - очки с диоптриями для слабовидящих...без них в Церкви просто не выжить... :wink:
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 09:45:15
полагаю, и розовые очки, и черные для христианина одинаково опасны...оптимальный вариант - очки с диоптриями для слабовидящих...без них в Церкви просто не выжить... :wink:

 :-D Габриэль Магравовна, я Вас не узнаю!!! Мой респект... +100
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 09:50:37
Георгий, зачем затевать тогда разговор? Я ведь конкретно привел пример, а такое имеет место быть в жизни, вот и хочу понять, что значит метод церковный. И насколько он доступен человеку, лишенному тех же рук ног в городе где нет храма. Например.

Я Вам обязательно отвечу, но хотелось бы знать, кому отвечаю :)
Господь о каждом человеке имеет свой промысл, особенно о верующих в Него.
И если верующий человек инвалид и не может посещать храмы, то священник может посещать его и преподавать церковные таинства (благодатные средства).
Также для такого верующего благодатными средствами (методами) будет постоянное чтение Писания, святых Отцов, постоянная молитва, борьба с греховными помыслами, по рекомендации святых отцов...
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Gabriel от 07 Сентябрь 2011, 09:53:44
Братишка, не смущай меня.... :wink:
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 09:54:30

То о чем Вы здесь говорите - это уже другой вопрос и другая тема - не менее интересная: кто и как из православных правильно понимает и использует в своей жизни церковные средства благодати. Можете открыть свою тему, там и поговорим :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Gabriel от 07 Сентябрь 2011, 10:01:26
То о чем Вы здесь говорите - это уже другой вопрос и другая тема - не менее интересная: кто и как из православных правильно понимает и использует в своей жизни церковные средства благодати. Можете открыть свою тему, там и поговорим :)
Ээээ, нетушки...не пройдет....тема все та же самая...о смирении, которое прежде всего есть бесхитростность....а пытаться  съюлить, сбежать, отмазаться - это не только несмиренно, но и не по-христиански...давай, браток, поднимайка забрало  и покажи нам свое истинное личико...ждем-с... :wink:
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 10:14:11
Ээээ, нетушки...не пройдет....тема все та же самая...о смирении, которое прежде всего есть бесхитростность....а пытаться  съюлить, сбежать, отмазаться - это не только несмиренно, но и не по-христиански...давай, браток, поднимайка забрало  и покажи нам свое истинное личико...ждем-с... :wink:

У меня-то забрало и не опускалось :) Читайте обо мне в профиле, читайте мой ЖЖ. Там всё сказано обо мне :)
Вы вот, сестричка Габриэль Магравовна, свое забрало поднимите, пожалуйста  :-D
Что бы мне знать о каком смирении говорить с Вами - то ли о православном, то ли о языческом  :wink:
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Антиквар от 07 Сентябрь 2011, 10:18:27
Также для такого верующего благодатными средствами (методами) будет постоянное чтение Писания, святых Отцов, постоянная молитва, борьба с греховными помыслами, по рекомендации святых отцов...

Георгий, а здесь снова вопрос о методах. О том, как сосредотачиваться на чтении Писания, как удерживать внимание на молитве, как бороться с помыслами. Для удержания ума, скользящего, парящего, рассеивающегося, нужны определенные методы, о которых и святые отцы писали. Эти методы - да, "плотские", ибо плоть  требует обуздания в своих бесконечных требованиях. Плоть противится молитве, потому что молитва отодвигает ее с царского трона, который плоть занимает в уме человека. И плоть ведет войну против молитвы, раскалывает ум на части, постоянно враждующие между собой. Как обуздать плоть, как собрать ум? Молитвой. И - снова вопрос о методах.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 10:24:42
Согласен, что это все взаимосвязано.
Но без помощи Божией - без содействия благодати здесь не обойтись.
В заглавной записи и в комментарии о своем опыте я говорил примерно, когда приходит помощь в борьбе до гроба.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 10:30:35
Я Вам обязательно отвечу, но хотелось бы знать, кому отвечаю :)
Господь о каждом человеке имеет свой промысл, особенно о верующих в Него.
И если верующий человек инвалид и не может посещать храмы, то священник может посещать его и преподавать церковные таинства (благодатные средства).
Также для такого верующего благодатными средствами (методами) будет постоянное чтение Писания, святых Отцов, постоянная молитва, борьба с греховными помыслами, по рекомендации святых отцов...

