Исихазм

Автор Тема: Как победить гордость?  (Прочитано 21805 раз)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #120 : 02 Июль 2013, 14:26:40 »
Вопрос лишь в том, как суметь практически лично обрести подлинную любовь.....
Да. Это главный вопрос, разрешение которого сняло бы остальные, да и вообще, по моему, религию, как воссоединение с Богом, отменило.
Любовь есть благое расположение души, в соответствии с кот. она ничего из сущего не предпочитает ведению Бога. Навык такой любви невозможно приобрести тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному. (Главы о любви 1.1.)

Религию не возможно отменить, на её место встанет другая религия. Смысл не в отвержении, а в личном примере - что и есть безмолвная проповедь. Много болтунов - теоретиков, мало искренних следующих внутреннему учению.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #121 : 02 Июль 2013, 14:50:34 »
Религию не возможно отменить, на её место встанет другая религия.
Достижение Любви возможно только в Боге. Религия понимается как воссоединение. Если Любовь достигнута, то воссоединение произошло. Конечно, если воссоединение меняется на разъединение и обратно, то тогда да. Но Цель -то окончательное воссоединение. Если Цель достигнута, то религия теряет смысл.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #122 : 02 Июль 2013, 21:39:57 »
Достижение Любви возможно только в Боге.
Тот, кто достигает Царствия, достигает Бога. Достигнувший Бога знает, что Он и есть Любовь и ничто иное.
Люди ищут Любви [к другим, к себе], без Любви они пропадают, скукоживаются, умирают физически и нравственно. Без Бога они пропадают, скукоживаются, умирают физически и нравственно. Ergo: Бог=Любовь. Чем раньше мы это поймём, тем лучше и счастливее... Нечего добавить.
Если Цель достигнута, то религия теряет смысл.
Если Любовь ожила в сердце, то достигнута цель Религии, и она [ни цель, ни религия] не теряет смысла никогда [from now on].
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #123 : 04 Июль 2013, 02:50:40 »
Каллист Ангеликуд Огонь Любви и дрова сердца http://www.afonnews.ru/forum/all_1/section_25_1/topic_123/

И здесь есть еще одна тайна, о которой я тебе скажу лишь в двух словах...

Я скажу тебе об этой тайне лишь намеком...

Слышали ли ты слова Спасителя: «Пребудьте во Мне, и Я буду в вас...» (Ин 15:14)? Так вот, знай же, что кроме того, кто расположен к сердечной тишине и любит ее, никто из других не способен не только понять эти слова, но и даже услышать их! А тем более никто не готов попробовать и испытать на себе — что это.

Соломон сказал: «Я сплю, а сердце мое — бдит...» (Песнь Песней 5:2) — Подтвердить эти слова под силу лишь мужу, стремящемуся к тишине сердца.

Как это?

Это подобно тому, как огонь, перебросившись на лежащее рядом дерево, уже не погаснет сам собой, но, наоборот, разгорается сильнее и сильнее постоянно — день и ночь. Тогда огонь уже распространяется с огромной скоростью и не остановится, доколе не сожжет все древо.

Точно также, по подобию огня, загорается в душе горение, рачение к Богу (эрос - выражает дословно страстную неудержимую любовь Высказывания о жизни). Это горение, лишь только найдет дрова, то есть перебросится на сердечный мир, мощно устремляет сердце к Богу. И этот порыв уже не прекращается, сколько бы дней и ночей или даже лет не проходило...

И даже когда тело отдыхает, или заснуло, или даже просто дремлет, - ум, неким необъяснимым образом, вопиет из сердца человеческими словами. Ум кричит в любви, с восторгом услаждаясь тем, что чувствует! Ум славит Бога и своего Отца Небесного, Которого по достоинству воспеть невозможно.

А как это происходит, знает лишь Тот, Кто дарует эту несказанную радость тем бойцам за сердечный мир, кому Он Сам захочет дать.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #124 : 04 Июль 2013, 05:08:32 »
да не победить гордость злую

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4524
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #125 : 04 Июль 2013, 11:43:25 »
Помнится, у меня раньше тоже было подобное "увлечение", основанное на не совсем трезвом восприятии действительности...проще говоря, на прельщении...но Господь безжалостно развеял созданные моим лукавым умом мифы, в т.ч. и о "выдающихся  молитвенниках"...  :cry:
Скромная магия православного священства и монашества завораживает... 8-)
Не надейтесь на князи, на сыны человеческие... :-)
если есть возможность опишите подробнее как Господь развеял мифы о "молитвенниках"?

