Исихазм

Автор Тема: Деятельность и созерцание  (Прочитано 9608 раз)

Alex

  • Сообщений: 19
    • Просмотр профиля

Деятельность и созерцание
« : 16 Июль 2007, 15:07:45 »


из проповедей Освальда Чемберса

"Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем
оставлять собрания своего". (Евреям 10:24-25)
 Мы все можем стать духовными бездельниками: нам не хочется ввязываться в
борьбу, наша единственная цель -- чтобы все было спокойно. В 10-й главе
Послания к Евреям говорится о том, чтобы мы к чему-то поощряли друг друга
и держались вместе. И то, и другое требует инициативы, инициативы в поиске
того, что нужно Христу, а не того, что нужно нам. Ничто не может быть
дальше от понимания духовности в изложении Иисуса Христа, чем жизнь
уединенная, на покое, в глуши. Наша духовность проходит испытание на
прочность тогда, когда мы сталкиваемся с несправедливостью, подлостью,
неблагодарностью и суетой. Все это может сделать из нас духовных
бездельников. Мы даже в молитве и чтении Библии ищем успокоения,
уединения. Мы используем Бога как средство обретения мира и покоя: нам не нужен Иисус
Христос, нам нужно, чтобы Он нам что-то дал. И это первый шаг в
неправильную сторону. Все, чего нам хочется, -- это следствие, а мы из
него пытаемся сделать причину. "Справедливым же почитаю... возбуждать вас
напоминанием" (2 Пет. 1:13), -- сказал Петр. Не очень-то приятно, конечно,
если кто-то, у кого полно духовных сил, тебя "возбуждает", толкая в бок.
Но если у кого-то полно сил, это еще не значит, что у него полно именно сил
духовных: активность плотская прекрасно может маскироваться под активность
духовную. Опасность духовной лени заключается в том, что мы не хотим,
чтобы нас вообще кто-то расшевеливал, мы хотим слышать только о духовном
уединении. Иисус Христос никогда не поддерживает идею духовного отдыха --
"Пойдите, возвестите братьям Моим..." (Мф. 28:10).
 взято с http://jesuschrist.ru/daily/chambers/


Мне кажется, наблюдение верное и ,наверное, Чемберс не хочет полемизировать с Евангелием, где говорится о высоте созерцания:
"Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.   Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,  а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё."  (Лк.10:40-42)

тем более что, например, у Бл.Феофилакта при толковании соответствующих мест в Евангелии везде говорится, что деятельный подвиг предшествует созерцанию.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #1 : 17 Июль 2007, 01:27:24 »
Не в обиду будь сказано, очень коммивояжерский стиль. Освальд Чемберс известный проповедник?

Интересно, что на указанном сайте есть ссылка с названием "мой Бог". Щелкнув по ней получил опять же список ссылок с характерным содержанием:

Торговля FX Онлайн - SaxoTrader Скачайте Платформу Бесплатно
www.SaxoBank.com
Скачайте IE7
Быстрый и Безопасный Просмотр Обновите настройки. Бесплатно!
www.google.com/toolbar/ie7/
Хочешь скачать видео?
Скорей на LoadUp.ru. Огромная коллекция видео: приколы, клипы!
www.LoadUp.ru

Кому и кобыла невеста, кому и маммона бог. :)

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #2 : 17 Июль 2007, 01:38:21 »
Зашел по другой ссылке

Факты об Иисусе. Убедительные причины чтобы верить в Иисуса.
http://www.mirstudentov.com/a/vera.html?gclid=CILig_OCrY0CFQwNXgodRUuGsw

Само название красивое. Содержание тоже понравилось:

"Иисус говорил что он — Сын Божий. Однако вскоре оказалось, что он пугает и шокирует многих своими заявлениями.
Он совершенно чётко утверждал это, и его слушатели испытали на себе всю силу его слов."

