из этой же статьи в защиту деторождения:
священномученик Мефодий, и где! — в трактате о девстве! Муж, “соединившись с женою объятиями любви, делается участником плодотворения, предоставляя Божественному Создателю взять у него ребро, чтобы из сына сделаться самому отцом. Итак, если и теперь Бог образует человека, то не дерзко ли отвращаться от деторождения, которое не стыдится совершать Сам Вседержитель Своими чистыми руками” (Пир II 2)[63].
итог:
Таким образом, в рассуждениях о девстве мы выделили три взаимосвязанных позиции: девством называют
1) естественную девственность тела, или невинность;
2) духовное упражнение, возможное даже для утративших невинность;
3) состояние совершенства, обожения человека, охристовление.
В святоотеческой письменности девство есть традиционное для христианской аскезы духовное упражнение, цель которого состоит в воспитании силы любви, или эроса, ради всецелой устремлённости к Единственному объекту любви подвижника — Христу. В этом смысле естественная девственность тела есть основание для упражнения в девстве. Девство не имеет ничего общего с безбрачным или холостым состоянием, потому что девство есть духовный брак подвижника с Богом.
Не брак есть образ девства, а девство есть образ брака, если угодно, эйдос брака.