Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - svod

Страницы: [1] 2 3 4
1
Диалог / Кто есть Слово, что есть слово?
« : 30 Январь 2024, 03:56:59 »
?

2
Диалог / Кто есть Слово, что есть слово?
« : 28 Декабрь 2023, 13:30:05 »
 Нам не дано предугадать,
 Как слово наше отзовется, —
 И нам сочувствие дается,
 Как нам дается благодать...


Решил, что эти строчки Тютчева являются хорошим эпиграфом к данной теме.

Слово, которое обращено к другому, без со чувствия к человеку, как дрУгому, отличному от тебя (дрУгость термин Бахтина) обречено на семантический провал  смыслов, которые ты желал довести до собеседника, как бы умно ты не написал. Но верно и следующее, чрезмерное эмоциональное давление  заложенное в семантическом смысле слова, разрывает его ментальную оболочку, не донося тот мысленный посыл, который формировал отправитель к адресату. И весьма немногим, а многим из немногих далеко не всегда, дается  способность вместить в свое слово благодать Слова, которая была бы доступна для слышания услышавших.

На форуме сложилась такая тенденция. Появляется новая тема, участники форума выражают свои мысли относительно этой темы, и, какое то время она развивается, до тех пор пока некоторые посты не превращаются в охраняемые посты, откуда, как из пулемета, ставшие друг к другу в оппозицию, некоторые участники форума начинают строчить эмоциональными сообщениями, как разрывными пулями, гася на поражение уже  любую здравую мысль, которую невозможно увидеть в груде расстрелянных смыслов.

Братья и сестры, прошу вас бережнее относится к слову и не распинать им ни друг друга, ни Слово, которое вы желаете (и верю, что можете) донести до участников форума.

Надеюсь, что мое вступление вы услышите, как приглашение к обсуждению озаглавленной темы, а не к обезглавливанию ее.






3
Подраздел форума "Богословие исихазма" имеет такое краткое описание: ""Осмысление мистического богословия святых отцов".

Предлагаю в этом топике обсудить не теорию ИМ, а  мистическую практику и не самой молитвы, а духовную практику форумчан. Как оно работает в нашем реальном мире. Выделил эту тему из топика "Понимание Добра и Зла"


Говоришь, что "стали понятны и видны все движения в человеке и даже его мысли и склонности"...  Однако это самонадеянность из серии сучка в чужом глазу и бревна в собственном.

Да, я взял за основу мысль Колхозника, как берут бревно в виде  необходимого материала, для дальнейшей работой над ним. Александр верно сказал, самонадеянно видеть сучок в чужом глазу, не замечая своего бревна, но, увы, этот период воззрения на мир и людей неминуем для каждого. Но когда то в практике (назовем ее духовной), у кого то возникает ситуация, когда видя сучок в чужом глазу, он начинает чувствовать (пока чувствовать, а не видеть), что что то по ощущению похожее на бревно одной стороной бревно давит на сердце, а другой на мозг (ум), причем данные ощущения могут быть вполне физически ощущаемы в виде давления в висках или в затылке, покалывании сердца и т.д. А далее (при достижении определенной развитости ума и сердца) ты начинаешь видеть,  что сучок видимый  в глазу другого конгруэнтен тому, что ты ощущал как бревно, то есть ты начинаешь видеть умом и сердцем то бревно, которое ты только ощущал, но не видел.

Еще раз иными словами. Если ты видишь сучок в глазе брата своего и ощущаешь некоторую досаду на сердце и возмущение в уме от увиденного, то это ничто иное как твое бревно, которое конгруэнтно сучку в глазу другого.

Следующий этап - извлечение бревна из своего глаза , оставлю этот период для дальнейшего рассмотрения. Пока отмечу, что это не делается в мгновение ока, скорее этот период многоэтапен, зачастую приходится раскалывать это бревно умом как топором на колоде сердца, а то и тела, для того, что бы получить приемлемые поленья (поленья (определение) - части распиленного и расколотого бревна для топки). А дальше в топку, все в топку)) 

В чем суть? Если ты избавляешься от своего бревна, то ты обретаешь некий дар извлечения сучка из глаза ближнего твоего, или же (что выше по духовному статусу), ты обретаешь дар дарить такой дар.