Странно, что в России это проходит. У нас народ совершенно четко различал фальш в религиозных делах. А сейчас полные залы на такое дело.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #3 : 17 Июль 2007, 04:13:31 »
Я тоже зашел по предложенной Sергием ссылке.
Протестантизм своей затхлостью даже свой собственный рационализм забивает... Неужели чтобы поверить в Господа Христа нужны логические доказательства? Где там вера сердца? Ум не в состоянии поверить, можно только ненадолго его уговорить.
Безумие эллинов...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alex

  • Сообщений: 19
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #4 : 17 Июль 2007, 06:23:38 »
Леонид, Сергей, я извинияюсь, но я не давал ссылок на затхлые сайты и дешёвые протестанские баннеры. Я привёл размышления человека читающего Евангелие, думащего, и старающегося воплощать его в жизнь. Можно ли cделать вывод что из под баннера "великого православия" вам нечего сказать по существу темы?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #5 : 17 Июль 2007, 08:52:04 »
Alex,
Вы не кипятитесь, пожалуйста.
Я просто отреагировал эмоционально, и все. Что тут можно сказать по существу более чем уже сказано?

Не ум, а сердце любит и ему понятно непонятное уму.
(Омар ибн аль-Фарид)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alex

  • Сообщений: 19
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #6 : 17 Июль 2007, 09:28:37 »
Не ум, а сердце любит и ему понятно непонятное уму.
(Омар ибн аль-Фарид)

Согласен. Почему же нам не согласиться с Чемберсом, когда он по сути ссылается на Евангелие: "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее." (Мк.8:35) Так бывает, что наше подвижничество совсем не направлено во вне(только внутрь). А когда перед нами встают реальные жизненные вопросы, которые требуют духовной рассудительности, то видно чего стоит на самом деле наше внутреннее подвижничество, и получается "чтобы сделать доброе - того не нахожу".

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #7 : 17 Июль 2007, 13:31:22 »
Не ум, а сердце любит и ему понятно непонятное уму.
(Омар ибн аль-Фарид)

Согласен. Почему же нам не согласиться с Чемберсом, когда он по сути ссылается на Евангелие: "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее." (Мк.8:35) Так бывает, что наше подвижничество совсем не направлено во вне(только внутрь). А когда перед нами встают реальные жизненные вопросы, которые требуют духовной рассудительности, то видно чего стоит на самом деле наше внутреннее подвижничество, и получается "чтобы сделать доброе - того не нахожу".


Alex, мне кажется у Чемберса подход неверен в самом основании. Например:

"инициативы в поиске того, что нужно Христу"

Инициативен разум. А Христу нужно чистое сердце. И Он поселяется в нем без всякой инициативы. Точнее инициатива должна исходить от внутреннего человека, а не от внешнего.

"кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим."

Когда в сердце Христос и на добрые дела не нужно "возбуждать". Они спокойно изливаются из сердца без всякого напряжения и "инициативы".

Эта статья, имхо, обычный протестантский поклеп на монашество и созерцательную жизнь в Боге.

Мне кажется, подход современного протестантизма - "Давай Богу (денег, внешних показушных дел) и Бог даст тебе с процентами" - ушел очень далеко в сторону от цели.
« Последнее редактирование: 17 Июль 2007, 13:40:50 от Sергий »

Alex

  • Сообщений: 19
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #8 : 18 Июль 2007, 08:09:14 »
Цитировать
Alex, мне кажется у Чемберса подход неверен в самом основании. Например:
"инициативы в поиске того, что нужно Христу"

Sергий, у Чемберса немного не так :"инициативы того, что нужно Христу, а не того, что нужно нам". У него диалектика, верно? Например, Христу нужно, чтобы в страждущем мы видели Его самого, а не подавали формально милостыню, потому что с нашей т.з. это благочестиво.

Цитировать
Инициативен разум. А Христу нужно чистое сердце. И Он поселяется в нем без всякой инициативы. Точнее инициатива должна исходить от внутреннего человека, а не от внешнего.

Я полностью согласен с вашими рассуждениями. Но у Чемберса немного не об этом. У него о желании "душевного комфорта", и "духовные бездельники" (так называется эта проповедь) - тоже верная формулировка, потому что слишком видна разница между подвижнической сосредоточенностью на себе, и полным бездействием во вне, а главное и неспособностью что-то сделать. Он же не призывает вас насиловать себя добрыми делами, он поднимает проблему, не более того.

Цитировать
"кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим."
Когда в сердце Христос и на добрые дела не нужно "возбуждать". Они спокойно изливаются из сердца без всякого напряжения и "инициативы".