Вы просто уделили решающее место методам, которые назвали церковными. А не церковные методы как то автоматически ушли в языческие. И несмотря на то, что методы обьявлены справедливо вторичными, тем не менее обьявлено что "верность Христу образуется в Церкви через благодатные церковные средства и таинства Христовы". С чем я согласиться не могу. Если конечно под Церковью понимать церковь земную, какой бы истинной она не была. Второе - это собственно методы. Как показывает практика, многие подвижники имели свои методы, которые были им понятны, доступны, и давали результат. Но которые считать универсальными не стоит. Однако это тоже методы, далеко не языческие, а индивидуальные. И часто продиктованные особенностью того или иного подвижника. Например Иосиф Исихаст лупил себя палкой. Можно конечно этот метод обьявить языческим и осудить, но можно ведь обьявить его церковным и ... что тогда?  :-) Или как?
И плюс к этому - не всем доступны церковные методы, но возможности богообщения не лишен никто не зависимо от состояния и местоположения, здравия (наверно разве что только психического, и то все в воле Творца) и прочего. И верность Христу подскажет методы доступные и необходимые в тех или иных условиях тому или иному человеку. Или не так? А причастить - при необходимости, и Ангел причастит.

ЗЫ и еще - не мы тут избираем, а нас. Это тоже нужно помнить. Имхо.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 10:38:46

Вот здесь я с Вами согласен.
А под языческими методами я имею ввиду все методы без исключения, которые применяются вне Христа, вне Церкви Его.
Под церковными имеется ввиду все "методы", преподанные нам Писанием, разработанные в писаниях отцов, и освященные Церковью.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 10:40:56
У меня-то забрало и не опускалось :) Читайте обо мне в профиле, читайте мой ЖЖ. Там всё сказано обо мне :)

Та можно такой профиль отписать, что мама не горюй. А вот стиль и образ мысли в постах - он кое о чем да говорит.

Что бы мне знать о каком смирении говорить с Вами - то ли о православном, то ли о языческом  :wink:

Что на вскидку возникает - это вопрос о разности смирения православного и языческого. Ну чтобы понимать в чем отличие...  :-)
Второе - этажжжж каким жа нужно быть смиренным, чтобы о смирении говорить. Да исчо и различая смирения по типам....  :roll: . Эх, мне бы такой талант, уж я ба разошелся... Исхожу из соображений что мы говорим о том, о чем хот какое то представление опытное имеем. Сорри за микрошпильку.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 10:43:30
Сорри за микрошпильку.

Ничего. Все мы иногда горячимся :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 10:44:55
Под церковными имеется ввиду все "методы", преподанные нам Писанием, разработанные в писаниях отцов, и освященные Церковью.

Простите, но ведь когда Иосифу пришло в голову взять палку, это ж не был метод преподанный ему писанием или отцами и уж не освященный в Церкви точно...  :-)
Как же быть с самодеятельностью?


Палка  :roll: - во штука магическая. Дарвин говорил что обезьяна, взявши палку стала человеком, а человек, взявши палку - стал святым... Вот это метод... (шутка)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 10:52:51

"Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех" (Рим.14:22,23)

Думаю, что нам маловерным лучше избирать методы, которые рекомендуют отцы и которые зарекомендовали себя в Церкви и поэтому освящены ею.
Хотя, по сильной благодатной вере во Христа (верности Ему до смерти) могут быть и индивидуальные своеобразные методы, которые нам и не понять-то, наверное :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Alexeiy от 07 Сентябрь 2011, 10:54:14
В словах Георгия звучит множество несуразиц. А смысл один, все православное кошерно и благоухает, все остальное явно попахивает говнецом. Иное дело, что форма подачи такого мнения-метода, мягкая как пушистый котик и импонирует.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 10:58:21
говнецом.

