Умное делание
Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Alexander от 20 Октябрь 2010, 14:02:56
-
Вопрос в одной из тем (от прозелита): есть как минимум, две полярные т.з.: первая - что надо всячески с утренней молитвой уже возгревать сердце и стремиться к тому, чтобы горение стало непрерывным. А вторая т.з. - что надо гнать от себя всякое горение, разжжение, поскольку через него удобно действовать лукавому.
Поскольку обе т.з. - имо из заслуживающих уважения источников, то, чтобы не оказаться буридановым ослом, прошу Вас высказать свое мнение...
1. Полагаю, не следует искать (придумывать) точное расположение таких точек ни слева (в районе физ.сердца), ни справа. И вот почему. В верхней части груди существует две симметрично расположенные точки (места) выхода (эмоциональных) сил, расходящихся от центра груди. Сосредоточение слева или справа может спровоцировать поток эмоций или кровяное разгорячение без какого-либо очищения сердца. Кроме того, сосредоточение слева может затронуть (и нарушить) работу сердца. Достаточно сосредоточиться где-то по центру груди (не очень низко) - и без особого напряга! (Напряжение вызывает покраснение места, на котором сосредотачиваются, с ощущением тепла, давления или легкой боли.) Для новоначальных характерно не внутреннее сосредоточение, а внешнее - с напряжением - на телесном уровне или на том, что рядом с ним. Важнее же внутреннее сосредоточение через вхождение внутрь себя, которое имеет связь со средоточением внешним, но не должно внешним сосредоточением подменяться.
2. Место сердечного разогрева воспринимаются локально - в виде точки - только на начальном этапе. По мере углубления открывается внутреннее сердечное пространство (оно не физическое), которое воспринимается большим. И снаружи уже ощущается не точка, а область, которая, расширяясь, становится похожа на чашу. При прободении сердца чаша становится потоком. Поток, возрастая, превращается в море, и физическое тело в этом море благодати субъективно ощущается очень маленьким, растворяясь до исчезновения.
3. Две полярные точки зрения - возгревать сердце и гнать от себя всякое горение и разжжение, - которые мы находим в подвижнической литературе, свое основание имеют, по обыкновению, в расколотом уме, который любит делить и противопоставлять. Вместо низкого разделения надо приподняться умом - и увидеть единство.
Сердечный огонь тонок (духовен). И его горение чисто и прозрачно: оно - невидимый свет. И может распространяться без всякого душевного (и телесного) разжжения в том случае, когда душа и тело уже очищены. Это яркий свет, и он невидим и не ощущается подавляющим большинством людей, даже и предочищенных постом и молитвой. И этот свет может зажигать и возбуждать душевный (а затем и телесный) состав человека. Душевное горение сопряжено с очищением души и выгоранием в ней грехов. И его уже легче почувствовать людям с утонченной и очищенной душой. Горение на периферии, когда душа отягщена грехами, становится ядовитым, тяжелым и смрадным. Смрадное разжжение отравляет душу человека. А почему? А потому что душа еще не омыта водой покаяния (смотрим тему "Четыре стихии покаяния"). Порядок такой: сначала душа размягчается (и расширяется), затем омывается водой покаяния, а затем уже в ней выжигаются грехи сердечным огнем. Попытка вызвать горение сердца искусственным путем (т.е. перепрыгнуть через ступень водного покаяния) приводит к чувственному разжжению, которое легко вводит в соблазн и прелесть...
-
Спасибо за "твердую пищу", Александр.
Буду полегоньку усваивать...
-
Спаси Господи!
-
Вопрос, заданный в ЖЖ:
вот в п.3 не совсем понятно: "Вместо низкого разделения надо приподняться умом - и увидеть единство". И здесь возникает вопрос: "а как приподняться умом?" и "что для этого надо?"
Может быть Вы подбросите еще парочку фразъ для ясности?
Ответ:
Один способ "приподняться умом" хорошо известен - это объективное и беспристрастное рассмотрение предмета (проблемы) и его противоречий с попыткой снять противоречия в синтезе. Ум должен быть свободен от предрассудков и предпочтений. И должен уметь занимать противоположную позицию - без осуждения и критики, - а затем, обогащенный полученным опытом, возвращаться к позиции исходной, взирая на нее по-новому. Это как бы подход объективного ученого-исследователя, который не привязан к предмету своего исследования.
Точно так же можно и исследовать работу самого ума, чтобы выявить условности, предпочтения, стереотипные шаблоны и прочие "радости" множественных ментальных сетей, которыми окутан ум.
