Исихазм

Автор Тема: О монашестве  (Прочитано 298895 раз)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #615 : 14 Март 2012, 15:56:31 »
Раз пошел разговор "цитат"
Мысль Журавского реалистична:

...наступила ночь Гефсимании: Иуда руководит темной и злой массой, ученик Христов является зачинщиком богоубийства...

Монастыри — эти хранители "умного света" разрушились, потому что само монашество разрушило основу монастырей: оставило "умное делание"...если присмотреться к их плотолюбному и бесстрашному житию, прикрытому рясой...
...дух, превратившийся в плоть, в материю — подпал под власть непререкаемого закона материи: закона распада, разложения, смерти...

Увидев это пророчественное таинство, остаток христиан должен восклонить свои головы, поднять вверх, устремить ум к Горнему, усилить "умное делание", ухватиться за внутреннее — за внимание к помыслам, за сие невещественное делание св. Отцов, которое только и может увести нас от жития вещественного, плотского, гибнущего и на сем пути руководствоваться их Богодухновенными Писаниями.

...Ибо только внутренняя жизнь и есть истинно христианская жизнь.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #616 : 14 Март 2012, 15:57:50 »
Есть существенная разница между мирянами, состоящими в браке и не состоящими в браке. Кто живет один без семьи, тот подобен монаху, удалившемуся в пустыню прежде очищения от страстей. Семья для мирянина тоже, что братия для монаха. Семья – это место подвига для мирянина. В семье, как в жерновах истираются и умаляются страсти.
Семья и монастырь спасают. Опасно жить одному вне общины и заниматься умным деланием.

Есть и люди, для которых по разным причинам исключается и монастырь, и создание семьи. И что им выбирать: опасное спасение или безопасную погибель? :)
Мне видится все намного проще: "Всяк оставайся в том звании, в котором призван..." В свете этого - все остальное второстепенно.
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #617 : 14 Март 2012, 16:09:13 »
Зачем ставить длинные цитаты?.. Чтобы утвердиться самому и убедить других в истинности своих воззрений, заваливая авторитетными текстами? Проверено: с трезво мыслящими этот прием зомбификации не работает.
 Раз пошел разговор "цитат", пожалуй, дам и я :) ссылку на 5 главу из книги "О внутреннем христианстве", которая повествует о том, что "современное восточное монашество утеряло тайну нового бытия" - http://www.hesychasm.ru/library/juravski/gl5.htm
Никого не хотелось зомбировать, честно. Простите, если затронула какие-то болезненные струны. Просто хотелось поделиться, я вот, например, до этого текста и не знала, что путь вдвоём-втроём оптимальней для человека, чем общежитие.
По-вашему, уже конец? И вот уже несколько столетий конец? Почему ж не наступил до сих пор? И если не "монашество" и не семья, тогда что? Главное, усердно заниматься внутренней работой, а куда "прибьёт" не столь важно? Дух творит себе формы...
И получается если этого самого монашества уже давным-давно нет, то и темы нет, нечего и обсуждать?
Поведаю о своём маленьком и очень скромном пребывании в обители. То что благодать там сугубая - это бесспорно. Но всё же всё время не покидало ощущение, что что-то тут не так, причём с какой-то чисто внешней стороны. Позже потихоньку я наконец, для себя сформулировала, почему именно не могу прожить тут всю жизнь. 1). Посещение богослужений лично для меня оптимально 1-2 р.в неделю. Каждый день - "передоз": рушится внутренняя молитва и элементарно болят спина и ноги, что осложняет дальнейшее исполнение послушаний. 2). Не с кем поговорить о сокровенном. Вот, например, идёт нешуточная брань, крутит во все стороны. А обратиться-то, собственно, и не к кому. Священник может обозначить только общие контуры, не вникая в суть дела. 3). Показалось, что много какой-то суеты во внешних делах, которой в миру и то меньше было. Это не даёт собраться уму.
Хоть в миру и не сильно сладко, но хотя бы примерно знаешь, что ждать от других и себя, есть наработанные с детства навыки держать мир.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #618 : 14 Март 2012, 16:09:50 »
Мне видится все намного проще: "Всяк оставайся в том звании, в котором призван..." В свете этого - все остальное второстепенно.

