Исихазм

Автор Тема: Практика "страха Божия"  (Прочитано 8298 раз)

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Практика "страха Божия"
« : 26 Июнь 2012, 09:53:14 »
Страх Божий (I Петр. I, 17). Страх Божий есть христианская добродетель, — такое благоговение к беспредельной святости Божией и такое опасение оскорбить Господа нарушением Его святой воли, что невольно развивает в христианине особенную бдительность, смирение и непрестанную молитву. Христианин, исполненный страха Божия, всегда благоговеет пред Богом, т. е. почитает гнев Отца Небесного величайшим для себя несчастьем, а потому старается, чтобы не прогневить Его. В любви нет страха, пишет св. ап. Иоанн, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершен в любви (Иоан. IV, 18). По силе этого-то, конечно, совершеннейшего страха Божия, преподобный Антоний Египетский говорил некогда о себе: я уже не боюсь Бога, а люблю Его.
http://slovari.yandex.ru/страх%20Божий/Библейская%20энциклопедия/Страх%20Божий/
Само утверждение есть некая лисица, есть в нем ложь.

"О Боже, если я поклоняюсь Тебе потому, что желаю Рая, лиши меня Рая;
если я поклоняюсь Тебе из страха перед Адом, ввергни меня в Ад!"

"Слишком доброе отношение к лисе, может означать гибель и зайца".

Сегодня я хочу бросить камень в отцов! Тех отцов которые утверждают, что начало духовного пути есть "страх Божий".
Уверен, что для христианина, начало пути, есть любовь. Любовь к Отцу. Уверен, что, тот кто начинает свой путь не встретив Отца, не осознав любовь Его, но из страха Божия, хоть если покорят горы духовные - пустышка! А может и само зло воплоти.
Впрочем думаю, что отцов которых цитируют, просто вырывают из контекста, или может, сами отцы были Боголюбивы изначально, от того и говорили искренне, о страхе Божием. А может это тяга к Ветхому завету, писавшегося в кровавые времена, и "жестокосердии" людей. То есть вполне вижу имеется такая мысль сегодня, что начало пути есть "Страх Божий", очень укоренённая мысль в церкви. Уверен, что приводит эта мысль в ЗЛО. Когда воспитывают человека, не говоря об аскетах (монахов) под углом, Вот есть Бог, и его надо Бояться, это страшилка - зло.
Сумбурно выразил видно.
!?
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #1 : 26 Июнь 2012, 10:15:36 »
В Благоговении страх смешан с радостью. И Святые люди как Паисий Афонский говорит о необходимости Благоговения.
Говорит что им можно заразится от человека который имеет это как и можно заразится наглостью
Страх Господен есть начало и конец Мудрости. 

Любовь же это конец пути и без Благоговения, думаю, туда придти невозможно.

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #2 : 26 Июнь 2012, 11:31:17 »
В Благоговении страх смешан с радостью. И Святые люди как Паисий Афонский говорит о необходимости Благоговения.
Говорит что им можно заразится от человека который имеет это как и можно заразится наглостью
Страх Господен есть начало и конец Мудрости. 

Любовь же это конец пути и без Благоговения, думаю, туда придти невозможно.
Благоговение думаю присуще любому человеку земли, это нам дано природой нас самих, природой вещей. Это когда мы прикасаемся к вещам, которые "хрупки" по своей природе (цветок например), и боимся их сломать, боимся повредить. Повредить вещи, которые по своим свойствам, сами по себе прекрасны.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #3 : 26 Июнь 2012, 13:14:54 »
viktorioan, Вы можете найти на форуме темы по Страху Божьему с обилием цитат и мнений. Не лучше ли продолжить эти темы? Почитайте эти темы и тогда обсудим. Возможно, прочитав мнения форумчан, Вы поменяете свою т.з.

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #4 : 26 Июнь 2012, 13:48:50 »
viktorioan, Вы можете найти на форуме темы по Страху Божьему с обилием цитат и мнений. Не лучше ли продолжить эти темы? Почитайте эти темы и тогда обсудим. Возможно, прочитав мнения форумчан, Вы поменяете свою т.з.
То то и оно, что всЯ ЭТА точка зрения, это ложь - весь этот страх.
 
Обман.

 В не каноническом Евангелии от Фомы есть, что пришел Бог, но нашел всех пьяными. "
Всё ка бы через стекло" мы смотрим. Видим иллюзии.
Мы с Ним единое целое.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #5 : 26 Июнь 2012, 14:26:02 »
Тогда начнем с другого. Страх раба Божьего - страх наемника - страх сына - сыновняя любовь, вытеснившая страх. Это схема? Да, конечно. Но у раба и наемника нет любви, и человек может очень жестко зафиксироваться в этих состояниях. Такому ведь полезно иметь страх Божий, сообразно с его восприятием себя самого.
\
и еще. Можно на словах декларировать  сыновство, а на деле непрестанно распинать Христа - делом, словом и помышлением. А другой будет рабом неключимым, но искренне и не лукаво. У всех свои обстоятельства и свое состояние, и с.о. не причесывали всех под одну гребенку, а давали наставления по устроению каждого...

