Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Кедр

Страницы: [1] 2 3 ... 5
1
"Речь идет о равенстве всех перед Создателем"
Мне думается, что сама постановка вопроса о том, как все мы, или различные религии выглядят перед Создателем, неправильна: это Его внутреннее дело, а мы этого знать не можем, если только Он Сам не откроет, в Священном Писании, например. Отвечать утвердительно на такой вопрос может человек, который считает, что полностью понимает Создателя. Конечно, такое незнание - повод считать себя не лучше, а, скорее, хуже чем другие (лично себя, но не свою веру).
И только со временем речь заходит о над религиозном сознании.
Это очень интересно. Подскажите, у кого из Св.Отцов можно почитать о надрелигиозном сознании, что-то мне раньше не встречалось, или я не обращал внимания?

2
Я обычно в полемике не участвую, ну да ладно. Нужно принять раз и навсегда постулат о равности четырех основных религий, которые базируются на вере в единого Творца. Если вы конечно верите в "...единого Отца Вседержителя" (Символ Веры).
По поводу аккомулятора - это вопрос изменения сознания. На первых этапах человек воспринимает Бога, как энергию, Он для него безличен. Дальше сознание начинает воспринимать Дух Святой и только потом, когда начинается изменение самого сознания, человек начинает осознавать, что источником Духа является бесконечное сознание Бога. И только тогда человек получает дар общения с Богом, как личностью.

Простите, никак не могу удержаться от ответа, чтобы не получилось, что я как бы согласен с прописанным постулатом. Дело в том, что признание единого Творца совсем не означает признания равной истинности четырех религий. Со своей стороны уверен в том, что каждый искренний последователь уверен в истинности именно своей веры, и это нормально, и не должно мешать с уважением относиться к чужому выбору. Так, например, я не могу никого из людей, даже великих основателей религий, поставить рядом со Христом. Если сказанное верно, то, исходя из этого, сами вы не принадлежите ни к одной из четырех религий и держитесь универсальной религии, или у вас есть собственная религиозная концепция, о чем говорит ваше необычное видение духовного пути? Если считаете неудобным, можете не отвечать, дело личное, я не вправе настаивать. 

3
Аскетическая практика / Re: Умное делание
« : 23 Сентябрь 2013, 23:50:31 »
Краевед, заметьте, что посты Виктора Шипилова выступают катализатором многих весьма полезных комментариев. За свои ошибки он сполна получает, разносы терпит с кротостью. Жаль, если мы его потеряем.

4
Благодарю Леонида и Грацию. Прочитал с интересом  дискуссию 2008г., раньше как-то ускользнувшую от внимания. Жаль, она быстро перешла в оффтоп и окончилась. Если я правильно понял, бессознательное включает в себя и надсознание, и подсознание. Сразу возник и вопрос, не связано ли надсознание с «новым человеком» по ап.Павлу, а подсознание со страстями и «ветхим человеком», которые есть у каждого христианина? Причем исход борьбы между ними зависит от того, чью сторону принимает наше сознательное «я», поэтому св.Отцы придают исключительно важное значение именно сознательной деятельности, которая зависит от нашей воли? И еще, «новый человек» частью находится в области сознания, а какой-то своей частью уходит в надсознание и открыт горнему миру, подобно и с «ветхим человеком» и подсознанием.

