Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Сергей С.

Страницы: [1] 2 3 ... 15
1
Мое пожелание: обойтись в этой теме (это совсем несложно) без упоминаний шавасан, саньям и подобного, к теме отношения не имеющего...

Поддерживаю Alexander'а! Разумная сила души и деликатность, если она развита, должна подсказывать иноверным участникам, что форум православный и нужна деликатность, чтобы не превращать его в духовную свалку из буддийских, индуистких и т.п. слов. Если это чьей-то душе непонятно, то "Ау! Ау! Душенька - на пути ли ты к истине, которая мирна, скромна и т.п. :-)?"

2
cамонаблюдение не есть высокая ступень духовности, но есть одна из первых, свидетельствующих о признаках, наличии духовности...на пути к Любви...

Духовность бывает разная. На пути ли она к Любви или нет - это выяснится в конце пути. Преподобный Исаак Сирин писал, что призраков истины так много, что удержаться на незаблудном Божием пути даже опытному монаху трудно. Думаю, что критерием истинности пути не может являться мистический опыт - это слишком узкая часть жизни человека и слишком субъективная.

Немало традиционных школ естественной, и сходной у многих мистики, но каждая из них, за пределами Православной веры, по моему глубокому убеждению, упускает что-то неуловимое и важное. Чуть неверно расставляет акценты в своём восприятии бытия, Божества, не совсем верно учит о человеке и мире.

Моё понимание - Истина одна, есть много путей к ней, один более прямой или более надёжный - вселенская православная вера. Все иные в чём-то этот путь умаляют, в ущерб, конечно, человеку, поскольку с искажениями понимают его природу, не только самые глубокие, но и самые простые (кажется, что простые, а на деле очень  необходимые) потребности его духа, ума, сердца...


3
вопрос: кому-нибудь удалось почувствовать "присутствие" - быть объектом и субъектом единовременно? - т.е. когда самость (Эго) выходит за пределы тела, и имеет место трансцендентный опыт.

Это видимо то, что называется созерцанием, когда отношения "субъект-объект" преодолеваются, и человек некоторым образом делается единым с Тем, Кого созерцает. Однако здесь так много субъективности, что опираться на этот экстатический опыт нельзя - мы видим Бога в меру собственного "преподобия", ну может чуть повыше :-(.

Тем более - это совсем не высокая ступень духовных состояний, скорее и нижняя. Лучше судить о подлинности и высоте опыта по плодам веры, о которых говорит св.ап.Павел "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...". И в сердечном покое, в мире душевном, благодушии, в уменьшении помыслов и аффектов т.д. больше христианского совершенства, чем в экстатических моментах.


4
По себе вижу, что самость самому не могк победить, если Бог не победит. А для этого нужно отдать себя в послушание, пусть не старцу, так родным, начальникам и обстоятельствам. Изнемогает самость вместе со мной, с душой и телом - от тяжестей, скорбей, неприятностей, собственной слабости и унижений. Ничего не знаю, ничего своего не хочу, ничто свое не интересно, ни на что не годен. Если Бог не поможет - конец.

6
"Держи ум во аде" - для меня это никогда не было понятно, хотя депрессия тяжёлая была. Держать ум в ней? - Увольте. Эти слова мне кажутся более близкими к католической мистике, чем к Православию с его отсутствием слишком ярких чувственных образов ("сердце Иисуса и т.д.). У пр.Исаака Сирина и пр.Макария Великиого я не встречал таких парадоксальных фраз, и, думаю, что можно спасаться, если и не поймёшь этого слова старца новоначальному монаху. Кто-то из наших литургистов (арх.Киприан или ещё кто) говорил о том несколько искусственном направлении, которое взяло после-византийская духовность, где не столько Свет и Преображение, сколько переживание адских мук м страх Бога, т.е. несколько надрывное и (я думаю) искусственное настроение. Хороший тон - я достоин адских мук (но вот понимает ли делатель что такое адские муки? - вряд ли, иначе и про рай бы рассказал). Это долго господствовало и ещё и сейчас есть. Будет ли дальше и в том ли истина? Кто знает. Я думаю, что нет. Сейчас ад страстей в мире. Опыт вечности - это необязательно опыт адских мучений. Лучше помнить о смерти, как о конце этого мира, чтобы уверяться в его временности и тщетности, а что будет там - суд и страх - да, можно помыслить, приговор - тоже, а что потом - кто его знает. Сейчас люди не настолько веселы верующие, чтобы их пугать, их чаще утешать надо, проповедовать Царство.