Спасибо за хорошие слова. Вы уже описываете состояние сына. Вообще-то, о понуждении (на начальном этапе) себя к добродетели говорится и в православной традиции. И Бл.Феофилакт постоянно напоминает, что деятельность предшествует созерцанию. Так ведь получается, что и Чемберс соблюдает эти приоритеты и соответствует евангельской постепенности.

Цитировать
Эта статья, имхо, обычный протестантский поклеп на монашество и созерцательную жизнь в Боге.

Повеселили. :)

Цитировать
Мне кажется, подход современного протестантизма - "Давай Богу (денег, внешних показушных дел) и Бог даст тебе с процентами" - ушел очень далеко в сторону от цели.

Ага, я думаю, протестант найдёт что сказать на тему - как Православная Церковь зарабатывает деньги.
А уж, то что каждый из нас стремится как-то зарабатывать себе на хлеб, я вообще молчу.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #9 : 18 Июль 2007, 14:17:09 »
Я полностью согласен с вашими рассуждениями. Но у Чемберса немного не об этом. У него о желании "душевного комфорта", и "духовные бездельники" (так называется эта проповедь) - тоже верная формулировка, потому что слишком видна разница между подвижнической сосредоточенностью на себе, и полным бездействием во вне, а главное и неспособностью что-то сделать. Он же не призывает вас насиловать себя добрыми делами, он поднимает проблему, не более того.

Вот это и есть тот наезд на монашеское подвижничество и уединение. :) Есть много прекрасных книг отцов в защиту созерцания и ухода от мира. Лучше посмотреть их.
А проблемы особой нет. Количество добрых дел может не перейти в качество, если они делаются только, чтобы забронировать себе номер люкс на небесах. Это обычные торговцы в храме, которых Христос, как известно, выгнал.

Павел пишет, что с приходом Христа стало возможным спасение через веру в Него, а не через арифметическое сложение добрых дел по делам закона. Поэтому отшельническое покаяние никак не ниже деятельного выполнения заповедей, а гораздо выше.

Цитировать
Спасибо за хорошие слова. Вы уже описываете состояние сына. Вообще-то, о понуждении (на начальном этапе) себя к добродетели говорится и в православной традиции. И Бл.Феофилакт постоянно напоминает, что деятельность предшествует созерцанию. Так ведь получается, что и Чемберс соблюдает эти приоритеты и соответствует евангельской постепенности.

Добрые дела хорошо. А покаяние и очищение сердца, имхо, лучше. :)


Цитировать
Повеселили. :)

Протестанты не любят монашество. Это, вроде, не секрет.


Цитировать
Цитировать
Мне кажется, подход современного протестантизма - "Давай Богу (денег, внешних показушных дел) и Бог даст тебе с процентами" - ушел очень далеко в сторону от цели.

Ага, я думаю, протестант найдёт что сказать на тему - как Православная Церковь зарабатывает деньги.
А уж, то что каждый из нас стремится как-то зарабатывать себе на хлеб, я вообще молчу.

Не в смысле кто как зарабатывает. А кто как выстраивает отношения с Богом. В американском протестантизме, имхо, они преимущественно товарно-денежные. В качестве товара выступают, например, добрые социальные дела.

Alex

  • Сообщений: 19
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #10 : 18 Июль 2007, 15:19:52 »
Цитировать
Вот это и есть тот наезд на монашеское подвижничество и уединение. :)

Пусть будет так. :) Но в чрезвычайно узкой статейке, однодневной проповеди, проекция на всё православное монашество вещь двольно мнимая. :)

Цитировать
Есть много прекрасных книг отцов в защиту созерцания и ухода от мира. Лучше посмотреть их. А проблемы особой нет. Количество добрых дел может не перейти в качество, если они делаются только, чтобы забронировать себе номер люкс на небесах. Это обычные торговцы в храме, которых Христос, как известно, выгнал.

Ну, так мы с вами разговоримся. :) Я ведь по духу во всём с вами согласен. Но если проводить линию того, что меня лично (не более) зацепило по теме, можно процитировать и такие слова  "И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне..." (Мф.7:22-23) Конечно, камнем может служить и должно служить как раз покаянное сердце, и всё-таки, если нет достойного плода, значит что-то не так...