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #126 : 04 Июль 2013, 12:15:25 »
Помнится, у меня раньше тоже было подобное "увлечение", основанное на не совсем трезвом восприятии действительности...проще говоря, на прельщении...но Господь безжалостно развеял созданные моим лукавым умом мифы, в т.ч. и о "выдающихся  молитвенниках"...  :cry:
Скромная магия православного священства и монашества завораживает... 8-)
Не надейтесь на князи, на сыны человеческие... :-)
если есть возможность опишите подробнее как Господь развеял мифы о "молитвенниках"?
Да все, как обычно, Монсеньер: Господь просто приоткрывал завесу и показывал истинное лицо "выдающегося молитвенника" в определенной ситуации или "плоды" его "выдающейся молитвенности", которые весьма болезненно отражались на мне или на других таких же бедолагах... :oops:
Мы ведь сами создаем мифы о "выдающихся молитвенниках", творим их имидж, сами пиарим их...хотя многие из них и самопиаром заняться тоже не прочь...а по факту, "выдающиеся молитвенники" - самые обычные люди... и как и все мы, с бааальшими тараканами... :-)
Недавно вот афоризм попался: большое счастье встретить человека с тараканами такого же вида, как и у тебя... :wink:

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #127 : 04 Июль 2013, 12:25:39 »
да не победить гордость злую
конечно...  :-) просто надо научить ее быть доброй... :wink:

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #128 : 04 Июль 2013, 12:49:10 »
Порфирий Кавсокаливит, Умная молитва http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=1556


Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Нельзя творить молитву с мыслью: «Я научусь ей, я должен преуспеть (катаферо) в молитве, я достигну ее». Потому что, ставя молитву как цель, мы приходим к эгоизму и гордости.

Конечно, необходим долгий опыт, пламенное желание, но и целомудрие, внимание и здра­вомыслие, чтобы молитва стала чистой и богоугодной. Один лишь помысел: «Я преуспел» — портит все... Чем нам гордиться? У нас нет ничего своего... Это все очень тонкие вещи (лепта), но крайне важные.

Прежде всего, научитесь молиться так, чтобы в уме не было никаких образов (икона). Не представляйте себе Христа. Отцы подчеркива­ют, что молиться нужно безобразно. Составляя образ, легко впасть в заблуждение, потому что в этот образ может вмешаться другой образ. Именно так к нашему действию примешивается темная энергия, поэтому образ важно отсечь. Ведь благодать может покинуть нас! Как раз в этот момент лукавый подмешивает свой образ (паремболес) и так управляет нашим сознанием.

Молитва совершается умом в глубине сердца, а не на устах, чтобы не произошло рассеивания, чтобы ум не блуждал то там, то тут. Спокойным образом мы поме­стим в свой ум Христа, говоря кротко: Господи Иису­се Христе, помилуй мя. Не думайте ни о чем, кроме слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Ни о чем другом, ни о чем!

 Молитесь спокойно, с открытыми глазами, чтобы обезопасить себя от мечтаний и прелес­ти, молитесь со вниманием и посвящением себя Хрис­ту. Творите молитву кротко и не все время, но когда есть расположение и состояние умиления, что является даром Божественной благодати. Без благодати человек сам себя гипнотизирует и может впасть и в видение све­та, и в прелесть, и в умственное расстройство.
 

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4524
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #129 : 04 Июль 2013, 14:35:26 »
Есть такая присказка, "только ленивый делает сразу все" так и с гордостью...это подобно работе Адама в саду, так мы приобретаем когда срываем плод и вкушаем, но и не срывая можно приобрести и возрастать и в этом  наука терпения...так же  кто изловил "кота байкуна"*, и научается пленять всякий помысл в послушание Господу тот и собирает, хотя и не вкушает сладостных плодов, не обретает достижений...


« Последнее редактирование: 04 Июль 2013, 15:00:41 от Monte More »

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4524
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #130 : 04 Июль 2013, 16:02:52 »
 :-) байкун от слова байка...

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #131 : 09 Июль 2013, 13:22:09 »
Любви без смирения тоже не дождаться, поэтому опять всё упирается в гордость-смирение.