А дальше, увидев ограничения и ловушки, накладываемые ментальными сетями, ум может сделать несколько правильных движений, чтобы выйти из-под удушающего контроля. Первое движение - замолчать. В молчании ум может просочиться сквозь первый заслон (еще редкий) ментальных сетей, чтобы отправиться на поиск сердечной истины. Второе - взывать к благодати, поскольку только в ее свете и могут открыться (и быть разрушены или обойдены) ментальные ловушки.
Ум, находящийся в молчании, может не только входить в сердечную глубину, но и подниматься ввысь - в просторы гнозиса. Если он не освещен светом истины, гностические знания станут для такого ума опасными.
-
Alexander, в свете сказанного появился вопрос. Понятие просторы гносиса (познания), и эзотерические “Поле информации”, “София”, “хроники акаши”, “пространство вариантов”, имеют ли параллели на ваш взгляд? Если да то, у каких Церковных авторов, можно об этом почитать?
-
Параллели должны быть... Вы хорошо знаете, что учение о гнозисе было забыто давным-давно - после церковной расправы над Максимом Исповедником. Посему и нет церковных авторов, у которых можно было почитать (о параллелях).
-
Хотя теория иконопочитания и паламизм, безусловно, несут в себе свет гнозиса.
-
Великая твердыня православия! Человек особого помазания! Он напомнил духовно разлагающейся церкви, что истине достаточно одного чистого человека, всецело направленного на единство и сотворчество с Богом, и в нём скрывается всё Тело Христово. А институт, живущий богообщением виртуально-каноническим, не стоит ничего без реального бытия с Богом. Две Воли в синергии в таком человеке есть истинная икона вочеловечения Бога. Вся полнота церковной соборности в одном обОжёном. Дивен Бог в таких святых!
-
Вместо низкого разделения надо приподняться умом - и увидеть единство.
Единство чего?...внутреннего сердечного пространства и физического разогрева?...
Можно ли использовать физический разогрев, а точнее подъём физической энергии(движений крови), для отгнания сонливости например, и удержание внимания в области сердечного пространства(или входа)?...т.е. эти процессы могут протекать одновременно...или физический разогрев подавляет вИдение сердечной области?...
-
Единство двух "полярных" точек зрения: можно-нельзя возогревать.
Физический разогрев, конечно же, можно использовать для отгнания сонливости и пр. Те же поклоны способствуют разогреву - и отгнанию сна...
-
Если, после некоторого периода "точка" самопроизвольно опускается ниже, в район солнечного сплетения - стараться возвращать на место или т.с. время пришло?
-
Единство двух "полярных" точек зрения: можно-нельзя возогревать.
Физический разогрев, конечно же, можно использовать для отгнания сонливости и пр. Те же поклоны способствуют разогреву - и отгнанию сна...
А как использование разогрева влияет на сосредоточение в сердечном месте...
-
Единство двух "полярных" точек зрения: можно-нельзя возогревать.
Физический разогрев, конечно же, можно использовать для отгнания сонливости и пр. Те же поклоны способствуют разогреву - и отгнанию сна...
А как использование разогрева влияет на сосредоточение в сердечном месте...
Думается, что это будет несколько отвлекать, потому как внимание будет соскальзывать и анализировать происходящее. Тут нужно не отвлеченная концентрация. Ну, не обращать внимания, а молится дальше.Ведь это просто физиологический процесс-разогрев.
-
Ответ:
...
Ум, находящийся в молчании, может не только входить в сердечную глубину, но и подниматься ввысь - в просторы гнозиса. Если он не освещен светом истины, гностические знания станут для такого ума опасными.
Спаси Господи. Ап.Павел говорил про надмевающее знание... Он то в полную меру знал о таком уме и открывающемся сверху гнозисе, потому такой резкий "противовес" привёл в назидательной силе любви (что от света истины), имхо.
-
Ну, не обращать внимания, а молится дальше.Ведь это просто физиологический процесс-разогрев.
Я говорю о сознательном подъёме телесной энергии из чрева...и придерживая её, на этом фоне стараться удерживать вИдение сердечной области...
Тело ведь должно быть добрым помощником...т.е. и телесная энергия должна быть под контролем...когда надо-пользуюсь...а если её отгоняю в чрево и там пришибаю :-)...то когда увожу ум(внимание) в грудь, то очень часто начинаю "плыть"...адреналина не хватает :-)...чувствую себя безвольной амёбой :-)...и дерзновения-ноль :-)...
-
Я думаю так: если Вы знаете, что из себя представляет сознательный подъем (тонкой) телесной энергии из чрева (наверно, из района солнечного сплетения) и не принимаете такой подъем за благодать (а также не путаете его со страстью и сублимированной силой), то им можно воспользоваться. Телесная (тонкая) организация станет крепче и собраннее. Окрепнет и воля.
-
Ну, не обращать внимания, а молится дальше.Ведь это просто физиологический процесс-разогрев.
Я говорю о сознательном подъёме телесной энергии из чрева...и придерживая её, на этом фоне стараться удерживать вИдение сердечной области...
Тело ведь должно быть добрым помощником...т.е. и телесная энергия должна быть под контролем...когда надо-пользуюсь...а если её отгоняю в чрево и там пришибаю :-)...то когда увожу ум(внимание) в грудь, то очень часто начинаю "плыть"...адреналина не хватает :-)...чувствую себя безвольной амёбой :-)...и дерзновения-ноль :-)...
А что будет, если дать ей возможность выйти во вне?
-
Телесная (тонкая) организация станет крепче и собраннее. Окрепнет и воля.
Спаси Господи :-)...
Да ну...просто моя бывшая йога, в основном заключалась именно в манипуляциях ЭТОЙ энергией...когда то например мог вызвать прилив крови к пальцам руки в кабинете по забору крови...чем удивлял медсестёр :-)...
-
А что будет, если дать ей возможность выйти во вне?
Во вне...не она не выходит во вне...хотя...её можно согнать вниз, через ноги в землю...если она не подкрепляется страстью(бесом)...вот тогда, шиш с маслом :-)...согнать не получается...чуть успокоить только...хотя...с усиленной но не эмоциональной молитвой...т.е. с молитвой стоящей на уповании искреннем...сгоняется и бес и энергия всё в месте...в один мусорный бак :-)...но движение всегда вниз...
А манипулировать...когда то пробовал...человек чувствует только тепло от руки и всё...ну я много не экспериментировал :-)...
Ну ещё разве...если пристально смотреть в спину впереди идущему...и поднять энергию до груди...то много шансов что оглянется и посмотрит прямо на тебя(в толпе)...а может и не оглянутся, а только забеспокоиться...давно это было...в институте...плохо помню :-)...ну короче это было давно и неправда :-)...
-
Ага, значит ты можешь и поднять ее? Усилием? А самопроизвольно она опускается вниз! Ну и пусть опускается...там тоже надо навести порядок. Знаешь, иногда сами тонкие энергии лучше знает что им надо делать, и куда направлять свои силы(без бесов, разумеется :-D) а ты, ты купируешь ее.
-
Т.е. когда сама опускается, можно следовать? Эта... а там тож всякое налетает? 8) эх...
-
Нужно помнить, что в среднестатистическом человеке его обычные блоки и неврозы (другими словами - бесы разных видов), начиная с главного и почти ни у кого не преодолённого - родовой травмы, могут быть найдены для последующей работы с ними только лишь стоянием ума в сердце.
Блок может быть удалён из тела путём полного высвечивания его ненасильственно молчащим умом. Пока мы тратим значительные силы на удержание ума в сердце и молчании, бесы будут пребывать там, где им удалось зацепиться за наши неадекватности Господнему о нас предназначению.
(ИМХО)
Т.е. когда сама опускается, можно следовать? Эта... а там тож всякое налетает? эх...
Такой долгий, но не безконечный, по счастью, "тяни-толкай". Надо бы упереть на главную задачу - укоренение ума в сердце, а остальное должно пойти "легче" (но не в смысле - безболезненнее :-)).
-
Вот я про что толкую, пока мы в молчании предстоим в сердечном месте, абсолютно расслабленные,не надо купировать исходящую энергию, а дать ей возможность течь беспрепятственно. Именно она направит свой поток к тем застоявшимся блокам, все на своем пути исправляя. разбивая и приводя в надлежащее состояние. Конечно это нелегко. Это, своего рода, развязывание узлов. Но реально же. Будешь качаться как в невесомости, в атмосфере своей ауры. :-)
Ну...был у меня такой опыт, был. :-)
-
Ну...был у меня такой опыт, был.
:-D на меня пару месяцев назад с низу черный поток как хлынул. я ж молится стал...он в груди и застрял...потом вроде как рассосался...состояние было как будто 10 похмелных состояний слились в одно...
-
А откуда ты узнал, что он "черный"?
-
такое восприятие было... что то страшное несущие что то мрачное :-) плохо стало и телу и душе, все как задергало... :-) короче на измену сел капитально...отстранится не получилось...
-
:-D на меня пару месяцев назад с низу черный поток как хлынул. я ж молится стал...он в груди и застрял...потом вроде как рассосался...состояние было как будто 10 похмелных состояний слились в одно...
"Черные потоки" могут и снизу подниматься, и сверху изливаться, и сбоку приходить...
-
Я думаю чем больше греется сердце и в общем грудь, тем лучше.
Собственно 3 уровень молитвы есть разогревание сердца.
Это физичесокое ощущение при выжигании грехов и страстей.
Конкретные точки разогрева говорят о физическом размещении страстей.
-
Конкретные точки разогрева говорят о физическом размещении страстей.
