Евагрий, кажется, один из немногих, кто поднял проблему тщеславия не поверхностно. По крайней мере, "схватил" почти у корня.
Я удивилась, когда увидела тщеславие не в тех грубых его проявлениях, которые привычны и не столь интересны. Почему человек хочет Огня, хочет Света? Что такое любовь к Господу? Возможна ли в этом едва уловимая корысть? Может быть, через Свет и Огонь человек ищет быть любымым, быть признанным?
Из помыслов только один помысел тщеславия многовещественен; он охватывает почти всю вселенную и открывает врата всем бесам, словно лукавый предатель некоего града. Особенно смиряет он ум отшельника, наполняя его многими словами и вещами, и разрушает его молитвы, которыми отшельник старается исцелить все язвы своей души. Этот помысел взращивают все вместе уже побежденные бесы; и, с другой стороны, благодаря ему входят в души [людей] все [прочие] бесы – и тогда они действительно делают «последнее хуже первого» (Мф?12.45). От этого помысла рождается помысел гордыни, низринувший с небес на землю «печать уподобления... и венец доброты» (Иез?28.12). «Но отскочи, не замедли на месте» (Притч?9.18), чтобы не предать «иным живота нашего и жития нашего немилостивым» (Притч?5.9). Этого беса изгоняет усиленная молитва и добровольный отказ от того, чтобы что-либо делать или говорить для [стяжания] проклятой славы.
Когда ум отшельника приобретет немного бесстрастия, тогда, взяв коня тщеславия, начинает он носиться по городам, неудержимо упояваясь похвалами и славою своею. Но, по смотрению Божию, сретив его дух блуда и заключив в какой-нибудь хлев, научает его там не оставлять одра прежде выздоровления и не подражать тем нетерпеливым больным, которые, имея еще в себе остатки недуга, пускаются в дорогу, или начинают ходить в бани и оттого впадают в прежние болезни.
Трудно избегать помысла тщеславия, ибо что ни сделаешь к прогнанию его, то становится началом нового движения тщеславия.
Помысл тщеславия есть самый тонкий. Он предстает перед теми, кои исправно живут, и начинает провозглашать их подвиги и собирать им дань похвалы у людей, представляя, как кричат изгоняемые бесы, как исцеляются жены, как толпы народа теснятся коснуться одежды его; предсказывает наконец ему и священство, приводит к дверям его и ищущих его, которые по причине отказа уводят его связанного против воли, — и таким образом возбудив в нем пустые надежды, отходит, оставляя далее искушать его или бесу гордости, или бесу печали, который тотчас наводит ему помыслы противоположные тем надеждам. Бывает, что он и демону блуда передает сего, незадолго перед сим досточтимого и святого иерея.