5
Леонид, вы предлагаете считать все бытие, в том числе и внутренний мир человека, единым целым, избавляясь от разделяющих границ, правильно вас понял? Направление правильное, объединяющим началом выступает любовь и Св.Дух, Который везде «сый и вся исполняяй». Понемногу к этому все стремимся, стараясь исполнять Заповеди, но что-то большее возможно уже при ощутимом действии благодати. Попытки искусственно ускорить процесс ломки границ чревато. Особенно между тварью и Творцом, тут уж, сами понимаете, недалеко до чего. И по обсуждаемому вопросу о сознании и подсознании метод синтеза вполне применим: в Ветхом Завете называли весь внутренний мир человека «сердцем», «внутренняя моя». Словосочетание «преображение и очищение внутреннего мира» звучит вполне спокойно.
Однако и тему подсознания хотелось бы обсудить, раз уж зашел об этом разговор. Продолжу мысль, начатую ранее о возможности управления подсознанием. У сторонников научно-психологической  системы появляется иллюзия, что подсознание, коли оно полностью принадлежит человеку, можно поставить под контроль, научиться управлять им. Современные христиане, когда пользуются термином «подсознание», вкладывают в него иное, «ненаучное» понимание. Это нормальная тенденция: переосмыслить распространенный термин по-христиански и ввести в употребление. Если нам здесь это удастся, то уже будет весомо. В моем понимании, подсознание не является просто невидимым продолжением сознания и замкнутой системой, но где-то в глубинах соединено с духовным миром. Надежда научиться управлять невидимым продолжением сознания, в какой-то мере настраивать отношения с иным миром,  как-то оправдана, но желание очищать и преображать духовный мир (мир духов) выглядит странно. Ну, и хорошо бы отдавать себе отчет, какие явления к какой области относятся - что наше, что не наше. Мне это пока удается плохо. Четких границ там нет: собственный мир нашей души и мир духовный сосуществуют параллельно, причудливо между собой переплетаются, со временем изменяется сила их взаимного проникновения. А хотелось бы послушать об этом умных людей. Тут даже какое-то маленькое, но верное замечание имеет ценность.

6

P.S. Если говорить особо о явлениях духовного мира, то не совсем понятно, Кедр, где Вы нашли их занесёнными в директорию "подсознания"?
Я имел ввиду современную психологию, а совсем не участников данного форума. Простите, если кто принял на свой счет.

7
Пока все задумались, попробую еще немножко своими силами. Первая трудность в том, что здесь действительно мы имеем смешение двух понятийных систем: святоотеческой и научно-психологической. В первой есть Бог, ангелы, демоны, человеческая душа, страсти и проч… Во второй системе – существует только человек с его сознанием и подсознанием. Все явления духовного мира при рассмотрении заносятся в директорию «подсознание».

8
Если вернуться к вопросам, затронутым в начале темы, то хорошо бы разобраться, в каком соотношении находится сфера подсознания и духовный мир, о котором пишут св.отцы. Это одно и то же или нет, кто как об этом думает?

9
Игорь, позвольте добавить еще один прием, я для себя назвал его «дыхание сердцем». Внимание держим в груди, воздух втягивается медленно, чтобы его движение в носу, гортани и легких не чувствовалось. Это как когда нюхаешь тонкий запах цветка, ландыша например. В этот момент легко представить себе и самый запах, но не надо этого делать – копировать только технику осторожного вдоха, произнося про себя ИМ.  Выдох по возможности такой же медленный. Минут через 10 появляется ощущение, что дышит само то место в груди. Когда я впервые это почувствовал, был очень удивлен. Часто при этом появляется упомянутое вами «тончайшее, сладчайшее и щемящее» ощущение. Сразу говорю, что это не благодать, а один из многих этапов трудовой ИМ.

10
тело с его дыханием само по себе, а молитва в уме сама по себе. Есть что-то, чему такое привязывание к дыханию может сильно помочь в будущем?
При замедлении дыхания заметно улучшается сосредоточенность внимания, уменьшаются посторонние помыслы. Иначе говоря, без придержки дыхания не удастся ни должным образом сосредоточиться, ни справиться с помыслами. Еще расширяется область доступных состояний. Это плюсы. Но к сожалению, есть и минусы. Как только начинается привязка молитвы к дыханию, резко возрастает опасность УД. Однако, считаю, что все необходимое о дыхании для того этапа, который мы сейчас обсуждаем, сказано у Александра.

11
Цитировать
Раздражительная часть души...как бы имеет память...память сладости греха...эта сладость побуждает душу...понуждать тело совершить грех...будь то грех душевный...гнев например...или телесный курение например...
Если не ошибаюсь, удавалось добираться до таких состояний. Бесформенное состояние души,  которое служит источником для мыслей и пожеланий греха (однако можно все же понять, какую именно страсть оно представляет). Я бы не сказал, что это память души. По моему за такими вещами стоят именно бесы. Можно попробовать войти с ИМ внутрь этого состояния подобно тому, как входят с ИМ в середину телесной или душевной боли. Когда удавалось удержать молитву, то помогало.

