Исихазм

Автор Тема: Об историческом бытии земной Церкви. Что такое земная Церковь в высшем смысле?  (Прочитано 26727 раз)

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Я давно читаю сей форум и заметил, что Keleynick часто употребляет это словосочетание: Ум Христов.
Разъясните, что вы понимаете под этим?

Вроде, это обсуждали где-то раньше. В нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе (Фил.2:5). В нас должен быть тот же ум, что и во Христе Иисусе, и мы должны быть совершенными, как совершен Отец наш небесный. Но как это возможно? Только через Христа. Ум Христов поддерживает единство между Творцом и творением. Для меня стяжать такой ум, т.е. стать единым с этим Умом - это цель христианской жизни.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Очень важная мысль в тему, выложенная в теме  ИСПОВЕДЬ и ПРОЩЕНИЕ.

Цитировать
В конкретной  человеческой душе вобрано, как в мозаике многое, в том числе и
наследие рода, человечества.
Какая разница откуда всё это в душу пришло?
Что эти знания дают?
Что дадут знания о том, что это качество от матери, а это от прадеда по
отцовской линии и т.д.
Как это поможет?
Кажется важным по-меньше умствований и рассуждений и больше искренней личной
отдачи.

Важно  то, что есть, что чувствуешь в себе.
Это просто есть внутри, личное.
И с этим следует работать.
Искренне.
С полной отдачей.
Через Себя.
Тогда само всё разрешится, выровнится и очистится где надо, когда надо и у
кого надо. Это уже не сфера ума.

Умка


Такие мысли хочется пить как воду, дышать ими как воздухом

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Не знаю, в какую тему это поместить, пусть будет здесь, раз "Как молиться на общественном богослужении?" закрыта.
Возможно, мои слова покажутся глупостью и "плодом неочищенного ума".

Для меня в первую очередь важна мистериальная (таинственная) составляющая Церкви. Не очень понимаю почему Литургии (как мистерии, Таинству) уделяется так мало места в головах православных, почему она сводится к самому факту Причащения (как употребления хлебы и вина)... Чтобы осознать, что происходит на Литургии, требуется значительное интеллектуальное и сердечное усилие, но награда будет сполна. Как можно лишать себя таинственного восхождения к Небесному Престолу, повторяя мантры по четкам? Я также не понимаю почему форма должна мешать, а не помогать и почему ее нужно отбросить, "перерасти", как любят говорить те, кто не понял сути ритуала, мистерии, материи Таинства. Почему так упорно хочется противопоставить веру и умственное усилие, хотя при правильном использовании, последнее может вознести к Небу. И тогда открывается смысл и суть земной Церкви как точки соединения земного и небесного. Может быть, усилие должно состоять не в том, чтобы отбросить, а очистить и освятить Церковь земную в своем сердце?

Конечно, зачастую служит тот, кто не понимает сам и так, что ничего не понять. Плюс ко всему важнейшие части Литургии читаются тихо в Алтаре и заглушаются хором (что просто преступно), но есть чин, книги, разобраться МОЖНО. "Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый" - это Церковь земная в высшем смысле (и как собрание, и как общее дело и как место, где звучат эти слова).
« Последнее редактирование: 26 Январь 2010, 12:25:01 от lily »
And death shall have no dominion

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

lily, спасибо большое,  несомненно Вы поставили очень важную проблему центра христианской жизни вообще - Божественной литургии. Конечно келейная молитва, молитва по четкам не отменяет того места, где не понимаешь "на земле находишься или на Небе".

Полнота духовной жизни православного человека включает и изучение богословия, и литургическую жизнь, и участие в Таинствах Церкви. Однако духовная жизнь имеет свою иерархию и субординацию. Если нутро человека, его сердцевина - место встречи с Господом омертвело, он на Литургии находится лишь внешне. Любая молитва хоть келейная, хоть общественная должна идти изнутри, как бы подчиняя ум во вне.

Мы все склонны к схемам, которые уводят от полноты жизни. Если это келейная молитва по четкам, то зачем Литургия и богословие и история Церкви, если это постоянное посещение храма, то зачем Иисусова молитва, Господь кому надо и так подаст и т.п. Это все наши недоработки, неспособность вместить реальную полноту церковной жизни, освящающей всего человека и сердце, и ум, и глаза, и обоняние, и самое нутро. В общем во всей полноте ведущего к Истине во Христе.

