Исихазм

Автор Тема: Равночестность пути  (Прочитано 102087 раз)

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #165 : 15 Декабрь 2008, 17:13:22 »
   Жизнеописание отца Иосифа Исихаста в этом плане интересно - пришедши на Афон и не найдя того, о чем он читал в древних патериках, он не отправился обратно домой, а молился Богу и нашедши единомышленника, старца, получив устав устроил свой подвиг по своему ревностному характеру. Он не унывал и не осуждал, он боролся и победил. И он ничего не придумывал - старался подражать древним. Также соблюдая все каноны монашества и Святой Горы.  Он говорил про себя, что занятие ИМ это у него как профессия - т.е. он считал себя профессионалом в этом. Для такого проф. делания нужны соответствующие условия - они представляют собой по св. отцам отдаленные от мирской суеты места - монастыри, скиты и прочее.  Что помогает и способствует умному деланию - т.е. само место.
   Я не принижаю занятия ИМ в миру, но это получается полупрофессиональная работа, условия слишком тяжелые, поддержки нет, соблазны вокруг, суета по любому.
   Да, задача монастыря создавать хорошие условия для духовной работы, если их нет, то можно и в миру заниматься тоже в тяжелых условиях. Но кое-где они уже есть, кое где еще создаются и об этом громко не кричат. Знают только свои. Поэтому создается ощущение что ничего нет. Про отца Иосифа Исихаста тоже мало кто знал даже до его смерти, как и прп. Силуана даже в монастыре не очень-то при жизни почитали.
 

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #166 : 15 Декабрь 2008, 17:28:38 »
Иосиф Исихаст... говорил про себя, что занятие ИМ это у него как профессия - т.е. он считал себя профессионалом в этом. Для такого проф. делания нужны соответствующие условия - они представляют собой по св. отцам отдаленные от мирской суеты места - монастыри, скиты и прочее

Профессионалом можно стать, только если есть призвание к этой профессии, если профессия глубоко интересна.
К молитве призваны все без исключения.
Но призвание к молитве и призвание к жизни в монастыре - это все-таки разные вещи, хоть и связанные между собой.
Для кого-то общежитийный монастырь действительно идеальное место, но это не значит, что оно идеально для всех.

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #167 : 15 Декабрь 2008, 17:39:33 »
Ака, ответьте пожалуйста на вопрос: где больше благодати - там или тут?
  Где ее тебе легче стяжать, там ты ее и больше получишь. Зависит еще от воего устроения. Если человек слабый его могут и в монастыре раздавить, сломать - остануться только рожки да ножки. Так что некоторым в миру сидеть и не высовываться никуда. А сильные, как отец Иосиф Исихаст, сами себе условия создадут - молитва, неустрашимость и ревность все преодолевает, и благодать уже не малую, а как у древних стяжают.  Легче она в сильном подвиге стяжевается.

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #168 : 15 Декабрь 2008, 17:50:36 »
Иосиф Исихаст... говорил про себя, что занятие ИМ это у него как профессия - т.е. он считал себя профессионалом в этом. Для такого проф. делания нужны соответствующие условия - они представляют собой по св. отцам отдаленные от мирской суеты места - монастыри, скиты и прочее

Профессионалом можно стать, только если есть призвание к этой профессии, если профессия глубоко интересна.
К молитве призваны все без исключения.
Но призвание к молитве и призвание к жизни в монастыре - это все-таки разные вещи, хоть и связанные между собой.
Для кого-то общежитийный монастырь действительно идеальное место, но это не значит, что оно идеально для всех.
   Призвание и предопределение и от Бога зависит тоже. Не каждому монастырь. Каждый должен молиться в меру своих сил.
   Но если человек называет себя исихастом и начинает принижать монастыри и монашество - это неправильно. Есть гордыня монашеская - когда монахи иногда принимают помысл, что только они спасуться, а миряне нет (Лествица). А уже появилась гордыня мирская - что миряне спасуться, а монахи нет. (Может не буквально - но по смыслу, что живут более духовно). Интересно, не правда ли? Прогресс на лицо.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #169 : 15 Декабрь 2008, 18:05:05 »
   Но если человек называет себя исихастом и начинает принижать монастыри и монашество - это неправильно. Есть гордыня монашеская - когда монахи иногда принимают помысл, что только они спасуться, а миряне нет (Лествица). А уже появилась гордыня мирская - что миряне спасуться, а монахи нет. (Может не буквально - но по смыслу, что живут более духовно). Интересно, не правда ли? Прогресс на лицо.

