Вообще тут есть как бы две плоскости: 1-ая, как оно должно быть(за ответом на этот вопрос могу отослать Вас к Новому Завету, "Шесть слов о священстве" Иоанна Златоуста(помоему, точно не помню), Дидахе, Каононическим правилам и т.д.(попробуйте порытся в поисковиках, если кто нибудь другой не даст более развернутый ответь, я честно говоря не спец в области канонических правил и святоотеческого наследия) и 2-ая, как оно есть на самом деле: к сожалению часто (не всегда, далеко не всегда) в современных церковных институтах(не токмо в православных но и в католических и протестантских) судя по моим скромным наблюдениям бывают случаи симонии(продажи церковных званий), клановой(как по родственному, так и по политическо-позиционному признаку) выдвеженчиской тактики, ну и чисто по материальным заслугам(типо отстроил храм, не важно на какие деньги иди в игумены и т.д.), было время не так давно(ибо я еще весьма молод) когда наблюдалась острая нехватка кадров, тогда во иереев рукопологали всех кто окончил семинарию, автоматом... Насколько я понимаю раньше священника(пресвитера, иерея) выберала сама община того или иного прихода и народное "аксиос"("достоин" по гречески) на архиерейских богослужениях, с рукоположением не выглядело насмешкой, ибо могли крикнуть и "анаксиос"(недостоин) а сейчас, когда люди, даже те которые знают значение этих слов, часто даже и не знают что кричать, ведь лицезрят данного кандидата впервые в жизни, я лично еще не разу не слышал про "анаксиос" в современной российской практике...звание же протоиерея дают за заслуги на ниве Божией, или перед церковью...а в некоторых епархиях - прослужил лет 10 без замечаний особых, вот и протоиерей, звания игуменов и архимандритов дают чаще всего для соответствия посту, поставили скитоначальником или настоятелем монастыря(пустыни, лавры) держи...насчет монашеских(неиерейских) званий, то там примерно такая система(опять же в зависимости от личностных качеств упровляющего епархией архииерея, близости к вышестоящим чинам и т.д. сроки могут быть весьма разными) пришел человек в монастырь изъявил желание стать монахом, его направляют к владыке(архииерею(т.е либо епископу, либо архиепископу либо митрополиту в редчайших случаях к патриарху) управляющем данной епархией от туда он приезжает с благословением побыть трудником(помогающим по хоз. вопросам мирянином) если совсем никого ранее не знал, а если есть рекомендация от приходского священника(типа ходил на службы, регулярно приобщался Святых Тайн, исповедовался был активным членом прихода, алтарничал, по храму помогал) то сразу с благословением на послушничество, период послушничества продолжается лет 5(а может и несколько дней, а может и больше 5 см. выше), потом, ежели человек прижился, не передумал, его постригают в инока, т. е. он принимает монашеские обеты(по мойму не совсем полные, не помню) но при этом еще может без последствий отказатся от них, потом годика 2 в иноках, потом если все ОК постригают в монахи,(на православном востоке и на Афоне это называют малой схимой) потом он обычно и живет в монахах до конца жития своего, ну а в исключительных случаях, когда человек хочет посвятить себя Богу уже на все 100, так сказать, он принимает схиму(на афоне помойму сразу в схиму), что сопряжено с принятием на себя дополнительных обетов и молитвенного правила...уффффф...ну примерно так пусть братия поправит ежели чего, мог в чем то и ошибится....поелику мой скромный путь выше послушника-абитуриента семинарии( то бишь сказали, побудешь годик в скиту примем или гони спонсорскую помощь не смотря на рекомендацию священника, что он у нас один что ли в епархии то(сразу скажу не в Белгородской) я и не поднимался так что могу и наврать чего...
С уважением, Дионисий.