Исихазм

Автор Тема: Третий том - Путь умного делания. Молитва Иисусова  (Прочитано 12802 раз)

idrp

  • Сообщений: 52
    • Просмотр профиля

Мир Вам!

Вышел третий том из собрания - Путь умного делания. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий



С уважением и братской любовью, Русский Паломник


Рекомендуем посмотреть труды старца Паисия Святогорца. А еще собрание сочинений святителя Игнатия Брянчанинова

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Начал читать 3-й том. Вроде бы, очень интересно. Такой подробный и серьезный богословский анализ (православная антропология).
Кто-то уже познакомился с этой книгой? Поделитесь своим мнением :-)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Тоже именно "начал". Пока наверное не готов к такому изложению  8-) У меня возникла некоторая ассоциация с известной книгой о сектанстве. Наверное глуп - попробую на отдыхе внимательней посмотреть. Толстая ведь, однако

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Уже после второго тома решил третий и не смотреть. Не нахожу там никакого умного делания. Первый же том был интересен никак не институциональными размышлениями автора, а несколькими вкраплениями подвижнических текстов.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Лично не видел первых, но эта книга привлекла названием и размером. Подумалось "Что такое - аналог Добротолюбия, новые тексты?" Прослистал и не увидел ни одно текста. Поэтому и Дворкина напомнило

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Alexander, а что Вы думаете собственно о трактате архиепископа Антония (Голынского-Михайловского)? Ведь там очень подробно описываются все этапы умного делания, начиная от самого-самого новоначалия и заканчивая высшими молитвенными состояниями. И вот что еще меня всегда изумляло: уверение авторов в том, что можно практически самостоятельно проходить Иисусову молитву (используя тот же трактат архиепископа Антония или в целом книги серии "Путь умного делания"). Правда, так есть оговорка, что проходить можно все же до какого-то определенного этапа... Но где граница этого "определенного этапа"? Можно ли ее определить?
Согласны ли Вы (и остальные участники нашего форума) с тем, что действительно можно проходить Иисусову молитву самостоятельно?

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Думаю, можно. Хотя иногда я в этом очень не уверен. Склоняюсь, что совет сведущего нужен, но верю - в свое время будет кто-то. Иногда бывает весьма тяжело. Где-то встретил в книге старой такое приблизительно. Спрашивает один - учителей то почему практически нет?? Старец ответил - так по мере ведь, подвизающихся ведь тоже не сыщешь.. 8-) Этот вопрос, очевидно, был есть и будет

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Сейчас людей опытно вставших на этот путь днем с огнем не сыщешь, а уж опытных наставников... Но разве это препятствует спасению? Ничто не может препятстствовать человеку в спасении, кроме его гордости. Помни что в прелести находишься всегда и всюду - вот надежная ограда от самой прелести. Боюсь впасть в прелесть - в этой мысли уже кроется помысел о своей непрелестности. Куда впадать - мы уже в ней по уши...
Был ли наставник у Лота, кроме Господа? Пришли к нему два мужа, но он не "узнал" в них ангелов, почему? По слепоте ли духовной или по смиренной мысли что недостоин явления ангелов?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Вопрос непростой... Если нет наставников, нельзя самостоятельно проходить молитву. А наставников практически нет, и им уже неоткуда браться, поскольку вырастают они из тех, кто проходит молитву... Порочный круг получается.

Две проблемы. Первая - в закреплении запрета на (углубленную) молитву при отсутствии наставников. Этот запрет имел смысл до тех пор, пока были наставники, но и в те времена запрет не был абсолютным. Мы видим на примере того же Паисия Величковского или Серафима Саровского путь самостоятельного прохождения молитвы. А когда нет наставников?.. Запрет становится оторванным от практики и используется уже в заведомо ложных целях: для оправдания собственного греховного бездействия и подавления ростков молитвенного делания.

Вторая проблема поднимается в полный рост при нелицемерном прохождении молитвы самостоятельно (опираясь на святоотеческое наследие). И здесь оказывается, что возникает множество нестандартных ситуаций, способы разрешений которых найти в литературе затруднительно. А православное сознание, как известно, больше заточено на страхи, запреты и боязнь нестандартных вариантов. Страх впасть в прелесть сам является прелестью большей, чем то, чего боятся. Из прелести ветхой жизни на страхе прелести никак не выйдешь. Наоборот, впадешь еще в худшее состояние.

Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Повторю, что тома "Пути умного делания" к самому умному деланию имеют мало отношения, паразитируя на подвижнических текстах. Иное дело трактат архиепископа Антония. Вообще, начиная с 19-го века, по мере оскудения наставничества все громче звучит благословение на самостоятельный путь. И пора бы это благословение усвоить, поскольку и благословляющих уже не осталось.