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #6 : 26 Июнь 2012, 14:33:09 »
имо, нудить любовь, когда ее нет - занятие непонятное и извращенное...но есть Страх Божий и он - несомненное лекарство от нелюбви...для меня, допустим, это благоговейный трепет, а для кого-то другого - страх Суда и осуждения. Какие проблемы? Проблемы начинаются, когда ни любви, ни страха, а лишь горделивая самонадеянность...

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #7 : 26 Июнь 2012, 14:54:41 »
    Моё мнение, что понятие "страх " понимается с эгоистичной, падшей точки зрения. И не все святые отцы говорили с этой точки зрения, или, как говорит прозелит, сообразовавались с самым низким пониманием слова - страх.
    Считаю, что Страх Божий это страх потерять Любимого.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #8 : 26 Июнь 2012, 15:14:17 »
    Моё мнение, что понятие "страх " понимается с эгоистичной, падшей точки зрения. И не все святые отцы говорили с этой точки зрения, или, как говорит прозелит, сообразовавались с самым низким пониманием слова - страх.
    Считаю, что Страх Божий это страх потерять Любимого.
В Добротолюбии встречал---Страх Божий это ненависть к страстям...
Т.е. это ТО что толкает НЕсогрешать...а ЭТО может быть и любовь к Богу...

Но что странно...ПОЧЕМУ назвали Страх?...чёж слова что ли другого не нашли...ну не верю я что святые БОЯЛИСЬ...т.е. тряслись как кролики :-)...при этом утверждая--ВСЕ страхи от бесов...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #9 : 26 Июнь 2012, 15:19:38 »
Ну вот, еще одна разновидность Страха...но страх потерять Любимого - тоже насквозь эгоистичен, ничуть не менее, чем страх Суда, наказания и приговора.

Страх, который есть благоговейный трепет в предстоянии может быть начисто лишен всякой эгоистической основы. Но и он - не любовь, не так ли.
Как там Цой пел:"у-у-у, но это - не Любовь..." ))

makar

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #10 : 26 Июнь 2012, 15:34:38 »
Но что странно...ПОЧЕМУ назвали Страх?...чёж слова что ли другого не нашли...ну не верю я что святые БОЯЛИСЬ...т.е. тряслись как кролики :-)...при этом утверждая--ВСЕ страхи от бесов...

 :-)
Игорь, думаю, что святые были не трусами, а мудрыми "докторами", которые давали рецепты каждому по его нужде. Для кого-то нужен "кнут" в виде страха перед всевидящим и всепроникающем оке. Страх - мощный стимул, и он помогал человеку пробудиться, хотя бы на начальном этапе, и чаще заглядывать внутрь себя, следить за своими чувствами и помыслами в настоящий момент - "здесь и сейчас", а не "витать в облаках". ИМХО.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #11 : 26 Июнь 2012, 15:37:04 »
Наверное есть антигордость - смирение, и антизлость будет страх, а антипохоть - любовь.

Я думаю это три основные страсти. В моем случае :)))

Страх обычный и страх перед Богом разные. Перед Богом Благоговение и оно, наверное, должно присутствовать и в Любви.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #12 : 26 Июнь 2012, 15:41:38 »
Страх, который есть благоговейный трепет в предстоянии
Пожалуста подробней...ато для меня благоговение это когда стоишь перед Творцом Всего Мира...ну...типа перед большим начальником...ну...который главней начальника цеха даже :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #13 : 26 Июнь 2012, 15:46:54 »
Перед Богом Благоговение и оно, наверное, должно присутствовать и в Любви.
Опять благоговение...да вы сговорились :-)...
Михаил...та же просьба...опишите что вы чувствует...КАК вы чувствует это благоговение...ну словом что это такое...и с чем его едят...

ЗЫ:Ха...котлеточки классно пошли :-)...Нет в жизни бОльшего счастья чем обожраться до отупения :-)...
Мда...так о чём это мы?...ах да о благоговении :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #14 : 26 Июнь 2012, 16:05:44 »
Страх, который есть благоговейный трепет в предстоянии
Пожалуста подробней...ато для меня благоговение это когда стоишь перед Творцом Всего Мира...ну...типа перед большим начальником...ну...который главней начальника цеха даже :-)...
знаешь, я не смогу описать...поднял цитаты и увидел, сколько разных пониманий Страха у с.о. (причем, непротиворечивых). А то, о чем ты сказал – это, имо, подобно страху наемника...

