Исихазм

Автор Тема: Борьба со страстями телесными.  (Прочитано 36058 раз)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4524
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #60 : 25 Май 2012, 21:18:10 »
И эта гонка за внешними, материальными благами и наслаждениями может превратиться в гонку за "благами духовными". Даже чаще всего превращается, когда человек обращается к "духовной жизни". Путь меняется, но человек еще не умеет жить, не гоняясь за чем-то. Он просто не представляет себе жизни без этой гонки. Раньше гонялся за бабами и за баблом, теперь гонится за праведностью и покаянием.
скорее человек гонится за образами падшего ума...эти образы могут скрыть себя за самыми "возвышенными" стремлениями...в сути человек гонится не за праведностью а за образом что породил его ум...и "совершенствует" этот образ а не себя..сам человек не изменяется не проходит через покаяние...

 :-) кстати
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
(1-е Коринфянам 9:24)
« Последнее редактирование: 25 Май 2012, 22:18:45 от Monte More »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #61 : 25 Май 2012, 21:35:19 »
Как мне видится сейчас, в конечном итоге, борьба за Спасение сводится к противостоянию ума и тела. Чем раньше Сияющий Ум распостранит своё царственное влияние на всё тело, вплоть до кончиков пальцев ног, тем скорее наступит в нас Царство Отца и утвердится наше Сыновство.
Так оно и есть...вопрос только, как грамотно выстраивать отношения с собственным телом, пока Сияющий Ум еще не распространил полностью своё царственное влияние на него...искать консенсус для сохранения молитвы или..., наоборот, обострять отношения?  :roll:
Аскетика, как способ борьбы ума с телом, известна издревле. К сожалению, зачастую она сжимает "пружину" страстей [а вернее сказать, запросов тела] так, что когда та распрямляется, то мало может не показаться. Поэтому так часто приходится слышать о падении высоконравственных и продвинутых молитвенников.

Мне всё больше кажется, что "общественный договор" ума с телом может стать более качественным инструментом. Телу необходимо как-то доказать [уговорить его], что если оно вступит в отношения сотрудничства с умом и не будет сопротивляться Умной Молитве, то само же оно приобретёт в обозримом будущем новые, небывалые и незнакомые ему свойства, значительно оздоровится, и, вообще, будет жить хорошо и вольготно [во Плероме Царства Божия].

Ещё не точно знаю, как осуществить такое внушение [может читать ему, дурню, 90-й псалом громким голосом по 5 раз в день? :-)], но постоянно думаю о том, как обвести тело вокруг пальца.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #62 : 25 Май 2012, 21:57:05 »
А давайте поговорим об этом –  как тело выстраивать, чтобы стало храмом для молитвы?
Какое здесь делание со стороны самого делателя возможно?
вот пара цитат из форума по этой теме:
Цитата: Евгений
Созерцание божественного, само по себе, не спасительно и целью христианства не является. Целью христианства является соединение с Богом и не просто душевное или духовное, а во всей полноте, то есть духовно-телесное. Можно созерцать божественный Свет, но если в этом не участвует и тело, то цель христианства достигнута не будет. Можно рассматривать такое созерцание отдельно, но только как этап на пути к богообщению. Говоря по-другому, созерцание не останавливает действующие в теле страсти, тело и душевные составы, связанные с ним, не оставляет своих греховных привычек. Не только душа должна устремиться к Богу, но и тело, это можно делать разными способами, но аскеза -- один из самых эффективных
Я, помнится, читал об ином – что созерцание божественного и тело преобразует. Иначе получается, Свет действует не на все наши составы, и что-то преобразовать Он не в состоянии. Это я не полемизирую с Евгением  :-), но пытаюсь разобраться.
Цитата: Евгений
Целевые способы для аскетики тела хорошо известны. Это, например, терпение болезней с радостью. Кому не повезло, и он не болеет, то можно тело утруждать другими способами. Преп. Пахомий, например, для этого таскал всю ночь песок, а преп. Серафим -- камни. На вопрос зачем он это делает, отвечал: "Томлю томящего мя". Духовная акетика избавляет от томления духа, а телесная -- от томления тела. Томление -- это уныние и бесцельное времяпровождение. Душе дает цель молитва, а телу утруждение, все равно какое, лишь бы ради Бога делаемое. Душа тогда зажигается огнем любви,  бессмертия души, а тело -- огнем бессмертия тела, огнем нетления
Так. Делаемое ради Бога сознательное изнурение тела. Да, читаю о том у с.о. Ради Бога – значит, надо из этого изнурения должен быть устранен делатель – эгоистический ум, чтобы делание-изнурение тела делал Бог.Ради Бога – значит, надо из этого изнурения должен быть устранен делатель – эгоистический ум, чтобы делание-изнурение тела делал Бог.
Или болезнь (кому повезло) – да, вот почему так жаждал болезни Порфирий Кавсокаливит.

Но нужно ли для тела это особое аскетическое изнурение-умерщвление. Единственный ли это вариант?
Ещё не точно знаю, как осуществить такое внушение [может читать ему, дурню, 90-й псалом громко по 5 раз в день? :-)], но постоянно думаю о том, как обвести тело вокруг пальца.
Аналогично, но имо вокруг пальца тело не обведешь. Только вокруг Ума, а Ум – вокруг Бога ))
Ищу вариант, как полностью лишить сознание тела легитимности )) и как еще возможно ускорить преображение тела, со стороны делателя.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #63 : 25 Май 2012, 23:30:13 »
Цитата: Григорий Синаит:
"...Человек, очистивший ум слезами, духом здесь воскресив душу, плоть же разуму покорив... сообщил своему бренному по физической природе человекоподобию световидный и огненный образ божественной красоты. Ибо нетление тела предполагает уменьшение в нем влаги и де­белости.

Земное (γήϊνον) будет нетленное тело, без влаги и дебелости, неизреченно претворенное из душевного в духовное...".
Цитата: Григорий Палама
"...Удостоившийся... света <Троицы> ум и соединенному с ним телу передает многие свидетельства божественной красоты, примиряя божественную благодать и дебелость плоти и делая плоть способной к восприятию невозможного...".
Цитировать
Согласно учению Паламы, совершенствование человека обнаруживается в том, что приходящая от Духа духовная радость изменяет человеческое тело и делает его "духовным". Изменение внешнего вида человека — результат соединения "тварного" и "нетварного", человеческой плоти и невещественного света.
http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=1214

Но зачем тогда стремятся к изнурению и утруждению тела, зачем – добровольное радостное ожидание и принятие тяжелой болезни... не понимаю.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7518
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #64 : 25 Май 2012, 23:34:30 »
Ищу вариант, как полностью лишить сознание тела легитимности )) и как еще возможно ускорить преображение тела, со стороны делателя.
прозелит, а зачем Вам (нам) это нужно?  :-) Для чего? :-)
Не жажда ли тут высоких дарований? :-) Стоит ли этого добиваться? Если - да, то хорошенько обоснуйте.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #65 : 25 Май 2012, 23:43:19 »
Сознание тела – часть иного, враждебного устремленности к Богу, закона. Ветхого, диавольского – это всё лишь эпитеты. А по сути – воля сознания тела конфликтует с волей  ума – собираемого воедино и начинающего устремляться к Богу.
Цитировать
но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Мимолетная потеря бдительности  :-) и ты в плену, в заложниках сознания тела, которое тащит обратно, в трясину. Какие еще нам нужны обоснования, Сергий? Нет, это не жажда высоких дарований, но понимание того, что реально мешает предстоянию.

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #66 : 25 Май 2012, 23:51:19 »
И получается какая-то дичь: о теле, говорим мы тут, надо заботиться, следить за ним.
И тут же – пример прежних делателей, с притрудным утеснением этого тела. Вериги, власяница, камни, стояние, столпничество – все шло в ход...Это была потребность, не ради дарований. Они четко знали, что им надо делать с этим телом, чтобы подчинить его волю.
Но неужели это – единственный вариант?