Да, я православный и за православных отвечаю.
А за остальных Господь рассудит.
Никого осуждать и обзывать не осмелюсь :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Alexeiy от 07 Сентябрь 2011, 11:03:42
Я тоже православный, и мне не хотелось бы, что бы Вы за меня отвечали, да и за других православных тоже. Так что извольте избавить православие о такого монополизма.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 11:20:43
Я тоже православный, и мне не хотелось бы, что бы Вы за меня отвечали, да и за других православных тоже. Так что извольте избавить православие о такого монополизма.

Может быть Вы и православный, но что-то Вы как-то не по-православному агрессивны и обидчивы :)
Лично Вам я ничего и не навязывал, да и от себя лично почти ничего не говорю, а лишь повторяю отцов Церкви.
Был у меня один знакомый баптист, который тоже ругаясь на меня все доказывал, что он больше меня православный :)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 11:20:47
Думаю, что нам маловерным лучше избирать методы, которые рекомендуют отцы и которые зарекомендовали себя в Церкви и поэтому освящены ею.
Хотя, по сильной благодатной вере во Христа (верности Ему до смерти) могут быть и индивидуальные своеобразные методы, которые нам и не понять-то, наверное :)

Я думаю что прежде чем избрать метод - четко понимай для чего ты делаешь - и пробуй. Испытывай. Видишь что работает - оставляй. А маловерный или многоверный - не суть - бездумное копирование ничего особо не даст. Имхо. Да и рекомендуют - разное можно прочесть.  :-)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 11:22:59

Наверное, так.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Alexeiy от 07 Сентябрь 2011, 11:38:31
Может быть Вы и православный, но что-то Вы как-то не по-православному агрессивны и обидчивы :)
А что можно быть агрессивным по-православному? А православные никогда не обижаются?
Лично Вам я ничего и не навязывал, да и от себя лично почти ничего не говорю, а лишь повторяю отцов Церкви.
Ох, что за напасть... :) То от лица всех православных говорит, то от лица православия... Патриарх Варфоломей, залогиньтесь! :-D
Говорите Вы отсебятину, подавая её под кисло-сладким соусом “православие”! Просто отсебятина!
 
Был у меня один знакомый баптист, который тоже ругаясь на меня все доказывал, что он больше меня православный :)
Это правильный ход, православный! Если собеседник наступил “на хвост”, нужно выразить сомнение в его кошерности (компетентности, православности, духовности, праведности), в общем уничижить. По сути это тоже “сам дурак”, но как уже говорил, мягкое как пушистик.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 11:52:17
А что можно быть агрессивным по-православному? А православные никогда не обижаются?
Ну, уж по крайней мере православные не бравируют своей агрессией, понимают, что это пагубно для души, стараются раскаяться после согрешения :)

Ох, что за напасть... :) То от лица всех православных говорит, то от лица православия... Патриарх Варфоломей, залогиньтесь! :-D
Говорите Вы отсебятину, подавая её под кисло-сладким соусом “православие”! Просто отсебятина!
Да, успокойтесь Вы, что это с Вами? :)
Вы-то сейчас от какого лица (духа) так сильно раздражаетесь?  :wink:

“сам дурак”
Достаточно, и так всё ясно :-D
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 11:57:25
 :-)
@ Алиса в Зазеркалье
Цитировать
-  Что ж? Вздуем друг дружку?
-  Подеремся часов до шести, а потом пообедаем.