Вот, хорошо сказал человек о Страхе как благоговении:
Цитата: священник Георгий
На вопрос, что такое страх Божий, исчерпывающий ответ дает Библия на латинском языке - Вульгата. За тысячу лет истории в языке Горация, Тибулла, Овидия и других величайших поэтов человечества накопился огромный словарный запас, латинские слова передают тончайшие оттенки смысла там, где почти всякий другой язык будет бессилен. Одно греческое слово "фобос" (страх) по-латыни это и "pavor", и "metus", и "terror", но есть еще слово "timor", и именно этим последним переводится слово "фобос", когда речь идет о страхе Божьем. "Timor" (отсюда французское "timide" и "timidement") - это радостное робение или же страх причинить боль, обидеть, страх потерять.
Да, это именно такое действие благодати Духа – радостное робение и тончайший трепет  :-) и еще многое, что словом не выразить, как мне кажется.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #15 : 26 Июнь 2012, 16:26:32 »
    Считаю, что Страх Божий это страх потерять Любимого.
И это единственно верное понимание.
То же происходит и со словом наказание.
Очень мы любим приписывать Богу свои качества, протому и не понимаем истинного значения слов Писания и Предания.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #16 : 26 Июнь 2012, 16:27:28 »
Благоговение.
Религиозный трепет, возникающий перед святыней, глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо.
Боязнь навредить, испортить отношения, проявить неуважение.
« Последнее редактирование: 26 Июнь 2012, 16:38:24 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #17 : 26 Июнь 2012, 16:43:57 »
Краевед, вопрос ведь был о том, что чувствуешь.
А то, что чувствуешь, не всегда словами возможно описать, тем более словами из словарных статей.
Хорошо, если где-то найдешь слова, в которых хотя бы приблизительное приближение. Чтобы указать пальцем на луну ))

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #18 : 26 Июнь 2012, 17:45:39 »
Так и чувствую. Про Луну знаю мало.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #19 : 26 Июнь 2012, 18:13:42 »
Ясно ))

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #20 : 26 Июнь 2012, 18:53:56 »
"- это радостное робение или же страх причинить боль, обидеть, страх потерять."

Да, это именно такое действие благодати Духа – радостное робение и тончайший трепет  :-) и еще многое, что словом не выразить, как мне кажется.
Ух ты...а ведь что то подобное ощущаю иногда...
Спасибо :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #21 : 26 Июнь 2012, 20:42:08 »
Вот, хорошо сказал человек о Страхе как благоговении:
Цитата: священник Георгий
На вопрос, что такое страх Божий, исчерпывающий ответ дает Библия на латинском языке - Вульгата. За тысячу лет истории в языке Горация, Тибулла, Овидия и других величайших поэтов человечества накопился огромный словарный запас, латинские слова передают тончайшие оттенки смысла там, где почти всякий другой язык будет бессилен. Одно греческое слово "фобос" (страх) по-латыни это и "pavor", и "metus", и "terror", но есть еще слово "timor", и именно этим последним переводится слово "фобос", когда речь идет о страхе Божьем. "Timor" (отсюда французское "timide" и "timidement") - это радостное робение или же страх причинить боль, обидеть, страх потерять.
Да, это именно такое действие благодати Духа – радостное робение и тончайший трепет  :-) и еще многое, что словом не выразить, как мне кажется.
Класс!  :-)
Юра, дорогой, а откуда это? фамилиё есть у о.Георгия?  :-)

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #22 : 26 Июнь 2012, 21:01:22 »
погуглил, и нашел на azbuka.ru вышеприведенную цитату
сейчас еще погуглил, и нашел, что у автора есть фамилия и даже целая статья :)
http://pvd.chat.ru/text/Chistjakov/t15cist.html

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #23 : 26 Июнь 2012, 21:14:41 »
СпасиБо!  :-)

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #24 : 27 Июнь 2012, 08:57:21 »
    Моё мнение, что понятие "страх " понимается с эгоистичной, падшей точки зрения. И не все святые отцы говорили с этой точки зрения, или, как говорит прозелит, сообразовавались с самым низким пониманием слова - страх.
    Считаю, что Страх Божий это страх потерять Любимого.
! :-)
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #25 : 27 Июнь 2012, 09:00:17 »
"- это радостное робение или же страх причинить боль, обидеть, страх потерять."





Хотел сначала написать, О! Я с первых дней в церкви приходил в трепет перед некоторыми иконами, ......но вспомнил, мне это показали (сердцем и умом).
Хорошее сравнение. Спасибо.
Ух ты...а ведь что то подобное ощущаю иногда...
Спасибо .
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #26 : 27 Июнь 2012, 09:00:24 »
Да Благоговение можно назвать радостным робением. Оно противоположно наглости.