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7518
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #67 : 26 Май 2012, 00:05:42 »
прозелит,
спаибо, за разъяснение, а то я не верно понял Вашу мысль, я на одном сделал акцент, а Вы имели в виду другое.
Сознание тела - условное понятие. Естество человека едино и в рассматриваемом контексте трехсоставность его условна.
Отцы боролись с базовыми установками естества, укоренившимися в нем после падений Адама и изгнания из рая и разлучения непрерывной связи человека с Богом. Это опыт физического выживания в мире, выраженный в умных (нейронных) сетях естества человека, который сделался приорететным. Да еще и стал влиять на иные проявления движений естества человека. А он не должен быть приорететным в естестве. Христос должен воцариться в естестве человека и быть приоритетом всех движений его естества. Ясно что с этим нужно бороться, глушить базовые стериотипы выживания. Отцы это делали, угнетая плоть. Мудрое и единственно верное решение. Лично я другого ничего придумать не могу. 
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Анна-Мария

  • Гость
Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #68 : 26 Май 2012, 00:37:00 »
И получается какая-то дичь: о теле, говорим мы тут, надо заботиться, следить за ним.
И тут же – пример прежних делателей, с притрудным утеснением этого тела. Вериги, власяница, камни, стояние, столпничество – все шло в ход...Это была потребность, не ради дарований. Они четко знали, что им надо делать с этим телом, чтобы подчинить его волю.
Но неужели это – единственный вариант?

"Не только противодействовать, а будем отстаивать это, чтобы этого не допустить." В.С.Черномырдин

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #69 : 26 Май 2012, 01:40:43 »
Иоанн в Лествице говорит о том, что о еде забывают те, кто достиг «равноапостольной степени», так как их питанием становится «огнь небесный». Тот «огнь», который и преображает наши души, не требуя от нас насильного отказа от земного, а с любовью прося у нас:Дай мне пить!,  предлагая взамен То, что может утолить жажду души: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек ; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Думаю, в этих словах соль и ответ на вопрос темы.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #70 : 26 Май 2012, 11:36:32 »
Вижу тут два момента.

Для уменьшения терзания страстями и для уменьшения влияния желаний тела (нечистоты некоторой), которые не гармонируют с чистотой божественной, и делалось утруждение тела.
И мешают трезвению. (Хотя самому практически нереально, если мы возвысимся до избавления от страстей самостоятельно, то низринемся в пропасть смирения падением в новые страсти. Или в Богооставленность благодатью).

Это, конечно, подвиг.
Но думается, вторая половина подвига - это сокрушение и смирение, и устремление к милости Христовой.
Успокоение от жала греховного естества может затушить духовную часть, человек перестаёт себя чувствовать особо грешным.
Как говорил Варсонофий Оптинский благодушествующему начальному Никону: "Запомните это ощущение греховности". Это очень важно.

Утвердиться в духовном трудно, если нет физического напоминания, поэтому сколько трудов ни ложи, разумно жало плоти обычно останется в прежнем состоянии. (если специально не выпрашивать).
Полагаю, что только если достигнут момент, что даже без напоминания человек продолжает сокрушенно-смиренно стремиться за очищением и любовью к Иисусу, тогда и начинается постепенное или резкое освобождение от страстей с Божественной стороны.

Ведь это то и нужно - чтобы наша воля в свободном состоянии была к Богу.
« Последнее редактирование: 26 Май 2012, 11:51:23 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #71 : 26 Май 2012, 13:29:21 »
Цитата: прозелит
Или болезнь (кому повезло)

Христос исцелял от болезней (говоря при этом - "иди и не греши").

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #72 : 26 Май 2012, 15:41:28 »
Думаю, в этих словах соль и ответ на вопрос темы.
Так. Спасибо, Питирим – я в своих постах совершенно забыл о "небесном огне", об этом движителе подвижника...

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #73 : 26 Май 2012, 15:43:44 »
Цитата: прозелит
Или болезнь (кому повезло)
Христос исцелял от болезней (говоря при этом - "иди и не греши").
Вот интересно: больные молят Его об исцелении, а исцеленные от греха – просят о жале в плоть. И с радостью принимают возвращение болезни...

прозелит

  • Сообщений: 6067
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #74 : 26 Май 2012, 15:49:30 »
Ясно что с этим нужно бороться, глушить базовые стериотипы выживания. Отцы это делали, угнетая плоть. Мудрое и единственно верное решение. Лично я другого ничего придумать не могу.
Сергий, как сейчас понимаю, именно "огнь небесный", начиная действовать в подвижнике, ведет его к вышеперечисленным подвигам по укрощению плоти. Видимо, это бывает по достижении определенной меры бесстрастия (хотя и неполного). Имо.