Исихазм

Автор Тема: Покаяние как прелесть?  (Прочитано 24791 раз)

Мда

  • Сообщений: 105
    • Просмотр профиля

Покаяние как прелесть?
« : 09 Октябрь 2008, 16:59:52 »
Начну с детства. Родители отправили меня совсем малого (в 1 год) к родственникам, отсюда тяга к ним и их положительный образ. Плюс мама постоянно воспитывала гиперответственность (мальчик должен .....) В результате, при стрессах срываюсь в аутоагрессивное поведение (я виноват во всём, ненависть к самому себе), бывают и вопли к Богу на уничтожение. Есть и аутоиммунные заболевания. Вне стрессов психически здоров.
Проблема в том, что несмотря на длительное воцерковление двигаюсь только назад. Страсти не изжиты. После осознания в этом месяце факта аутоагрессии (слава Богу) пришло и понимание, что исповедь все эти годы скорее всего была из того же мутного источника аутоагресии (типа я виноват! аааа...., слёзы "благодатные" и т.п. соматические проявления).
Пишу сюда на форум в надежде, что может кому откроется - что делать. Смотрел книги православных психиаторов - предлагают начинать с покаяния (для меня это самобичевание аутоагресии), к батюшкам - они не сильны в психиатрии и тоже начнут с покаяния. Может Вы,братья-исихиасты, чем поможите?

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #1 : 09 Октябрь 2008, 17:34:35 »
Цитировать
В Библии слово "метанойа" интерпретируется, как покаяние, что в переводе с латыни означает "чувствовать сожаление". Но в греческом оригинале, слово "мета" означает превосходить, возвышаться. "Нойа" означает "изменение ума". Посему, в оригинальном греческом тексте Библии указывается на изменение существа, изменение ума и восхождение к более высокой форме жизни и ума. 

Др. Кенет Уолкер

PS. Как смог, так перевел :-D
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #2 : 09 Октябрь 2008, 19:03:23 »
Заявленная проблема очень сложна. Не могу пользоваться термином типа "аутоагрессия", потому что не понимаю его, но состояние тончайшего самолюбования во время якобы благодатных слез под епитрахилью мне хорошо знакомо. Его мгновенно ловишь и гонишь от себя в тычки, но все уже испорчено и пропало.
Время между концом исповеди и самим причастием провожу в этом случае в созерцании и ужасании той власти, которыую лукавый имеет надо мной. Не вижу необходимости отказываться от Св. Даров, а, наоборот, думаю, что без Господней помощи вообще не преодолеть супостата в себе. Ведь ему только того и нужно, чтобы я из-за его тонкого яда отвернулся от Чаши.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 336
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #3 : 09 Октябрь 2008, 20:34:37 »
Цитировать
ужасании той власти, которую лукавый имеет надо мной

право, Леонид, а я то думал: вы - ангел :roll:
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #4 : 09 Октябрь 2008, 21:07:11 »
Смотрел книги православных психиаторов - предлагают начинать с покаяния (для меня это самобичевание аутоагресии), к батюшкам - они не сильны в психиатрии и тоже начнут с покаяния. Может Вы,братья-исихиасты, чем поможите?
Могу только сказать применительно к себе...Я думаю что я не знаю что такое покаяние...Настоящее, не наигранное, не самогипноз...Потому что пробовал не раз раскаиваться в своих грехах и думать ОЙ КАКОЙ ЖЕ Я ГРЕШНЫЙ...У меня это быстро перерастает в бред-т.е. начинает носить навязчивый характер, приводит к унынию(вплоть до нежелания жить) и агрессивности, начинает раздражать всё...Ну попробовав много раз так, и не найдя в этом смысла, а найдя грех-уныния...Пришёл к выводу, что надо ограничится простым пониманием того что есть грех и приложением усилий к борьбе с ним...Когда приходят унылые мысли отгоняю их как туман и старюсь радоваться о милосердии Божием, что меня грешника пока ещё не изымает из сей жизни...И о том что есть надежда на спасение...Я так думаю :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #5 : 09 Октябрь 2008, 21:09:01 »
право, Леонид, а я то думал: вы - ангел :roll:
А я было подумал, что это Вы, Александр_, уже ангел, раз видели меня в таком свете... :-)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

slider812

  • Сообщений: 117
  • Никита, г.Санкт-Петербург
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #6 : 09 Октябрь 2008, 21:17:11 »

Проблема в том, что несмотря на длительное воцерковление двигаюсь только назад. Страсти не изжиты. После осознания в этом месяце факта аутоагрессии (слава Богу) пришло и понимание, что исповедь все эти годы скорее всего была из того же мутного источника аутоагресии (типа я виноват! аааа...., слёзы "благодатные" и т.п. соматические проявления).