Может кому пригодится:
Цитировать
Тщеславие. Добродетели, обратные страсти – смиренномудрие.
Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям. Тщеславие – это наиболее многоликая, тонкая, коварная, скрытая от человека страсть, которая искушает человека не только с плотской, но и с духовной стороны и уловляет его, приражаясь не только к его грехам, но даже и к его добродетелям. Оно хоть и многовидно, однако же главных у него два вида: в первом превозносимся плотскими преимуществами и видимыми вещами; а во втором – духовными. Первый вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами, а также своими достоинствами или талантами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой. Второй вид побуждает превозноситься духовными преимуществами: постом, милостыней, милосердием, смирением и т.п.
Евангельская Заповедь «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;». (Мф. 20, 20-26).  Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго…(1 Тим. 6, 17) «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5, 44) Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4, 6) «Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло». (Иак. 4, 13-16) «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе». (Римл. 12, 16) «…народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. (Ин. 12, 40-43)  «Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием?» Прем. 5:8 «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.» Ис. 2:11 «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.» Иез. 28:17 «Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени.» Сир. 20: «Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, - сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии.» 2 Пар. 32:26 «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.» Гал. 5:26 «ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.» Фил. 2:3
Средства борьбы со страстью: главное средство борьбы с тщеславием – смирение. 1) Никогда ничего не делать по тщеславию: ни милостыни, ни молитвы, ни поста, совершай тайно твои благие дела и подвиги, чтобы о них никто не узнал. (см. Евангелие от Матфея 6 гл.). 2) Совершать действия, противоположные тщеславию.  3) Когда люди тебя хвалят, думай о своих грехах. Болезнуй и скорби сердцем при похвалах, которые тебе дают за малую добродетель, которую видят, ибо грехов твоих не знают. 4) Недоверие своим добродетелям. 5) Старайся при других никогда не делать того, чего не делают другие. 6) Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие. Преподобный Антоний Великий  7) Грех тщеславия побеждается так же смиренномудрием, т.е. поступай так, как должны поступать смиренные, относи все свои почести к благодетельному Богу и отдавай Ему всю воздаваемую тебе похвалу. Бог - причина всякого блага. Ему подобает всякая слава и благодарение. Какое бы добро ты ни сделал, ты не должен тщеславно похваляться, ибо сам бы ты без Божией помощи и благодати ничего не осуществил Лучше быть грешником со смирением, чем праведником в превозношении: даже если тебе будут по плечу все добродетельные подвиги, но станешь смотреть свысока, тебя предадут мучению. 8) Молчание.
Св. Григорий Синаит пишет по этому поводу следующее: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят: 1) молчание, 2) смиренное о себе думание, 3) смиренное говорение, 4) смиренное одеяние, 5) самоуничижение, 6) сокрушение, 7) последность – иметь себя во всем последним».
В зараженных страстью тщеславия явно просматривается недостаток истинного смирения, поэтому и лечиться от неё надо путем избегания всего того, что может нас выделить из других, вызвать у людей похвалы. Во всех наших поступках должны проявляться заботливая рачительность и рассудительность. Сделанное хорошо, подобает «охранять с должным вниманием».
Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хвалить Вас, а Господь скажет: не знаю вас... Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хорошей по-мирскому? А по-духовному хорош только тот, кто искренне от всей души считает себя хуже всех. Игумен Никон (Воробьев)

