Исихазм

Автор Тема: Борьба со страстьми-пороками. Что это, как это!?  (Прочитано 17707 раз)

Нестор

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Источников нет, наверное, а если есть, то как частное мнение, вы скажите. Что значит православный источник?
Правосланый источник это значит толкования Писания православными отцами, творения самих святых отцов, учение Церкви.

Цитировать
Это как-то противоречит канонам Церкви?
Никто пока о противоречии не говорит. Мы разбираемся.

Цитировать
Что значит дух самого человека? Откуда он исходит? От разума? так разум сам одухотворяется каким-либо духом. Обьясните своими словами, что есть дух самого человека?
Дух человека, это его ум. Вот вы сидите там, скажем, в комнате, а мыслью пребываете где-то в другом месте, например, исследуете кто этот Нестор, с которым вы общаетесь, где он живет, сколько ему лет и прочее. Так вот это ваш дух исследует. Так и Павел апостол когда пишет, что "хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами", то это и означает, что он с ними мысленно, о них думает, переживает и молится.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Если позволите, приведу цитату из книги свт. Феофана "Что есть духовная жизнь", гл.10: "Ведая Бога, все и совестность являют, и чтут Бога, и молятся Ему, и чают будущей жизни... Сила, содержащая все такие верования и убеждения, есть дух. Положим, что в каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей".

Я поняла так, что дух человеческий - это жажда Бога. Ум, все-таки, принадлежность души, ее "око".
Христос воскресе, радость моя!

viktor-sher

  • Сообщений: 218
    • Просмотр профиля

Сила, содержащая все такие верования и убеждения, есть дух.
Мы сложные. Если говорить о человеческом духе, то это есть производное от Духа Божия и духа мира сего. Есть разная пропорция. Как наполнили мы себя и чем, такие мы и есть.

Нестор

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Если позволите, приведу цитату из книги свт. Феофана "Что есть духовная жизнь", гл.10: "Ведая Бога, все и совестность являют, и чтут Бога, и молятся Ему, и чают будущей жизни... Сила, содержащая все такие верования и убеждения, есть дух. Положим, что в каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей".

Я поняла так, что дух человеческий - это жажда Бога. Ум, все-таки, принадлежность души, ее "око".
Как я уже упоминал, понятие о духе человека у нас в Церкви не вполне определенное и разные отцы немного по-разному толкуют его. Оно и понятно, говоря о таких предметах как дух, мы входим в область духовную, которая каждому из нас может представляться несколько иначе в зависимости от нашего духовного возраста и точки зрения, на которой мы находимся. Я давненько этот вопрос исследую и для себя определил как точку отправления то, что духом человека является его ум. Это как почва под ногами. Далее, в разных моментах этот термин может приобретать несколько иное значение в устах некоторых отцов. Тогда я отрываюсь от этой почвы и становлюсь на их точку зрения, чтобы понять о чем они говорят. Но потом все-равно возвращаюсь на "землю". В большинстве случаев, как мне кажется, понятие дух совпадает именно с умом. И даже в приведенном вами отрывке из святителя Феофана. Да, ум это око души. Но в чем это противоречит сказанному? Ведение Бога: приобретается через ум. Совестность, почитание Бога, молитва Ему, чаяние будущей жизни... все это содержится умом, когда он как высшая, чистейшая часть души, возводит ее от видимого к невидимому, от временного к вечному.

А жажда Бога... это опять-таки свойство. Что значит жажда Бога? Жажда не может быть сущностью, а дух это сущность. Так же и ангелы и демоны называются духами, а они есть сущности, существа. И еще, между прочим, называются умами.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Иерофей Влахос: "Подобно тому как Бог триедин: Ум, Разум (Логос) и Дух, так и человеческая душа обладает тремя силами: умом, разумом и духом". Влахос основывается в этом вопросе на трудах  Григория Паламы. Получается, что ум и дух все-таки разные вещи.
Христос воскресе, радость моя!

Нестор

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Иерофей Влахос: "Подобно тому как Бог триедин: Ум, Разум (Логос) и Дух, так и человеческая душа обладает тремя силами: умом, разумом и духом". Влахос основывается в этом вопросе на трудах  Григория Паламы. Получается, что ум и дух все-таки разные вещи.
Вот, это яркий пример использования термина дух в иной системе координат. Иерофей Влахос в своей Православной Психотерапии сам сетует на неопределенность понятий. Я лишь поделился своим пониманием проблемы, не претендуя, конечно же, на универсальность. Если вам удобнее ориентироваться в духовном мире, применяя иные понятия, искренне желаю помощи Божией. Главное, чтобы ваша система координат не выходила за пределы учения Церкви и желательно имела бы подтверждение в писаниях святых отцов, а не так как у viktor-sher, который сам признается, что его пониманию плоти как некоего тонкого, психического тела, "источников нет". Такой подход мне кажется несколько самоувереным и опасным.

beibut

  • Гость
привет всем приведу цитату Никодима Святогорца

Но таким приготовлением не все уже сделано. Возбуждение страсти все же может подняться и тоже неожиданно. В таком случае вот что делай: как только ощутишь страстное движение, похотное или раздражительное, спеши обуздать его напряжением воли, низойди в сердце вниманием ума и всячески старайся не допустить его до сердца и блюди, чтоб оно ни тем, что раздражает, не раздражилось, ни к тому, что привлекает, не прилегло. Если же случится внезапно породиться в сердце тому или другому, постарайся на первый раз, чтобы то не вышло наружу, не обнаруживай того ни словом, ни взором, ни движением.