Наш путь от ограниченности и обусловленности к безграничной полноте во Христе Иисусе, от временного бытия к вневременному. Поэтому бывает трудно вместить полноту нового уровня.
Так я думаю.

Очень хорошая работа в тему: Н.В.Гоголь. Размышления о Божественной Литургии

http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0190.shtml

 
Цитировать
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

          ПРЕДИСЛОВИЕ

     Целью этой книги - показать, в  какой  полноте  и  внутренней  глубокой
связи совершается наша Литургия, юношам и людям, еще  начинающим,  еще  мало
ознакомленным с ее значением. Из множества объяснений,  сделанных  Отцами  и
Учителями, выбраны здесь только те, которые доступны всем своей простотою  и
доступностью,  которые  служат  преимущественно   к   тому,   чтобы   понять
необходимый  и  правильный  исход  одного  действия  из  другого.  Намеренье
издающего эту книгу состоит  в  том,  чтобы  утвердился  в  голове  читателя
порядок всего. Он уверен, что всякому, со вниманьем следующему за Литургиею,
повторяя всякое слово, глубокое внутреннее значенье  ее  раскрываться  будет
само собою.

          ВСТУПЛЕНИЕ

     Божественная Литургия есть вечное повторение  великого  подвига  любви,
для нас совершившегося. Скорбя от неустроений своих, человечество  отовсюду,
со всех концов мира  взывало  к  Творцу  своему  -  и  пребывавшие  во  тьме
язычества и лишенные Боговедения - слыша, что  порядок  и  стройность  могут
быть водворены в мире только Тем, Который в стройном чине повелел  двигаться
мирам, от Него созданным. Отовсюду  тоскующая  тварь  звала  своего  Творца.
Воплями взывало все к Виновнику своего бытия, и вопли эти слышней  слышались
в устах избранных  и  пророков.  Предчувствовали  и  знали,  что  Создатель,
скрывающийся в созданьях, предстанет Сам лицем к человекам, - предстанет  не
иначе, как в образе  того  созданья  Своего,  созданного  по  Его  образу  и
подобию. Вочеловечение Бога на земле представлялось всем, по мере  того  как
сколько-нибудь очищались понятия о Божестве. Но нигде так ясно не говорилось
об этом, как у пророков Богоизбранного народа. И самое чистое воплощение Его
от Чистой Девы было предслышиваемо даже  и  язычниками;  но  нигде  в  такой
ощутительно видной ясности, как у пророков.
     Вопли услышались: явился в мир, Им же мир бысть;  среди  нас  явился  в
образе человека, как  предчувствовали,  как  предслышали  и  в  темной  тьме
язычества, но не в том только, в каком представляли Его неочищенные  понятия
- не в гордом блеске и величии, не как каратель преступлений, не как  судия,
приходящий истребить одних и  наградить  других.  Нет!  Послышалось  кроткое
лобзание брата.  Совершилось  Его  появление  образом,  только  одному  Богу
свойственным,  как  прообразовали  Его   Божественно   пророки,   получившие
повеление от Бога...