"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #132 : 09 Июль 2013, 13:23:45 »
Цитировать
Гордость. Добродетели, обратные страсти – Смирение, Любовь.
Евангельская Заповедь --…кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Мф. 23, 12) Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе. (Рим. 12, 16) …смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего…(Втор. 8, 14)  «Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его;» Сир. 10:14  «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.» 1 Ин. 2:16 «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех.» Прит. 21:2-5 «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.» Прит. 29:23 «Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.» Прит. 16:19 «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.» Прит. 16:18 «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость.» Прит. 11:2 «Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.» Прит. 8:13   «Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, -» Ис. 2:12 «Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;» Ис. 13:11 «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой.» Ис. 14:11 «И споткнется гордыня, и упадет, и никто не поднимет его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг него.» Иер. 50:32  «И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их.» Иез. 16:50 «Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» Иак. 4:6 «Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих. Владычество переходит от народа к народу по причине несправедливости, обид и любостяжания. Что гордится земля и пепел? И при жизни извергаются внутренности его.» Сир. 10:6-10 «ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость;» Сир. 10:15 «Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева - для рождающихся от жен.» Сир. 10:21 «Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему.» Сир. 13:1 «не пощадил и живших в одном месте с Лотом, которыми возгнушался за их гордость;» Сир. 16:9 «Там забавляйся и делай, что тебе нравится; но не согрешай гордым словом.» Сир. 32:14 «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: "кто низринет меня на землю?"» Авд. 1:3 «Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь;» Лев. 26:18-21 «Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни.» Иов 9:13 «ибо, по причине их гордости, города возмутятся, домы будут разорены, на людей нападет страх.» 3 Езд. 15:16-20 «Итак, сын [мой], люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену, потому что от гордости - погибель и великое неустройство, а от непотребства - оскудение и разорение: непотребство есть мать голода.» Тов. 4:13 «Многие и горестные бедствия постигнут тех, которые населяют век, в последнее время, потому что они ходили в великой гордыне.» 3 Езд. 8:50 «Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение.» 2 Мак. 7:36 «Господи, Отче и Боже жизни моей! Не дай мне возношения очей и вожделение отврати от меня.» Сир. 23:4 «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.» 1 Тим. 6:3-5 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,» 1 Кор. 13:4 «Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.» Рим. 11:20 «Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.» Пс. 118:21 «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.» Пс. 100:5 «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.» Пс. 39:5
Усилившееся тщеславие рождает гордость…. Гордость – самая лютая и свирепая страсть, уничтожающая не одну только противоположную ей добродетель - смирение, а все добродетели. Гордость представляет собой сильно преувеличенное представление о собственной самостоятельности, самодостаточности и независимости не только от людей, но и от Бога. Это самолюбие, самодовольство, самонадеянность, самоуверенность, самопревозношение, самоволие, презрение и ненависть к смирению и покаянию, стыд исповедовать свои грехи, хамство, насмешничество ,ирония, дерзость, желание настоять на своем, в соединении со страстью гнева- конфликтность. Это  презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость; омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Оставление Христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Таким образом, предметом страсти является сам человек и именно его качества и высокое достоинство. В отличие от страсти тщеславия, высокая самооценка такого человека не основывается на социальном одобрении, а переживается человеком как объективный факт, независящий от окружающего мира.  Гордость – чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство. Существует два основных вида гордости. Один вид побуждает превозноситься над братьями, другой же вид приписывает все добрые дела себе.
 Определение страсти:  надменность, несоблюдение каких-либо правил послушания или подчинения, упрямство, превозношение, самомнение, самонадеянность, пренебрежение интересами других, холодность к благочестию, крикливость в разговоре, в веселии - громкий разливающийся смех,  в печальном случае - неразумная скорбь, в ответе - строптивость, в речи - легкомысленность… Она не имеет терпения, чужда любви, дерзка для нанесения оскорблений, а к перенесению их малодушна… Печаль-есть составная часть гордости, а гордость - есть "семя сатаны". Архиепископ Нижегородский, пишет следующее:  "Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко". Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Подозрение, что люди вдалеке осуждают или наоборот хвалят тебя – признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: "Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет".
Средства борьбы со страстью: главное средство борьбы с гордостью – смирение и любовь. 1) Прп. авва Дорофей пишет: «Один брат спросил старца: что есть смирение? – Старец отвечал: «Смирение есть дело великое и божественное; путем же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно; также чтобы считать себя ниже всех, и постоянно молиться Богу – это путь к смирению; самое же смирение божественно и непостижимо». 2) Преп. Филофей Синайский пишет: «Потребно нам великое смирение, если искреннее имеем попечение о хранении ума в Господе: во-первых, в отношении к Богу и, во-вторых, в отношении к людям. Всячески должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и в дело вводя все, могущее смирять его. Сокрушает же и смиряет сердце, как известно, о прежней нашей в мире жизни память, если она припоминается нами как следует, также память о всех грехах от юности; когда кто пересматривает их умом по частям, обыкновенно и смиряет, и слезы рождает, и ко всесердечному благодарению Бога подвигает нас, как всегдашняя действенная (до чувства доводимая) память о смерти, которая притом рождает и плач радостный со сладостию, и трезвение ума. Преимущественно же смиряет мудрование наше и располагает потуплять очи в землю воспоминание о страстях Господа нашего Иисуса Христа, когда кто проходит их в памяти и все подробно воспоминает. Это подает также и слезы. Сверх того, истинно смиряют душу великие Божии благодеяния именно к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает: ибо мы имеем брань с гордыми, неблагодарными демонами». 3) Очень способствует борьбе с гордостью послушание и покорность. 4) Важно для победы над страстью укорять себя самого. 5) Просить прощения у других людей. 6) Просить у других людей помощи. 7) Молиться о всех своих нуждах, даже самых простых. 8) Приписывать все добрые дела Богу. 9) Для излечения крайних степеней гордости может помочь тяжелый физический труд. Победить страсть гордости – этого злейшего духа - возможно лишь с помощью благодати Божией, милосердия Божия, полагая в основании страх Божий и стяжав смирение, которое происходит от кротости и простоты сердца.  Совершенной чистоты достигают тогда, когда помнят, что Бог видит и знает не только все дела, но и самые тайные мысли, и когда видят, что за все сказанное и сделанное должно будет дать отчет на последнем и Страшной Суде.
Выдающиеся духовные наставники одним из лучших средств для достижения смирения считали пребывание человека под руководством старца. Отрекаясь в послушничестве от своей греховной воли, человек отдает себя в руки опытного наставника, способного привести его в Царство Небесное.  Не все из нас могут уйти в монастырь и стать послушниками, чтобы, пребывая в полном послушании у старца, приобрести смирение. Что же делать христианам, живущим в миру? Неужели для них закрыт самый короткий путь к смирению? Конечно, мирянам не надо обольщаться: в миру нельзя в полной мере воссоздать атмосферу взаимоотношений между старцем и учеником. Однако христианам, желающим стяжать смирение, ничто не мешает жить по правилам, очень близким к истинному послушничеству. Для этого необходимо в точности исполнять евангельские заповеди, во всех жизненных обстоятельствах действовать согласно воле Божией, выполнять советы своего духовного наставника и относиться к своим семейным, служебным, общественным обязанностям как к послушаниям, данным свыше. Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение протоиерей Вячеслав Тулупов
«В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых - смирение; затем - послушание, по ступенькам - любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец - послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого - то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя». Отвержется... и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест - крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания - немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного. И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.» о. Александр Ельчанинов
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #133 : 09 Июль 2013, 13:25:06 »
Цитировать
Смирение – это нормальное, естественное состояние человека перед своим Творцом. И это не высшая добродетель, это  изначально нормальное состояние души человека, в которое мы должны вернуться для возможности быть с Богом.