Паисий Афонский говорит что при открытии что либо духовного новоначальному он должен "рассыпаться в прах".
Причина думаю в том, что если этого не будет то повреждение наглостью.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #27 : 27 Июнь 2012, 09:30:08 »
 :-) у меня больше превалирует чуть иная ассоциация. Когда сердце начинает оживать, когда в нем проклевываются ростки, когда начинает дышать любовь, - это все очень хрупко. Все очень тонко и очень нежно. Есть страх это случайно и по неосторожности и деревянности своей разрушить. Подобный страх у меня был когда я брал на руки своего сына в возрасте около месяца. Я оччччень боялся что случайно что нибудь ему сломаю ли растяну, словом приченю ему случайный ущерб. А дочку маленькой я вообще опасался брать на руки в грудничковом возрасте. Я был неуклюжий, а она настолько хрупкой... Но такой страх просто неразделим с любовью....
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #28 : 27 Июнь 2012, 09:43:56 »
Думаю Любовь включает в себя и смирение и благоговение и еще что то.

Я ее воспринимаю как строку из http://www.isihast.ru/?id=2191 

 2.     Златой самородок, солнца груда,
Узришь его – не уйдешь оттуда. 

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #29 : 27 Июнь 2012, 11:23:49 »
Вот :
Цитировать
Григорий Синаит.Oбстоятельное рассуждение его же о безмолвии и молитве. сверх того о признаках благодати и прелести и о том, какое различие горячности и энергии и как легко впасть в прелесть без руководителя.
Цитировать
Следует знать, что Божественный страх не имеет трепета, но трепетную радость, образующуюся с помощью молитвы в пламени Божественного страха. Здесь я разумею трепет не радости, а гнева или наказания и оставления свыше; страх же предполагаю не от трепета перед гневом или наказанием, но от мудрости, которая называется началом премудрости. Страх, называемый у отцов двойственным, разделяется трояко: на вводный, совершенный и именуемый собственно трепетом, то есть колебанием и сокрушением.
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #30 : 27 Июнь 2012, 11:32:41 »
mirnestranik, и как ты эту цитату понимаешь, как ее клубок распутываешь?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #31 : 27 Июнь 2012, 11:40:20 »
mirnestranik, и как ты эту цитату понимаешь, как ее клубок распутываешь?
Читал раз пять подряд...думал опечатка вместо предлога а гнева...и гнева...т.е. думал отрицается гнев...когда понял что гнев НЕотрицается...а есть...шарики за ролики забежали...

Во всяком случае не понимаю как соотносится  "радостное робение" с гневом...
Может в ЭТОМ суть вопроса...
Вспомнилось..."гнев к страстям"...
Может возможно сочетание радостного робения с гневом к страстям...

Перечитал шестой раз :-)...чё то белиберда какая то...пойду поищу первоисточники в других перводах...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #32 : 27 Июнь 2012, 11:46:50 »
Или гуглом не умею пользоваться...или одно из двух :-)...
Один только вариант перевода нашёл...
http://www.omolenko.com/imyaslavie/sinait1.htm
Там разжовано...буду вникать...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #33 : 27 Июнь 2012, 11:56:30 »
то есть,  есть трепет пред гневом и наказанием. Но Божественный Страх не имеет трепета, этот Страх может стать для верующего
колебанием и сокрушением. В пламени этого Страха, и с молитвой (как катализатором) образуется трепетная радость. Сам же этот Страх рожден Мудростью – началом Премудрости.

Так, что ли...уфф  :mrgreen:

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #34 : 27 Июнь 2012, 12:01:09 »
Ну...вот чаво :
Цитировать
4. Признаки начала действия молитвы в тех, которые ищут его правильно, а не как любопытствующие, таковы, согласно Премудрости, сказавшей, что она приобретается теми, кто не испытует ее, и тем является, кто в нее верит (см.: Прем. 1, 2). В некоторых действие ее сказывается как восходящий свет, в других — как трепетная радость, в прочих — как радость, в иных — как смешение радости и страха, в некоторых — как трепет и радость, иногда же — как слезы и страх. Радуется душа промышлению и милосердию Божию, страшится и трепещет Его пришествия, будучи виновной во многих грехах. У иных вначале происходит неописуемое сокрушение и крайнее напряжение души, подобно скорби рождающей и страдающей в муках рождения, по Писанию (см.: Откр. 12, 2), так как живое и действенное Слово, то есть Иисус, как говорит апостол, проходит до разделения души и тела, суставов и мозгов (см.: Евр. 4, 12), чтобы насильственно отсечь страсти от всех частей души и тела. В других подвижниках просвечивают несокрушимый мир и любовь в отношении всех, в прочих — радость, которую отцы часто называют взыгранием, как силу духа, и движением живого сердца. Это состояние еще именуется биением и дыханием Духа, невыразимо обращающегося от нас к Богу (см.: Рим. 8, 26). Исаия называет его волной правды Божией, великий Ефрем — острием, а Господь — источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Водой, бьющей в сердце и разливающейся с великой напряженной силой, Господь собственно назвал благодать Духа.
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #35 : 27 Июнь 2012, 12:03:04 »
Цитировать
5. Взыграние, или радость, имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием духа, восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в Божественную воздушную сферу.
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #36 : 27 Июнь 2012, 12:06:03 »
Да, здесь хорошо сказано, как отображается в душе Премудрость. Но я тебя, вообще-то, не п.4 просил привести, :-)
а твое понимание...как ты эти все слова воссоединяешь в своем понимании.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #37 : 27 Июнь 2012, 12:18:34 »
Цитировать
7. Трепет имеет многообразные оттенки: один — от гнева, другой — от радости, следующий — от плотской страсти