— Этой ужасной минуты я не забуду никогда в жизни.
— Забудешь, если не запишешь.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 12:00:11

 :-D
Но, что-то мы уходим от темы  :wink:
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Alexeiy от 07 Сентябрь 2011, 12:02:29
Ну, уж по крайней мере православные не бравируют своей агрессией, понимают, что это пагубно для души, стараются раскаяться после согрешения :)
Ну вот штамп! Получается православные это белая кость? Особые люди? А вот ряд святых отцов, да и просто попы и верующие ещё как бравируют своей агрессией. Да и Христос пару раз бравировал агрессией.
http://www.youtube.com/watch?v=Nso0KWaZIaI
Да, успокойтесь Вы, что это с Вами? :)
Вы-то сейчас от какого лица (духа) так сильно раздражаетесь?  :wink:
Да, я так раздражён что даже кушать не могу... :)

Вы просто фигню пишите, Георгий, почти в каждом сообщении подмены, и неприятные шаблоны. Прекращайте!
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 12:05:00
Да, я так раздражён что даже кушать не могу... :)

Всё прекращаю, приятного аппетита  :-D
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 12:16:16
http://www.youtube.com/watch?v=Nso0KWaZIaI

 Габриель тут выше озвучила хорошее правило, которого стоит придерживаться имхо, хотя миновать и одно и второе наверно никому не удастся, но было бы здорово по возможности скорее и с пониманием пройти эти чередующиеся фазы. Как розовые, так и черные очки одинаково не полезны. То что по ссылке - не имеет отношения к православию, это же ясно любому здравомыслящему. Как если бы я со своей рязанской рожей приехал в Израиль и назвался там евгреем  :-). Распустил бы пейсы , начипл кипу - но били бы все равно не по паспорту...
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Alexeiy от 07 Сентябрь 2011, 12:24:28
Цитировать
Alexander
Administrator
Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #157 : 23 Август 2011, 11:17:07 »
Цитировать
Верно, Родион

Правило простое. Когда человек впадает в крайность, то показывать ему золотую середину бесполезно. Сначала надо указать на другой край - и подвести к середине.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 12:32:04
(http://i.smiles2k.net/admin_moder_smiles/aiwan-offtopic.gif)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 13:04:56
Как розовые, так и черные очки одинаково не полезны

А что Вы с Габриель подразумеваете под розовыми и черными очками?
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: прозелит от 07 Сентябрь 2011, 13:24:42
Цитата: Георгий
А под языческими методами я имею ввиду все методы без исключения, которые применяются вне Христа, вне Церкви Его.
Интересуюсь, Георгий. А где для Вас проходят границы Церкви, в контексте этой темы? По церковной ограде?
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Родион от 07 Сентябрь 2011, 13:26:19
А что Вы с Габриель подразумеваете под розовыми и черными очками?

Взгляды на официальную церковь и православие (и православных). Они как правило или умилительно слащавые или жестко критичные. В церкви видят либо спасение по любому либо стяжательство и упадок духа. Однако в ней есть все это. А ведущая роль отведена таки каждому индивидуально. Не зависимо от того что имеет место быть и чего бы хотелось видеть.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 14:14:29
Интересуюсь, Георгий. А где для Вас проходят границы Церкви, в контексте этой темы? По церковной ограде?

Как православный я держусь Православной Церкви и не сомневаюсь в ее благодатности, как поместной церкви.
Насчет других христианских конфессий судить не берусь.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 14:27:48

Согласен с Вами, что автоматизма спасения в Церкви нет.
Об этом я писал в:
http://grgy.livejournal.com/17780.html
http://grgy.livejournal.com/9697.html
http://grgy.livejournal.com/16628.html
и во многих других местах своего ЖЖ

Если не лень можете посмотреть.

Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: прозелит от 07 Сентябрь 2011, 14:48:31
Не то имел в виду. Где в нашем земном пространстве для Вас проходят границы Церкви? Если проще выразить –
считаете ли Вы, что Церковь – это лишь то, что за церковной оградой, и что спасаются только за чертой этой ограды?
Потому что у меня такое впечателение создалось от Ваших высказываний.
Вот, хотел у Вас выяснить...
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 14:54:05

Если брать еще шире, то о моем мнении можете узнать, например, вот здесь:
http://grgy.livejournal.com/16628.html
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Alexander от 07 Сентябрь 2011, 15:27:08
Разговор какой-то неадекватный...
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 15:42:11
Разговор какой-то неадекватный...