«Напомню вам, что смирение – это не то, когда тебя унижают или над тобою издеваются, а ты этому способствуешь или это попускаешь. Смирение – это религиозное чувство, когда Дух Святой приносит в душу мир и истину. Т.е. совершенно отчетливое чувство, осознание, кто я такой, каково мое место в мире. Смирение – это правда о себе, об отношениях с Богом, миром, другими людьми.» Игумен Петр (Мещеринов)
Смирение состоит в том, чтоб человек сознавал себя грешным пред Богом, - не сделавшим ни одного доброго дела, благоугодного Богу. Возделывается же и выражается смирение следующими действиями: когда кто сохраняет молчание, когда не вменяет себя ни в каком отношении, когда уклоняется споров, когда кто послушлив, когда держит глаза опущенными к земле, когда имеет постоянно смерть пред взорами ума, хранит себя от лжи, удаляется от суетных и греховных бесед, не противоречит старшим, не настаивает на своем мнении и слове, переносит поношение, ненавидит праздность и негу, понуждает себя на телесные подвиги, когда никого не оскорбляет. Преп. Исаия Отшельник
"Воздаяние бывает не добродетели, и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны". св. Исаак Сирин
Если мы обратились и исправились,  то не сделали ничего великого, восстановили своё естественное состояние, но и это не от нас, это Божий дар; ибо «Господь возводит низверженные и умудряет слепцы» (Пс. 145, 8).
 Если в человеке не будет крайнего смирения - смирения всем сердцем, всем умом, всем духом, всею душою и телом - то он Царствия Божия не наследует.
 Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои. Не завидуй тому, кто идет вверх, но лучше считай всех людей высшими себя, чтобы с тобою был Сам Бог. Преп. Антоний Великий
 Без глубокого искреннего смирения ни над какой страстью никогда не может быть приобретена победа. Преп. Кассиан Римлянин
 Странное скажу тебе слово, но не дивись. Если не достигнешь бесстрастия, по причине, может быть, тиранских предрасположений, но, находясь во время исхода в глубоких чувствах смирения, - ничем не меньше бесстрастного вознесешься на облаках. Ибо пусть сокровище бесстрастных составлено бывает из всякой добродетели, но драгоценный камень смирения паче всех их досточестен и высок и стяжавшему его доставляет не только умилостивление пред Богом, но и вход вместе с избранными в брачный чертог царствия Его. Преп. Феогност
«Смирение не видит себя смиренным. Напротив того оно видит в себе множество гордости.»
"одно смирение, без трудов, может возвести нас на Небо"
"последние христиане будут спасаться только смирением"
«Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество. Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение - стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4,19). По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.
Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит - путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.»
«Глубокая нищета духа заменяет собой все телесные подвиги (пост, поклоны, длительные молитвословия), если христианин по немощи тела не может их выполнять.   Смирение и одно может ввести нас в Царство Небесное, хотя и медленно, а добрые дела без смирения не спасают душу, а дарования без смирения могут даже погубить ее.    Епископ Феофан Затворник пишет: "Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности". Архиепископ Арсений так пишет о смирении: "Возлюби смирение, ибо посмотри, как оно велико. Смирение привлекает благодать Божию. Смирение убивает гнев и раздражительность. Смирение избавляет душу от всякой страсти и всякого искушения. Смирение дает возможность спокойно переносить скорби и несчастья. Смирение облегчает самые тяжелые труды. Смирение возгревает молитвенный дар. Смирение предохраняет от нравственного падения и воздвигает от падения тех, кои имели несчастье пасть. Смирение ведет к покаянию.       Смирение-это корень для духовного преуспеяния: оно воодушевляет к добродетели и умножает ее. Смирение располагает к тебе людей. Смирение разрушает самомнение, тщеславие и бесовскую прелесть. Смирение порождает все дары Святаго Духа: духовную опытность, мудрость, воздержание, терпение, любовь, благоразумие, обходительность, искренность, чистосердечие, милосердие. Смирение наполняет душу радостью и покоем о Господе".
      Вот как дорого и ценно смирение. Будем же, друг мой, прилагать все усилия, чтобы приобрести это сокровище, а самое главное, будем просить у Господа, чтобы Он даровал нам эту добродетель.»  Семена сатаны и любовь Христова схиигумен Савва
Из других формулировок сущности смирения ниже приведем определение епископа Вениамина (Милова): «Смирение есть радостно-печальное самоуничижение души перед Богом и людьми по благодати Святой Троицы, выражаемое мысленно молитвою и зрением грехов своих, сердечно-сокрушенными чувствами, действенно всецелой покорностью Божией воле и усердным служением людям ради Бога. Смиренные удивительно смягчаются сердечно, имеют согретость души и теплоту любви ко всем людям без исключения по какому-то дару свыше».