Цитировать
Следует знать, что Божественный страх не имеет трепета
Вот это вот разъяснил :-)...запутал всё...
Цитировать
но трепетную радость
Так...ещё новое понятие...
может быть он ЭТО имел в виду
Цитировать
и есть бурная сердечная радость, называемая игранием духа, восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в Божественную воздушную сферу. Окрыляемая ревностью от Божественного Духа и освобожденная от оков страстей, душа прежде смерти пытается возвыситься к небу, неудержимо стремясь освободиться от тяжести тела.
А теперь оказывается что и ЭТО не то...а вот это :
Цитировать
Здесь я разумею трепет не радости, а гнева или наказания и оставления свыше;

И ещё это:
Цитировать
страх же предполагаю не от трепета перед гневом или наказанием, но от мудрости, которая называется началом премудрости.
прозелит писал:
\\\В пламени этого Страха, и с молитвой (как катализатором) образуется трепетная радость, а сам этот Страх рожден мудростью – начало премудрости. \\\
Похоже что ты прав...
А я всё равно ничё не понял :-)...наверное просто у меня отсутствует личный опыт...
Мда...а хотелось бы конечно...но...
Цитировать
Окрыляемая ревностью от Божественного Духа и освобожденная от оков страстей, душа прежде смерти пытается возвыситься к небу, неудержимо стремясь освободиться от тяжести тела.
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #38 : 27 Июнь 2012, 12:51:31 »
читать надо подлинники... :-)

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #39 : 27 Июнь 2012, 13:01:23 »
Если просто читать – то ладно. Но вот когда нет наставников, а ориентир в делании – такие переводы с.о., то это круто ))

Помолимся...

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #40 : 27 Июнь 2012, 14:04:12 »
Надеяться можно только на Господа...  :-)

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #41 : 27 Июнь 2012, 14:58:58 »
Паисия Афонского можно почитать там Благоговение между строк. Он приводит один пример когда отсутствует Благоговение.

Один монах клеил иконы Христа садясь на них. Он переспрашивал его несколько раз и не мог поверить что правильно понял его.

И думаю что Благоговение рождает мудрость а не наоборот.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #42 : 02 Июль 2012, 14:00:03 »
Вот Силуан Афонский       VIII. О несозданном Божественном свете и образах созерцания его

И вера есть любовь, но малая; и надежда есть любовь, но несовершенная. Каждый раз, когда душа восходит от меньшей меры любви к большей, она неизбежно проходит через страх. Любовь своим явлением изгоняет страх, но изгнанный малою любовью, он, при переходе души к большей любви, снова возрождается, и снова преодолевается любовью; и лишь совершенная любовь, по свидетельству великого Апостола любви, совершенно изгоняет страх, т. е. тот страх, в котором есть мучение.

      Есть иной страх Божий, в котором нет муки, но радость и дыхание святой вечности. Об этом страхе, который не должен оставить человека в пределах земного бытия, Старец говорит так:

      «Пред Богом должно жить в страхе и любви. В страхе, потому что Он Господь; в страхе, чтобы не оскорбить Господа плохим помыслом; в любви, потому что Господь есть любовь».

 

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #43 : 02 Июль 2012, 14:05:55 »
:)

Вторая книжка, которую я прочитал в православии. Тогда, в 1994 их почти не было, читал перепечатку (вручную на печатающей машинке делали где-то в 1990-1992).
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #44 : 04 Июль 2012, 00:18:30 »
Уверен, что, тот кто начинает свой путь не встретив Отца, не осознав любовь Его, но из страха Божия, хоть если покорят горы духовные - пустышка! А может и само зло воплоти.
Прп. Симеон Н.Богослов очень выразительно я ясно излагает ответ на поставленный вами вопрос о Страхе и Любви.
Во втором гимне он описывает последовательность возникновения Страха и Любви.