И на этом этапе, ты можешь видеть сучок в глазе брата своего без одновременного видения бревна в своем глазу, виду его отсутствия. И тогда око твое чисто. Но бревно не одно. И вполне возможно, что "в конце дороги той плаха с топорами".   

Как проверить есть ли бревно в твоем глазу? По ощущениям и по ощущениям безОбразным, что в уме, что в сердце. Тишина ума и умиротворение в сердце. Причем сердце может испытывать боль и давление, но как бы не из нутри, скорее снаружи, так же и с умом.




4
Диалог / Работа
« : 12 Ноябрь 2023, 19:18:15 »
Не то что жутко, но больно интересен такой вопрос:

Какая рабочая специальность у тех форумчан, кто согласен побеседовать на тему:

Моя основная работа, что она значит для моего делания - умного или нет - не важно. Вопрос поставлен!

5
Диалог / О видении Добра и Зла
« : 31 Октябрь 2023, 20:29:35 »
Предлагаю отделить рассуждения о Добре и Зле из топика "Музыка и духовность" в данный топик. Тему то отделить можно, но  возможно ли отделить добро от зла. Вроде разные понятия, полностью противоположные друг другу, но при этом соединены в одном плоде одного древа.

Вереск задал неплохой разворот темы

К примеру, можно спросить себя, как-бы ты говорил про добро и зло, если б не знал этих слов. Дальше найти эти слова, а потом еще раз отбросить и найти другие. Вот так и подойти к себе и найти предельно близкие слова, выражающие твоё личное ощущение добра и зла. Вот о таких словах и прошу вас. Вернее как бы спрашиваю, есть ли они у вас?

Вереск, для того что бы найти слова, а затем отбросить их и найти нужные, эти слова должны исходить не только от меня. Пока нашел такие вот слова)






6


Возник вопрос: кто такой гений? Может ли быть гений душевным человеком  или он абсолютно приподнятая духовная величина над общем массивом человеческого сознания. Может ли гений быть святым, или скажем так: может ли святой быть гением? Кто гений проводник (кого, чего?), вещает он от сердца или от ума? Или как ответить на вопрос Пушкина (который и гений и все знает):  А гений и злодейство  - Две вещи несовместные. Неправда ль?    Высокий дух истинного Творчества может ли быть совместим с какими-либо низкими помыслами? Да или нет - это не ответ, хотелось бы услышать если не ответы, то мнения по поставленным вопросам.

7
Диалог / Почему Христос?
« : 03 Март 2023, 11:12:36 »
Давно вынашивал этот вопрос, и, похоже для меня вопрос созрел для обсуждения его на форуме.

Я намерено озаглавил тему как: "Почему Христос?", а не "Почему христианство?", или "Почему православие?". Вопрос конкретен: почему я выбрал Христа, как центр моего мировоззрения и спасения, или (и такое возможно) почему Христос является основообразующим началом наряду с другими (Магомет, Будда, Заратустра...) моего религиозного мировоззрения. Христос одИн из них или же Христос Один среди них. Намерено не сужаю вопрос до избитого в дебатах Христос Бог или не Бог, пророк Бога или Его Сын, хотя и это в обсуждении вопроса может прозвучать как аргумент. Вопрос конкретен: почему Христос?

Свое видение этого вопроса постараюсь изложить в процессе дискуссии.

8
Наверное странно услышать такой вопрос от человека, который уже далеко не первый год на форуме и должен был такие вопросы задавать, будучи ещё новоначальным его участником. Но все же, если состоится  диалог, то постараюсь в процессе его прояснить в чем мой вопрос.

Многие спорят о форме ИМ, какая лучше: полная, краткая, очень краткая. О языке: на русском, на греческом, или ином иностранном, если ты иностранец? О месте молитвы: со средоточием в сердце или на пупе.  О виде молитвы: устной, умной, умносердечной и т.д. и т. п. .  Вопрос не в том.