Мне кажется, вы напрасно видите принижение монашества там, где речь шла о другом: о современном положении дел в монашестве, об исчерпанности старых форм. Именно форм, а вовсе не монашества как такового.
А гордыни всюду хватает: и в миру, и в монастырях...

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #170 : 15 Декабрь 2008, 20:20:34 »
Мне кажется, вы напрасно видите принижение монашества там, где речь шла о другом: о современном положении дел в монашестве, об исчерпанности старых форм. Именно форм, а вовсе не монашества как такового.
А гордыни всюду хватает: и в миру, и в монастырях...
   Современное положение дел у нас печальное но не исчерпанность старых форм виной. Посмотрите на Афон - там все прекрасно и старые формы им не мешают, а наоборт, они все выполняют, что оставило предание древних, причем проповедуют именно, что так и только так нужно строить монашеское житие. У них сейчас надо учиться. Как раньше ходили и учились. Арх. Лазарь Абашидзе про это пишет (Мучение любви - про поздки на Афон). Но учиться не новым формам, а перенимать сохраненный старый опыт, старые формы.
   По моему вы все не поймете, что есть формы - это внешнее поведение, внешнее благочестие, благословенная древняя традиция. К примеру вся братия должна собираться на утреннее правило - настоятель должен присутствовать (на Афоне он может сам обходить братию в храме и смотреть - кто пришел, а кого нет), далее все подходят к нему на благословение и только потом расходятся по послушаниям, келарь или повар зажигает тут же лампадку от самой почитаемой иконы и с благословения настоятеля идет в трапезную, кухню - зажечь там лампадки, огонь в печи. Это небольшая часть устава, это форма. Что тут изжито? Что надо менять? По местным особенностям некоторые вещи конечно могут корректироваться  и изменяться, например устав Иоанно-предтеченского монастыря в Эссексе довольно своеобразный, но все равно свой порядок есть. Об этих проблемах писал отец Софроний. Что даже правильная внешняя форма не дает еще гарантии наполненности Духом, это так. Но если ее нет, все безчинно, все сообразуется с духом мира, то там Духу заполнять вообще нечего. Но это познается только на опыте. Поэтому надо самому пожить так, почувствовать это.
   Причем даже клиросное пение, даже оно важно. Как петь - партесом, знаменным или византийским распевом. Там, в этих формах, много казалось бы мелочей, но они очень важны.
   У нас в новооткрытых монастырях почти нигде и нет этих благодатных форм - мирской дух в основном, поэтому я может только с тем соглашусь, что эти уродливые современные формы, которые построены мирским духом, дерзостью, ленью, унынием, сребролюбием надо изживать и модернизировать на старые, проверенные святыми отцами, формы монашеского жития.

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #171 : 15 Декабрь 2008, 20:44:43 »
  Еще насчет формы - пришел в голову может быть более удачный пример действия формы на дух: простое Афонское приветствие - "благословите!", сначала послушнику тяжело у всех просить багословения, далее он привыкает и работая над собой смиряется, далее уже будучи монахом он с радостью духовной может смириться перед послушником или мирянином и попросить у него благословения - так постепенно форма наполняется Духом.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #172 : 15 Декабрь 2008, 20:58:45 »
Я не был на Афоне, и судить, что там происходит, не берусь. Хотя, скажу откровенно, что-то не очень верится, что там сплошная благодать.
И речь ведь не о том, чтобы влезть в какой-нибудь монастырь со своим уставом. Речь о другом: о завороженности этими внешними формами. То, что не соответствует этим внешним формам, объявляется "безчинным и сообразующимся с духом мира, там Духу заполнять вообще нечего".
А почему, собственно? Почему мы так лихо решаем, что должен заполнять собой Дух?
Кстати, почему-то если вдруг происходит что-то, выпадающее за рамки нашей "православной логики", мы очень любим цитировать: "Дух дышит, где хочет"...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #173 : 15 Декабрь 2008, 21:01:02 »
  Еще насчет формы - пришел в голову может быть более удачный пример действия формы на дух: простое Афонское приветствие - "благословите!", сначала послушнику тяжело у всех просить багословения, далее он привыкает и работая над собой смиряется, далее уже будучи монахом он с радостью духовной может смириться перед послушником или мирянином и попросить у него благословения - так постепенно форма наполняется Духом.