Сначала Господь дает видение своего лукавства, которое есть корень и источник греха, и насаждает Страх. Прп. Симеон сравнивает Страх с деревом, посаженным Господом, и просит:

«Дай ему укорениться и хорошо взойти, чтобы он высоко возрос на страже заповедей Твоих, ежечасно возращаемый умножением слез и слезных потоков, орошаемый которыми он все более растет и поднимается».

На растущем дереве Страха появляется цветок, который совершенно не похож на само дерево. «Страх, естественно, полон уныния и. стяжавших его беспрестанно печалит». А цветок – это Любовь, которая совершенно не имеет ни уныния, ни печали.  Прп.Симеон приводит удивительно точные образы:

«Устремив взор, о Христе мой, на один цветок, я не вижу тогда дерева, но все более и более распускающийся цветок, который, привлекая всего меня к себе любовью, переходит в плод любви и исчезает. Плод же этот не терпит, чтобы его носило дерево страха, но когда вполне созреет, тогда кажется одним без дерева, потому что в любви совершенно нет страха, однако без страха этот плод не может родиться в душе.

Поистине это чудо, превосходящее слово и всякую мысль, что дерево, возделываемое с помощью труда, дает цвет и приносит плод, плод же его, искореняя все дерево, остается один сам по себе. Каким образом плод бывает без дерева, я совершенно не могу изъяснить. Между тем любовь остается и пребывает без страха, который породил ее;»

Итак, Любовь порождается Страхом. И то, и другое дается от Господа, но Любовь выше всего и есть венец христианского пути. 

«Любовь эта есть Божественный Дух … Она есть Огонь и Свет, Она бывает облаком Света и делается Солнцем. Итак, как Огонь, Она согревает душу мою и воспламеняет сердце, возбуждая в них желание и любовь к Творцу. Когда же я воспламеняюсь душою и делаюсь подобным огню, Она, как светоносное сияние, вся летает вокруг меня, пронизывая душу мою сверкающими лучами и просвещая ум мой и делая его зрячим, делает его способным к высоте созерцания. Это именно и есть то, что я назвал раньше цветком страха».

Ну как же можно называть пустышкой того, в кого Господь насадил дерево Страха, если сам преподобный слезно просил об этом?

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #45 : 04 Июль 2012, 08:25:08 »
Но у раба и наемника нет любви, и человек может очень жестко зафиксироваться в этих состояниях.
Не факт. И раб может любить господина своего. И наемник может любить своего хозяина.
Христос воскресе, радость моя!

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #46 : 04 Июль 2012, 08:27:16 »
    Считаю, что Страх Божий это страх потерять Любимого.
Страх потерять... Что-то есть в этом эгоистичное... Может, скорее, страх - обидеть, оскорбить, принести боль?..
Христос воскресе, радость моя!

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #47 : 04 Июль 2012, 08:32:06 »
Да Благоговение можно назвать радостным робением. Оно противоположно наглости.
Или дерзости. Но не дерзновению. Дерзновение в людях Господь поощряет. Вопрос, как не перейти грань от дерзновения к дерзости?
Христос воскресе, радость моя!