После исповеди Господь Бог прощает все наши грехи в это надо верить.
" Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий." Ап.Павел

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #7 : 09 Октябрь 2008, 21:24:36 »
После исповеди Господь Бог прощает все наши грехи в это надо верить.
Прощаются или отпускаются наши грехи? И еще: если веришь, то прощаются лучше? А что, если человек сам себе не в силах простить? Как с таким быть? Ему на исповеди уже была произнесена формула, а он все там же со своей печалью о грехе. Это что, от неверия?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

slider812

  • Сообщений: 117
  • Никита, г.Санкт-Петербург
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #8 : 09 Октябрь 2008, 21:40:42 »
Благодать Божия истребляет грех и память о нем.
" Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий." Ап.Павел

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #9 : 09 Октябрь 2008, 21:53:45 »
Истинное чувство покания испытывала один раз, исповедуясь у священника в своём приходском храме, который как человек никогда не был мне симпатичен, а даже наоборот. Практически всегда лювишь себя на том, о чём сказал Ленид.
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

варюшка

  • Гость
Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #10 : 09 Октябрь 2008, 22:10:37 »
Покаяние, это когда у тебя ощутительно и бесповоротно меняется образ мыслей, поступки, внутреннее состояние.
Сравнить можно с решимостью человека взявшего оружие и идущего на абордаж, не  оглядываясь и четко понимая всеми чувствами и умом что ДРУГОЙ ДОРОГИ ПРОСТО НЕТ.
Либо смерть либо жизнь.
Потом - это обязательно взросление и приобретение мудрости, чем глубже перемена тем быстрее и глубже - рост.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #11 : 09 Октябрь 2008, 22:53:16 »
Покаяние, это когда у тебя ощутительно и бесповоротно меняется образ мыслей, поступки, внутреннее состояние.
Сравнить можно с решимостью человека взявшего оружие и идущего на абордаж, не  оглядываясь и четко понимая всеми чувствами и умом что ДРУГОЙ ДОРОГИ ПРОСТО НЕТ.
Либо смерть либо жизнь.
Потом - это обязательно взросление и приобретение мудрости, чем глубже перемена тем быстрее и глубже - рост.
Покаяние это длительный процесс. Шаг вперед, два вбок.
Ну, сосредоточился полностью, пошел на абордаж, взял вражеский барк, а там! Ром, девки, золотые дублоны... И опять расслабился. :-D
Вы из своего опыта, варюшка, про покаяние пишете или так Вам кажется?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #12 : 09 Октябрь 2008, 23:15:56 »
Начну с детства. Родители отправили меня совсем малого (в 1 год) к родственникам, отсюда тяга к ним и их положительный образ. Плюс мама постоянно воспитывала гиперответственность (мальчик должен .....) В результате, при стрессах срываюсь в аутоагрессивное поведение (я виноват во всём, ненависть к самому себе), бывают и вопли к Богу на уничтожение. Есть и аутоиммунные заболевания. Вне стрессов психически здоров.
Проблема в том, что несмотря на длительное воцерковление двигаюсь только назад. Страсти не изжиты. После осознания в этом месяце факта аутоагрессии (слава Богу) пришло и понимание, что исповедь все эти годы скорее всего была из того же мутного источника аутоагресии (типа я виноват! аааа...., слёзы "благодатные" и т.п. соматические проявления).
Пишу сюда на форум в надежде, что может кому откроется - что делать. Смотрел книги православных психиаторов - предлагают начинать с покаяния (для меня это самобичевание аутоагресии), к батюшкам - они не сильны в психиатрии и тоже начнут с покаяния. Может Вы,братья-исихиасты, чем поможите?