          ПРОСКОМИДИЯ

     Священник, которому предстоит совершать Литургию, должен еще  с  вечера
трезвиться телом и духом, должен быть примирен со  всеми,  должен  опасаться
питать какое-нибудь неудовольствие на кого бы то ни было. Когда же  наступит
время, идет он в  церковь;  вместе  с  диаконом  поклоняются  они  оба  пред
царскими  вратами,  целуют  образ  Спасителя,   целуют   образ   Богородицы,
поклоняются ликам  святых  всех,  поклоняются  всем  предстоящим  направо  и
налево, испрашивая сим поклоном себе прощения у всех,  и  входят  в  олтарь,
произнося в себе псалом: Вниду в дом Твой, поклонюся храму Твоему во  страсе
Твоем. И, приступив к престолу лицом  к  востоку,  повергают  пред  ним  три
наземные поклона и целуют  на  нем  пребывающее  Евангелие,  как  бы  Самого
Господа, сидящего на престоле; целуют потом и самую трапезу и  приступают  к
облачению себя в священные одежды, чтобы  отделиться  не  только  от  других
людей, - и от самих себя, ничего не напомнить  в  себе  другим  похожего  на
человека, занимающегося ежедневными житейскими делами. И произнося  в  себе:
Боже! очисти меня грешного и помилуй меня! священник и диакон берут  в  руки
одежды. Сначала одевается диакон; испросив благословение у  иерея,  надевает
стихарь, подризник блистающего цвета, во знаменование светоносной ангельской
одежды  и  в  напоминанье  непорочной  чистоты  сердца,  какая  должна  быть
неразлучна с саном священства,  почему  и  произносит  при  воздевании  его:
Возрадуется душа моя о Господе, облече бо  мя  в  ризу  спасения  и  одеждою
веселия одея мя; яко жениху, возложи ми венец  и,  яко  невесту,  украси  мя
красотою.   Затем   берет,   поцеловав,   орарь,   узкое   длинное   лентие,
принадлежность диаконского  звания,  которым  подает  он  знак  к  начинанью
всякого действия церковного, воздвигая народ  к  молению,  певцов  к  пению,
священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте  и  готовности  во
служении. Ибо званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым  сим  на
него воздетым тонким лентием, развевающимся  как  бы  в  подобие  воздушного
крыла,  и  быстрым  хождением  своим  по  церкви  изобразует  он,  по  слову
Златоуста, ангельское летание. Лентие это, поцеловав, он набрасывает себе на
плечо. Потом надевает, он поручи, или  нарукавницы,  которые  стягиваются  у
самой кисти  его  руки  для  сообщенья  им  большей  свободы  и  ловкости  в
отправлении  предстоящих   священнодействий.   Надевая   их,   помышляет   о
всетворящей, содействующей  повсюду  силе  Божией  и,  воздевая  на  правую,
произносит он: Десница Твоя, Господи, прославилася в крепости;  десная  рука
Твоя, Господи,  сокрушила  врагов  и  множеством  славы  Своей  Ты  истребил
супостатов. Воздевая на левую руку, помышляет о самом себе, как  о  творении
рук Божиих и молит  у  Него  же,  его  же  сотворившего,  да  руководит  его
верховным, свышним Своим руководством, говоря так:  Руки  Твои  сотворили  и
создали мя. Вразуми меня, и научуся Твоим заповедям.

продолжение по ссылке:

http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0190.shtml

Н.В.Гоголь. Размышления о Божественной Литургии ...

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Полнота духовной жизни православного человека включает и изучение богословия, и литургическую жизнь, и участие в Таинствах Церкви. Однако духовная жизнь имеет свою иерархию и субординацию. Если нутро человека, его сердцевина - место встречи с Господом омертвело, он на Литургии находится лишь внешне. Любая молитва хоть келейная, хоть общественная должна идти изнутри, как бы подчиняя ум во вне.

Мы все склонны к схемам, которые уводят от полноты жизни. Если это келейная молитва по четкам, то зачем Литургия и богословие и история Церкви, если это постоянное посещение храма, то зачем Иисусова молитва, Господь кому надо и так подаст и т.п. Это все наши недоработки, неспособность вместить реальную полноту церковной жизни, освящающей всего человека и сердце, и ум, и глаза, и обоняние, и самое нутро. В общем во всей полноте ведущего к Истине во Христе.

Литургия не сводится к общественной молитве, это катастрофическая редукция (в этой связи ну никак не могу понять тех, кто пусть из самых высоких побуждений, отделяет себя от собрания и бурчит что-то свое...). Это реальное восхождение к Небесному престолу, иначе лживы слова "Святая - Святым". Именно эту реальность так старательно оберегали от посторонних глаз и ушей первые христиане. ИМХО.
And death shall have no dominion

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
(в этой связи ну никак не могу понять тех, кто пусть из самых высоких побуждений, отделяет себя от собрания и бурчит что-то свое...).


Конечно, молиться лучше вместе на Литургии, входи в ее мистическую реальность. С этим думаю никто и не спорит. А вот в течении других моментов жизни можно и под нос "мантры" побурчать :). Как Вы походя назвали то, что с трепетом в сердце бурчали святые с первых веков христиаства и достигали высот духовной жизни.

Давайте будем обсуждать проблемы на высоком уровне, а не на "своей волне", пользы будет больше.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

А вот в течении других моментов жизни можно и под нос "мантры" побурчать :). Как Вы походя назвали то, что с трепетом в сердце бурчали святые с первых веков христиаства и достигали высот духовной жизни.

