Пока никто не отвечает, позволю себе аналогию.
Здесь уже говорили о вреде науки, и атомной бомбы, в частности. Но можно поставить вопрос несколько по-другому. А именно, должен ли был православный человек заниматься разработкой атомной бомбы? Ответ: должен был. Как ни парадоксально, но именно благодаря атомной бомбе ещё и существует православие и Русь Святая. На Валааме сейчас много монахов из-за границы. Они говорят, что Россия – это сейчас вторая Византия, и Апокалипсис не наступит, пока она жива. Тут недавно до меня дошло, что атомную бомбу помог нам сделать батюшка Серафим Саровский. Арзамас-16, как известно, это Саров, а ВНИИЭФ, где и сделали атомную бомбу, находится на территории монастыря, в котором сейчас расположен музей атомного оружия России. Интересная аналогия, правда?
Мне кажется, надо четко понимать, что путь мирянина и монаха – разные пути. Мирянин спасается и борется за веру в миру. Если вере брошен вызов в науке, ответ должен быть адекватным – на языке науки.
По поводу современной жизни хорошо пишет почивший в 1994 году афонский старец Паисий Святогорец в книге «Духовное пробуждение». Он говорит, что раньше, когда государство было православным, не надо было влезать православному в мирскую жизнь, политику и т.п. Но сейчас, надо бороться за веру в миру, а не быть равнодушным. «В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно по-человечески, а то, что по-человечески невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна, потому что мы делали то, что могли. Если мы не противостанем, то поднимутся из могил наши предки».
Пафоса, конечно, многовато. Но ничего не поделаешь.
С уважением, Никита