О чем Иисусова Молитва? В чем ее суть? К кому она обращена? Что за ее словами, какой смысл мы вкладываем в ИМ? О каком помиловании мы просим? Существует ли восхождения по лествице  ИМ для молящегося (в том что он существует я не сомневаюсь) и какое? Если можно так сформулировать: существует ли эволюция ИМ? Не есть ли она  больше, чем само ее название ИМ?
Раскрывается ли с течением времени  сакральный смысл слов ИМ, где слова уже больше, чем слова, и изначальное помилуй становится нечто большим?

9
Диалог / О войне без политики.
« : 01 Март 2022, 20:14:51 »
Открываю новую тему, понимая, что она взрывоопасна, и в ней легко попасть под кесарево сечение, но и не затронуть этой темы нельзя, к тому же она уже пробивается в других топиках, потому предлагаю сконцентрировать в данном разделе свои рассуждения о событиях, которые не могут не затронуть каждого из нас. Благо, что потенциал нашего форума достаточен, чтобы не рассуждать по верхам, ища кто прав, кто виноват: Запад или Восток, либералы или демократы, укры или русы..., не в этом суть.

То что современный мир переживает глобальные перемены - это не вызывает сомнений ни у кого из мыслящих людей. Да мир уже изменился, и стал другим.
Я не пытаюсь утверждать, что мои дальнейшие рассуждения об апокалипсисе являются его толкованием, скорее я выбрал язык апокалипсиса для освещения событий дня сегодняшнего.

"И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный и чтобы победить."

В традиционной трактовке нарицательное имя всадника на  белом коне  — «Чума».

Венец (русский перевод) во многих других переводах читается как КОРОНА.

Лук обозначает быстрый способ поражения. Стрелы летят по воздуху, вирус передается так же воздушно-капельным путем. Стрелы не меч, кого-то ранят смертельно, но опять же не всех. К тому же Стрелы и лук – это атрибуты Аполлона, которого представляли в качестве бога-целителя и одновременно бога-губителя. Стрелами он мог насылать чуму, но мог ее и лечить.

Появление всадника на белом коне, знаменуется снятие Агнцем первой печати и фактически говорит о начале цикла событий, которые устремлены по Иоанну Богослову  к Армагеддону - последней битве Добра и Зла.

В принципе, размышления о первом всаднике апокалипсиса не мое ноу хау, с подобным мнением я ознакомился в интернете еще в прошлом году. Ознакомился и ...отложил где то на задворках памяти. Однако, события последней недели погрузили меня в такое состояние, что во мне заработали метафизические алгоритмы и я услышал стук копыт второго всадника  имя которому Война, что побудило  меня рассмотреть произошедшие события в свете событий Откровения Иоанна Богослова. И не то что я настаиваю, что Апокалипсис описанный Иоанном происходит именно сейчас. Просто я увидел, что основные вехи человеческой цивилизации  повторяются в мировой истории, и при этом имеют имеют сходные знамения и предзнаменования. Метаистория и история данного периода времени периодически пересекаются, образуя метафизический крест между собой. И то что в толковании Апокалипсиса святыми отцами спустя века, не совсем коррелируются относительно  наложения их на день сегодняшний у меня не вызывает вопросов, так как святые изрекали свои  пророчества на фоне плотно увязанных событий дней для нас ушедших... и смею мыслить, что для нас канва тех событий недосягаема по разным причинам: политическим, религиозным, бытовым и т. д.

Первая печать уже снята, и ее уже не закроешь.

За всадником на белом коне следует второй всадник на  рыжем (красном).

«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».

Большинство толкователей дает имя этому всаднику - Война...  Об этом всаднике и идет сейчас речь...







10
Диалог / Что видите?
« : 16 Июнь 2021, 23:43:23 »

11
Диалог / Физика и лирика веры.
« : 22 Май 2021, 00:49:02 »
- Во что верит физик?

- В факты!

- Во что верит лирик?

- В чувства!

- Как может верить в Бога физик?


- Через факты!  Если, конечно,  факты не убедят его в обратном.

- А лирик?

- Через те же обманчивые, как и факты, чувства)))


Чему верить чувствам или фактам?



- Ни тому, ни другому, ни вместе взятым. Они начаток:  предвЕрие преддвЕрия преддрЕвия. Вера Дверь. Древо.






12
Этот пост не о политике и в нем не будет рассуждений о том реальна ли опасность от коронавируса или она непомерна раздута, этот пост о том, что мир уже никогда не станет таким каким был до пандемии всеобщего страха перед невидимым зверем, но учитывая специфику данного ресурса, я хотел бы поговорить о том, что изменилось и меняется в сознании православного христианина, будь то священник, клирик или мирянин, перед лицом развернувшейся пандемии.

Сейчас можно услышать множество мнений верующих по поводу сегодняшних реалий. Это и то что пандемия коронавируса попущена за наши грехи, за которые мы расплачиваемся, и прямо противоположное этому мнению вывод, что данное поветрие призвано, чтобы очистить наши души от той лжи в которой пребывает мир, чтобы вывести человечество к новому этапу, через который рухнут ложные ценности нынешней цивилизации и на первый план выйдут истинные, евангельские ценности.  Кто то уверен в мировом заговоре и считает угрозу эпидемии фейком, на котором будет строится новый мировой порядок. Кто то предрекает уход истинных христиан в катакомбную церковь, говоря о грядущем гонении на чад Божьих. Кто то уверен, что через пару месяцев весь этот ад закончится и все будет по старому, чада выйдут к своим пастырям, собравшись на богослужении в храме, так как тогда это будет разрешено официально. Есть и иные мнения по этому поводу, что впрочем не важно.

Важно иное - сила веры не определяется твердым стоянием  на том или ином мнении по тому или иному вопросу, который волнует весь мир (догматики это не касается). Ситуация в мире (во всех ее ипостасях), сложившаяся на данном (начальном) этапе непредсказуема, как по своим последствиям, так и по  вариабельности возможных развитий событий. А потому христианин - это не тот человек, который поддерживает ту или иную точку зрения на сложившуюся ситуацию, а тот кто принимает ближнего своего с любовью, не сообразуя это приятие с мнением ближнего о происходящем. "Милости прошу, а не жертвы" говорит нам Господь, а что происходит с нами? Мы боимся стать жертвами, забывая о милости. Не в силе Бог, а в правде, любим повторять мы, но правда она не в каком либо сформулированном мнении, как бы оно хорошо не было сформулировано, правда свершается через воплощении Любви в ближнем твоем.

У меня знакомая Ирина, живет отдельно, муж умер, детей нет, престарелые родители живут в другом микрорайоне города. Ирина наложила на себя строгий самокарантин. Ни с кем не общается, родителям запретила куда либо выходить. Выходит из дома только за продуктами для себя и родителям. Приезжает к ним 2 раза в неделю, проходит на кухню, родители к ней не выходят. она запретила. Перчатки, маска дезинфекторы. Раскладывает продукты, и так и не увидевшись с отцом и матерью, уходит домой. Дома льет слезы от одиночества. Движет ей одна мысль, охранить своих родителей от заразной напасти.

Имея свое мнение о ситуации с короновирусом можно порассуждать, а рассуждать не хочется, так как знаю этого человека хорошо и знаю, что им движет любовь к ближним своим. По другому, любые мои логические рассуждение пыль и прах перед ее самоотвержением себя ради ближнего. По этой же причине (коронавирус) она не посещает богослужения. Но это не означает, что она не участвует в служении Богу, через свое служение ближним..Но и у тех у кого есть возможность посещать богослужение в храме и они его посещают, даже тогда, когда священноначалие рекомендует пастве этого не делать, у меня так же не повернется язык осуждать в неразумности...если человеком движет любовь к Богу и к ближнему, он делает это разумно. Верующий не будет упрекать закрытые врата храма или стоящего перед ним полицейским, он разумно продолжит свое служение Богу и ближнему, Бог освятит сердце и разум как.

13
Эта тема не раз была задета в том или ином топике, но хотелось бы более детального ее рассмотрения. Тем более создалось впечатление, что в соседнем топике: "Три вида экстаза..."  тема источника откровений проявляется, но не как не оформляется.

Мы часто говорим: "Бог открыл", "Лукавый попутал", "Ангел хранитель помог" и т.д. Как различить откуда и кто источник того или иного откровения?

