Умное делание
Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Новичок от 05 Октябрь 2007, 11:27:09
-
Можно ли молиться сидя на стуле ?
-
Сидя даже на диване, лежа в постели, слушая радио "Свобода", и даже, о ужас, леча на лыжах с горы...
-
Даже сидя в туалете - можно и нужно. :)
-
Даже сидя в туалете - можно и нужно. :)
Вы уверенны? Я кстати, как-то... стыдно стало, в общем :) Вот и до сих пор думаю, можно или нельзя :)
Вобще, вечерние и утренние молитвы и акафисты (если читаете) лучше, ИМХО, читать стоя. А умную молитву - в любых обстоятельствах.
-
Молиться можно и стоя и сидя, ибо нам сказано молиться "во всякое время и во всяком месте"
Конечно, тело тоже должно участвовать в молитве, когда это возможно.
Однако, если очень устал, то не надо любой ценой заставлять себя читать молитвы стоя или класть поклоны. Иначе не сосредоточишься на молитве, а будешь думать только о том, чтобы "отбить" правило.
-
Можете иметь 100%-ую уверенность! :)
-
Конечно, тело тоже должно участвовать в молитве, когда это возможно.
Тело есть основной элемент молитвы, так как именно в теле происходит невидимая брань, та, начало которой разворачивается в уме. Финальный результат молитвы есть обожение плоти. Поэтому никак нельзя сбрасывать тело со счетов в молитвенной практике.
Тело обладает повышенной, по сравнению с умом, инерцией, но именно его мы оживляем, заставляя ум поселиться в центре тела. Не "ссылаем" ум в тело, как иногда может ему казаться, а помещаем его в его законное место, из-за чего тело приобретает пробужденность, аллертность и мышечную, по выражению Ильи Мечникова, радость. И из обузы и ретрограда тело превращается в помощника и соратника в нескончаемой битве с энтропией.
-
[/quote]
А самое главное, что Виктор говорит об этом. Значит, можете иметь 100% -ую уверенность, что можно и даже нужно. :-)
[/quote]
Это святой угодник?
-
Тело есть основной элемент молитвы, так как именно в теле происходит невидимая брань, та, начало которой разворачивается в уме.
..........................
безвидная молитва - молитва, отрешающаяся от вещественного, чтобы придти к невещественному - Богу. В Православии молитвенников часто называют вещественные невещественники.
тело не является частью молитвы, тем более основным ее элементом. То, что отцы говорят о положении тела и сосредоточении внимания в определенных местах, направлено, имхо, как раз на минимизацию телесных ощущений, остановку эгоистического сосредоточения ума на телесных потребностях, чтобы освобожденный ум мог придти к Богообщению.
Брань идет, в том числе, против тела в его нынешнем падшем состоянии. И не через сосредоточение на нем, а через максимальную отрешенность от него. Чтобы освободившаяся часть "энергии"(в смысле потенциала действия) дала возможность душе придти к Богу и через Него пережить обожение. Обожение плоти происходит через обоженную душу. Невещественное обожает вещественное, а не наоборот.
-
тело не является частью молитвы, тем более основным ее элементом.
Вы, Sергий, худо-бедно теоретически подкованы, но до невидимой брани не доехали еще. У Вас ничего кроме Вашего тела нет, да еще благоприобретенное, а не вымученное представление о том, кто Вы есть на самом деле.
-
Вы, Sергий, худо-бедно теоретически подкованы, но до невидимой брани не доехали еще. У Вас ничего кроме Вашего тела нет, да еще благоприобретенное, а не вымученное представление о том, кто Вы есть на самом деле.
................................
Простите, Леонид, до того нью-эйджевского опыта, который Вы описывали, очень надеюсь, не доехать. Даже уверен,что не доеду.
Предание, действительно, вымученное представление о истине. Через собственные муки и собственный опыт. Теория определяет практику. Вы ведь не собираетесь создавать учение, альтернативное святоотеческому?
в любом случае, рано или поздно придется отвечать - и за заблуждения и за поиск легких путей.
-
Я лично глубокую молитву практикую лежа на кровати с закрытыми глазами, обычно перед сном. Тогда тело практически не дает о себе знать в сознании - получается лучше сосредоточится на более тонких вещах. Читаю типичные тексты из молитвенника , которые уже сами по себе выучились наизусть.
Самое трудное сосредотачиваться на сути этих слов, и не давать мысли ускользать в сторону, я про те мысли которые "сами строятся", бывает соблазн повизуализировать то, о чем читаешь. Слова произношу в слух, так как-то лучше получается.
Иногда, почитав про аскетов, про то как они до мозолей простаивали колени, начинаю укорять себя в лени, изнеженности и т.д. Но хочу заметить, что и молясь лежа сподоблялся духовных восторгов (жаль, что они редко бывают, хотя стоют того, чтобы тратить время на молитву).
-
Простите, Леонид, до того нью-эйджевского опыта, который Вы описывали, очень надеюсь, не доехать. Даже уверен,что не доеду.
...Теория определяет практику. Вы ведь не собираетесь создавать учение, альтернативное святоотеческому?
Вы, Sергий, можете, конечно любые ярлыки навешивать, хоть New Age, хоть Old Age, это Ваше право, но мне хотелось бы оказаться поблизости, когда Вас реально и буквально начнет карёжить, только если Вы действитьельно заняты Умным Деланием, а не только замечательные книжки читаете.
Всех Вам благ!
-
Лишнее из темы удалил.
-
Св. Григорий Синаит говорит: “Сядь на седалище в одну пядь (18 см. -Ф.), низведи ум свой из головы в сердце и придержи его в нем; потом, болезненно преклонившись и боля персями, плечами и шеею (от напряжения мышц), взывай умно-сердечно: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!”.
Такое положение тела сильно напоминает положение младенца в утробе матери:
(http://s019.radikal.ru/i635/1204/02/7697fcf4bb0c.jpg)
Правда святой ничего не говорит, как держать руки и ноги, но почему бы христианину и не держать их крест-накрест, как на вышеуказанной схеме или на иконе Богородицы "Умиление" и, поскольку умное делание имеет целью рождение от Духа (делаю акцент на слове "рождение"), почему бы и не принять положение плода, которому только предстоит родиться.
"4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше…"