В данной теме в качестве средства для вырождения самости не упомянуто - послушание…
Тема о послушании весьма неоднозначна, (
особенно на данном форуме… ..хотя следует заметить, что не совсем уж безосновательно) и требует многих уточнений.
Но полагаю, что послушание как средство САМОотвержения совершаемое для соединения с волей Божьей, уподобление Богу и единения с Ним, вполне может быть признанно крайне необходимым для вырождения самости, при рассмотрении послушания в нижеследующем аспекте.
Чтоб исцелить свою поврежденную волю, надо соединить ее с волею Божией, освятить этим соединением. В отречении от своей воли для наследования воли Божией заключается отречение от себя, заповеданное Спасителем, составляющее необходимое условие спасения и христианского совершенства, столько необходимое, что без удовлетворения этому условию спасение невозможно, тем более невозможно христианское совершенство. Живот — в воли Его (Пс. 29:6).
Чтоб исполнить волю Божию, нужно знать ее. Только при этом познании возможно отвержение своей поврежденной воли и исцеление ее волею Божиею. Воля Божия — Божественная тайна, но она открыта человечеству в Законе Божием, Евангельских заповедях, изучение которых и следование им есть - труд, сопряженный с самоотвержением, с спасительным погублением души, он сопряжен с распятием ветхого человека (Гал. 5:24; Кол, 3: 9,10). Он требует, чтоб плотское мудрование было отвергнуто, попрано, уничтожено: преобразуйтеся обновлением ума вашего, говорит апостол, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12:2). Высшее познание, являющееся от освящения человека Божественною волею, вводит в Божественную любовь, в соединение человека с Богом, так как уподобление Богу и единение с Ним в соответствии с Божественным Писанием, достигается только любовью к божественным заповедям и святым деланием их — ибо сказано, что любящий Меня соблюдает слова Мои и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. То есть истинное познание сущего есть делание добродетелей ради единения с Богом и уподобления Ему.
Послушание ради Бога возможно и порой весьма полезно и ближним и священноначалию…
.. в их приказаниях, не противных Закону Божию.
Но здесь следует особо отметить о необходимости весьма трезвенного отношения к вопросу послушания духовнику и священноначалию, дабы не уклониться от следования Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле, своей или ближнего, являющегося советником.