Ещё немного о самом смирении: «Прежде всего, смирение - это внутреннее состояние души, которое только потом может начать проявляться во внешнем. Если происходит наоборот, т.е. первое пошло наружнее смирение, то без внутреннего оно превратится в ложное. Часто смирением и смиреномудрием называют одно и тоже, но намного чаще разное: смирение это уже как состояние души, а смиреномудрие - это смиренное о себе мудрование (смиренные мысли), в том числе и самоукорение.
Смирение тоже делится на степени (грубо две):
1. Христианин, только(!) в ходе настоящей христианской жизни (внутренней), начинает видеть себя таким, какой он есть на самом деле. Т.е. видит свои болезни, страсти, немощи и начинает от этого смиряться перед собой. Видя неизцельность, лютость своих страстей, он начинает видеть их и в ближних, но при этом он уже не возносится над ними, а смиряется, так как имеет это (если не худшее) в себе. Теперь он умеет их жалеть, а от жалости до любви "один шаг". Страдая от своих страстей и немощей, христианин начинает по настоящему прибегать к Богу, прося у Него исцеления, и получает это. Может не всё сразу, но тем не менее... И здесь он видит своё настоящее место в мире по отношению к Богу, что он ничего (в прямом смысле слова) хорошего без Божией помощи совершить не может. Начинает познавать Благость Божию, что Господь мгновенно отвечает на искренние молитвы и даёт всё полезное для него, и от этого начинает произрастать любовь к Богу.
Это и будет настоящее смирение перед собой, перед ближним и перед Богом, плавно переходящее в любовь к ближним и Богу. Т.е. исполнение Евангелия делом.
2. В ходе долгой борьбы с собой, выше перечисленные смирения начинают "расти", давать свои плоды, и в некоторый момент, когда Бог посчитает нужным (полезным для нас), Господь даёт уже настоящее Смирение и настоящую Любовь. Именно как полный Свой Дар. Это уже Святость.
Три смирения, перечисленных в первом пункте,  приобретаются (т.е. человек прикладывает свои силы) этим: молитва (покаянная), прибегание к Таинствам, утеснение чрева, молчание, смиренное воззрение на всех, самоукорение, низкий труд, поиск унижений и послушаний, и т.п.. Но это всё должно быть не ради внешнего (тщеславие), а ради внутреннего (смирение) своего устроения. Если акцент будет только на внешнее - это опять приведёт к ложному смирению. Ещё раз обратим внимание на очень важный момент: это всё будет иметь правильное устроение только тогда, когда человек, с Божией помощью, начнёт христианскую, внутреннюю  жизнь, начнёт видеть свои страсти в их "красе", особенно тщеславие и гордость. Будет страдает от них, познает насколько они отдаляют нас от Бога, познает сладость и Божественность Смирения, и захочет своего исцеления. Тогда он будет прилагать множество трудов, пойдёт на любые муки ради искоренения своей гордыни, самости, и соответственно приобретения противоположной добродетели - смирения.
Немного сказанного для нашего времени и для умного делания:"одно смирение, без трудов, может возвести нас на Небо", "последние христиане будут спасаться только смирением",  "правильно молящийся (только покаяние) не может не смиряться"»  "Лучше немощь со смирением, чем добродетель со тщеславием". » Всё это вырезка из Православного форума.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Как победить гордость?
« Ответ #134 : 09 Июль 2013, 13:25:26 »
Цитировать
Существуют два вида смирения: истинное и ложное. Истинное Смирение происходит от истинного покаяния. Смирение — это полное ненадеяние на себя,  а надеяние на Бога, и почитание себя грешным, ничего не стоящим человеком. Это то, единственно правильное состояние, к которому мы должны прийти при исполнении Заповедей Божиих. Если это не так – «это путь волчий». Оно одно может спасти человека, не видит себя смиренным, видит себя хуже других. Бог только смиренным даёт Благодать, силы на борьбу со страстями. Оно угашает страсти, постепенно искореняя их, восполняет недостаток дел, может покрыть неискоренённые страсти. Это необъяснимое чувство сердца, происходящее от опыта христианской жизни, возможного только при правильной церковной жизни,  переходящее в сердечный навык. Это то, единственно правильное состояние, к которому мы должны прийти при исполнении Заповедей Божиих. Если это не так – «это путь волчий». Это основа всех добродетелей и важность её крайне велика. Святые говорили, что одно Смирение способно возвести на Небо. Если даже человек не успел или не смог искоренить все страсти, и если он смирится - Господь спасёт его. Путь к истинному смирению один – начать исполнять Заповеди Евангелия. Тогда, мы увидим наши немощи, страсти, душевные болезни, увидим что мы не можем без Божией помощи ни чего исполнить, и человек естественным образом смиряется.
»Ученик. Мне представляется несообразным, как тот, кто со всею тщательностью исполняет евангельские заповеди, приходит к сознанию, что он величайший грешник? Кажется: последствием должно быть противное. Кто совершает постоянно добродетели, и совершает с особенным усердием, тот не может не видеть себя добродетельным. Старец. Последнее относится к делающим мнимое добро из себя [85], из своего падшего естества. Делающий такое добро по своему разумению, по влечению и указаниям своего сердца не может не видеть этого добра, не может не удовлетворяться, не восхищаться им; сам тщеславится им и услаждается похвалами человеческими; ищет, требует их; прогневляется и враждует на отказывающих в похвале. Он исчисляет свои добрые дела: по множеству их составляет мнение о себе и, по мнению о себе, мнение о ближних, как составил упоминаемый в Евангелии фарисей (см. Лк. гл.18). Такого рода деятельность приводит к мнению о своей праведности, образует праведников, отвергаемых Господом и отвергающих Господа или только поверхностно и хладно исповедающих Его мертвым исповеданием (Мф.9:13). Противоположные последствия являются от исполнения евангельских заповедей. Подвижник, только что начнет исполнять их, как и увидит, что он исполняет их весьма недостаточно, нечисто, что он ежечасно увлекается страстями своими, то есть поврежденною волею, к деятельности, воспрещаемой заповедями. Затем он с ясностью усмотрит, что падшее естество враждебно Евангелию. Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему недостаточество его добрых дел, множество его уклонений и побеждений, несчастное состояние падшего естества, отчуждившегося от Бога, стяжавшего в отношении к Богу враждебное настроение. Озираясь на протекшую жизнь свою, он видит, что она непрерывная цепь согрешений, падений, действий, прогневляющих Бога, и от искренности сердца признает себя величайшим грешником, достойным временных и вечных казней, вполне нуждающемся в Искупителе, имеющим в Нем единственную надежду спасения. Образуется у него незаметным образом такое мнение о себе от делания заповедей. С достоверностью можно утверждать, что руководствующийся в жительстве Евангелием не остановится принести полное удостоверение в том, что он не знает за собою ни одного доброго дела [86]. Исполнение им заповедей он признает искажением и осквернением их, как говорит святой Петр Дамаскин (Добротолюбие, ч.3, книга 1, статья 1). Научи мя творити волю твою (Пс.142:10), вопиет он с плачем к Богу, ту волю, которую Ты заповедал мне творить, которую я усиливаюсь творить, но не могу: потому что падшее естество мое не понимает ее и не покоряется ей. Тщетными были и будут все мои усилия, если Ты не прострешь мне руку помощи.» Свт. Игнатий Брянчанинов
«Среди добродетелей уже истинно-духовных проявляет себе особенно истинное смирение смиренномудрием именуемое, в сути истинное самопознание, познание рожденное неудачами и безсилиями, как в перенесении скорбей, так и в борьбе со злом, человек познал истинно ничтожество своего я.» Архиепископ Антоний (Михайловский)
Ложное смирение – это смирение показное, это когда человек постоянно “прибедняется”, начинает общаться слащавым голосом с театральным опусканием глаз к земле,  думает и говорить о себе всё плохое, на словах уничижает себя, а в душе таким себя не почитает, старается убедить других в своей худости, и что это и есть настоящее смирение, самого себя уничижает, но обличений от других не терпит, и самое основное, что он видит себя смиренным. При этом человек даёт себе низкую самооценку, что может ввергнуть человека в лень, в состояние, что если я сам целиком плох, то нет нужды  бороться с отдельными недостатками, и в таком состоянии позволить себе множество беззаконий.  Ложное смирение верующие люди проявляют по тщеславию, честолюбию и славолюбию. Человек, который болен этими страстями и знает о славе истинного смирения, пытается вместо трудного и скорбного достижения истинного смирения легко надеть личину смирения и везде публиковать себя таким смиренным. О смирении он знает лишь понаслышке или начитанности и по этому знанию составляет себе ложный образ смиренного человека, а затем пытается выглядеть по этому своему сочинению. Он ожидает от других людей похвал и прославлений за это деланное и ложное смирение. Часто человек выказывает ложное смирение для того, чтобы остановить чье-то обличение или любое другое умаление его образа в глазах людей. Основные средства для выказывания ложного смирения такие:
1) смиреннословие, которое состоит в употреблении смиренных по виду и содержанию слов и выражений; такой человек часто употребляет выражения: "спаси Господь", "буди воля Божия", "как Богу угодно", "слава Богу за все", "прости меня", "я недостойный", "я самый грешный", "я непутевый", "я ничего не знаю и не понимаю", "не суди и не будешь судим", "не осуждай" и т.п.
2) говорение тихим голосом и мягкой (елейной) интонацией;
3) деланные позы, складывание рук, взор и движения, с целью выказать "смирение";
