Исихазм

Автор Тема: Покаяние духовное и кровяное разгорячение  (Прочитано 5328 раз)

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Прошу духовного совета.
С момента принятия решения о связывании своей жизни с монашеством начал задумываться о покаянии не о как формальном осознании греха, а как о духовной добродетели. Читая у Отцов, что молитве Иисусовой должно сопутствовать покаяние и, что сердечная молитва стяжается многим плачем начал вспоминать особо тяжкие грехи, и вспоминая о ситуациях когда я жестоко поступал с людьми у меня начался сильный плачь. При этом чем дольше я держал в памяти определенную ситуацию тем больше у меня был плачь, при этом чувствовалось нервное истощение, а утешения не наступало. Теперь понимаю, что подход - плакать надеясь на утешение не правильный. Но вопрос правильно ли вызывать покаяние путем удерживания в памяти ситуации в, которой грешил, с целью вызвать плачь? Должен ли быть мотив "проработать" грех - омыть слезами, или нет, и если да, то как определить меру когда хватит? Стоит ли так делать если грех в силу внутренних перемен не повторится (по воле Божией, конечно), и удерживать в памяти с целью омыть слезами стоит лишь грех, который повторяется, скажем раздражившись на кого-то стоит ли держать в уме свою неправду и печалиться о ней до момента плача, и если да, то как долго хранить это состояние?
Понимаю, что вопросы вроде "Как долго плакать?" кажутся странными, но я действительно запутался в том, что есть покаяние.
При этом не хочу попасть в ситуацию когда происходит бессознательное поощрение себя за "омытый" грех, и когда покаяние переходит в цель, от чего бессознательное будет стремиться к кровяному разгорячению, а все это в итоги приведет к прелести.
К вопросу о необходимости разбирания этой ситуации навело следующее сообщение из этой темы http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.0
"Воцерковляемый человек может думать, что знает учение церкви или учение св.отцов, потому что ходит регулярно в храм на богослужения и начитался всяческих церковных книжек, но в реальности - без вселения Святого Духа в него - он только тщеславно грезит, приняв в себя уйму бесовских помыслов, толкающих его на игру в покаяние, смирение, самоуничижение и непринятия помыслов. И это западня, в которую попадают очень многие неофиты в церковном возрасте от нескольких месяцев до нескольких лет. А затем - при отсутствии истинного покаяния - слащаво-уничижительное и заискивающее состояние окончательно побеждает человека, соединяясь с осуждением всего чужого и непонятого. За нескольких лет принятый страстный помысел о необходимости спасения (в лоне церкви) - без истинного покаяния - превращает человека в монстра, имитирующего веру. "
Очень не хочу  попасть в такую ситуацию, а внутри что-то подсказывает, что от понимания правильного отношения к покаянию зависит мое духовное развитие, в конечном счете и само спасение.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #1 : 27 Январь 2013, 20:02:45 »
Прошу духовного совета.
С момента принятия решения о связывании своей жизни с монашеством
Не духовный совет, просто так :-).
На форуме есть несколько тем, затрагивающих состояние монашества - найдите, почитайте их. Задавайте вопросы. Но смысл таков, что в наше время, особенно если недавно пришли к Вере, лучше воздержаться от резких шагов. Сначала укрепиться в Церкви, понять смысл Христианства, поискать тщательно место (монастырь), попробовать там пожить как трудник, и если тяга не угаснет, тогда решать об уходе из мира.

Самое начальное покаяние желательно начинать с примирения со всеми. Без исключения. Просто идите и просите прощения у всех, кого обидели в жизни. Это принесёт очень серьёзное облегчение. Потом тщательная проверка своей совести, прямо с самого детства, и подробная Исповедь. Всё что мучает, висит грузом на душе, всплывает образами - всё несите на Исповедь. Если есть знакомый батюшка - отлично, можно попросить выделить время на это. Это принесёт ещё большее облегчение. И потом Причастие ко Христу.
Насильно насаждать плач не понимая о чём нужно плакать нет смысла. Потеря времени. Лучше углубляться в изучение настоящего Православного Христианства, искать ответы на вопросы "что такое Спасение?", "от чего спасает Христос?", читать Отцов (только нормальных) о внутренней жизни, о страстях, о молитве, и всё придёт само собой. С Божией помощью. 
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4524
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #2 : 27 Январь 2013, 20:24:08 »
часто люди путают раскаяние и покаяние...тут следует сказать, что покаяние вмещает в себя раскаяние, но раскаяние может так и остаться не завершенным покаянием...раскаяние это разламывание, разтождествление, отстранение,  покаяние скорее собирание...покаяние это изменение ума...очищение его его от страстный помыслов, страстных реакций и эрекций...за очищением ума подаются силы которые таковой  ум способен принять, ум укрепляется в этой силе и этим изменяется...в покаянии ум собираться в раскаяние скорее растрепывается...