12
Поскольку тут всё-таки о устном прохождении ИМ, предлагаю перейти в новую тему в аскетич.практике "Молитвенный дар по благодати".
Кажется, устный этап благополучно пройден, уже начали говорить о умной молитве. Сначала  она совершается в голове согласно второму образу молитвы, описанной у СНБ, Добротолюбие т.5 Цитирую
"Второй образ есть такой, – когда кто сводит ум свой внутрь себя, отвлекая его от всего чувственного, хранит чувства свои, собирает все помыслы свои, чтоб не скитались по суетным вещам мiра сего, – и то исследует помыслы свои, то вникает в слова читаемой молитвы, то возвращает назад помыслы свои, если они, быв пленены дьяволом, унеслись к чему суетному и худому, то с большим трудом и самопонуждением напрягается придти в себя самого, если был возобладан и побежден какой-либо страстью. Отличительная черта сего дела та, что оно происходит в голове, мысли с мыслями борются".
А мы начинаем переносить ИМ в грудь. Иногда сначала в гортань, потом в грудь. Получается далеко не сразу. Сначала молитва выталкивается как пробка, погружаемая в воду. Так? Может быть, кому-то удалось миновать и этот этап?


13
Кедру! О каком разделении говорит в этом месте преподобный?  " “Бывает сокрушение неизреченное и болезнь души неизглаголанная", говорит преподобный Григорий Синаит.
Понимаю, что УД это непрерывный путь, разделение на этапы условно. В доказательство этого на каждом этапе кратковременно, а затем все чаще, появляются признаки следующего этапа. Но путник, описывая пройденный путь, указывает приметы: там-то надо пройти через тоннель, там-то есть полянка, можно остановиться на отдых, а дальше речка, не лезьте вброд, поблизости есть мостик, а за ним будьте осторожны, встречаются лихие люди, и т.д.  Разделение на этапы похоже на описание пути. Если мы уберем указание этапов, разве кому-то станет легче идти?
Насчет НЕИЗРЕЧЕННОГО сокрушения и НЕИЗГЛАГОЛАННОЙ болезни души пока не дорос. Указанные чувства хотя вполне отчетливые, но все же умеренные. Помогай Господь.

14
Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная. (Аскетические опыты, том № 2. Свт. Игнатий Брянчанинов)
Слова свт. Игнатия позволяют взглянуть на внешнюю молитву немного под другим углом. Конечно, в ней тоже участвует ум. Святитель прав. Словесная и устная молитва требуют участия ума, значит, они какой-то степени умные. (Интересно, где в этом случае пребывает  молящийся ум?) Но пока умная молитва слаба, она пользуется  речевым аппаратом как инвалид костылями. Когда инвалид окрепнет, он отбрасывает подпорки. А молитва уходит внутрь.
Бывает иногда, что ИМ вырывается во вне от избытка сердца. Это несколько другой случай.

15
Умная в голове не умная а устная...
Сегодня специально почитал материалы по этому вопросу. Словесная и устная чаще всего употребляются как синонимы. Но некоторые Отцы все же выделяют молитву, произносимую устами без звука и называют ее устной. Это переходный вариант молитвы, поэтому о нем говорят нечасто.
Примеры:
Молитва св.Анны, матери прор.Самуила:
«Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее. И как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною».
Это непрекращающееся призывание, учит прп.Григорий (Синаит), иногда имеет вид устной молитвы, произносимой губами, иногда же молитва произносится одним умом.

Как мне кажется, в устной молитве должны все-таки участвовать уста. Как бы у читателей не возникла путаница в понимании, когда мы будем называть устной молитву, в которой уста не участвуют. Впрочем, если всех устроит, то и я присоединюсь.

Страницы: [1] 2 3 ... 5