4) намеренная небрежность в одежде и внешнем виде;
5) употребление различных духовных цитат и крылатых фраз, с целью подчеркнуть свою "духовность";
6) указание другим на необходимость смиряться;
7) пресечение обличений или оскорблений от других ложным поклоном и "смиренными" словами "прости меня грешного", "не судите" и т.п.
Употребляя такие средства, тщеславный человек ищет себе славы за добродетель смирения или уклонения от обличений и укоризн от других людей. По этим признакам и можно усмотреть в себе эту пагубную страсть. Ей должно противопоставить любление безчестий, оскорблений и обличений, простое отношение к людям, оставление самооправдания. Должно строго следить за своими помыслами и словами и никогда не произносить пустых слов смиренномудрия, если они не исходят от сокрушенного и, в следствие этого, истинно смиренного сердца. Обладатель ложного смирения никогда не достигнет истинного смирения и не сможет каяться, плакать и стяжать спасительную благодать. Ложное смирение является одной из самых страшных проявлений гордости, а невозможность человеку объяснить это, делает ложное смирение ещё страшнее.
ЛЖЕСМИРЕНИЕ - притворное смирение, происходящее от желания показаться перед людьми лучше чем ты есть на самом деле, приобрести их расположение ради успеха в земной жизни. "Смирение есть одна из высших евангельских добродетелей, превысшая человеческого постижения. Смирение божественно, оно есть учение Христово, свойство Христово, действие Христово", - говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Смирение рождается через Божественное действие внутри человеческого сердца. Оно есть действие благодати Святого Духа, дающей человеческому сердцу тот мир, в котором пребывает Сам Бог. Из попытки заменить Божественное благодатное действие естественным психологическим состоянием возникает ложное (мнимое) смирение. Важно знать, что существуют естественные психологические качества - робость, застенчивость, стеснительность, неуверенность и др. которые не имеют ничего общего со сверхъестественным благодатным миром, нисходящим в человеческую душу. Эти качества основаны на уважении к человеческому мнению, на искании человеческого расположения, на почитании законов общества, в конечном счете, на страхе перед людьми, но не на любви к Богу. Стремление выдать эти качества за христианскую добродетель смирения ведет к обману себя и ближних. Будучи Божественным действием, то есть действием Самого Создателя мира, смирение не нуждается в заигрывании с человеческим мнением, которое непременно оборачивается исканием человеческой славы. В состоянии смирения христианин видит правду о себе и ближних. Такая правда нелицеприятна, поскольку человеческая природа повреждена грехом. Видение этой правды проистекает из действия Всясвятого Бога, есть следствие прямого подчинения Ему, соприкосновения с Его святостью. Познание тяжелой правды человеческого падения сосуществует в христианине с любовью к людям. Этой любовью обладает Сам Бог, сообщающий ее избранному Им человеку. Отличительная особенность такой любви состоит в беспредельном сострадании к ближнему, и, в тоже время, в совершенном неприятии творимого им греха. Непостижимое для мира соединение неограниченного милосердия и решительного отвращения ко злу вышеестественно. Такое состояние невозможно произвести человеческими усилиями, оно - плод действия благодати. В противовес христианскому смирению, лжесмирение построено на тщеславии и человекоугодии. Ищущий земной славы человек, заискивает перед ближними, всецело закрывая глаза на греховные немощи и недостатки. Он не видит разрушительного действия греха в себе и не видит его действия в ближнем. Стремясь снискать расположения людей, он потакает их слабостям и сам соучаствует в них. Не видя разницы между любовью к людям и ко греху, он впадает в лицемерие, теряет искреннее отношение к людям. Подобным лжесмирением обладают падшие духи, которые подстраиваются под человеческие пороки, развивают их, требуют забыть от человека его призвание к святости. Развивая человеческие страсти, они превозносятся над людьми, считают их своими слепыми орудиями, жалкими и обманутыми существами, презирают их. Одной из форм лжесмирения, наименее приметной для людей, является смиреннословие или показное смирение в словах. Смиренословие - форма скрытого тщеславия, выражающегося в словах самоуничижения перед людьми, когда человек притворяется смиренным, чтобы другие люди подумали о нем как о подвижнике, обладающем высокой духовной мерой. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: "Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф. 6:1-6), а смиреннословие есть обнаружение смирения напоказ человекам. Оно - притворство, обман, во-первых, себя, потом других, потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения, а смиреннословием это-то утаение и уничтожается".
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."