Кстати. На необходимости непрестанно молиться (да еще с упором на дыхание) настаивается аж в Домострое, который, как известно, был написан для мирян :)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

"практически самостоятельно проходить Иисусову молитву" - ух, ну и выраженьице :))
Вообще, вопрос давно уже не стоит - можно или нельзя самостоятельно. Потому что ответ давно дан: приходится.
И на (прости, Господи!) "практике самостоятельного прохождения", как ни крути, действует только "метод кота Матроскина": "тут одно словечко запомнил, там два, вот язык человеческий понемногу и выучил".

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

 А я считаю, что нужно идти вперед, есть ли у тебя наставник или нет. Нужен будет в необходимости-бог пошлет.
Не нужен- Господь найдет путь как провести человека, искренне и нелицерно ищущего Бога. Ибо по сути своей, мы только подвизающиеся...а все за нас творит Бог;(Се творю все новое) мы в малом соработники ему, что бы явить своим устремлением незатейливое наше всепоможение себе в переустройстве себя по чину обновляющегося внутреннего человека.
 Помню страстно молила Бога, дабы послал мне человека наставляющего на путь правды Божьей.
Ну и что вышло...когда я уже потеряла надежду иметь рядом кого-то в духовном богатстве преуспевающего, решила выбрать сама по своему усмотрению. Вот тогда Господь мне и сказал первое:" Не вы меня выбрали, а я вас."
И второе:"Се творю все новое (понимаете- Сам творит, а не мы(дебелые))....ну а мне было велено "не роптать".
 В общем выходит так, что Бог открыл мне мой путь по которому я должна идти,. Путь, который ведет к полному смирению....Так я(после этих слов) и не решилась, и не решаюсь (после сего) искать каких-либо наставников. Ибо знаю, в смирении моем безропотном, есть всепоможение Богу в обновлении меня по образу Христа.
  Только ничего у меня не получается; ропот не только не уменьшается, а прямо "колбасит", меня.
Иногда думаешь и не веришь в свое победное противостояние сему греху, ибо, чувствую что Без помощи Божьей мне не преодолеть его возрастающую тенденцию(которая доводит,порой, меня до слез).
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

tpash

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

И вот что еще меня всегда изумляло: уверение авторов в том, что можно практически самостоятельно проходить Иисусову молитву (используя тот же трактат архиепископа Антония или в целом книги серии "Путь умного делания"). Правда, так есть оговорка, что проходить можно все же до какого-то определенного этапа... Но где граница этого "определенного этапа"? Можно ли ее определить?
Согласны ли Вы (и остальные участники нашего форума) с тем, что действительно можно проходить Иисусову молитву самостоятельно?
Неоднократно обсуждалось на форуме.....
Спозиционируюсь в своём ответе так: есть чёткое понимание, что практическое большинство людей всё равно смертники - готовая пища ада преисподняго, и прежде всего я себя отношу к этой категории.
Если всё равно умирать, зная что ад ждет тебя, то почему не попробовать в конце концов? ПОЧЕМУ НЕТ?
Моя душа несомненно знает вглубине, что Господь есть Жизнь. От этого знания переворачивается всё внутри, не дает покоя это знание, и остро ощущаешь, что вот твоё время сейчас уходит, тает - дак чего тогда нам ждать?
Наступает момент когда понимаешь, что наличие\остутвие наставников никак наотражается на личное твое отношение к Живому Богу, на переживание Его.

Поверьте мне: 2 минуты в аду - это целая жизнь (Дж.Константин, фильм "Константин")

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

И вот что еще меня всегда изумляло: уверение авторов в том, что можно практически самостоятельно проходить Иисусову молитву (используя тот же трактат архиепископа Антония или в целом книги серии "Путь умного делания"). Правда, так есть оговорка, что проходить можно все же до какого-то определенного этапа... Но где граница этого "определенного этапа"? Можно ли ее определить?
Согласны ли Вы (и остальные участники нашего форума) с тем, что действительно можно проходить Иисусову молитву самостоятельно?
Неоднократно обсуждалось на форуме.....
Спозиционируюсь в своём ответе так: есть чёткое понимание, что практическое большинство людей всё равно смертники - готовая пища ада преисподняго, и прежде всего я себя отношу к этой категории.
Если всё равно умирать, зная что ад ждет тебя, то почему не попробовать в конце концов? ПОЧЕМУ НЕТ?
Моя душа несомненно знает вглубине, что Господь есть Жизнь. От этого знания переворачивается всё внутри, не дает покоя это знание, и остро ощущаешь, что вот твоё время сейчас уходит, тает - дак чего тогда нам ждать?
Наступает момент когда понимаешь, что наличие\остутвие наставников никак наотражается на личное твое отношение к Живому Богу, на переживание Его.