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #3 : 27 Январь 2013, 22:00:10 »
При этом чем дольше я держал в памяти определенную ситуацию тем больше у меня был плачь, при этом чувствовалось нервное истощение, а утешения не наступало. Теперь понимаю, что подход - плакать надеясь на утешение не правильный. Но вопрос правильно ли вызывать покаяние путем удерживания в памяти ситуации в, которой грешил, с целью вызвать плачь? Должен ли быть мотив "проработать" грех - омыть слезами, или нет, и если да, то как определить меру когда хватит? Стоит ли так делать если грех в силу внутренних перемен не повторится (по воле Божией, конечно), и удерживать в памяти с целью омыть слезами стоит лишь грех, который повторяется, скажем раздражившись на кого-то стоит ли держать в уме свою неправду и печалиться о ней до момента плача, и если да, то как долго хранить это состояние?
Понимаю, что вопросы вроде "Как долго плакать?" кажутся странными, но я действительно запутался в том, что есть покаяние
Стефан, а не уводит ли такое удержание внимания на грехе от мыслей о Боге? Может, проще: увидел грех, осудил себя, исповедал Господу - и вернуть мысль к Богу и молитве? Истинный плач - это дар от Господа. Думаю, не стОит его искусственно вызывать.
Христос воскресе, радость моя!

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #4 : 27 Январь 2013, 23:42:02 »
В помыслах лучше каяться оптом. + На исповеди. Так быстрее. Иначе времени не останется ни на что.
И правильно говорят, что главное - это главное.
Покаяние - перемена ума, возвращение ума. Как в притче о блудном сыне - вернуться к Богу. Желать вернуться, как сын к отцу. Сделать первый шаг. И шагать, шагать... Отдав себя в заботливые руки....
Это и есть покаяние. А плоды - это результаты шагов.

А очищение не вдруг происходит обычно, а постепенно. Мы упираемся, а Господь очищает.
Подай нам, Господи, одежду брачную, да взойдём на твой пир, и уязви сердца наша любовию, которая к Тебе.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #5 : 28 Январь 2013, 10:02:09 »
Владимир Б., это не то, чтобы резкий шаг, просто в силу определенных причин семейная жизнь (со второй половиной) входит в резонанс с моим душевным и психологическим устроением, по ряду личностных особенностей. По монастырям периодически езжу – послушаюсь =)
Те шаги о, которых вы писали уже делал, сейчас просто испытываю кризис в дальнейшем продвижении. По максимуму как мог исправился, от ума, т.е. делая то, что открывал ум опираясь на Отеческое учение, кончено под словом «исправился» я имею в виду о векторе движения, но о тонкостях от, которых зависит многое нигде не нашел.  Под основной тонкостью я подразумеваю определение момента до, которого стоит удерживать горечь раскаяния, ведь можно раздражится, упрекнуть себя, сказать «Господи помилуй» и идти дальше переключившись, но изменит ли такое раскаяние душевное устроение и можно ли таким образом очистить душу от этого или от других душевных движений, как тщеславие и гордость, с другой стороны не хочется, чтобы удержание этой горечи превратилось в мазохизм при том нацеленный на самосмущение совести, лишь бы кается и ощущать себя грешным, с третей стороны может все же лучше пропускать помыслы не заостряя внимание на них, чтобы в виду психологического аспекта они потеряв како-либо значение в психическом устроении перестали тревожить, а подогревать ощущение вины, только при совершенном грехе, когда в действиях упрекнул кого-то или почувствовал обиду. Главные вопросы я бы сформулировал так: стоит ли подогревать чувство вины при раскаянии, и как отличить не "угашение" этого чувства, от умышленного подогревания, в каких случаях нужно "подогревать" и/или не "угашать", а в каких переключаться?