Других моментов, а не Литургии. Я специально употребляю резкие слова в расчете на полемику, мне интересны мотивы незадействования ума и сердца для вхождения в таинственную реальность Царства. Что, очевидно, с упоением делали по домам и катакомбам первые христиане... А иначе зачем Церковь?


Цитировать
Или принимать участие в Его продолжающемся «пире», к которому Он призывает всех и ради которого, точнее, как который и существует (призвана существовать) Его Церковь, то есть именно и прежде всего Его трапеза – таинство Церкви, созидающее ее и поддерживающее ее в ее бытии, бытии как Тайной Вечери, или – отказаться, предпочесть только что купленных волов, брачные утехи и прочие насущные, неотложные дела, короче – себя и свое – Ему и ужину с Ним, сиречь Его Царству.

Быть в Церкви означает пить и есть со Христом, соединяясь в Нем, через Него, с Отцом. Евхаристическая молитва (мы, кажется, как-то подзабыли об этом) – благодарственная и просительная молитва Богу-Отцу, приносимая Христом, Который есть Церковь в том смысле, в котором каждый из нас есть душа и тело: Церковь – Тело Христово, а значит – Сам Христос. Именно Он благодарит Отца в Евхаристии и молит Его приобщить всех  и вся в Нем – Христе=Церкви – божественной жизни. Это – молитва и пир, одно следует за другим, одно переходит в другое, будучи изначально – одним: молитвой-пиром. Мы благодарим Бога, мы молимся Ему и едим и пьем принесенные нами хлеб и вино, которые, будучи нашим приношением, нашей бескровной жертвой, в силу того, что мы их отдаем уже не принадлежат нам: они – Божьи, Божьи хлеб и вино, и тем самым отличаются от хлеба и вина, которые мы едим и пьем для себя, исключительно для поддержания своего индивидуального бытия.

Итак, Евхаристия – это прежде всего отказ от индивидуализма, от своей автономии от Бога, своего самоутверждения в бытии вопреки Его подателю, а значит и самому бытию, становящемуся псевдобытием и по сути небытием в отрыве от своего Источника. Однако понимание Евхаристии, сложившееся в истории, понимание ее как средства индивидуального – для себя! – освящения напрямую противоречит этому: мы и в ней стремимся не отдать – себя и весь мир, а взять, заслужив право на это молитвой и постом, приобретя исповедью билет на причастие, и что это как не самая дьявольская из подмен, как не пародия на Божий замысел о вечере Господней, Его последнем трагическом пире перед Гефсиманией и Голгофой?     

Момент пресуществления, само это пресуществление – все эти не имеющие отношения к сути дела ученые разговоры, споры, которые невозможно себе представить в ранней Церкви, весь этот византийский символизм, сводящий Евхаристию, Литургию к нравоучительному спектаклю, аллегории, как придатку самоосвящения посредством причастия, понимаемого – как и вся Евхаристия – как магический акт превращения одной материи в другую – природы хлеба и вина в божественную природу, в физическую плоть и кровь Христа, лишь притворяющуюся (и то, говорят, не всегда) хлебом и вином… Как ни ужасно это звучит, но Евхаристия действительно свелась к поеданию Богочеловека как средству «освятиться», соответственным образом приготовившись к этому…

Однако застолья Христа, продолжением которых является (должна являться) Евхаристия – это – прежде всего! – единство всех сидящих за столом друг с другом и Сидящим во главе стола, точнее: единство всех – в Нем, олицетворяющим и являющемся единством вчех друг с другом – в Боге.

http://o-k-kravtsov.livejournal.com/300488.html#cutid1
« Последнее редактирование: 26 Январь 2010, 16:24:10 от lily »
And death shall have no dominion

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Лия, о. Константин тоже писал это в расчете на полемику, получается обострение в квадрате. :)

Мне нравится эта серия текстов о. Константина, но ее пафос немного в другом, он прежде всего полемизирует с идеей "индивидуального освящения", когда св. Причастие становится актом личной праведности (наподобие иудейских "дел веры"), тогда, как должно быть актом братского со-единения во Христе. Умная молитва сюда только по касательной может быть отнесена.