Cобственно, так и есть. Человек, начинающий идти по пути умного делания, вскоре понимает, что глубинные проблемы лежат не в плоскости мир/монастырь или семья/бессемейность. И еще: любая среда создает как огромные препятствия для умного делания, так и открывает немалые возможности.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #619 : 14 Март 2012, 16:25:34 »
Мир - это бааааальшая община или великое множество маленьких общин...жить даже без семьи в миру одному - практически не выполнимое условие... :-)
Есть знакомый человечек, который как раз так и живёт один, в миру. Хоть и поддерживает с духовником телефонную связь, ОЧЕНЬ СИЛЬНО страждет от налётов уныния.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #620 : 14 Март 2012, 16:33:25 »
Мир - это бааааальшая община или великое множество маленьких общин...жить даже без семьи в миру одному - практически не выполнимое условие... :-)
Есть знакомый человечек, который как раз так и живёт один, в миру. Хоть и поддерживает с духовником телефонную связь, ОЧЕНЬ СИЛЬНО страждет от налётов уныния.
вместо того, чтоб поддерживать связь с духовником "телефонную", лучше поддержать с кем нить связь человеческую. - сходить в кино, в  кафе мороженого поесть хоть что ли..А то так и несут "радость христианскую" - смотреть без слез нельзя. :-(
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #621 : 14 Март 2012, 16:44:23 »
любая среда создает как огромные препятствия для умного делания, так и открывает немалые возможности.
Вот, где, наверное, и весь "секрет": можно и так и так, главное, чтобы не мешало, и даже содействовало.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #622 : 14 Март 2012, 16:45:33 »
В принципе ответы на вопросы "одному - не одному" дал еще апостол Павел в своих посланиях, о чем и Marfa здесь упомянула.
Можно добавить лишь, что занятие умным деланием незаметно меняет и внешние условия, в которых живет человек. Потому что человек начинает по иному относиться к людям, обстоятельствам. Внешне все может остаться как прежде: та же работа, тот же дом, те же люди. И эта среда, внешне оставшаяся неизменной, понемногу меняется до неузнаваемости.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #623 : 14 Март 2012, 18:34:58 »
Есть и люди, для которых по разным причинам исключается и монастырь, и создание семьи. И что им выбирать: опасное спасение или безопасную погибель? :)

Я один из таких людей. И думаю, что нужно просто забить :), и жить в Боге, чувствовать Его, чтить, молиться.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #624 : 14 Март 2012, 18:39:52 »
Об институте монашества

Есть такая мысль. Сказанное Брянчаниновым о том, что монашество доживает в России – и даже повсюду, данный ему срок,  и что он не ожидает восстановления монашества, отражало тот период времени, в котором жил Брянчанинов.  С тех пор мы наблюдали воплощение его пророчества - разрушение монастырей, ненависть к монахам и торжество богоборцев. Большинство монастырей было действительно разрушено и монашество упразднено.

Но последние времена еще не наступили. После очищения от мерзости запустения Дух Святый снова восстанавливает монастыри и церкви для спасения людей. И мы наблюдали восстановление старых монастырей и строительство новых. Какой силой, каким духом это все делалось? Журавский верно говорит, что без внутреннего содержания, без умного делания, монастыри разрушаются и упраздняются. Значит, если монастыри восстанавливаются, то восстанавливается и внутреннее умное делание.

Умное делание – это не «ноу-хау» старцев. Умное делание дается не старцами, а Духом. И Духом Святым восстанавливается умное делание в восстанавливаемых Духом монастырях. Опытные старцы – дело времени.  Другое дело, что на долю современных монахов выпала миссия переходного периода, когда надо много работать на стройках и заниматься восстановлением монастырей и внутри, и снаружи.  Кто-то больше работает физически, кто-то внутри. Но спасаются и тот, и другой, выполняя волю Духа.

Призванные для этой миссии приходят из мира и приносят в монастыри мирское запустение. Это не удивительно и не должно останавливать. Раньше монастыри за долгие годы существования вне мира не пускали в себя мирское, и молодые монахи быстро освобождались от мирских привычек и привязанностей. Теперь же все мирское приходит в монастырь вместе с вновь призванными.  Поэтому мы видим и телефоны, и компьютеры, и комфортные комнаты, и прочие «достижения» мира. 