Понимаете, вы описываете схему. Вопрос: она всегда действует безотказно на том же Афоне?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #174 : 15 Декабрь 2008, 21:01:21 »
 А бывает иначе. Читала где-то:
Жил один человек, который решил стать праведником. Установил себе устав и приступил с верой к его исполнению. Только вот кошка мешала. Как только он становился на молитву, она тут как тут, уляжется в уголке и спит под убаюкивающее бормотание молитв....И достиг этот человек духовных высот. И появились у него ученики, как это бывает, когда человек созрел духовно и может научать и вести других....Но всему свое время и час. Пришло время и для праведника, и отошел он к Господу.
   И остались его ученики продолжателями его учения и поддержания выработанного им устава...и настолько стремились сохранить все поучение праведника в истине, что когда наступало время молитвы, приносили кошку и укладывали ее в уголке...иначе молитва считалась не по канону?!
    Сама не знаю, к чему это я написала. :-) :wink:
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #175 : 15 Декабрь 2008, 21:08:40 »
Да вот проблема-то похоже в том, что одни из нас говорят: вся благодать - в кошке, а другие призывают вышвырнуть  и кошку и все остальное.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #176 : 15 Декабрь 2008, 21:11:25 »
Да вот проблема-то похоже в том, что одни из нас говорят: вся благодать - в кошке, а другие призывают вышвырнуть  и кошку и все остальное.
    :-D :-D :-D :-D :-D :-D
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #177 : 15 Декабрь 2008, 21:15:35 »
А по мне так хорошо бы если бы так:- да пусть мурчит в уголочке, а уйдёт так и ладно...

Ато ведь либо кошка либо нет благодати...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #178 : 15 Декабрь 2008, 21:23:06 »
Ака: "Где ее тебе легче стяжать, там ты ее и больше получишь" - а как человек может знать, где он получит больше благодати? По-вашему, выходит, что монахи получают её больше, потому что больше "трудятся" - больше молятся и т.п., но ведь благодать не деньги, она даётся даром, и не за труды, а за что-то другое - даже не знаю за что, одному за смирение, другому за милость, третьему за любовь... Не помню кто говорил, то ли Тадей Сербский, то ли кто другой, что он встретил среди монашества только одного благодатного, а среди мирян - многих. 
В миру, на мой взгляд, благодать более скрыта, действует более прикровенно - и незаметна, скорее не так заметна как в монастыре. Поэтому и кажется на поверхностный взгляд, что в монахах её больше, мол молятся больше и т.п. Нет, Бог не пристрастен, и не строит жизни людей так, чтобы одних заранее отправить в монастырь и там давать благодать, а другим устроить жизнь без монастыря и как бы урезать тем самым духовную жизнь.
Сравнение монаха с профессионалом похоже на видимые мной жизненные примеры людей искусства - один с детства получает классическое музыкальное образование, проходит многолетнюю муштру и в результате - натасканный музыкант, который относится к музыке как к профессии- что отражается и на исполнении, технически безукоризненном, но лишённом духа. Другой, не получив того, что получил первый, имеет просто дар от Бога, и пусть он не имеет такой технической подготовки - зато имеет дух, и трогает людские сердца больше чем первый.
Иосиф Исихаст - настоящий монах, но называть его "профессионалом" -  коробит. Это мирское слово и в духовной жизни неуместно. Его жизненный путь был высок, но давайте посмотрим, например, на жизненный путь Арво Пярта (который ещё жив), и одному Богу известно - скольким людям он помог своей музыкой. Тоже исцеляет, тоже лечит и помогает - но особым образом, и оценить плод его уже прожитой жизни нам практически невозможно. Не помню сколько раз музыка Пярта спасала меня из чёрной ямы уныния и безнадежности.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Равночестность пути
« Ответ #179 : 15 Декабрь 2008, 21:33:44 »
           
Цитировать
   Арво Пярта

  Не слышала. Но есть желание прослушать. Ссылочку не дадите где можно скачать? :-)
 Заранее благодарна. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.