Умное делание

Практика и теория умного делания => Диалог => Тема начата: аФон+ от 07 Декабрь 2009, 16:15:20

Название: Исихазм - инструмент, апелирующий к чувствующей силе души
Отправлено: аФон+ от 07 Декабрь 2009, 16:15:20
Исихазм - инструмент, апелирующий к чувствующей силе души

В православии выделяют три силы души:  мыслительная, чувствующая и желательная.

Соответственно любая духовная практика может опираться на одну из этих сил или способностей.

Существуют духовные практики, использующие исключительно мыслительную сферу, метод рассуждений, концентраций (йога, дзен)
Есть системы, в которых основной упор делается на желательную силу души, такова кабала (желание насладиться божественным светом)

Христианство, будучи религией любви, естественным образом в своей духовной практике обращается к чувтвительной потенции души

У Феофана Затворника на этот счет есть очень точные слова,  Истинная Молитва - это  чувство к Богу и в словах оно не нуждается и именно ЧУВСТВО К БОГУ и есть непрерывная молитва


Цитировать
удовольствоваться уменьем попугая произносить известные слова, даже такие, как "Господи, помилуй". Плод от этого такой: будешь думать, что имеешь, тогда как ровно ничего не имеешь.
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/feofan_o_neprestannoy_molitve_03-all.shtml

...Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном




Цитировать
Чувство, что душу тянет ко Господу, есть сокровенная молитва, и оно одно может заменить молитвословия... Ибо оно-то и есть непрестанная молитва! (8, 238)
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/feofan_o_neprestannoy_molitve_04-all.shtml

То же, о прекращении словесной молитвы можно найти у Саровского


Цитировать
Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: "прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша", когда уже пришел Он к нам, воеже спасти нас, уповающих на Него и призывающих Имя Его святое во истине, т.е. с тем, чтобы смиренно и с любовью встретить Его, Утешителя, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждущих Его пришествия. Я вашему Боголюбию поясню это примером: вот хоть бы вы меня в гости к себе позвали, и я бы по зову вашему пришел к вам и хотел бы побеседовать с вами. А вы бы все-таки стали меня приглашать: милости, де, просим, пожалуйте, дескать, ко мне! То я поневоле должен был бы сказать: что это он? из ума что ли выступил? Я пришел к нему, а он все-таки меня зовет! – Так-то и до Господа Бога Духа Святого относится.
http://www.pravkniga.ru/intlibs.html?id=951
Название: Re: Исихазм - инструмент, апелирующий к чувствующей силе души
Отправлено: Andreas от 07 Декабрь 2009, 16:40:30
Йога использует весь комплекс психо-физических свойств человека, а отнюдь не только ментальный.

Каббала, никогда не ставила за цель "насладиться божественным светом".

А христианство не только не идёт путём чувственности, но напрямую отрицает его.
Название: Re: Исихазм - инструмент, апелирующий к чувствующей силе души
Отправлено: аФон+ от 07 Декабрь 2009, 16:53:39
Йога использует весь комплекс психо-физических свойств человека, а отнюдь не только ментальный.
Все перечисленные системы пользуются всем арсеналом, но приоритеты хорошо прослеживаются
Раджа йога - это работа с концентрированной мысли

Цитировать
Каббала, никогда не ставила за цель "насладиться божественным светом".
Еще как ставит
Цитировать
Потому что свет – это желание Творца насладить творения, а оно постоянно и  неизменно.
Большое или маленькое Свечение Высшего Света, зависит от исправленных Килим-желаний, которые Он наполняет. Чем больше исправленных Килим, тем большее свечение человек ощущает и тем больше крепнет в нём Вера в Творца.
Все изменения в ощущении окружающего Мира, смены настроений и состояния Духа,  исходят только от изменения получающих желаний-килим,
Наши желания наполнены, – у нас хорошее настроение, чувство бодрости и присутствия духа. Нет наполнения – депрессия и ощущение никчёмности.
 Поэтому, в той мере, в которой человек способен изменить и увеличить свои желания, в той же мере он увеличивает количество Света, наполняющего их. http://www.kabalist.ru/

А христианство не только не идёт путём чувственности, но напрямую отрицает его.

Речь шла о чувстве, а не о чувственности
Название: Re: Исихазм - инструмент, апелирующий к чувствующей силе души
Отправлено: аФон+ от 07 Декабрь 2009, 18:20:29
На достаточно высоких уровнях той или иной духовной практики, когда сам Бог (Святой Дух) берет управление, переживания практикующих весьма похожи, несмотря на то, что изначально отличались не только методики, но и идеология

Сравните

Цитировать
В сем состоянии [непрестанной молитвы] дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца - все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой - душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение - и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.

У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой, или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою или разорить свое
состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли.
Святый апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святые в нем находились, когда взимал их Дух.
Феофан Затворник
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/feofan_o_neprestannoy_molitve_08-all.shtml

Цитировать
В отличие от пути личного усилия, путь самоотдачи и просветляющего нисхождения подобного милости Абсолюта, путь раскрытия спонтанного совершенства мгновенного Просветления божественности (Ануграха), является глубоко запредельным, мистическим и таинственным путем. Такое впечатление, что не мы выполняем практику, а Великий Дух нашего исконного «Я» сам обрушивается на нас со всей силой своей вселенской грандиозности и размаха изначального Пробуждения. Мы можем лишь покориться, отпустить себя, пассивно воспринимать и следовать этой грандиозной силе. Наш изначальный Ум действительно представляет самую грандиозную силу во Вселенной, поскольку Вселенная это не что иное, как продукт и творение Ума. Это означает, что наше саморожденное осознавание является Великим Творцом всего, и воистину, это самое всемогущее, великое и запредельное что вообще в состоянии представить наш концептуальный ум. Когда в силу такой самоотдачи концептуальный ум соприкасается с нашим глубинным «Я», со своей сущностной фундаментальной основой, у концептуального ума (нашего эго) возникает восторг, благоговение и трепет при соприкосновении с глубинными сущностными слоями нашего нерожденного «Я». Поэтому этот путь является сугубо мистическим в том смысле, что мы в один момент простым путем самоотдачи и неприложения усилий, чуткости и преданности входим в другое, абсолютное, мистическое измерение.
"Сияние драгоценных тайн лайя-йоги"