Не делайте ставку на то, что ваша проблема уйдет в одночасье после очередной исповеди. Думать так, значит пытаться сбежать от самого себя - а это невозможно. Внутреннее изменение - не значит бегство от себя. Наоборот, это как можно более честный взгляд на себя, без самоунижения, самобичевания и самопревозношения.
Мне, кажется, понятны ваши проблемы (у меня - циклотимия), и речь идет не о том, чтобы стараться избавиться от раны, а чтобы жить с этой раной, которая может открываться вновь и вновь.

Мда

  • Сообщений: 105
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #13 : 10 Октябрь 2008, 09:51:13 »
Заявленная проблема очень сложна. Не могу пользоваться термином типа "аутоагрессия", потому что не понимаю его

Попробую внести ясность (насколько сам понимаю). Аутоагрессия - это ненависть к самому себе как личности, к своему телу. Возникает в момент стресса, связанного с взаимодействием с людьми (пример, надо приехать на машине, а насос не хватает сосок шины -  вопль к Богу "Убей меня!"); гиперответственность, зависимость от человека, к которому тянешся, и неспособность "спасти галактику" в одном флаконе. Вещь вообще-то страшная, в пике - суицид. В обыденности может принимать малые формы - выбор профессии, связанной с риском в надежде на увечие или гибель (например лётчик-истребитель), езда с высокой скоростью. Перетягивание частей тела, которые "плохие". "Притягивание" опасных ситуаций ( в лит-ре описан случай как пациент  3!!!! раза переворачивался в автобусе). Пьянство и наркомания как проявление ненависти к своему телу. Предел - суицид (самосуд над самим собой). Кстати, в "Лествице" с. Иоанна есть подглава "Темница", думаю там были описаны в том числе и такие как я.     

Для религиозной жизни - стресс при общении с Богом в таинстве исповеди. Страх Божий превращается в обычный животный страх не угодить, не соответствовать, "аааа я дермо", а может просто боязнь Бога. После исповеди состояние как после хорошей ругачки. Куда там изменяться - бывает еле ноги волочишь, руки и ноги  отикают, сердечные боли в левой руке, развалина, а не человек. Да, в храме чувствую себя хорощо чисто психологически, это "мой дом", но во время службы если вникать, руки и ноги  отикают, сердечные боли в левой руке, "благодатные слезы". Опять налетает психологизм.

Начинаю понимать слова Кураева о том, что конец света будет когда будет беспокоянное поколение. Т.е. такие психи как я (не горжусь этим). Просто все сойдут с ума и Церковь превратиться в дурдом.   
Начинаю понимать так же что значит "проклятые родЫ", это когда психопатический круг передаётся от родителей к детям и ни кто не кается.

Что делать - не знаю. Стал в связи с этим интересовать вопросом как спастись мирянину. С монахами понятно - "Добротолюбие", а с мирянами запутался окончательно. Как пройдти между пелагианством и предопредлением ко спасению - не знаю. Путь православный для меня по описанным выше причинам не совсем подходит, т.к. не возможно определить это доброе дело или бздик, с людьми общаться совсем не хочится, да и не можется, т.к. можно дообщатся до петли.

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние как прелесть?
« Ответ #14 : 10 Октябрь 2008, 09:59:28 »
Внутреннее изменение - не значит бегство от себя. Наоборот, это как можно более честный взгляд на себя, без самоунижения, самобичевания и самопревозношения.
+1
Если трезво смотреть на себя, то уже не надо никакого особенного самобичевания. Гордость, видя себя трезво - мерзким и безнадежным к исправлению своими силами, уязвляется бесконечно. Тогда ощущаешь греховное свое состояние как оскорбление любящего тебя Бога. В противном случае муки от совершенного греха или постоянно греховного состояния происходят от того, что гордость внутри не может смириться с тем что ты, такой хороший, можешь грешить. Этот момент очень важен, и понимание его у меня началось с осознания собственного своего постоянного лицемерия и лукавства. Не только перед священником на исповеди, но и перед самим собой в первую очередь. 
Считаю, что вот это трезвое созерцание себя и есть часть того ада, в котором должен держаться ум.
Ну и надежда на Господа не оставляется. Потому как больше надежды ни на что нет, а спастись уж очень хочется :-)
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис