Исихазм

Автор Тема: наша немощь  (Прочитано 13982 раз)

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: наша немощь
« Ответ #30 : 14 Апрель 2007, 20:34:22 »
Цитата: lunija  date=сегодня 18:47
Думается мне,что это духовное чувствование....
Вот-вот, и мне так думается. Они еще и умудрялись ничего не знать умом о своем "масштабе".

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: наша немощь
« Ответ #31 : 14 Апрель 2007, 21:40:29 »

    А может они (святые), просто находили оправдание им (великим грешникам). Ну, например, говоря себе--- Господь был милостив ко мне,и родил меня в Своем Свете. Я стал видеть... и различать добро и зло. А он , бедолага, слеп. Я вижу каждую рытвинку, а он и ямы огромной не видит.Как он, так и я -мы предстанем пред Господом... С кого больше взыщет Господь? С меня зрячего или со слепца, который не знал куда шел? Конечно с меня. Потому-что, я знал,но не остоновил...Я видел, но не предупредил. Я ведал, что Господ многомилостив и скор на прощение, но я недостойно МОЛИЛСЯ о человеке.........и т.д.  Как Вы думаете?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: наша немощь
« Ответ #32 : 14 Апрель 2007, 21:57:12 »
Думаю, что у святых искушения намного сильнее, я имею ввиду мысленные, и даже намного может быть ужаснее нашего "среднего" уровня. То есть - по действию бесовской силы - гораздо сильнее искушение гнева, похоти, осуждения. И святые осознают, что практически стоят на краю пропасти в ад - и сознают, что держит их только Господь, и из-за этого так думают о себе, в сущности понимая, что от душегуба их отличает только воля, стремящаяся к Богу. Простите, если это слишком дерзко по отношению к святым, но я так думаю, на основании их слов, записей...

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: наша немощь
« Ответ #33 : 14 Апрель 2007, 22:34:48 »
Наверное, это все таки форма отказа от сравнения как такового. Если ты самый худший, тебе не с кем сравнивать. Ты свободен от сравнения, а значит от осуждения. В Добротолюбии у Антония Великого есть ценная мысль:

Не осуждай никого из смертных, чтобы Бог не возгнушался молитвами твоими.

Получается, это необходимое условие исихазма.

Евгений Э.

  • Сообщений: 35
    • Просмотр профиля

Re: наша немощь
« Ответ #34 : 16 Апрель 2007, 18:14:18 »
Тут , Антиквар , очень актуальную , для меня , во всяком случае , тему затронул: как боротся с периодическим равнодушием к вере. Наткнулся на вот это , у Исаака Сирина;
Чем возбуждать себя к рачительности во время расслабления и лености.
Во время своего поражения, расслабления и лености, связуемый и содержимый врагом в мучительном томлении и в тяжком деле греха представлял в сердце своем прежнее время рачительности своей, как был ты заботлив о всем даже до малости, какой показал подвиг, как с ревностию противился желавшим воспрепятствовать твоему шествию. Сверх же сего, помысли о тех воздыханиях, с какими болезновал ты о малых недостатках, появлявшихся в тебе от нерадения твоего, и о том, как во всех этих случаях получал ты победный венец. Ибо всеми таковыми воспоминаниями душа твоя возбуждается как бы из глубины, облекается пламенем ревности, как бы из мертвых восстает от потопления своего, возвышается и горячим противоборством диаволу и греху возвращается в первобытный свой чин.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: наша немощь
« Ответ #35 : 16 Апрель 2007, 20:55:55 »
Чем ближе к Богу, тем больше влияние на судьбы человечества. Чем масштабнее личность, тем больше у нее возможностей изменять окружающий мир, а,  значит, больше ответственность и строже наказание за самое, казалось бы, незначительное нарушение. Разрушительные последствия от легкого и тонкого чувства осуждения или презрения со стороны масштабной личности несравнимо большие, чем последствия грубых физических действий  “простого” развратителя. А избегать тонкого греха для человеческой природы всегда сложнее, чем не совершать какого-либо действия на физическом уровне. Трудно им, святым, наверное, ох, трудно. Только и успевай каяться.
Вот, все вроде бы правильно, если с налету. Но если присмотреться внимательней, то есть зацепки.
В этом пассаже имеется ввиду последовательное приближение к Богу, и в, конечном итоге, непрерывное пребывание в Нем. Сложность заключена в том, что изнутри этот "рост" невозможно отметить. Нельзя самому себе сказать: Вот, я достиг святости. Еще нужно помнить, что переживание Божьей Благодати является дискретным: она то есть, то ее нет. По немощи дается и интенсивность Ее.
Тело человека, эоны тому назад отпавшего от Бога, надо подготовить для проживания в Благодати, а то если слишком много Ее, то приходится падать в обморок - так тело подло индульгирует, а недотыкомки вокруг бывают восхищены: "Божественный экстаз!" 
Механизм же моления за других людей заключен в отождествлении с ними, с их грехами и немощами с помощью мощной эмпатии молитвенника. При этом отождествлении Благодать пропадает, и подвижник должен силой молитвы вернуть Ее себе. Только таким образом он снимает их бремя буквальным наваливанием его на себя - сжиганием грехов этого мира пламенем своей молитвы. Поэтому, да, покаяние и видение своей недостойности, так как он в этот момент - как все мы.
Однако это не препятствует резкости и, даже, грубости, которая может быть проявлена таким "достигшим" с нашей точки зрения подвижником. Обычное сознание будет интерпретировать такое поведение как неадекватное.

Не думаю, что Бог занимается наказанием в случае ошибок. У Него и так много всего: поддерживать Мироздание в первую очередь. Просто срабатывает встроенный в нас механизм прямой и обратной связи. У подвижников молитвы он работает четче, поэтому то им и достается больше (от самих себя).
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.