В каком месте :)
Вроде бы разговор был адекватный, пока не пришел сердитый человек и ругался до тех пор, пока не потерял аппетит :)
А Вам я ответил адекватно, или тоже нет?
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Gabriel от 07 Сентябрь 2011, 15:58:09
постоянная реклама в теме своего ЖиЖу - это не смирение...прежде всего... :wink:
ЖиЖу  читать не хочу и не буду...считаю ее зловредной имиджмейкерской матрицей...   :-P
тому, кто пока без диоптриев, сообчаю: мое забрало давно поднято...можете считать меня язычницей, которая не может жить без Хлеба Насущного и мечтает получать Его днесь... 8-)
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Георгий от 07 Сентябрь 2011, 16:04:43
Разговор какой-то неадекватный...

тому, кто пока без диоптриев, сообчаю...

Да, Александр, ох и не легко же Вам здесь, думаю, управляться с некоторыми умными делателями :)
Сочувствую Вам, искренне.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: stille от 07 Сентябрь 2011, 22:07:51
Особые люди? А вот ряд святых отцов, да и просто попы и верующие ещё как бравируют своей агрессией.
Да…когда в писаниях [признанных] святых, или просто мудрых, к которым есть внутреннее доверие, встречаешь явную желчь, то это ужасно томит и разоряет дух, какую-то усталость в вере наводит (про современные варианты «диспутов и обличений» то же самое можно сказать). Что-то видишь как специфику полемики в определённое время, что-то ещё оправдываешь, но когда видна желчь, от неё не сбежишь. Ну что ж, откровение Божие оно Вселенское – не закрытый клуб праведников, а потому не боится испачкаться, да просто неизбежный итог открытости, что будут появляться грязные пятна, как чернильные кляксы на чистом листе Книги Жизни. Повод смиряться.
 
Название: Еще раз о смирении и внешних способах при умном делании
Отправлено: Георгий от 19 Сентябрь 2011, 13:51:23
«Смирение есть тот единственный сосуд, в который влагаются перстом Божиим благодатные дарования. Займемся молитвой Иисусовой бескорыстно, с простотой и прямотой намерения, с целью покаяния, с верой в Бога, с совершенной преданностью воле Божией, с упованием на премудрость, благость, всемогущество этой святой воли. При избрании механических способов постараемся поступить со всевозможной осмотрительностью и благоразумием, не увлекаясь пустой пытливостью, безотчетливой ревностью, которая неопытным представляется добродетелью, а святыми Отцами названа гордостной дерзостью, разгорячением безумным. Будем преимущественно обращаться к способам простейшим и смиреннейшим, как к безопаснейшим. Повторяем: все механические способы должно считать не иным чем, как только способами, сделавшимися для нас полезными по причине немощи нашей. Не возложим упования нашего ни на них, ни на количество делания нашего, чтобы не похищено было у нас таким образом упование на Господа, чтобы по сущности дела мы не оказались уповающими на себя, или на что-либо вещественное и суетное»
Святитель Игнатий Брянчанинов
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=201