7
Я недавно в одном монастыре купил книгй "Жизнь и наставления архиепископа Антония. Поучения архиепископа Антония. Умное делание." Так вот - её тираж 500 экз., она выпущена полукустарным способом, и, главное - она, судя по всему, неприглаженная версия поучений владыки, опубликованная его учеником - игуменом Михаилом (Лаптевым). В ней столько грамматических и синтаксических ошибок, что напрашивается только один вывод - её издатель не дерзнул исправить ни одной буквы в бывшей у него рукописи или перепечатке. Но слово! - слово настолько живее и непричёсанней, чем в обработке Н.Новикова! Кажется, что он сделал не коррекцию, а пересказ, привнеся многое от  своего понимания дела.

8
Но все праведники, нарушая правила иногда, советовали хранить установления Церкви.

9
Хотя св.пр.Иоанн Кронштадтский часто и нарушал общепринятые церковные правила и нормы :think.

10
Виктор, cложилось так, что 01.07.06 я получил по почте книгу свт.Иоанна (Максимовича) «Да обновится русская земля», заказанную несколькими месяцами ранее в Интернет-магазине. Распечатав календарь на июль, я вдруг увидел, что 01.07.06 – день памяти свт.Иоанна. Чудо.
Удивляет слово святителя Иоанна. Человек, которого при жизни называли «чудом аскетической стойкости», «живым святым», «блаженным» - аскет, прозорливец и чудотворец, имеет такое непримечательное слово. Было бы «не дивно», если бы это были слова простого преподавателя догматики, собравшего в коллекцию все благочестивые понятия и подающего эти всем известные истины без особого вдохновения. Но не таким был свт.Иоанн!
И вдруг пришло понимание и всё разрешила  простая мысль – он действительно так думал. Его слово происходило от простой церковной веры в обыденные православные истины.  Он преподавал веру, не примешивая к ней от человеческого искусства слова. Он просто говорил то, что есть, что сам учил, как искренне верил - для духовной пользы слушающим. Поручителем истины была его чистая жизнь и вера и это давало слову силу, которую не доставило бы красноречие.
Поразительный пример такого же бесхитростного слова – у о.Иоанна Кронштадтского, праведного, которого наиболее почитал святитель Иоанн, даже до официального прославления.
Невольно, при взгляде на двух святых Иоаннов, приходят на сердце слова: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.  Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.» (Евр., 13. 7-8).
Будем подражать простой и бесхитростной вере их, которая оживотворяет обычные слова, обычные дела, обычную жизнь, совершая внутреннее и истинное чудо, невидимое и непонятное для неверующих и понятное для тех, кто верит так, как учит святая Церковь. Святителю отче Иоанне, святый праведный отче Иоанне – молите Бога о нас, дайте нам вашей веры!
Удивляет также и строгое последование всем чинам и обычаям церковным святителя Филарета - вплоть до мелких формальностей. Мне кажется, что глядя на этих светильников веры, нужно стараться следовать если не самой форме, то хотя бы духу, смыслу церковных установлений, просто ради послушания Промыслу, сложившему их, а по силе (когда это уместно) - и самой их форме.

11
Igor,
Цитировать
Тот, кто непрестанно пребывает в болезновании сердца, побуждаемый к тому страхом своим, ибо не ведает, каков будет конец поприща его, превосходнее, нежели тот, кто непрестанно идет путем веселия, ибо предвкушает награду служения своего.» (пр.Исаак Ниневийский)
Речь идёт о делании, а не об описании состояния души. А оно, кажется, может быть как-то разделено.

12
Я не монах, и не могу представить, чем монашеству помочь. Кто кому помогать должен, тем более духовно - мир монашеству или монашество миру? Вопрос в себе содержит и ответ. Так что это направление мысли можно рассматривать, как мечтание.

Давайте помолимся, чтобы "ценности" о.Петра вдруг, в силу внутренней духовной необходимости, стали святынями, а затем самой Жизнью, и чтобы до этого времени он не успел реформировать монастыри :|. Господь всё может по молитве веры :-)

Этот спор с арх.Лазарем показателен: с одной стороны неопытные в добродетели, но ищущие Тайну, верящие Ей, причём в силу разных мотивов (кто-то по суеверному обычаю, кто-то бездумно и магически, кто-то спекулируя мистикой, кто-то - убегая от ответственности, многие же - искренне), с другой стороны - современные люди, болеющие рационализмом, но тоже в силу разных мотивов хотящие послужить Церкви, Богу и ближним, более самостоятельные в размышлениях и делах. Может быть Церкви и нужны такие разные взгляды и подходы людей, чтобы отыскивался срединный путь для большинства? Может это - признак Церкви, соборной, где и рациональным людям и мистикам есть место, где Истина является в мир не через одних пустынников, но и через мирян (лаиков), через любого члена Её тела? Ведь так было всегда и повсюду - "Дух дышит идеже хощет" и "не от трудов праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости" и проч. Только нам не нужно допускать себе желчных обвинений противоположной стороны, намёков и т.д., но строго и по сути стараться бесстрастно опровергать ложные мнения и т.д.

