Исихазм

Автор Тема: О монашестве  (Прочитано 297926 раз)

Анна-Мария

  • Гость
Re: О монашестве
« Ответ #1425 : 29 Июнь 2012, 14:56:01 »
Посмотрел в воду, увидел свое отражение...

Вода – это чувственный мир. Погружение и барахтанье в нем возможно как и среди людей, так и наедине, когда вода становится мутной, не прозрачной. Об этом и говорят обе притчи. Безмолвие – это когда чувственный мир останавливает свое движение и человек начинает видеть свой мысленный мир как отражение в воде. Мысленный мир тоже не приходит сразу в виде понятий и названий. Мне кажется, что свои названия мысли получают тогда, когда наш ум начинает с ними собеседование.  А прилог воспринимается в виде энергии, поэтому и неясно, что несет за собой тот или иной помысел. В общении с другими мы бываем не так внимательны, как наедине, поэтому и подпускаем к себе помыслы поближе, настолько, что они успевают формироваться в «плохое» либо «хорошее». Так и «всплывает» либо раздражение либо расположение… А в глубине колодца остается нас ждать невостребованная Истина.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1426 : 29 Июнь 2012, 15:05:40 »
Цитата: Анна-Мария
Так и «всплывает» либо раздражение либо расположение…

Но ведь это хорошо, что всплывает? Это выводит на свет, то что в душе. Видишь, что из себя представляешь.

Хорошо, когда к людям доброе расположение (приятие, связь, единение).  Плохо, когда раздражение (оно, по сути, есть реакция отталкивания).

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1427 : 29 Июнь 2012, 15:11:56 »
Вода – это чувственный мир. Погружение и барахтанье в нем возможно как и среди людей, так и наедине, когда вода становится мутной, не прозрачной. Об этом и говорят обе притчи. Безмолвие – это когда чувственный мир останавливает свое движение и человек начинает видеть свой мысленный мир как отражение в воде. Мысленный мир тоже не приходит сразу в виде понятий и названий. Мне кажется, что свои названия мысли получают тогда, когда наш ум начинает с ними собеседование.  А прилог воспринимается в виде энергии, поэтому и неясно, что несет за собой тот или иной помысел. В общении с другими мы бываем не так внимательны, как наедине, поэтому и подпускаем к себе помыслы поближе, настолько, что они успевают формироваться в «плохое» либо «хорошее». Так и «всплывает» либо раздражение либо расположение… А в глубине колодца остается нас ждать невостребованная Истина.


Мы забываем, что внешние условия нашей жизни, также есть следствие нашего выбора, созданы действием нашей свободной воли. Если нас окружают соблазны, это не независящее от нас обстоятельство, все они порождены нашим ранее сделанным свободным выбором, мы виновны в их появлении.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1428 : 29 Июнь 2012, 15:15:04 »

...интерпретация ошибочна. Вся раздражительность и всё недоброе не всплывает (откуда?), а есть проекция внешнего воздействия общества в душе человека. Раздражительность не сама собой возникает, а есть следствие общественных отношений, следствие иерархического устройства оказывающего давление на человека. Проанализируйте внимательно источники вашего раздражения и вы согласитесь что все они имеют внешние причины.
Другими словами, раздражительность не всплывает, а порождается обществом в душе человека.

На мой взгляд, не так. Раздражительность - это свойство человеческого естества (сошлюсь на святоотеческое представление о трех силах души - умной, желательной и раздражительной). Это идет изнутри человека.

По моему опыту раздраженность есть внутреннее немирное состояние души. На одно и то же явление или событие разные люди реагируют по-разному. Причины тут сугубо внутренние. Есть люди, способные сохранить мир в душе в любой ситуации.

На мой взгляд, это ошибка - списывать собственную раздражительность на внешнее воздействие. 

Цитировать
Проанализируйте внимательно источники вашего раздражения и вы согласитесь что все они имеют внешние причины.

Если глубоко копать, то всегда обнаруживается внутренняя причина.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1429 : 29 Июнь 2012, 15:15:56 »
Мой опыт иной. По моему опыту большинство плохого всплывает именно в отношениях с людьми - раздражение, недоброе расположение, худые мысли. Наедине легче этого избежать. А с людьми сразу все обнаруживается.
Да, спасибо добрым людям, что они своими словами и делами вскрывают весь наш тщательно залакированный мусор. Они словно внешний катализатор, моментально выводит нас из мнимого равновесия и без прикрас показывает – вон еще сколько гордыни, вон еще сколько яда нелюбви. Полюбуйся на свое эго, без лукавства. Так что люди – это "свет мой, зеркальце".

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1430 : 29 Июнь 2012, 15:21:21 »
Мы забываем, что внешние условия нашей жизни, также есть следствие нашего выбора, созданы действием нашей свободной воли. Если нас окружают соблазны, это не независящее от нас обстоятельство, все они порождены нашим ранее сделанным свободным выбором, мы виновны в их появлении.

Можно и так рассуждать. Я долгое время жила, представляя свое движение к Богу как цепь определенных сильных жизненных событий (внешних). Это тоже путь.

Анна-Мария

  • Гость
Re: О монашестве
« Ответ #1431 : 29 Июнь 2012, 15:22:32 »
Хорошо, когда к людям доброе расположение (приятие, связь, единение).  Плохо, когда раздражение (оно, по сути, есть реакция отталкивания).

«Хорошо» – расположение и «плохо» – раздражение – это грани одного качества алмаза, но играющие в зависимости от того, как на них ложится свет снаружи. Истинным это качество станет тогда, когда свет будет струиться изнутри алмаза. Но люди чаще всего довольствуются малым, тем, чтобы свет освещал «хорошую» сторона алмаза, стараясь не замечать другой стороны, той, что осталась в тени…

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1432 : 29 Июнь 2012, 15:23:18 »
разве что в памяти представляя себе образы прежде встреченных людей. Но такое представление есть влияние общества и со временем память угасает, стирая виденные образы. А значит исчезает влияние того общества с которым контактировали ранее.
С чего вы взяли что будет именно ТАК...
А не вот так :
Марк Подвижник:
Добротолюбие перевод пр.Паисия
Цитировать
138.Егда всякую вольную злобу от мысли отвергнем, тогда паки брань сотворим с сущими страстьми по предприятию.
139.предприятие есть прежних зол невольное воспоминание, в подвижнике произыти в страсть возбраняемое, в победителе же до прилога низвращаемое
Добротолюбие перевод св. Феофана
Цитировать
138. Когда всякий произвольный порок отвергнем от мысли, тогда опять вступим в брань с давно укоренившимися в нас страстями.
139. Преднапечатление есть невольное воспоминание прежних зол, которому подвижник не дает дойти до страсти, а победитель низлагает даже и самое приражение оного.
Т.е. в пустыне не ЛЕГЧЕ как вы думаете...но гораздо тяжелее...так как борьба уходит ВНУТРЬ...целиком внутрь...
У вас есть опыт внутренней борьбы?...
Необходимо осознание истинной природы страстей, для понимания того, что только пустыня способна дать человеку умиротворение, а общежитие никогда этого не сможет сделать. Я прихожу к такому выводу на основании глубокого изучения природы общественных отношений, а не просто исходя из голого энтузиазма.
Что то не видно в вас осознание ИСТИННОЙ природы страстей...
А вы КАК изучали природу ОБЩЕСТВЕННЫХ отношений?...психология?...социология?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1433 : 29 Июнь 2012, 15:25:06 »
Приведу такой пример:
Человек подверженный пьянству, проходя возле пивного ларька, не в состоянии удержаться под воздействием своей страсти. В такой ситуации, взятой в отрыве от предшествующего выбора, его поведение абсолютно детерминировано. Страсть к пьянству, не оставляет ему выбора в ситуации когда он находится рядом с источником соблазна. Но, само появление этого источника соблазна, целиком находится в свободной воле человека. Сам создавая себе этот соблазн, человек попадает в ситуацию из которой нет другого выхода.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1434 : 29 Июнь 2012, 15:31:32 »
Приведу такой пример:
Человек подверженный пьянству, проходя возле пивного ларька, не в состоянии удержаться под воздействием своей страсти. В такой ситуации, взятой в отрыве от предшествующего выбора, его поведение абсолютно детерминировано. Страсть к пьянству, не оставляет ему выбора в ситуации когда он находится рядом с источником соблазна. Но, само появление этого источника соблазна, целиком находится в свободной воле человека. Сам создавая себе этот соблазн, человек попадает в ситуацию из которой нет другого выхода.

Как первый этап борьбы,  удаление от источника страсти - это нормально. Но это только полдела. Страсть только тогда будет преодоленной, когда человек сможет пройти мимо пивного ларька не соблазнившись.

Вы считаете, это невозможно?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1435 : 29 Июнь 2012, 15:35:51 »
Есть страсти, от которых не изолируешься никаким внешним действием.

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1436 : 29 Июнь 2012, 15:37:03 »
С чего вы взяли что будет именно ТАК...
А не вот так :
Не совсем смог понят о чём вообще речь?
Т.е. в пустыне не ЛЕГЧЕ как вы думаете...но гораздо тяжелее...так как борьба уходит ВНУТРЬ...целиком внутрь...

У вас есть опыт внутренней борьбы?...
В пустыне борьба происходит на уровне памяти, приходят различные мысли соблазняющие подвижника отказаться от уединения. Конечно же трудно, но не в том смысле как это трудно находясь в обществе. Есть разница, когда общаешься каждый день с женщинами, так это ох как трудно бороться с помыслами, в уединении же тебе приходится преодолевать только память о них, а не реальные образы. С ними уже куда как легче справиться, интенсивность воздействия на порядок ниже. У меня есть опыт борьбы в условиях чрезвычайного соблазна с этой стороны, приходилось буквально ежедневно общаться с женщинами. Есть также опыт той же брани, но уже при полном отсутствии таковых, лишь со своими воспоминаниями. Должен сказать, это совершенно разные вещи. В уединении мне даже не приходят какие либо блудные помыслы по многу дней, зачастую вообще не беспокоят. Но совсем другая ситуация была в то время, это было нечто ужасное, ментальная нагрузка при непрестанной молитве просто сумасшедшая.
Что то не видно в вас осознание ИСТИННОЙ природы страстей...

А вы КАК изучали природу ОБЩЕСТВЕННЫХ отношений?...психология?...социология?...
Философия и социология, политэкономия. Но также немалый опыт аскетической святоотеческой науки.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1437 : 29 Июнь 2012, 15:43:50 »
Цитировать
С ними уже куда как легче справиться, интенсивность воздействия на порядок ниже. У меня есть опыт борьбы в условиях чрезвычайного соблазна с этой стороны, приходилось буквально ежедневно общаться с женщинами. Есть также опыт той же брани, но уже при полном отсутствии таковых, лишь со своими воспоминаниями. Должен сказать, это совершенно разные вещи. В уединении мне даже не приходят какие либо блудные помыслы помногу дней, зачастую вообще не беспокоят. Но совсем другая ситуация была в то время, это было нечто ужасное, ментальная нагрузка при непрестанной молитве просто сумасшедшая.

Главное - понять, что состояние отсутствия помыслов, достигнутое удалением от предмета страсти - это не есть реальное преодоление страсти. А реально бесстрастным в этом пункте вы станете, если

сможет пройти мимо пивного ларька не соблазнившись.

 :-)

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1438 : 29 Июнь 2012, 15:44:18 »
Как первый этап борьбы,  удаление от источника страсти - это нормально. Но это только полдела. Страсть только тогда будет преодоленной, когда человек сможет пройти мимо пивного ларька не соблазнившись.

Вы считаете, это невозможно?
Это возможно, к примеру для меня это вообще не соблазн. Скорее, соблазн иного рода, вызывает гнев и желание его просто разбить (отец акоголик).
Что касается страстей к которым у меня склонность, то как я писал выше, я долгое время мог противостоять этой страсти, даже чувствуя к ней склонность. Но это возможно только на короткий период времени "вода камень точит". Со временем начинаешь принимать помыслы, после чего требуется серьёзная реабилитация. В итоге всё это мне чрезвычайно надоело, я просто устал до сумасшествия, пришлось уйти в затвор.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1439 : 29 Июнь 2012, 15:47:25 »
Цитировать
Это возможно, к примеру для меня это вообще не соблазн.

Я спрашивала не о пивном ларьке. Вопрос касался именно личной страсти (у каждого своей).