Молодые приходят в монастырь не потому, что смотрят на монашество, как на икону святого и не потому, что не знают умного делания, а потому что они призваны Духом. Мы верим, что в Иисусовой молитве и одного слова не можем произнести без Духа. Также и в монастырях - ни один монах не постригается без Духа.

Дух Святый перебирает монахов также, как мы перебираем четки, со всем вниманием и тщанием.

Когда мы начинаем умное делание, то видим всю мерзость своего запустения, но  верим Духу и следуем его зову. Проходит время и все меняется. Так и с монашеством. Одному монастырю на это потребуется год, другому 10 лет, а третьему – 100. Помрем – увидим.

Монашество, как институт, не людьми сотворен. Это форма спасения сотворена Духом. Было время, когда спасались в другой форме типа первых христианских общин. И когда она стала не нужной, то быстро деградировала и полностью изжилась.  А монашеский институт почему-то не изживается даже в наше время. 

Например, Валаамский монастырь. 
***За свою многовековую историю эта обитель не раз переживала разорение и запустение. Но, по милости Божией, она каждый раз возрождалась вновь.
Первые шесть насельников – иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил), прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов ("Морской дом").
 Было очень трудно налаживать монашескую жизнь – по соседству с иноками проживало местное население. За монастырскими стенами во время молитвы гремела музыка, раздавались крики, нецензурная брань.
Но, по воспоминаниям первых иноков, несмотря на тяжкие бытовые условия, эти годы начала возрождения обители были для них самыми благодатными ***.


Я знаком с вышеупомянутым первым засельником - игуменом Фотием. И могу заверить, что в умном делании он не новичок.
У меня нет постоянного наставника, но когда возникала необходимость Господь всегда посылал мне учителя. И в самое трудное время, Господь, прислал ко мне отца Фотия. Не я поехал  к нему на Валаам, а он сам приехал в нашу церковь и у меня была с ним долгая и полезная беседа об умном делании.

Поэтому, когда первые иноки, восстанавливающие Валаам, говорят, что время восстановления монастыря для них было самым благодатным, то я верю, что благодатная молитва давалась Духом не только для восстановления зданий монастыря, но и возрождения умного делания.  То, что сейчас можно видеть на Валааме поражает внешним великолепием. Но то, что творится на закрытых для туристов скитах, может поразить внутренним деланием. Только туда пускают не каждого умного делателя.

- Есть ли сегодня на Валааме отшельники, закрытые скиты?

Владыка Панкратий, игумен Валаамского монастыря:
***- По традиции самый большой скит во имя Всех святых достаточно закрытый: женщины туда допускаются один раз в год на престольный праздник. Есть Предтеченский скит, где присутствие женщин вообще запрещено. Так что о Монашеском острове, где этот скит находится, с полным правом можно сказать, что это северный Афон. Здесь действует тот же принцип, что и на Святой Горе. Отчасти — это дань традиции, которая издревле была заведена в этих скитах. Но в то же время уединенные места, где братия может в спокойных условиях идти по монашескому пути, действительно необходимы. Обычно в скитах и келейное правило, и богослужебное более продолжительные, чем непосредственно в монастыре. На трудовое послушание остается меньше времени. Очень многие братья стремятся попасть в скит, но мы стараемся направлять туда тех, кто уже подготовлен. Ведь уединенная жизнь (еще не отшельническая) — совершенно особый случай.
- На Валааме много таких подвижников?
- У нас есть братья, которые ведут такую жизнь, но я бы не хотел рассказывать, где и как — это дело сокровенное. Они не для того уединялись, чтобы об этом всему миру возвещать, чтобы их посещали паломники, поклонники, духовные чада и так далее.***


Так что есть такая мысль, что еще рано говорить о деградации института монашества.
« Последнее редактирование: 14 Март 2012, 19:35:00 от Neovit »