13
Я написал, что статья о.Петра созвучна тому, что я думаю и я говорю о невежестве, когда, говоря о послушании, смирении, самоукорении и т.д. не ведают о чём говорят, но уверены в себе. Требуют послушания, например, и не понимают, что лучший способ послушаться такого "авву" - это дать ему по шее :-), но духовно, в смысле - ничего не объясняя, так как слова бессильны, а безмолвие рождает хорошие мысли. И т.д. Я столько видел изломаных душ рядом с Церковью, причём изломанных именно по приходу в Церковь и такими околоцерковными поверьями и обычаями, уверенными невеждами, не знающими смысла произносимых слов. Я не говорю об этом слишком на людях не только из-за того, что могут не понять, но скорее боясь ошибиться: я ведь не имею многолетнего опята наблюдения за тем, чем кончают люди, которых так духовно "окормляют" и смиряют. О.Пётр говорит - по его опыту они плохо кончают, и это уже факт, а не умозаключение. Воздай Бог ему за эту честность, по намерению его.

Хотелось бы конечно видеть в этом тексте о.Петра капельку юмора, тепла и сердечного участия к автору книги (арх.Лазарю) и людям, обманутым и обманывающимся под воздействием страстей, губящим свои силы и души... Иначе (как это в статье изложено) получается чётко, ясно, для ума - понятно, закончено, приемлемо, но что-то холодно. И хотя я и пытаюсь не быть романтиком (которым руководит чувство, а не разум), но за такой холодной констатацией действительности стоит такое же отношение к происходящему. Духовная выдержка это или бессердечие - не знаю, но уж точно отсутствие духовного чутья. "Не знаете, какого вы духа" - говорит Господь.

Что касается реальных мер ... то здесь ?...?...?...?...?...

Помочь монашескому духу одними орг. методами мира, наверное, не получится (об этом писал свт.Игнатий) - это ближе к протестантизму, чем к Церкви. Старцев на каждую обитель тоже нет. Заочно (без опытного учителя) учить всех "святости" через молитву - тоже не путь. Вроде бы и сделать ничего нельзя.

И я в бессилии думаю - тогда хотя бы словом истины (как это делает, пусть и несовершенно, о.Пётр). Кому надо - вразумится. Ведь задача монастырей - быть человеку средой, где чуть легче сохранять духовную свободу из-за (относительного) отсутствия причин страстей (зрелищ и т.д.), быть местом убежища от потребности до изнеможения трудиться и думать о других (семье), где ищущий Бога как-нибудь да незаметно просуществует - и среди расхлябанной братии, и тем более среди сильных молитвенников. В принципе, если в монастырь идёт сильный человек, то ему достаточно знать, где истина и уже легче - остальное Бог поможет.

Главное же - в Церкви есть Промысел Божий, Который действует в исторических событиях и устроении Церкви, направляя мысли и слова людей, худые события обращая к добрым последствиям и т.д. Говорил один китайский император, что нужно управлять великой империей легко - как жаришь мелкую рыбёшку. Видимо, этот человек познал жизнь и освободился от заботы о многом, зная, что слаб человек. Имеешь слово - скажи - и достаточно. Видишь погибающего протяни ему жезл (не руку) - если захочет спастись - выберется. Так, что слово о.Петра полезно для Церкви, а обсуждать реформы - не наше дело :-)...  Нужно думать о своих страстях :-).

14
Вот интересная статья на тему о книге арх.Лазаря (Абашидзе) - "Мучение любви" ->http://www.damian.ru/Cerkov_i_sovremennost/Petr_Mesherinov/14_Muchenie_Lubvi.htm Она очень созвучно тому, что я думал, но не решался высказываться. Впрочем, здесь ещё не хватает маленькой капли юмора... :|

15
Ирина А. - "абы как" не про достоинства молитвы, а про отношение человека к тому, что он делает перед Богом. В остальном присоединяюсь к Вам :-)

Страницы: [1] 2 3 ... 15