Цитировать
Стефан, а не уводит ли такое удержание внимания на грехе от мыслей о Боге? Может, проще: увидел грех, осудил себя, исповедал Господу - и вернуть мысль к Богу и молитве? Истинный плач - это дар от Господа. Думаю, не стОит его искусственно вызывать.
Вот тут я согласен – понял свою ошибку, но если вернуть мысль к Богу то стоит ли держать ощущение своей греховности сознанием пред Богом от чего происходит плачь, будь то внутренний или внешний, т.е. возвращаясь к вопросу выше..

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #7 : 28 Январь 2013, 10:53:41 »
Стефан, хороший момент в том, что Вы увидели ограниченность и искусственность психотехнических приемов. Дело в том, что удержание памяти в грехах и вызывание плача - это психотехника. У нее есть большие достоинства, недаром ее использовали подвижники, но у нее, как и у любой психотехники, есть серьезные недостатки. Психотехника, помогая, особенно, в начале пути, не должна стать самоцелью. В эту ловушку, когда различными психотехническими приемами выбиваются слезы и чувство покаяния, некоторые попадаются очень крепко. И застревают в ней на многие годы. А затем начинают учить и других. Их можно узнать по постным физиономиям и окрикам, что благодать нынче-де не доступна, ибо грешны все зело. Потому что не Бога ищут, а тому, как угодить своей страсти и, не очистившись, быть святее святых.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #8 : 28 Январь 2013, 15:51:28 »
Владимир Б., это не то, чтобы резкий шаг, просто в силу определенных причин семейная жизнь (со второй половиной) входит в резонанс с моим душевным и психологическим устроением, по ряду личностных особенностей. ....Те шаги о, которых вы писали уже делал, сейчас просто испытываю кризис в дальнейшем продвижении.
Ну вот... простите Стефан за предыдущие посты. :-)
Сам в таком же положении...:-)
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #9 : 28 Январь 2013, 17:09:09 »
Стефан.
Знаете что такое благодатный плач? Это когда ваше сердце объемлет внешняя сила и из вас просто польются потоки слез. В этот момент худшего грешника, чем вы - вряд ли найти. Отойдет эта сила и все прекратится. К такому плачу приводит Иисусова молитва по мере "сердца сокрушенно и смиренно" и не важно где вы в данный момент - в монастыре, или в миру. 

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #10 : 28 Январь 2013, 18:11:07 »
Внешняя сила, вызывающая плач, может не иметь к Богу никакого отношения!

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4524
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #11 : 28 Январь 2013, 18:32:31 »
и еще добавлю в целом о раскаянии и покаянии...в чем главное должен раскаяться человек так это в отпадения от Бога, от Любви, от Жизни, от трепета веры, от дыхания надежды, следовательно приходя к покаянию и в покаянии человек возвращает через принятия благодати Духа потерянное...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #12 : 28 Январь 2013, 18:44:26 »
Внешняя сила, вызывающая плач, может не иметь к Богу никакого отношения!

Именно так! На определенном этапе обращение к такой внешней силе становится элементарной психотехникой. И ощущать себя худшим грешником очень приятно для эгоизма.