Эта Ваше мнение, р.Б.Михаил, наводит на мысль, что так наз. душа наша есть тончайший энергетический "чертёж" нашего совершенного и целостного существа, буквально вставленный в наше физическое (отпавшее от Бога и Его "проекта") тело.
В тех местах, где наличествуют "несоответствия" чертежу, и торчат бесы (блоки, зажимы), сифоня из нас нашу жизнь капля за каплей. Болевые переживания во время молитвы, или разогрев свидетельствуют о том, что происходит постепенное соотнесение с "проектом".
В идеале (IMHO) молитва должна стать спокойной и ясной, как дыхание, совершаемой без усилия и "ощущений".
-
В идеале (IMHO) молитва должна стать спокойной и ясной, как дыхание, совершаемой без усилия и "ощущений".
Безмолвной :-)?...
-
В идеале наша жизнь должна стать молитвой - спокойной и ясной, как дыхание...совершаемой без усилий!!!
-
В идеале наша жизнь должна стать молитвой - спокойной и ясной, как дыхание...совершаемой без усилий!!!
Всё так, но не надо только при этом забывать, что молитвенник, достигший Неба Безмолвия Ума (Священнобезмолвия), будет переживать в полной мере страдания и горе других людей.
Кто не хочет этим в будущем заниматься, лучше отвернуть сейчас и посвятить себя чему-нибудь ещё.
Лёгкая и чистая молитва не ведёт к спокойной "старости" во Господе.
-
Безмолвной :-)?...
Безмолвной, безсловесной.
Когда ты любишь кого-либо, ты же не говоришь себе постоянно: я люблю, я люблю, я люблю. Просто переживаешь любовь.
Молитва - точно так же.
-
...Безмолвной, безсловесной.
Когда ты любишь кого-либо, ты же не говоришь себе постоянно: я люблю, я люблю, я люблю. Просто переживаешь любовь.
Молитва - точно так же.
Я боюсь :-)...у меня бывает что возникающее чувство...как бы безадресно...и я периодически, стараюсь придать ему(чувству) мысленное направление...ну в общем не знаю...а если просто концентрировать внимание на самом чувстве и стараться его удерживать...это не будет уход в духовную наркоманию?...
-
Лёгкая и чистая молитва не ведёт к спокойной "старости" во Господе.
Мда...а так хочется спокойной старости :-)...
-
душа наша есть тончайший энергетический "чертёж" нашего совершенного и целостного существа, буквально вставленный в наше физическое (отпавшее от Бога и Его "проекта") тело.
В тех местах, где наличествуют "несоответствия" чертежу, и торчат бесы (блоки, зажимы), сифоня из нас нашу жизнь капля за каплей. Болевые переживания во время молитвы, или разогрев свидетельствуют о том, что происходит постепенное соотнесение с "проектом".
Что-то очень много трансперсональных терминов! Так и Бога Живого можно сделать великим архетипом, или сверхсознанием... Не стоит, по-моему, так ударяться в терминологический синкретизм. Где прорыв в Божественную Жизнь, где зрение личного Бога?
-
Что-то очень много трансперсональных терминов! Так и Бога Живого можно сделать великим архетипом, или сверхсознанием... Не стоит, по-моему, так ударяться в терминологический синкретизм. Где прорыв в Божественную Жизнь, где зрение личного Бога?
Так разговор же о ТОЧКАХ возгревания...и пусть вас не пугает детальность рассмотрения и паче терминология...главное рассмотреть реально протекающие процессы, не зависимо похожи они на йоговские, или чисто православные :-)...
-
Я боюсь :-)...у меня бывает что возникающее чувство...как бы безадресно...и я периодически, стараюсь придать ему(чувству) мысленное направление...ну в общем не знаю...а если просто концентрировать внимание на самом чувстве и стараться его удерживать...это не будет уход в духовную наркоманию?...
Нет, Игорь, не безадресно. Молитва есть несомненно контакт с Личным Господом и конкретная к Нему Любовь.
-
Так разговор же о ТОЧКАХ возгревания...и пусть вас не пугает детальность рассмотрения и паче терминология...главное рассмотреть реально протекающие процессы, не зависимо похожи они на йоговские, или чисто православные :-)...
Вот это правильно! Спасибо за поддержку и разъяснение, mirnestranik.
P.S. А термины - архитектурные всё же, более чем трансперсональные (я ж архитектор :-)).
-
:-D на меня пару месяцев назад с низу черный поток как хлынул. я ж молится стал...он в груди и застрял...потом вроде как рассосался...состояние было как будто 10 похмелных состояний слились в одно...
"Черные потоки" могут и снизу подниматься, и сверху изливаться, и сбоку приходить...
хорошо будем знать..сверху пока только холодный сходил.... :-)