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #48 : 25 Июль 2012, 17:34:11 »
viktorioan! Ваши слова: "Сегодня я хочу бросить камень в отцов! Тех отцов которые утверждают, что начало духовного пути есть "страх Божий".
"Страх Божий есть дар Божий. Как дар, он испрашивается молитвой. Желал сподобиться этого дара святой пророк Давид и потому умолял Бога: Постави рабу Твоему слово Твое в страх, пригвозди страху Твоему плоти моя,  то есть, мои плотские пожелания. Страх Господень есть один из семи даров Святого Духа, которые святой пророк Исаия исчисляет так: Дух премудрости и разума, Дух видения и 6лагочестия, Дух совета и крепости, Дух страха Божия".
 Слово свое Святой Симеон начинает так: “Как воспою, как прославлю, как достойно восхвалю Бога моего, призревшего многие грехи мои? Как воззрю к небу? Как отверзу очи? Как отверзу уста, Отец? Как буду двигать устами? Как простру руки к высоте небесной? Какие придумаю слова? Какие принесу глаголы? Как осмелюсь начать беседу? Как буду просить отпущения безмерных моих согрешений, прегрешений многих? Поистине соделал я дела, никак не заслуживающие прощения. Ты ведаешь, Спаситель, что говорю я! Я превзошел всякое естество, я соделал дела нижеестественные; я оказался худшим бессловесных, худшим всех животных морских, всех скотов земных, поистине худшим из гадов и зверей, преступив Твои заповеди больше естества бессловесных, осквернив тело мое и душу обесчестив. Как явлюсь Тебе? Как увижу Тебя? Как осмелюсь стать, окаянный, перед лицом Твоим? как не побегу от славы Твоей, от света, которым блистает Святой Дух Твой? Как не пойду во тьму один, соделавший дела тьмы? И буду отлучен от множества Святых! как стерплю глас Твой, отсылающий меня во тьму? Отсюда нося осуждение дел моих, весь ужасаюсь, весь трепещу. Одержимый страхом и ужасом, вопию Тебе: Спаситель мой! Знаю, что никто иной не согрешил перед Тобой, как я, ниже соделал деяния, которые соделал я, окаянный. Причиной был я погибели и других. Но и то опять знаю, в том удостоверился я, Боже мой, что ни великость согрешений, ни множество грехов, ни нечистота деяний, никогда не превзойдут Твоей человеколюбивой и великой, превысшей великой, превысшей слова и превысшей ума милости, которую Ты обильно изливаешь на согрешающих и кающихся с теплотой. Ты очищаешь их и просвещаешь, и соделываешь причастниками света, соделывая независтно общниками Божества Твоего. Ты часто беседуешь с ними, как с истинными друзьями Твоими, о чудном для Ангелов и для человеческих мыслей. О благость безмерная! О любовь неизъяснимая! Потому-то и припадаю, и вопию к Тебе! Как принял Ты блудного и блудницу пришедших, так прими меня, Щедрый, кающегося от души. Вменив, Христе мой, слез моих капли в источники, источающиеся непрестанно, омой ими душу мою. Омой ими и осквернение тела, произведенное страстями; омой от всякого лукавства и сердце: оно корень и источник всякого греха. Лукавство есть сеяние сеятеля лукавого. Где оно находится, там и прозябает и восходит на высоту, и произращает многие ветви лукавства и злобы. Его корни из глубин исторгни, Христе мой и очисти нивы моих души и сердца. Щедрый! Насади в них страх Твой. Сподоби ему вкорениться и возрасти удовлетворительно, чтоб высоко возрос он, хранением заповедей Твоих умножаясь, ежечасно, умножением же умножая точащиеся течения слез. Напаяваясь ими более и более, он возрастает и возвышается. Вместе со страхом, соразмерно ему, возрастает смирение. Смирению уступают все страсти, а с ними отгоняется и полк бесов. Все добродетели усматриваются последующими за ним, окружающими его, как царицу, как владычицу хранительницы, другини и рабыни. Когда же они соберутся и соединятся одни с другими, тогда процветает посреди них, как древо при источниках вод, страх, Тобою насажденный, и мало-помалу испускает странный цвет. Сказал я странный, потому что всякое естество рождает по роду, и семя всех дерев находится в каждом по роду; страх же Твой производит и цвет, странный естеству, и плод, подобно странный и чуждый себе. Страх этот естественно исполнен сетования, и стяжавших его заставляет непрестанно сетовать, как рабов достойных многих казней, как ожидающих ежечасно посечения смертью, видящих серп смертный, часа смертного не знающих, не имеющих надежды, ни извещения в совершенном прощении, но трепещущих предела, ужасающихся конца, но неизвестности изречения, которое последует на суде, о Боже мой. Цвет, производимый страхом, неизъясним по виду, еще более неизъясним но образу. Он зрится процветающим, но немедленно скрывается, что неестественно и не в порядке, что превыше естества, превосходит всякое естество. Однако цвет является прекрасным, превысшим всякого слова, восхищает к видению своему весь ум мой, не допуская помнить ничего того, о чем страх доставляет познание, но производит во мне тогда забвение всего этого, и улетает скоро. Древо страха опять остается без цвета. И скорблю, и воздыхаю, и усиленно вопию к Тебе! И опять вижу на ветвях древа цвет! О Христе мой! Имея взор устремленным к одному цвету, не вижу тогда древа этого. Но цвет чаще проявляется и, привлекая всего меня к себе вожделением, оканчивается в плоде любви. Опять этот плод не терпит пребывать на древе страха. Напротив - когда он созреет, тогда зрится один, без древа. Страх в любви отнюдь не обретается, так как, в противоположность этому, душа не приносит плода без страха. Поистине чудо, превысшее слова, превысшее всякого помышления! Древо с трудом процветает и приносит плод, плод же, напротив, искореняет все древо, и пребывает плод, пребывает один. Как плод без древа? Никак не могу объяснить. Однако он пребывает, однако он есть, любовь эта без страха, родившего ее. Эта любовь есть поистине величайшее веселье, исполняет стяжавшего ее радости и душевного наслаждения, изгоняет вне мира по ощущению, чего страх никак не может сделать. Он, находясь внутри видимых и внутри чувственных, как может стяжавшего страх поставлять вдали от всего и всего совокуплять с невидимыми посредством ощущения (духовного)? Поистине никак не может. Цвет и плод эти, порождаемые страхом, находятся вне этого мира. Они и ныне восхищают душу. и возносят, и поставляют вне этого мира? Как, скажи мне, эта любовь поставляет вне мира? Хотел я определенно узнать это. Это необъяснимо: Любовь - Божественный Дух”. свт. Игнатий Брянчанинов

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #49 : 25 Июль 2012, 17:35:54 »
Серафима! Вы не с Владимирского храма?