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #625 : 14 Март 2012, 18:43:49 »
Всёже в миру будете иметь скорби,мир требует своего..Спросите у людей почему им понравился президент Путин который уже 3 раза их ведёт ко спасению прямо в рай или ад..Вот ответ на вопрос за кем идти..Что ожидать от его управления? Какие перспективы личные у каждого и в отдельности..Если есть разделение на моё и государственное дело то как это выглядит? В монастыре устав и настоятеель и монахи,можно выбирать идти с ними или искать других..В миру нету выбора-надо приспособится к зарплате,каким то образом совместить дела Божии с делами каких то чиновников которые никогда ни стремились ко спасению и к благочестию..Заполонили парнографией страну,все передачи одна грязь какие то мерзкие отношения -кто работает на благо людей,страны -имеют нищинскую оплату,кто её разоряет,грабит,нагло использует и людей и их труды имеют излишки такие что можно было всех неимущих накормить,одеть и дать им жилище..Сознательно создан голод,хищита..Глава страны не может сказать хамам либо вы потратьте свои излишки для людей с кем вы живёте вместе либо я вам напечатаю денег,выпущу специально деньгу одна бумага миллион расчёт получите и гуляйте дальше а дела сдавайте государству и обязанности,будем делать добро без вашего участия..Водкой отравили всех кого могли-писали же ему врачи письмо-это отрава это не напиток,люди по незнанию его употребили когда то в пищу,надо убрать с продажи отраву как пищу..Нет же травят,табак отрава -нет же травят..Президент это кукла.  Был бы святой человек он бы сказал что Бог хочет от народа того и я хочу,мне другие не указ..Такого еще не было президента в мире исполняющего Заповеди на деле..А в монастыре это обязанность такая..В миру бесконца лезут в дом под любым предлогом враги Бога,как и в монастырь,но монастырь контролирует ситуацию у себя и в случай опасности едит в другие страны,а семья должна подчинится государственным чиновникам часто бесноватым.Их видно на ТВ дерутся,дебоширят,балтают глупости,кучкуются какие то типы подозрительные и их выдают за тех на кого надо равнятся,типо стань таким же..Вот у них масть такая выпала,им повезло,крутите баранан и угадайте слово из трех букв,..Многим это надоело и уехали за моря но и там тоже самое..Вот монастырь и привлекает своей уникальной историей любво к Богу и Его  делам..Дела Бога они мне нравятся как и Сам Бог и я делаю то что нравится бесплатно и даже меня гонят я всё равно иду на эти дела проведую монастыри..Конечно море и работу свою люблю но отношение к нам было грязное,нечистое,пребывать там не было для меня каким то утешением-я терпел эту обстановку но потом не стал...

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #626 : 14 Март 2012, 18:46:05 »
Вообще всё неважно, чёрное или джинсы, скоромное или свининка, в итальяшке или в рашке, с женой или без оной. Форма не имеет значения, уж тем более без внутренней сути. 

 Все верно ..НО почему то более половины тем на форуме посвящено именно этому и подавляющее большинство волнует именно ЭТА "проблематика". Потеря простоты во Христе?: Когда и для духа не единое на потребу..а "многое-многое.."

Не верно. Вы противоречите Отцам, традиции, да и всей практике христианской жизни. Но спорить давно уже нет желания.
Католики, упразднившие внешнюю форму, сейчас спохватились, возможно и нам нужно пройти через период нигилизма, чтобы что-то понять...
Все неважно, лишь потому, что ничего по-настоящему не любимо, на все наплевать. Не вижу в таком состоянии ничего хорошего.
And death shall have no dominion

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #627 : 14 Март 2012, 19:25:34 »
Пуст храм без Духа, хоть и величественен.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #628 : 14 Март 2012, 19:31:30 »
Об институте монашества

- Есть ли сегодня на Валааме отшельники, закрытые скиты?