Вот такой вывод делает святитель Игнатий в своем слове о Иисусовой молитве.
Думаю, и впрямь, как латинянин Варлаам и иже с ним уповали больше на себя, когда, не понимая  сути Иисусовой молитвы, отвергали все внешние способы при делании и даже через их критику осмеивали делателей Иисусовой молитвы, так и все, уповающие на способы и методы в делании, наверное, не понимают, что они в таком случае уповают больше на себя, чем на Господа,  только смиренным и живущим по евангельским заповедям подающего благодать, которой только и возможно истинное умное делание при помощи способов, разработанных святыми отцами для немощных в делании.
Да, здесь, как и везде, должна быть золотая середина.
Название: Re: Еще раз о смирении и внешних способах при умном делании
Отправлено: 000 от 19 Сентябрь 2011, 15:12:17
    золотая середина в православии  вроде как уже определена - синергия, в том смысле как ее определяет Иоанн Кассиан, противопоставляя такой подход   еретику Пелагию и уточняя бл. Августина  на примере слов апостола Павла, а именно - "и благодать Его, яже во мне , не тща бысть, но паче всех их потрудихся; не аз же, но благодать Божия, яже со мною" (1 Кор. 15, 10),
    русский перевод  "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною "(1 Кор. 15, 10), словом "потрудихся" - выражает усилия своей воли; словами: "не аз же, не благодать Божия", - подчеркивает важность Божественного содействия; а словом "со мною" - показывает, что благодать содействовала ему не в праздности и беспечности, а тогда как он трудился" ("Собеседования", XIII, 13)
    о достижении смирения И.Сирин точно в таком же ракурсе пишет в 34 слове – " Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны." то есть то самое неподдельное смирение за которое бывает воздаяние, опять же  не просто с неба  падает ..
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Alexander от 21 Сентябрь 2011, 15:30:06
Объединены две темы: "Смирение – прежде всего" и "Еще раз о смирении и внешних способах при умном делании"
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: stranik от 06 Май 2012, 02:36:34
смиренно делать добрые дела которыми всё равно не оправдается никакая тварь..Делами не опрравдаешся-безделием не сказано  ничего..смирится с чем..? Под кого смириться,если под хлыстов сектантов то эти кнуты тебя загонят быстро..Сегодня рвал клубнику с програмистом ему кажется на огороде сидеть на жаре это тупо и не серьезно -он так и не доработал уехал домой с женой и детьми..Но я ему между делом рассказал как наш парень здоровый сибиряк работая над программами усердно по 12-14 часов -потерял ориентацию и летом в жару начал ходить в зимней сибирской одежде  по городу..Думали шутит так-потом врачи взялись и не могли спасти..Другой этого я знал -когда приехал сюда к другу он похвалился родственник силнейший програмист-уже умер..Бутейко определил у сибиряка было сильное облучение и потеря имунной системы,а у этого рак от солнца-что близко к тому же,солнце чуть его добавило лучей..у него их было в избытке..Он мне сказал и что мне делать-говорю Вот час за компьютором -час отходи на огороде,рви клубнику..Но мне это не дают на работе-говорю возми на дом работу.и делай так..Эти хлысты о тебе не думают им надо делать бизнес,вращать деньги..Да в в монастырях бывают кнуты или хлысты-помню жали одного монаха-ему надо было на компьюторе ежедневно набирать 3 листа переводить книгу,он менял ежегодно очки-слеп на глазах,потух совсем,я сидел рядом за другим компьютором тоже набирал  тексты-но выбигал на улицу во дворе росли помидоры,дыни и прочие овощи-поливал и опять заходил печатать и еще на огороде работал..Так чередовал.,но это редкость-кнуты они не милосердные их бесы видимо выставляют в начальники как в аду у котла..В некоторых монастырях грыжи повылазили у многих.Я спрашиваю вы что голодных кормите,занимаететсь благотворительностию..Да нет ускоряем прогрес и выходим на мировые стандарты..Делают продукцию-конкурируют..Обгоняют и догоняют..нельзя им сказать ничего против и предложить тоже..Вдолбили себе в мозги смиряйся и не осуждай..Помню говорил с одним из Лавры..Говорит было дело -там прибежали гопники ночию и побили монахов,он ответил кому то дал и те с палками его не догнали,убежал через балкон в темноту..Ну те после бурной ночи пошли спать а на утро пришли овцы смиренные в освобожденные для них все помещения..Но как всяккая власть от Бога то попросили навесщти порядок..Приехал ОМОН и дубинами начали гасить этих прихожан,и грузить в машины вывозить..Били сильно только слышалось гук,гук,гук-по спинам,головам-..Он так это весело говорил..Ну потом он на Афоне 5 лет работал,а монахи скрывались кто в Сибире,кто в Джорданвиле,кто на Святой Земле на Иерихоне..А по ТВ показали как толпа разьяренная понесла митрополита поперек плашмя горизонтально,вместе с милицией..Смирили народ православный..другой юрисдикции..Это надо делать настолько акуратно и добро..Помню смотрел картину оборона Лавры от поляков,у монахов на лицах нету зла,и у послушников,смиренно заряжают ружия,те стреляют безстрастно так,не так как охотники дичь..По устам как советывал Иоан Златоуст тут писали это грубо..Даже посмотрел наведение в тюрме Спецназом там один бил воров -дубиной но бил именно по инструкции-по заду и лышкам-инструктор рукопашного боя доложен обьяснить что дубина только для ударов по этим местам,и нельзя бить ей как тех прихожан-потому их грузили в машины,они не могли уйти домой их куда то сдали-в травмпункт или еще куда прийти в себя их повырубали а не смирили..Надо всегда делать только добрые дела-посему мы странники и не должны становится под чужое ярмо-оно не доброе..Много профессий не добрых,злых и люди их делают..смиряясь с судьбой..которую бесы устроили..
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Elena от 03 Июнь 2012, 10:05:31
"... в смирении видят плод знания человеком своих недостатков и недостоинства, тогда как оно самое божественное из всех Божиих свойств. Мы делаемся смиренными не потому, что созерцаем себя (это всегда ведет к гордыне, в той или иной форме, ибо лжесмирение всего лишь вид гордыни, может быть - самый непоправимый из всех), а только если созерцаем Бога и Его смирение." (Шмеман. Дневники).

Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: viktorioan от 07 Июнь 2012, 06:49:16
    золотая середина в православии  вроде как уже определена - синергия, в том смысле как ее определяет Иоанн Кассиан, противопоставляя такой подход   еретику Пелагию и уточняя бл. Августина  на примере слов апостола Павла, а именно - "и благодать Его, яже во мне , не тща бысть, но паче всех их потрудихся; не аз же, но благодать Божия, яже со мною" (1 Кор. 15, 10),
    русский перевод  "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною "(1 Кор. 15, 10), словом "потрудихся" - выражает усилия своей воли; словами: "не аз же, не благодать Божия", - подчеркивает важность Божественного содействия; а словом "со мною" - показывает, что благодать содействовала ему не в праздности и беспечности, а тогда как он трудился" ("Собеседования", XIII, 13)
 

Думаю что свет в человеке одинаков, и у злого и у доброго, у веруещего и не верующего в Бога, а вот знание, что этот свет Божий и рождает смирение, спокойный, и уверенный рост в Боге.
 
Цитировать
о достижении смирения И.Сирин точно в таком же ракурсе пишет в 34 слове – " Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны." то есть то самое неподдельное смирение за которое бывает воздаяние, опять же  не просто с неба  падает .
.
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: viktorioan от 07 Июнь 2012, 06:53:48
"... в смирении видят плод знания человеком своих недостатков и недостоинства, тогда как оно самое божественное из всех Божиих свойств. Мы делаемся смиренными не потому, что созерцаем себя (это всегда ведет к гордыне, в той или иной форме, ибо лжесмирение всего лишь вид гордыни, может быть - самый непоправимый из всех), а только если созерцаем Бога и Его смирение." (Шмеман. Дневники).


и начинается это созерцание, отсозерцания своей жизни, себя со стороны, и под углом Евангелия. Так ведь!?
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: Elena от 07 Июнь 2012, 15:20:57
под углом Евангелия. Так ведь!?

Так )
Название: Re: Смирение – прежде всего
Отправлено: прозелит от 05 Август 2012, 14:09:57
Цитата: Преп. Феогност
Странное скажу тебе слово, но не дивись. Если не достигнешь бесстрастия, по причине, может быть, тиранских предрасположений, но, находясь во время исхода в глубоких чувствах смирения, – ничем не меньше бесстрастного вознесешься на облаках. Ибо пусть сокровище бесстрастных составлено бывает из всякой добродетели, но драгоценный камень смирения паче всех их досточестен и высок и стяжавшему его доставляет не только умилостивление пред Богом, но и вход вместе с избранными в брачный чертог царствия Его.