Как-то уже здесь обсуждалось, не помню - где. Мне близко понимание в том ключе, что умная молитва, будучи сама по сути - предстоянием Господу не может мешать со-возлежанию на его Трапезе (в конце концов у нас 2 канала восприятия). Если же она по какой-то причине диссонирует с Литургией - это не есть умная молитва, это молитва механическая, которую хорошо либо вызвысить (тогда диссонанс прекратится), либо вовсе остановить на те пару часов, что мы находимся в храме.
р.б. Антонио

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Антон, заголовок этой темы - о Церкви. Или я вообще перестала что-либо понимать или где Церковь - там Евхаристия, где страдает Евхаристия, там страдает Церковь. Как может сойтись в одной временной точке брачный пир и молитва по четкам, которая индивидуальна по определению? Литургия - последовательное восхождение, в высшей точке которого: "Святая - Святым" у Небесного Престола, когда затихает любое движение, есть только Предстояние... какое "помилуй меня грешного" может быть в этой сияющей вершине? Мне интересно докопаться, понять, может, не вижу чего...

Кроме того, есть то, что совсем забыто - традиция ритуальных пиров, которую знали почти все культуры. Народ Божий - не исключение, Ветхий Завет - Пасхальная Трапеза (совместное употребление пищи) и Новый Завет - Трапеза, Трапеза - общение. Раннее монашество (насколько могу судить, читала немного) придавало большое значение общению, даже самые упертые отшельники принимали гостей, ради гостя можно было (а в некоторых случаях и нужно) нарушить любой пост (именно из любви к ближнему). Так Церковь - не дом ли для пира, не чертоги брачные?
And death shall have no dominion

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Антон, заголовок этой темы - о Церкви. Или я вообще перестала что-либо понимать или где Церковь - там Евхаристия, где страдает Евхаристия, там страдает Церковь. Как может сойтись в одной временной точке брачный пир и молитва по четкам, которая индивидуальна по определению? Литургия - последовательное восхождение, на высшей точке которого: "Святая - Святым" у Небесного Престола, когда затихает любое движение, есть только Предстояние... какое "помилуй меня грешного" может быть в этой сияющей вершине? Мне интересно докопаться, понять, может, не вижу чего...

А... Вот о чем :)
Тут недавно писал Герасим, спасибо ему, про перемену окончания молитвы с "помилуй мя" на "помилуй нас". Можно понять это формально - как перемену текста индивидуальной молитвы, тогда это фигня, а можно - в контексте Таинства - как отверзение сердца ближним, кто вместе с тобой предстоит. Не помню кто советовал находясь в храме (и умно молясь) "представлять" себя как-бы среди ангелов. "Представлять" здесь - не воображательный произвольный акт, но опытное переживание Со-предстояния (ангельского конечно) и Со-благодарения. Вот и вершина замаячила и Евхаристия не страдает.

Но вообще все это - рассуждения для меня в значительной степени отвлеченные. Не помню, когда удавалось просто пробыть Литургию, не отвлекаясь, за последние пол-года. Хорошо, хоть помню, что бывало и по-другому :)
р.б. Антонио

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Про трапезу.

Как причастный "кухонной" городской субкультуре могу только приветствовать твои слова :)

Серьезно - по-моему это кое-где существует и не забыто. Как и практика выстраивания всей жизни в синхрон с литургическим ритмом, как и многое прекрасное, иначе зачем бы вообще была нужна эта земная церковь :)
р.б. Антонио

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

А... Вот о чем :)
Тут недавно писал Герасим, спасибо ему, про перемену окончания молитвы с "помилуй мя" на "помилуй нас". Можно понять это формально - как перемену текста индивидуальной молитвы, тогда это фигня, а можно - в контексте Таинства - как отверзение сердца ближним, кто вместе с тобой предстоит. Не помню кто советовал находясь в храме (и умно молясь) "представлять" себя как-бы среди ангелов. "Представлять" здесь - не воображательный произвольный акт, но опытное переживание Со-предстояния (ангельского конечно) и Со-благодарения. Вот и вершина замаячила и Евхаристия не страдает.