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #13 : 28 Январь 2013, 19:11:23 »
Alexander, очень похоже на меня.
"И ощущать себя худшим грешником очень приятно для эгоизма." - даже думаю, что на подсознании в каком, то отношении такая игра тешит тебя тем, что подчеркивает индивидуальность, и формирует ощущение своей индивидуальности, т.е. "я не похож на других, по тому, что я каюсь". Очень хорошо подметили. Тут еще вопрос об осознании индивидуальности одновременно возникает, всегда ли плохо ощущать ее, и не есть ли это одна из форм, если не основная как раз эгоизма?... а ведь нас с детства учили быть индивидами..
Последнее время замечаю, что когда вижу кого-то из духовенства простым и веселым, а не с насупленными бровьми и потупленным взглядом чувствую, что такой человек вызывает отторжение из-за несоответствия его моему внутреннему устроению. Если раньше верил себе и считал себя единственно правым со своими взглядами, то теперь начинаю сильно сомневаться, и понимаю, что что-то со мной не так.  Вопрос об этой психотехнике для меня открыт. Скажем на меня подействовал тщеславный помысел, т.е. возникла мысль и буквально за 1,5-3 сек. вызвала мерзкое услаждение, пока сознание не успело среагировать, стоит ли тут применять эту психотехнику, если при этом часто себя хвалишь внутри за это, а от этого происходит еще более сильное раскаяние? К слову однажды я дошел до отчаяния, когда меня закрутил такой процесс, что каясь я гордился от этого, и от этого еще больше каялся, в итоге рыдал как трехлетний мальчик у, которого первоклассник машинку в песочнице отобрал, и конце концов впустил в душу отчаяние, и унывал весь день.
Вопрос как поступать с душевными страстями, может пропускать их как было в начале пути при борьбе с грубыми страстями, т.е. вменяя такие помыслы ни во что или все же каяться после помысла? Кстати, грубые страсти были преодолены таким отношением, также помогал гнев на эти помыслы, естественно при не удержании внимания на них. Но все же мои усилия тогда были минимальны, т.ч. зная, что я духовный младенец в брани и, что только благодать и исцелила, не дерзаю думать, что мои "методы" борьбы играли какую-то роль. Теперь когда встал вопрос о "тонких" страстях, то возникает вопрос, метод борьбы одинаков ли со всеми страстями. В принципе, что касается раскаяния "свыше" (или во всяком случае более не произвольного), то оно временами бывает на молитве,  в моменты о, которых писал Краевед по ссылке в первом пункте, а стоит ли покрывать тщеславные моменты или моменты осуждения такой психотехникой и как не заиграться в этом, чтобы это как раз не стало целью и не приводило в уныние и отвержением благодати, ради произвольного смущения себя, но при этом и не окаменеть когда начнешь спускать себе даже откровенные обиды  и резкие ответы в отношении с ближними?
« Последнее редактирование: 28 Январь 2013, 19:34:39 от Стефан »

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #14 : 28 Январь 2013, 20:10:01 »
Именно так! На определенном этапе обращение к такой внешней силе становится элементарной психотехникой. И ощущать себя худшим грешником очень приятно для эгоизма.

Отсель мораль: Анахорет! Если тебя посетила сила, или ты сам до неё достучался, и она умиление аль покаяние в тебе вызывает, ты не спеши объявлять её святой, божественной, Христовою. А лучше не принимай ея, но и не отвергай. Поплакать ты конечно с сокрушением можешь, ибо это только слезы. Но и в них имей меру, дабы самость твоя не раздувалась. И цель Твоя - Бог - в слезах не терялась. А слезы разбавляй радостью о Бозе Спасителе твоем. Ибо, как глаголет божественный Исаия: Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь. (Ис. 49:15–16) :-)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #15 : 28 Январь 2013, 20:28:21 »
Стефан, за проблемой, о которой говорите Вы, прячется гордость. Он подсказывает: "я не похож на других, потому что я каюсь". Она же действует и более тонко: я каюсь, лью слезы и ощущаю себя худшим - и в этом причастен к великим святым. Она же вылезает чертиком осуждения при виде непостящегося человека во время поста. Она же вгоняет в уныние и отчаяние при невозможности вести святую жизнь. Это все известнейшие искушения на, условно говоря, третьем этапе подвизания. Первый этап - окаменелое бесчувствие, когда человек грехов своих не видит и слезу выдавить не может. Второй - очищающий слезами. А третий начинается, когда приходит понимание, что слезы не панацея - они могут стать прелестными и источником скрытой гордости. Но уже на этом этапе вспыхивают, пусть и далекие, отблески благодати и даруют, хоть и недолгие, ясность, мир, неосуждение и тишину. И именно эти отблески показывают - безо всякой психотехники выжимания слез - нашу грехи и ведут к их очищению.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #16 : 28 Январь 2013, 20:57:48 »
Ясность, мир, неосуждение, тишина.

В свободное же от этого время винить себя - осуждая на суд... это далеко не всем, эдак и до отчаяния можно доосуждаться. Тут рассуждение нужно. Лучше укорять себя. Вот, сделал плохо - плохо это, что ж это я так делаю, так не надо делать...
Помыслы по мере сил отвергать можно, каяться в принятии помыслов надо оптом, чтобы на них не задерживаться.

Вся эта борьба нужна некоторым образом, как наше произволение. Но исправление корня - причины нашего повреждённого состояния, как и очищение (а не наше затыкание трубы с говном - говно то никуда не денется) - это всё действие (благодать) божественное. Поэтому надо запастись терпением и упованием, и возлагать на Бога большие надежды, чем на наш практически бесполезный, но необходимый с нашей стороны минимальный труд.