Потом понудь себя возвести ум свой и сердце свое горе к Богу и, воспроизведши в себе ясное сознание и чувство и любви Божией беспредельной, и правды Его нелицеприятной, тем и другим постарайся страстное движение вытеснить, а противоположное ему доброе восставить. При предлежащей встрече, может быть, и неудобно будет это сделать вполне как следует, но всячески намерения и напряжения делать то не оставляй. Пусть теперь это безуспешно – после докончишь, когда прекратится страстевозбудительная встреча. О том же неотложно попекись, чтобы не обнаружить порождающейся страсти. И это будет не давать ей хода. Зато, как только освободишься от недоброго притока впечатлений, спеши к сердцу и постарайся выбросить закравшуюся туда гадину.

beibut

  • Гость
когда нападает страсть главное стать вниманием в сердце

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Спеши к сердцу и немедленно выкини от туда закравшуюся гадину..-гадина это страсть-страсть это-жить как какая то кино звезда-а не как Василий блаженный или Блаженная Ксения Санкт-Питербургская..Потому тут не которые  на меня пузыри пускают..Да мы выпили-но не как бомжи а в ресторане..Всё было прекрасно..Пели борисовна с борисовечем и мы туда попали по спец приглашениям..Это и есть гадина в сердце ...Если бы скатомкой пошла к бедным-которые еще хуже,беднее живут и с ними покушала-вместе поделились харчами ..Все случаи надо увязать со святогором-У него на горе фонской страсти,помыслы-видения-созецание..У нас всё рядом,мужики с серёжками в ушах,жинки с татуировками на груди и спине и на ногах-конкретные убийства,покушения..Страсти притерел Иисус Христос-вот так написать в Еванглии..И евреи сказали да от римских акупантов,как и все евреи пострадал..Но конкретнее-Иуда говорит -вяжите крепче-значит повалили и вязали руки к туловищу-наручников не было..Тащили за веревку,ударил перный по ланитам-что это -удары в лицо-кулаками,сломали нос,заушивали-то есть когтями цеплялиль за уши пытаясь оторвать..Били и спрашивли,кто тебя ударил..Потом Понтий Пилат послал к Ироду царю иудейскому,воины иудеи не римляни били и привли избитого к Понтию Пилату и тогда еще римлыне по просьбе иудеев с угрозами-исполнили наказание-побили и распяли..Если бы сегодня иудейский судья суд бы провел конкретно-то получилась бы картина-кто чем занимался-какие страсти были и у кого..А так говорят да нет иудеи не могли этого сделать-это римляни поймали нищего Иисуса Христа и казнили..Страсти это конкретные дела-люди их делают ..в этом беда..Уровни жизни выстроили-тоже страсти..

beibut

  • Гость
считаю что каждый кто хочет бороться со страстьми должен прочитать эту книжку
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/duhovnaya_borba/nikodim_nevidimaya_bran_01-all.shtml

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

привет всем приведу цитату Никодима Святогорца

Но таким приготовлением не все уже сделано. Возбуждение страсти все же может подняться и тоже неожиданно. В таком случае вот что делай: как только ощутишь страстное движение, похотное или раздражительное, спеши обуздать его напряжением воли, низойди в сердце вниманием ума и всячески старайся не допустить его до сердца и блюди, чтоб оно ни тем, что раздражает, не раздражилось, ни к тому, что привлекает, не прилегло. Если же случится внезапно породиться в сердце тому или другому, постарайся на первый раз, чтобы то не вышло наружу, не обнаруживай того ни словом, ни взором, ни движением.

Потом понудь себя возвести ум свой и сердце свое горе к Богу и, воспроизведши в себе ясное сознание и чувство и любви Божией беспредельной, и правды Его нелицеприятной, тем и другим постарайся страстное движение вытеснить, а противоположное ему доброе восставить. При предлежащей встрече, может быть, и неудобно будет это сделать вполне как следует, но всячески намерения и напряжения делать то не оставляй. Пусть теперь это безуспешно – после докончишь, когда прекратится страстевозбудительная встреча. О том же неотложно попекись, чтобы не обнаружить порождающейся страсти. И это будет не давать ей хода. Зато, как только освободишься от недоброго притока впечатлений, спеши к сердцу и постарайся выбросить закравшуюся туда гадину.

Великолепно. И добавить нечего. Есть только вопросы.
Как отличить страсть низкую от страсти по Богу?
Я о том, что есть и благостная страсть. Желание к своей женщине? например. Но есть целый отдел у отцов, о страсти по Богу!
Если не разобравшись, вы будете всякую волну тепла (энергии) тушить, то и до смерти физической недалеко. Как разберетесь?
Вопрос начальный. Но если меня спросите, как отличить, то я долго думать думал бы!?
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?