Цитировать
Не в смысле кто как зарабатывает. А кто как выстраивает отношения с Богом. В американском протестантизме, имхо, они преимущественно товарно-денежные. В качестве товара выступают, например, добрые социальные дела.

Мы просто видим в России "евангелическую попсу" и харизматическую - по телевизору. Мы просто слишком плохо знаем настоящих протестантов.


Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #11 : 18 Июль 2007, 16:18:04 »
Аlex,

согласен, что дела показывают что творится в сердце. По делам узнаете их. Просто есть приоритеты. Первая заповедь - возлюби Бога. И только вторая - ближнего. Хотя, если достигнута первая, все остальные выполняются естественным порядком, без усилия.

.................................
Мы просто видим в России "евангелическую попсу" и харизматическую - по телевизору. Мы просто слишком плохо знаем настоящих протестантов.
.................................

Да. Лютеранство начиналось хорошо. Учитель Лютера был учеником Мейстера Экхарта. Что уже о многом говорит.

Мой прадед был лютеранским епископом и очень хорошим человеком. И те пасторы, которых встречал, производили впечатление глубоко верующих людей.  Да и некоторые богословские книги в лютеранстве вполне дельные.

Другое дело, что в протестантизме не было охранительной тенденции. Отсюда разброд и эволюция в сторону потребностей не Бога, а паствы - по принципу "чего изволите". Хотите песен, их есть у меня, хотите танцев, пожалуйста, хотите шоу, будет шоу. Хотите энергичную проповедь в духе рекламы гамбургеров - на здоровье. Нет пределов совершенству. :)

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #12 : 18 Июль 2007, 18:04:49 »
Причины протестов протестантов к истинным непогрешимым Папам Римским были и основаны не на капризах. Имели некоторые недоумения во время инквизиции,но и сами иной раз Папы тоже страдали.Одного начали терзать пытками и он через 3 дня с ума сошел,не выдержал-то как могли тогда выдержать другие.Поставленные помазанные короли тоже были не на высоте-одному клизьму сделали-влили вместо воды,через рог быка олово..После таких мук он не стал мучеником...Что творили и как это понимать даже сегодня глядя на документы-конечно можно и усомнится в верности к Папе,что он тот который в истине..Патриарх имеет должность диякона-администратора-но не священика-исповедника..Дияконам поручали апостолы вести финансовые дела-а священикам духовные-когда то это соблюдалось..Тепер все наоборот=Администратор Папа сидит на ТРОНЕ-к нему подходит-[светский] кардинал и целует руку,за ним епископ и целует -колено,а священик-целует носок башмака..Так то-батюшка в ногах оказался-а администрация вверху.Это задело многих,особенно тех кто верил что несытые сердцем никогда ненасытятся и будут доходить до мирских царей ..А там и недалеко до прелести,-если ты пришел в одежде не расшитой золотом-то не можешь в таком одеянии оказаться у короля помазаника на званном обеде.Нельзя покушать с братом-не имея денег на одежду в золоте.Это отражение имело место и на другие секты включая и православие..Некоторые аскеты вынуждены были есть и мясо-чтобы не прогневать царя помазаника либо когото из вышестоящих по рангу.Гнев вызывал даже взгляд,не то что нежелание нарушить пост,пост Богу это не важно,важно особу незадеть,администратор не должен влазить в духовные вопросы-кому какая епитимия назначена духовником.Администратор сам судит,вместо епитимии казни.Меня незадевает святой Мамонт своим усиленным постом ради Бога,он раз в неделю кушал траву,а радует..А на других это плохо влияет,почему я даже не понимаю-что тут плохого,сам бы хотел так жить. 

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #13 : 18 Июль 2007, 22:03:41 »
"Поставленные помазанные короли тоже были не на высоте-одному клизьму сделали-влили вместо воды,через рог быка олово..После таких мук он не стал мучеником..."

Offtop: Генриха II Английского, о котором идёт речь, таким способом убили не инквизиторы, а группа враждебных ему дворян.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Деятельность и созерцание
« Ответ #14 : 19 Июль 2007, 00:11:12 »
И даже известно, за что его (Генриха II) враждебные ему дворяне отделали именно таким экзотическим способом, об этом весьма живо повествуется, в частности, в некогда популярной серии Дрюона "Проклятые короли". Но все это не имеет отношения к протестантству:)