Шем'он д-Тайбуте (Симеон Благодатный, современник прп. Исаака Сирина; оба насельники монастыря Раббан Шабур) "Книга благодати". Избранные главы
http://uni-marburg.academia.edu/GrigoryKessel/Papers/1419146/_-_._1.1 Вера во Христа есть животворящий и умопостигаемый свет.
1.2 Учение Иисуса есть познание истины, которая изливается на сердца верующих через слово света и которая стяжает для них свет и истинную жизнь.
1.62 Храм Божий не может пасть в подчинение простой
смерти. Своим свободным произволением он может выбрать
для себя либо смерть души, либо же, по благодати – новую
сверхприродную жизнь. Помощь благодати Христовой многое
преодолевает. Она следует за трудом, [направленным на возделывание] праведности, а не греха.
1.63 [Выбор] существовать или нет, не во власти [человека]. Быть же праведным или грешным, [мы выбираем] сами,
а также при помощи благодати Христовой, которая следует за
трудом, [направленным на возделывание] праведности, а не
греха.
2.20 Невозможно достичь тихой пристани силой и перейти к светлому месту без терпения скорбей и разнообразных
искушений; и [невозможно] войти в мирные земли без мучений, [причиняемых] бесами, тяжелой борьбы и кровавых состязаний; и [невозможно] ощутить истину без благодати и руководства духовного отца.
2.28 Истинные врата, которыми трудящиеся старцы входят в землю обетованную, есть погружение в реку Иордан
через потоки, текущие из глаз; [это совершается] не по принуждению или желанию, но из сверхприродной радости; помимо этого, они нуждаются в помощи благодати и руководстве
духовного отца.
2.31 Тому, кто родился духовно из святого крещения и был
наставлен ангельскому образу жизни, подобает приступить
к борьбе со страстями и испрашивать у благодати, чтобы родиться также и в чистоте и чтобы удостоится сверхприродным
образом таинств откровения Духа, так, чтобы уже здесь таинственно получить в откровении залог славы сыноположения,
которое он получит в действительности при всеобщем обновлении.
2.36 Эта сила Святого Духа усовершенствовала праведников и святых в их времена; она же благодаря благодати сверхприродно совершенствует святых; [все это происходит] по
причине единения Иисуса, Который сверхприродно объединился с Богом Словом.
2.50 Когда монах завершил борьбу, выполнил телесные и
душевные труды, воздал долг страстей и стал достоин чистоты,
его разум сверхприродно становится достоин духовного образа жизни, который есть не труд тела и не труд сердца, но духовное движение благодати, которая пробуждается и начинает
тайно говорить в горнице сердца и которая сподвигает движения души к духовной молитве.
2.56 Разум, возгордившийся в тяжких трудах и упорных
сражениях, с трудом смиряется [до тех пор], пока он не будет
сокрушен благодатью. Тот, кто возгордился своей красноречивостью, есть жилище страстей.
2.58 Разум угождает Богу в смирении благодаря выполнению добрых дел; жизнь и внутренний человек [того, кто обладает таким разумом,] просветится благодатью, словно солнце.
2.92 Поскольку путь Господа проходится благодаря благодати, а не праведности, в нем нет никакой скорби.
3.29 Богатство благословенной души есть добрый росток,
который по благодати произрастает из сердца.
3.49 Монах, полностью предавший себя Христу, нуждается в постоянном внимании снаружи и внутри, в презрении
самого себя, помощи благодати и руководстве духовного отца,
который сам пострадал в пустыне покаяния, перенес стеснения, изведал хитрости и уловки бесов, падал в страстях, восставал по благодати и пересек Иордан.
4.12 Уразумей и то, что и мытарей и прелюбодеев благодать не перестает призывать и привлекать к покаянию. Она
дает им вкусить животворящей пищи через духовный крючок,
который тянет к жизни. Также и нам следует подчиняться истине новой, умопостигаемой жизни.
4.26 Тот, кого посещает благодать во время псалмопения
и молитвословия, тотчас меняется, язык умолкает, а движения
души прекращаются и успокаиваются в тишине – как он может отказаться от действия благодати!
4.29 Хотя бесы и могут выдать новоначальным свой обман
за действие благодати, но опытные Дома Господа, те, что были
искушаемы, падали и благодаря благодати восставали, знают
коварные уловки. Действие благодати начинается от сердца и
поднимается вверх, подавляя [активность] головы и мозга, и
ослабляя кости. То же, которое от сатаны, начинается от почек
и нижних членов, являющихся сосудами желания и помыслов,
и, поднимаясь к сердцу и голове, губит человека.
4.42 Если бы пергамен и ум простых [монахов] мог воспринять истину, то духовные отцы многое бы написали о возрастании сердца, которое происходит от восхождений Духа и
действием благодати в тех, чье сердце очистилось от страстей
и зла, и кто стал жилищем для Бога.
4.58 Подобно тому, как тот, кто, не имея опыта, [когда] погружается в воду, [то начинает] страдать и поднимается, чтобы вдохнуть воздуха, так же и очищенный [монах,] когда по
благодати погружается от мира и сверхприродно пребывает в
умопостигаемых таинствах Духа, [то,] если он не опытен, он
чувствует стеснение, переполняется, удивляется, умолкает и
возвращается, чтобы отдышаться в месте своего обитания.
4.59 Когда над всеми твоими движениями и членами неожиданно воцаряется мир и необыкновенное спокойствие,
душа ликует от радости, а любое размышление или мысль от
тебя отступают, знай, что в этот момент ты сподобился действия благодати.
4.89 Благодать не перестает тайно помогать монаху, борющемуся со страстями, чтобы искоренить их благодаря соблюдению заповедей.
4.93 [Если] душа, борясь по благодати Божьей против
страстей, греха и сатаны посредством телесных и душевных
трудов, преуспевает благодаря Божьему вспомоществованию,
[то,] покинув тело, она упокоится в жилищах до всеобщего обновления, куда ее доставят крылья бесстрастия. Пока же она
пребывает в теле, ее ведение парит над теми мирными краями
и светлыми землями, куда ее возносят перья бесстрастия.
5.18 Разум не может выносить противоречия между справедливостью и благодатью. Первое порождает ревность, и возбуждает гнев. Второе же изливает на разум мир, любовь и милосердие.
5.22 [Если] монах сокрушил свое сердце аскезой и постоянно смотрит в уме на Христа, уповает и непрерывно ожидает
помощи благодати, усердно молится и следит за своим сердцем, [то] его разум не блуждает в суетном и не поражают его
злые стрелы, возбуждающие страсти.
5.30 От непрестанных молитв и постоянного созерцания
в Боге, происходящего при собранности разума, рождается в
сердце свет разумения, чтобы различать благодаря прозрениям
ведения истину от подобия и лжи. И затем благодаря благодати
он сверхприродно сподобляется духовной молитвы ума и становится совершенным в любви.
5.53 Кающийся, кто трудится с упованием в винограднике Христа Спасителя, лучше праведника, который, преуспев
во всех добродетелях и сподобившись по милости таинства
откровения истинного ведения, в конце ослабел и, погибнув
внутри дворца Христова, был лишен попечения ангелов и
оставлен благодатью.
5.58 Истинная чистота сердца есть совершенная и полная
любовь без различения ко всему человечеству. Однако она не
может появиться без соблюдения заповедей, победы над страстями, света бесстрастия и благодати.
5.85 Подобно тому, как словом души в воздухе формируется голос, и [затем,] будучи начертанным чернилами на дощечках, [слова] становятся видимыми глазам плоти, также и
живой ум благодаря благодати образует и умопостигаемо вдавливает пером духовного созерцания простые слова духовной
молитвы на дощечках книги сердца; [разум] будет их читать
[эти слова], когда блуждает разум, спит или ослабла кифара,
или когда взойдет свет бесстрастия и озарит его сияние великого Солнца правды (ср. Мал 4, 2).
6.30 Когда душа входит в школу познания добра и зла, в
которой торжествует справедливость, она наполняется ревностью, смятением, унынием, завистью, гневом и пристрастием.
Когда же она входит в школу благодати, где все дети бегают за
свободой, где благодать изливает милость и милосердие равным образом на добрых и злых, она наполняется любовью,
миром, радостью, спокойствием, смирением, терпением, поддержкой слабостей ближнего и другими плодами Духа.
6.33 Простая разумность души есть умный свет, который
дается Богом по благодати природе ангелов и душ.
6.46 Ханаанский язык обкрадывает сокровища сердца,
разделяет душу и обедняет их. Благодать же, каждого, кто изберет добро, поддерживает. Тот же, кто избирает зло, отпадает
от благодати и сатана будет споспешествовать ему до его погибели.
6.48 Когда благодаря заповедям искоренены страсти и
благодаря трудам отброшена тьма заблуждения, и нет тени
страстей над душой, природа по благодати воскрешает во славе своего сотворенного состояния; она созерцает себя во свете бесстрастия и может отличать истину от подобия и обмана;
она начинает [иметь] дела, мысли, слова и поступки без смешения [со злом].
7.6 Когда небесный Жених, увенчанный двойной славой,
воссядет во главе званных, Он усадит Своих званных, увенчивая их на века славой их дел, и изольет на них дар Своей благодати, увенчивая их венцом света и сиянием Своего Божества;
и изольет на них славу Своего Царства вовек. Они просветятся, наслаждаясь радостью со Христом, [пребывая] в радости и
усладе, которым нет конца.
7.18 Молчание ума, рождающееся действием благодати,
не сильно отличается от сладости сна, когда душа не лишается
ведения, действующего [как будто бы] без ведения
Символ 61 (2012) , с. 209-213