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #50 : 25 Июль 2012, 17:55:08 »
Цитировать
пророк Исаия исчисляет так: Дух премудрости и разума, Дух видения и 6лагочестия, Дух совета и крепости, Дух страха Божия".
Спасибо. Не знал. Есть логика, помню себя в детстве христианской просил меня вести, и не идти туда куда не надо, но идти туда куда надо! И действительно, страх, это то что закроет дорогу в "то что не надо".
Спасибо Виктор, спаси Господи.
Апостол Павел рекомендует "ревновать дары" и  в (1-е Коринфянам) показывает их приоритетность, то же есть над чем подумать.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #51 : 25 Июль 2012, 18:10:02 »
viktorioan! Мною была сделана ссылка на св.отцов, но есть еще и личный опыт. И он соответствует тому, что писано св.отцами. Ведь для того и оставлены нашему времени их труды, писанные в восходе солнца, чтобы мы могли сверять свой духовный путь в в его закате. Не обижайтесь на меня, если вас чем то непреднамеренно обидел. С Уважением Виктор 

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #52 : 26 Июль 2012, 00:24:15 »
Серафима! Вы не с Владимирского храма?
Нет. Я "с" храма Всех Святых в земле Российской просиявших. А вы во Владимирский ходите?
Христос воскресе, радость моя!

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #53 : 26 Июль 2012, 05:08:21 »
Серафима! У вас очень красивый храм, правда он для меня находится далековато, поэтому ни разу не был на службе. Я бывший прихожанин Владимирского храма, в прошлом году умер его настоятель отец Владимир, который многим нам был отцом духовным. В ночь на пасху я исповедовался ему, причастился из рук его, а в 9 утра отца Владимира не стало. Первое мое письмо за 2006 год было адресовано именно ему. Сейчас хожу или в Благовещенский, или в Покровский соборы.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #54 : 26 Июль 2012, 07:52:01 »
Да, я слышала об о. Владимире. Сочувствую вам.

Только мы с вами безбожно флудим.
Христос воскресе, радость моя!

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #55 : 26 Июль 2012, 08:52:39 »
viktorioan! Мною была сделана ссылка на св.отцов, но есть еще и личный опыт. И он соответствует тому, что писано св.отцами. Ведь для того и оставлены нашему времени их труды, писанные в восходе солнца, чтобы мы могли сверять свой духовный путь в в его закате. Не обижайтесь на меня, если вас чем то непреднамеренно обидел. С Уважением Виктор 
Нет, обиды нет, напротив, нет ничего лучше чем прямая речь. Информацию взял на заметку, для начала. Бог с каждым "ведёт свой разговор", то углубление, о котором вы упомянули - грандиозно, но порой для иного человека и судьба Антониевого башмачника отрадна, и достойна подражания.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #56 : 26 Июль 2012, 12:09:03 »
Кроме судьбы башмачника, есть еще судьба скомороха, достигшего ""высот ангельской жизни"...

Цитата: церковный историк Руфин Аквилейский (около 345–410)
Достигши высоты ангельской жизни, св.Пафнутий однажды просил Бога указать ему - с кем сравнялся он из угождающих Ему. И предстал ему Ангел Господень. "Ты подобен одному скомороху, который в соседнем селении промышляет своим искусством". Когда умирал св. Пафнутий, он сказал: "Богу угодны не столько тот или другой род жизни, сколько чистота и расположение сердца.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #57 : 26 Июль 2012, 15:34:34 »
Серафима - зря вы так.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #58 : 26 Июль 2012, 23:54:02 »
Серафима - зря вы так.
Не обижайтесь. :-) Просто лучше говорить об этом в личке.
Христос воскресе, радость моя!

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #59 : 27 Июль 2012, 09:43:36 »
Кроме судьбы башмачника, есть еще судьба скомороха, достигшего ""высот ангельской жизни"...

Цитата: церковный историк Руфин Аквилейский (около 345–410)
Достигши высоты ангельской жизни, св.Пафнутий однажды просил Бога указать ему - с кем сравнялся он из угождающих Ему. И предстал ему Ангел Господень. "Ты подобен одному скомороху, который в соседнем селении промышляет своим искусством". Когда умирал св. Пафнутий, он сказал: "Богу угодны не столько тот или другой род жизни, сколько чистота и расположение сердца.

Хорошее сравнение. Вот уж сутки об этом думаю. Многие писали, что лукавый не терпит насмешек. Скоморох не просто с людьми общается, не просто милостыней кормится, или как сегодня - требами священники, он на хлеб не получит, если позитив своей шкурой, своим выступлением не соскоморошит. А для этого и ощущать он должен. И других, и Бога.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?