  Хорошо сказал tpash и верно. Нам действительно в этой жизни терять нечего. Или вперед- искать Бога, или всю жизнь искать  настаников, которых, может Бог и не даст...и искание которых может превратиться в болезненный процесс.
 Время такое пришло что только надеждой на Бога и шествуем по жизни.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Да, известная иллюзия некой стабильности и благополучия этой жизни. И оказывается, что стабильность временного пребывания в невежестве ветхой жизни дороже спасения и жизни вечной. И есть оправдание: путь в жизнь вечную опасен, так пребудем в безопасности. Забывая, что это безопасность смерти...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

И все же, кажется, не поняли мы вопроса брата Евстафия. Потому что одно дело стремиться к молитве "везде и всюду", попытка всегда или хотя бы как можно чаще находиться в молитвенном состоянии. А вот дальше - возникает новая проблема, то о чем написал Александр в третьем абзаце своего ответа. "Вторая проблема" - ситуации, когда совет опытного наставника бывает весьма полезен. А может быть даже необходим. Об этом, похоже, и был вопрос.
Ответ на этот вопрос вроде бы ясен: нет наставника, значит топай как можешь. И это, я уверен, правильно. Но никто из нас не знает, куда в конце концов каждый из нас притопает, в запасе лишь мысль: "Господь направит".

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Если всё равно умирать, зная что ад ждет тебя, то почему не попробовать в конце концов?
Хорошая цитата. В правду, а почему бы и нет? Коль память о последних наставниках уже покрыта многовековым слоем пыли и сама традиция уже умирает, оставаясь где-то в глубине истории в качестве архаизма, то надо возрождать делание. Нащупывать дорогу самостоятельно.

Хотя и здесь возникает соблазн:
если всё равно умирать,  зная что ад ждет тебя, то почему не попробовать в конце концов полетать в астральных мирах  :lol: ? Авось, дорогу к Богу там нащупаю. "Или грудь в крестах, или голова в кустах".

З.Ы.: tpash, встретимся в аду  :evil:

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Еще добавлю, что среди священников и монахов я в последние годы часто слышал призыв к молитве Иисусовой: и на проповедях, и во время исповеди. Проблема, с которой я сталкивался и сталкиваюсь, скорее в другом: на какие-то "нестандартные ситуации" (даже не обязательно внешне напрямую связанные с молитвой) слышишь "стандартные" ответы общего порядка. Один из этих ответов, кстати: "Больше молись Иисусовой молитвой" :) "Да я ведь, да я... эх!"
То есть ответ на вопрос: "Что делать" - дают, а вот на вопрос: "Как?"...  Впрочем, этот вопрос и не задаешь даже.
И в итоге возникает ощущение, что головную боль предлагают лечить клизьмой :)

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

В первом сообщении темы "О воздействии бесов на человека" форума нашей епархии тоже есть призыв молиться Иисусовой молитвой для борьбы с бесами.

То есть ответ на вопрос: "Что делать" - дают, а вот на вопрос: "Как?"... 
Да сейчас, вроде, уже 21 век. Каждый сам может найти ответ на вопрос "Как?" Благо, источников информации сейчас много. Все эти атавизмы (традиции, когда народу читали Евангелие в храмах) - это пережитки средневековья, когда грамотных не было. Сейчас бери книгу и читай, включай компьютер и читай. Главное, чтобы священник дал "добро" на это дело. А уж за нами не заржавеет. Кто ищет, тот найдет.

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Пока не вcтретил на своем пути духовного наставника, вынужден осваивать умное делание самостоятельно, руководствуясь святоотеческими писаниями. Правда, шишек придется много набить, но другого пути не вижу. К тому же, за одного битого двух небитых дают :-) . Лучше, на свой страх и риск, все же пытаться нащупать путь ко спасению, чем вообще отказаться от этой затеи, ссылаясь на отсутствие духовников, и этим лишить себя последнего шанса.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Мне видится, (внешняя) церковь сама не заинтересована в существовании наставников и старцев, поскольку последние не вписываются в созданный институт церковного управления верующими массами. Да и оставшиеся наставники и старцы, ориентированные на традиционализм, оказываются откровенно слабыми перед информационным взрывом и вызовом современности. Кроме того, страх перед новым и ориентация на традиционализм "удивительным" образом сочетаются с незнанием корней исихазма. Крепко завязанный узел проблем... а с другой стороны стремление к молитве у немногих и разрозненных искателей умного делания.