Владыка Панкратий, игумен Валаамского монастыря:
***- По традиции самый большой скит во имя Всех святых достаточно закрытый: женщины туда допускаются один раз в год на престольный праздник. Есть Предтеченский скит, где присутствие женщин вообще запрещено. Так что о Монашеском острове, где этот скит находится, с полным правом можно сказать, что это северный Афон. Здесь действует тот же принцип, что и на Святой Горе. Отчасти — это дань традиции, которая издревле была заведена в этих скитах. Но в то же время уединенные места, где братия может в спокойных условиях идти по монашескому пути, действительно необходимы. Обычно в скитах и келейное правило, и богослужебное более продолжительные, чем непосредственно в монастыре. На трудовое послушание остается меньше времени. Очень многие братья стремятся попасть в скит, но мы стараемся направлять туда тех, кто уже подготовлен. Ведь уединенная жизнь (еще не отшельническая) — совершенно особый случай.
- На Валааме много таких подвижников?
- У нас есть братья, которые ведут такую жизнь, но я бы не хотел рассказывать, где и как — это дело сокровенное. Они не для того уединялись, чтобы об этом всему миру возвещать, чтобы их посещали паломники, поклонники, духовные чада и так далее.***


Так что есть такая мысль, что еще рано говорить о деградации института монашества
Уже поздно да и незачем. Не знаю Панкратия, но бывал во Всех святском скиту. Знаком с сегодняшним бытом на Валааме, не так давно встречался с некотрыми из братий.

С левой стороны Всех Святского скита, на всю протяженность каменного забора разбит огород, трудятся там не монахи, а тетеньки... В этой самой стене есть проход (сам им пользовался, когда нужно было внутрь попасть), и любой, кому необходимо, может пройти внутрь...
Работы для трудников и паломников, на Валааме распределяются монахами, они за каждого бесплатного трудягу отстегивают деньги коменданту, или друг другу если уступают право использования "мирянина"... Этот обычай появился там сравнительно недавно, но сегодня "хозрасчет" набрал наибольшую силу.
   Да, зилотские движения ИНН, три шестерки, паспорта и т.д. стартовали именно на Валааме... Neovit Вы кстати в курсе про новые движения которые там набирают силу? Речь идет не о умном делании...

Нет там монашества, уже давно нет... Внешняя форма есть, ребята в подрясниках есть, а монашества нет...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7520
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #629 : 14 Март 2012, 19:59:24 »
Об институте монашества
Журавский верно говорит, что без внутреннего содержания, без умного делания, монастыри разрушаются и упраздняются. Значит, если монастыри восстанавливаются, то восстанавливается и внутреннее умное делание.
Хорошо, если так. Но может быть и так, что восстанавливается уже только внешнее делание ... Но Вам лучше знать, чем мне.
Умное делание – это не «ноу-хау» старцев. Умное делание дается не старцами, а Духом. И Духом Святым восстанавливается умное делание в восстанавливаемых Духом монастырях. Опытные старцы – дело времени. Другое дело, что на долю современных монахов выпала миссия переходного периода, когда надо много работать на стройках и заниматься восстановлением монастырей и внутри, и снаружи.  Кто-то больше работает физически, кто-то внутри. Но спасаются и тот, и другой, выполняя волю Духа.
Все верно. Поживем - увидим. Всего то 20 лет прошло с момента начала возрождения монастырей. Слишком малый срок, чтобы делать твердые выводы. Надобно лет 40 - 60, тогда может что-то проявится определенное.
Молодые приходят в монастырь не потому, что смотрят на монашество, как на икону святого и не потому, что не знают умного делания, а потому что они призваны Духом. Мы верим, что в Иисусовой молитве и одного слова не можем произнести без Духа. Также и в монастырях - ни один монах не постригается без Духа.   
Хорошо если так, если Вы это знаете наверняка. Что нет тех, кто идет в монахи ради будущей карьеры и власти над людьми.
Поэтому, когда первые иноки, восстанавливающие Валаам, говорят, что время восстановления монастыря для них было самым благодатным, то я верю, что благодатная молитва давалась Духом не только для восстановления зданий монастыря, но и возрождения умного делания.  То, что сейчас можно видеть на Валааме поражает внешним великолепием. Но то, что творится на закрытых для туристов скитах, может поразить внутренним деланием. Только туда пускают не каждого умного делателя.
Хорошо, если так.
Так что есть такая мысль, что еще рано говорить о деградации института монашества.
Деградация монашества и церкви идет и она неизбежна, также как неизбежно второе пришествие Спасителя во славе. Просто это не обязательно удручающе плавный процесс, могут быть и периоды просветления на этом пути. Будут и настоящие монахи встречать пришествие Христа. Обязательно будут.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.