Тонкие страсти... тонкие мучения... Человеку сопротивляться им беспроигрышно не под силу, разве что отдельным очень цельным и волевым, опытным натурам. Но, спустя много лет борьбы, они тоже устают, как показала практика, и выхода не видно.

Страсти-мучения преображаются в нечто другое, преображаются божественным действием.
Если вы задушите все страсти, гордость не оставит вас, показывая самого себя святым. Любая страсть показывает наше несовершенство и зовёт нас к Лекарю.

Начали видеть свои грехи - благодарность за это должна быть нашим дыханием, заплакали о них и нашем отчаянном катастрофическом положении - благодарность за данное нам познание должна быть нашими словами. Увидели мы небольшое очищение страстей и облегчение нашей душе - благодарность сердца должна стать нашей жизнью.

Наступили мир и тишина в душе - где наша любовь ко Господу ?
« Последнее редактирование: 28 Январь 2013, 21:18:11 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #17 : 28 Январь 2013, 21:31:02 »
Цитировать
Отсель мораль: Анахорет! Если тебя посетила сила, или ты сам до неё достучался, и она умиление аль покаяние в тебе вызывает, ты не спеши объявлять её святой, божественной, Христовою. А лучше не принимай ея, но и не отвергай. Поплакать ты конечно с сокрушением можешь, ибо это только слезы. Но и в них имей меру, дабы самость твоя не раздувалась. И цель Твоя - Бог - в слезах не терялась. А слезы разбавляй радостью о Бозе Спасителе твоем. Ибо, как глаголет божественный Исаия: Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь. (Ис. 49:15–16)
2 Alexeiy, Alexander, вот в этом проблема - пришел как раз к этому - благо сознал. Сейчас общее состояние не смотря на проблески сознания еще покоится в колее мыслей о том, что христианство это печальное состояние, при этом любя свою веру (в хорошем смысле слово) плод с таким подходом получил не лучший - отождествление себя как раз с состоянием вечной печали и видением спасение лишь в этом. Доходило до того, что принимал благодать, ну или во всяком случае радость и легкость на душе после исповеди за греховное движение, и напускал печаль когда душа была окрыленной. Сейчас столкнулся с тем, что испытываю вину когда скажу лишнее слово, усмехнусь и т.д. По поводу желания аскетической жизни не знаю стоит ли заводить отдельную тему или в контексте этой поднять. Но если коротко, то чувствую свою неполноценность (в плане "работания" Господеви) от не решимости отказаться от земных благ - музыки, т.к. давно занимаюсь музыкой, и хоть сейчас времени уделяю мало, но что-то говорит мне оставить это, и вкусной пищи. Alexander, до ваших слов воспринимал это как именно таким образом, т.е. печалился за малодушие, но теперь сомневаюсь стоит ли печалиться об этом на этом этапе и в чем корень этой печали? Отказ от радостей мира сего приведет ли к смирению в такой ситуации или еще больше надмит? Потом может создам отдельную темы о земных благах (если не найду на форуме)... Про моменты "просветления" - да такие бывают, но редко - от силы раза два в неделю. Похоже я действительно сейчас именно на том этапе о, котором вы сказали, но в каком направление двигаться теперь? Смиренно ждать милости Божией или можно что-то предпринимать?

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #18 : 28 Январь 2013, 22:03:00 »
2 Alexeiy, Alexander, вот в этом проблема - пришел как раз к этому - благо сознал. Сейчас общее состояние не смотря на проблески сознания еще покоится в колее мыслей о том, что христианство это печальное состояние, при этом любя свою веру (в хорошем смысле слово) плод с таким подходом получил не лучший - отождествление себя как раз с состоянием вечной печали и видением спасение лишь в этом. Доходило до того, что принимал благодать, ну или во всяком случае радость и легкость на душе после исповеди за греховное движение, и напускал печаль когда душа была окрыленной. Сейчас столкнулся с тем, что испытываю вину когда скажу лишнее слово, усмехнусь и т.д. По поводу желания аскетической жизни не знаю стоит ли заводить отдельную тему или в контексте этой поднять. Но если коротко, то чувствую свою неполноценность (в плане "работания" Господеви) от не решимости отказаться от земных благ - музыки, т.к. давно занимаюсь музыкой, и хоть сейчас времени уделяю мало, но что-то говорит мне оставить это, и вкусной пищи. Alexander, до ваших слов воспринимал это как именно таким образом, т.е. печалился за малодушие, но теперь сомневаюсь стоит ли печалиться об этом на этом этапе и в чем корень этой печали? Отказ от радостей мира сего приведет ли к смирению в такой ситуации или еще больше надмит? Потом может создам отдельную темы о земных благах (если не найду на форуме)... Про моменты "просветления" - да такие бывают, но редко - от силы раза два в неделю. Похоже я действительно сейчас именно на том этапе о, котором вы сказали, но в каком направление двигаться теперь? Смиренно ждать милости Божией или можно что-то предпринимать?
Извините, что встреваю: в принципе достаточно понимать, "усвоить", принять то, что христианство -- это не печаль, а весь спектр чувств и эмоций. Принятие этого -- часть смирения, а без смирения недалеко продвинетесь.