14

Евангелие от Фомы, в некоторых источниках его называют Пятым Евангелием, однако  в отличие от канонических Евангелий оно не содержит ни описания жизни Иисуса, ни комментариев к его учению. Каждый стих начинается или с вопроса учеников Христу или словами: "Иисус сказал". Данное Евангелие  говорит о внутреннем человеке, а не о внешнем, оно полностью посвящено познанию Царства Небесного внутри себя.

Первый раз я его прочитал много лет назад, отложил в сторону, ибо мало что понял, а что понял посчитал апокрифической ересью. Не так давно я стал перечитывать данное Евангелие, и его логии открылись для меня заново, они стали некими смысловыми ключами (шифрами), при помощи которых стали проявляться, те не до конца осознанные откровения, которые так или иначе начинают приходить к каждому ищущему и стучащемуся в двери Царства небесного.  Царствие внутри вас и вне вас. (Фома 2).

И так вышло, что во время встречи форумчан в Питере, Александр инициировал беседу, которая протекала в обсуждении  логий Евангелия от Фомы. К сожалению, ввиду ограничения по времени, мы смогли (не разобрать), а пребывать в диалогическом поле общения, обсудив лишь несколько логий из Евангелия от Фомы, а их всего 118. Считаю - есть смысл -  продолжить этот диалог и дальше, уже на форумском поле.  Этими мыслями я поделился с Александром  (как с инициатором этой беседы), и он дал добро на открытие мной топика "Евангелие от Фомы". Очень бы хотелось, чтобы  данной теме сопутствовал тот мирный дух, который присутствовал на встрече форумчан, и, который формировал само диалогическое тело беседы. Братья и сестры - други присоединяйтесь.

Заранее прошу все рассуждения о подлинности или не подлинности (еретичности, нееретичности) Евангелия от Фомы оставить за рамками этого топика. Если есть желание обсудить это, можно открыть для этого новую тему.

Каждая логия будет представлена в двух вариантах.

1. Широко распространенный перевод с коптского языка Трофимовой.

2.  Перевод с коптского и древнегреческого  И.Ю.Мирошникова 2012 г.



                                                                                           Евангелие от Фомы

Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.

Это сокровенные слова (или: речи), которые произнес живой Иисус и записал Дидим Иуда Фома (Δίδυμος Ἰούδας Θωμᾶς). И он сказал: Тот, кто найдет истолкование (ἑρμηνεία) этим словам, не вкусит смерти.


В данном случае сочетание слов сокровенные слова (речи) (новый перевод) более уместны, чем тайные слова (старый перевод).

Сокровенные, то есть открывающиеся через откровение тем, кто готов внимать глаголам Божьим. Сочетание тайные слова несет закрыто гностический смысл. Сокровенные слова (речи) это не укрывание тайн за закрытой дверью, а ключи к дверям, за которыми тайное становится явным. Тот кто слышит - услышит, а тот кто не слышит, что и как не говори все равно не услышит.


15
Истина подобна незнанию для мнящих себя знающими, она сокрыта сама в себе и открывается не для внешних очей и чувственного сердца.
Истина не подобна небу, солнцу, деревьям и всему тому, чем мы не являемся, но можем видеть своими глазами.
Истина – это не насилие над миром чувственным, через явление  ему чудес сверхчувственных, показующих насколько тот мир могущественнее этого мира.
Истина не вершина пирамиды смыслов этого мира, которая увенчивает их славой. Она есть ожидание невидимого для многих, и пришедшей в силе для услышавших ее. 

Невозможно, увидеть  истину, не уподобившись истине. Невозможно уподобиться истине без рождения свыше. Человеческие очи не способны увидеть то чего не видел глаз человеческий прежде, чем сам человек не будет восстановлен   в том достоинстве, в котором было бы возможно такое видение.

Телесные формы и душевная схожесть не введут такового в обман, того кто будет водим истиной и будет соработником дня восьмого в день седьмой.

Истина есть рождение рожденных сотворцов Того, кто сказал: "Все творю все новое".

Страницы: [1] 2 3 4