Мы можем говорить о неком переходном периоде, во время которого неизбежен самостоятельный поиск и независимое мышление. Соединенные со смирением.

В принципе, путь схождения ума в сердце описан и разложен по полочкам. И на нашем форуме эта тема (схождения ума в сердце) звучала многажды. Этот путь не самый простой и порой опасный, но испытания его и ловушки в общем известны. Тот, кто приучен к самостоятельной работе, не ленится, не слишком осуждает и имеет хоть какое-то мужество идти через опасности начального периода, за несколько лет может вполне освоить эту дорогу. Живое наставничество на этот этапе, естественно, желательно, но часто оно подменяется в игры послушания и наставления, когда "наставники" не имеют реального опыта умно-сердечной молитвы. Игры эти ведут в другую сторону...

Настоящие сложности начинаются после обретения навыков благодатной молитвы. Но с этого момента и появляется истинная руководящая сила, могущая вести человека без посредников. Только здесь уже требуется и большее мужество, и готовность быть гонимым (а гонят, как известно, "свои"), и терпение...

На нашем форуме прошло несколько участников, которые, по их заявлениям, смогли войти умом в сердце (напомню, что это еще не обязательно благодатная молитва), а затем вернулись обратно, наверх. Вернулись, потому что испугались начавшихся изменений, болей, испытаний... или не знали, что делать дальше. Один из них пустынножитель, двое других ударились в богословие... Вообще, заниматься богословием, не зная сердечной благодати (или сбежав! от нее), - искушение страшное. И поведение людей, находящихся в таком искушении, очень характерно...

Но многие участники форума (или молчаливо его читающие) еще находятся на начальных этапах молитвы. А для этих этапов, повторю, правила вполне известны и искушения просчитаны.

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Лично мне наш форум хорошо помогает в осторожных самостоятельных шагах к умному деланию, т. к. участники делятся своим неоценимым опытом и предупреждают о возможных ошибках.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Удалены сообщения не по теме.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

несколько участников, которые, по их заявлениям, смогли войти умом в сердце (напомню, что это еще не обязательно благодатная молитва)

Очень хочется в это верить, только звучит это самостное "смогли". Ведь только Первосвященник вводит во святая святых по своей милости. Стучал в дверь и мне открыли, а не стучал в дверь и я открыл. Впрочем может это звучало по-другому...

БратДимитрий

  • Сообщений: 29
    • Просмотр профиля

Я слышал, что чтобы туда войти, с начала его надо очистить. И еще:что при входе в сердце, результаты могут быть самыми непредсказуемыми. Старцы дестялетиями стяжали себе дар умной молитвы, а нам грешным, с таким багажем постсоветского беспридела надо очень много над собою работать. Убиенный инок Трофим оптинский сказал, что наши грехи можно смыть только кровью. Молитва это не мантра какаянить. Это - мечь духовный.

kaxanam

  • Сообщений: 46
    • Просмотр профиля

Внутрь пребывание
ВНИМАНИЕ
1)Обращение внимания внутрь                                                 
1) Зрение ума направляем вместе с вдохом внутрь, в сердце. Внешнее зрение (глаз) опускается вниз от страстных предметов...         
2) Уста внешне безмолвствуют, а внутренне, произносят к направлению сердца «Молитву Иисусову» …                                               
3) Слух обращен внутрь к произносимым в сердце словам...
2)Вращение внимания внутрь                                                 
1)Разделить молитву, на вдох „Господи, Иисусе Христе,,“сдерживание „Сыне Божий,“выдох „помилуй мя,(грешнаго).“                   
2)Сдерживаем дыхание(со словами „Сыне Божий“), после вдоха во время молитвенного правила или брани. При послушании и рукоделий упрощаем без задержки дыхания(и произношения слов молитвы)
 
ЧУВСТВА
1)По впечатлительнее (Тоже что и в рассуждение и молитве ).Сознай с одной стороны светлый мир Божий, ангелов и святых, с другой – полчища темных сил и увлеченных ими умерших грешников, а себя на суде пред Богом стоящим и ожидаемым приговора.
2)Доведи до чувств (Тоже что и в рассуждение и молитве ). 1) Сознав все, доведи сердце до ощущения  этого положения. доведи  сердце  до чувств опасности своего положения … 2)Облеки ее в какой-либо образ и носи его потом в голове как посто- янного возбудителя (Мысль-образ, духовное знаменование…)

ЖЕЛАНИЕ
1)Рассеянность (..бывает по причине нашей изменчивости и непривычке. Надо быть к этому готовым и терпеливо бороться с ней… )
2)Охлаждение (..бывает по причине забвения  строения духовного мира. Надо возгревать  ревность, через  зрения духовного мира…).

из книги...