Отсель мораль: Анахорет! Если тебя посетила сила, или ты сам до неё достучался, и она умиление аль покаяние в тебе вызывает, ты не спеши объявлять её святой, божественной, Христовою. А лучше не принимай ея, но и не отвергай. Поплакать ты конечно с сокрушением можешь, ибо это только слезы. Но и в них имей меру, дабы самость твоя не раздувалась. И цель Твоя - Бог - в слезах не терялась. А слезы разбавляй радостью о Бозе Спасителе твоем. Ибо, как глаголет божественный Исаия: Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь. (Ис. 49:15–16) :-)
Старец! Старец!!!

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #19 : 28 Январь 2013, 22:21:14 »
Но если коротко, то чувствую свою неполноценность (в плане "работания" Господеви) от не решимости отказаться от земных благ - музыки, т.к. давно занимаюсь музыкой, и хоть сейчас времени уделяю мало, но что-то говорит мне оставить это, и вкусной пищи.

Стефан, а в чём неполноценность? Св. Иоанн Синайский говорит, что мирская музыка может показывать душе красоты духовного восхождения. Разве у Вас такого не бывало?
А на счёт пищи... Полезней по-моему отказаться от явно вредной. Хотя дело Ваше.
Помните только, что любые аскетические самоужимки это Ваш выбор и отвечать за них Вам и только Вам. Ещё помните, что на таких ужимках как на дрожжах растёт гордыня и греется эгоизм, так что если они и нужны, то только временно. И ещё, любое самоограничение в связи с призывом к нему (некой) силы, это сродни сделке, типа как "продажа души". Сила, если она чиста и возвышенна, или тем более ангелического порядка, в ответ на жертву ей (самоограничение) может сообщить и некий духовный скачёк, может помочь сформировать духовное тело, может приблизить и передать благодать Божию. Но потом от неё будет очень сложно отвязаться, так Вы будете ей должны Вашу жертву. А Бог говорит по иному: Не жертвы Я хочу, а преданной любви. Хочу, чтобы познали люди Бога, а не приносили всесожжении (Осия 6:6). и ещё: жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50:16).

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #20 : 28 Январь 2013, 22:34:29 »
Старец! Старец!!!

Какая же все таки сука эта гордыня. Вот Вы Юра написали, а у меня уже на душе тепло, сладко... и мерзко... Я то понимаю, что Вы шутите, а она нет... Безумная, пустораздутая страсть... :(

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #21 : 28 Январь 2013, 22:43:42 »
Какой прицельный удар! :)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #22 : 28 Январь 2013, 22:50:25 »
Какой прицельный удар! :)

- Штирлиц, где Вы научились так хорошо стрелять?
- В ДОССААФе, - ответил Штирлиц и подумал: "А не сболтнул ли я чего нибудь лишнего?" :)

P.S Ой, опять потеплело... :(

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #23 : 28 Январь 2013, 23:19:23 »
  Хм. Вот подскажет кто-то из нас вам чего - вы и ринетесь выполнять. Давно замечено, например, что духовные книжки очень возжигают читающего... Иногда - не в меру. И оставляется ясность мысли.

  Смиренно ждать.... всё не так просто. Вот апостолы. Учил их Иисус, учил - а они всё переглядываются между собой, и кивают Иоанну - "спроси учителя"...

  Смирение - это, с греческого, - плодородная земля. И растёт в ней то, что Господь насадил. Растёт внутри нас, и меняет нас. Отдать нужно себя в руки Божественные, чтобы как пластилин нас лепил Господь. А чтобы процесс пошёл быстрее, нужно, как Каллист Ангеликуд говорил, покаяться выше своего разумения. Тогда и молитвы опытных людей в пользу пойдут, да и много чего.
  Покаяться превыше своего разумения - изменить ум, вернуться к Богу превыше своего понятия. Разве не чудо ? Каждый этап - это нечто, а переход - это чудо.