Не вижу разницы "мя", "нас"... кажется, это просто психологические реакции. В Таинстве уже есть все то нужно, зачем добавки? как-то занять свой ум? Литургия - мистерия и построена как мистерия от начала и до конца. Даже насчет ангелов все уже придумано, ничего специально не нужно представлять... Раз:"Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми." и два: "аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тьмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающийся, пернатии, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Более того, чин говорит, что нужно не просто представить себя среди ангелов, но "таинственно изобразить" из себя херувима.  :-D
Кажется, увожу тему в оффтоп...  :roll:

Серьезно - по-моему это кое-где существует и не забыто. Как и практика выстраивания всей жизни в синхрон с литургическим ритмом, как и многое прекрасное, иначе зачем бы вообще была нужна эта земная церковь :)
О том и речь! :)
« Последнее редактирование: 26 Январь 2010, 17:27:26 от lily »
And death shall have no dominion

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля


Кажется, мне понятна тз lily.
Но у меня другая тз.

Следование внутренней сущностной работе всегда "выше" и значимее
проживания мистерий и их символики.

Как было где-то сказано - неграмотные на литургии да молятся иисусовой молитвой. Причем, не "езус-мантрой", и не факт, что по четкам.

Предстоять на литургии с молитвой в сердце  в страхе Божьем пред самим Богом, проживая в Нем единение с другими членами тела Христова - насколько это сакральнее любого внешнего таинства, мощнее любой внешней мистерии, потому что это твое сущностное, присущее тебе, а не написанные другими слова, которые проводишь в себя, пытаясь проживать их в себе. Сегодня пройдут, а завтра застрянут.

Вот молитвенные правила - они написаны теми же. А ведь многие уже говорили здесь - не удерживается внимание в длинной молитве. Что же говорить о постоянном внимании к словам и смыслам литургии.

Молитва в сердце во время литургии - спасительный якорь, чтобы не снесло, будильник чтобы "не спать сердцем". Но, если перестаешь слышать и следить за литургией - укороти молитву, пусть будет ГП, а не ГИХСБПМГ. Тогда "2 канала" исправно заработают. Потом удлини. Кто мешает?

Литургию разработали оттого что антихристов дух превозношения и нелюбви укоренился в Церкви, а Дух Святый отступил, как пишет П.Иванов. И прежние формы христианского богослужения такие как трапеза любви оказались без любви попросту невозможны. Какая трапеза, если стали "своим" давать куски поболе, а бедных и беззащитных обделять.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Только Таинство на то и Таинство, что соединяет земное и небесное, материю и дух. Литургия - не внешнее, вопрос в том, насколько ты можешь в нее войти, насколько "присвоить". Именно смещение взгляда с себя на Бога, от своих грехов к славе Божьей, от сокрушения, плача к благодарению и радости составляют самую сущность Таинства Царства. Если не можешь поднять головы к великолепию, к славе, к неземной реальности, наверное, нужны подпорки и прибежища индивидуальной молитвы, но это не нормальное состояние...
And death shall have no dominion

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

выполняем простую подстановку - получается тоже весьма поэтично:

Только молитва на то и молитва, что соединяет земное и небесное, материю и дух. Молитва - дело не внешнее, вопрос в том, насколько ты можешь в нее войти. Именно смещение взгляда с себя на Бога, от своих грехов к славе Божьей, от сокрушения, плача к благодарению и радости составляют самую сущность молитвы.


Молитва имхо на то и дана в УД, чтобы познать Бога в славе и великолепии, поэтому она и в литургии не подпорка и не прибежище, а активное наше участие в службе церковной и со-переживание и единство (если оно переживается конечно, это не только от нас зависит)

Я знаю - 1 Фес. 5:17: "Непрестанно молитесь."
А Вам кто сказал, что молиться ИМ на литургии - "не нормальное состояние"? Автора - в студию!

Называть делание ИМ во время литургии ненормальным состоянием значит, что Вы, видимо,
не молились никогда ИМ во время литургии, потому и говорите так по непониманию.

В остальном же. Получается у Вас войти в литургию - отлично.
Прожить ее - прекрасно. А мне с ИМ литургия начинает раскрываться. И отвлекаюсь меньше.
Но я выхожу с литургии, продолжается ИМ. А у Вас что продолжается?

Бессмысленно далее нам противопоставлять ИМ с литургией, когда нам дано и то, и другое. Есть наставления по литургии без ИМ. И есть наставления о литургии с ИМ. Каждому в меру его разумения и по его надобности.
« Последнее редактирование: 26 Январь 2010, 21:36:28 от прозелит »