  Ну, практически, что можно сделать ?
  Если страсти - восстать против самой противненькой, но разумно. Понимать надо, что не победишь, а Господь - всё может. Особенно хорошо против страсти, которая цепляет других людей нашими действиями. Бороться соответственным лекарством, у святых глянуть можно, у того же Кассиана Римлянина.
  Просить благ, молиться за обиженных нами: за убитых абортами, во-первых, за остальных, за врагов. Надо же понимать - вот Максим Исповедник говорит, что в конечном счёте все в рай попадём. Ну и что, будем там зверями друг на друга смотреть ?
  Свет пришёл в мир. Но стал ли он, Иисус, нашим сокровищем ? Читать Евангелие, смотреть, есть ли у нас цель в жизни большая, чем стать Его учеником. Чтобы уязвил Он сердце наше своей любовию.
  Чистота внутренняя - это брачные одежды, а последние - это средство прийти к Богу. Не забыть в своей борьбе о главном.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #24 : 28 Январь 2013, 23:21:58 »
Старец! Старец!!!
Какая же все таки сука эта гордыня. Вот Вы Юра написали, а у меня уже на душе тепло, сладко... и мерзко... Я то понимаю, что Вы шутите, а она нет... Безумная, пустораздутая страсть... :(
Вы знаете, дело не в этом. Я по себе заметил, что когда много пишешь на этом форуме, то незаметно разгорячение приходит. И это разгорячение сродни тому разгорячению перед исповедью (когда-то давно было такое), а также в бесплодной попытке затащить знакомого в храм (заинтересовавшегося православием). Сколь же близки между собой религиозное покаяние и разгорячение! И как же далеко (пропасть) между подлинным покаянием и разгорячением...

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #25 : 28 Январь 2013, 23:34:59 »
yury_petrov, да похоже. Везде действует гордыня. Она проникает в религиозные чаяния, она отравляет простоту, свежесть и любовь обычной, правильной человечности. И когда она умаляется через игнор, то Бог утешает благодатью. И в исповеди, и в общении... Нужно её отодвинуть в сторону в искреннем, как  стрела, полёте к Богу...

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #26 : 29 Январь 2013, 00:04:18 »
Alexeiy, да, кстати о человечности, вечной свежести христианства позволю себе немного написать (православным с неустойчивой психикой лучше не читать).
Я каждый год езжу на праздник Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру. Не ради знакомств с монахами или обязательного присутствия на службе. А ради незримой благодати и радости, опускающейся на всякого, кто может усилием над собой абстрагироваться от безумных и разгоряченных толп приезжих и праздничной суеты. В этом году у меня не получилось приехать, да и вообще я был далеко не в России и в результате опоздал на один день. Вдобавок меня еще и не встретили на машине. Иду домой от электрички совершенно чумной, разгоряченный (хотя и с молитвой, а идти около 20 минут) и приходит ко мне ужасающая мысль: раз я Тебе, Господи, не смог исповедаться на праздник, то давай-ка я сейчас Тебе здесь по дороге домой и поисповедаюсь, а ангелы пусть будут мне свидетелями...
Передо мной Небеса открылись... Такой исповеди у меня никогда не было -- я говорил, говорил, говорил такие грехи, о чем и подумать даже не мог, давно забыл и вообще не считал это грехами... было ощущение, что я не сам говорил грехи, в некто во мне... Я плакал и радовался, из меня столько раз выходило и входило обратно сердце, что я не понимал, что вообще происходит...
Жена меня встретила не как всегда: улыбка, дежурный поцелуй, вкусный ужин и т,д,, а словами: ты приехал другим человеком...
Вот так бывает...

P.S.: не стоит кому-либо повторять этот опыт.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #27 : 29 Январь 2013, 00:15:44 »
P.S.: не стоит кому-либо повторять этот опыт.

Стоит. Но я думаю, само по себе это не даётся. Сначала Бог любит, потом уже всё бывает.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7520
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #28 : 29 Январь 2013, 00:51:31 »
[P.S.: не стоит кому-либо повторять этот опыт.
Уже запоздалый совет для меня. Только вот по одному лишь собственному желанию такое никогда не происходит.
И бывает очень редко.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.