Исихазм

Автор Тема: В краю наползающей тьмы  (Прочитано 88499 раз)

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #510 : 30 Март 2022, 10:07:20 »
Продолжу накопление значимых элементов из материалов по ЦМ в этой теме, ибо вижу её (тему) соответствующей моменту открытых возможностей. Сейчас может сработать любой мелкий штрих без конфессиональной и мировоззренческой привязки, но трудно сказать, кому что поможет, кто с чем срезонирует.
Ещё четыре:

1. Мягкое освобождение от мыслей известно в учении о Центрирующей Молитве как "согласие на присутствие и действие Бога".
2. Работа происходит на "заднем плане", в тот самый момент, когда ты осознаёшь, что вовлечён в мысль, и стремишься отпустить эту мысль. Именно твоя решимость, плюс тонкий, неуловимый, но реальный сдвиг в энергетическом поле твоего внимания, когда ты высвобождаешь внимание из объекта, и выполняет этот трюк.
3. Трудно, конечно, выразить словами опыт, который является глубоко личным и интуитивным. Но в целом, вы окажетесь на правильном пути, если ваше намерение - "быть полностью открытым Богу": полностью доступным, вплоть до самой глубинной области вашего существа; глубже, чем ваше мышление, глубже, чем ваши чувства, глубже, чем ваши воспоминания и желания, глубже, чем ваше обычное психологическое ощущение себя.
4. Для того, чтобы этот метод было легче применять, добавлен завершающий штрих. В Центрирующей Молитве это освобождение от мыслей обычно происходит с помощью того, что известно как священное слово. Священное слово просто служит вместилищем для вашего намерения. Это духовный эквивалент короткой красной нитки, повязанной вокруг пальца, чтобы напомнить себе о готовности.

Это Гера Кириллов. Пишу с аккаунта Oxygen, поскольку свой куда-то подевал.

Послушал пару часов лекций некоего Клюева про восточных мистиков (Хазайя-Сирин). Впечатлился Хазайей.

Больше никто (ничто) не впечатлило Вас в лекции(-ях) Александра Васильевича?

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #511 : 09 Апрель 2022, 15:25:19 »
Очередные важные моменты от нового/старого пользователя. Опять же без комментариев, лишь видные мне параллели:
Я смею заявить, что если кто-либо не испытал полной взвешенности ума в «чёрной тишине», шуньяте, то будьте уверены в том, что хитрый ум нашёл способ обманывать вас, внушая «высокие» уровни достижения, переживания «божьей благодати» и прочую мишуру околомолитвенной практики.

Мой единственно реальный грех против Божьей Правды заключён в неумении включить в своём сознании механизмы восприятия Господа Вездесущего, который очевидно "протекает" сквозь меня в любой момент времени. Остальные преступления совершются мной лишь потому, что я лишён переживания Господа, как единственного и постоянного мерила моей моральности и человечности [отличия от простой животности].

Просто время и психология изменились настолько с тех пор, что стяжание не работает - от меня требуется воочию увидеть, что я - и есть Любовь. И снять дихотомию таким образом.

Если единствено подлинная Молитва - непрерывность Богообщения, то все остальные усилия по консолидации сознания надо бы направить на призыв ко Господу о помощи по снятию разделения, проходящему только по моему сознанию, и которого нет в натуре. Просить же Бога о даровании молитвы - это опять же о присвоении себе Того, кого если и просить о чём-либо, так не чтобы дал Себя, а чтобы забрал меня.

Когда реализуется подлинная молитва, то после краткого периода восхищения и удивления должно наступить равновесие, и молитва становится незаметной и неслышной. Вместо молитвенного усилия наступает Жизнь без усилий.
Приглашаю ещё раз его оставить здесь то, что он может для случайных-неслучайных читателей.

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #512 : 09 Апрель 2022, 16:37:06 »
Во-первых, висеть в таком виде постоянно и не получится, да, и зачем?
Одного раза вполне достаточно, для постижения базовой истины бытия.

И ещё.
Вот сказали:
если кто-либо не испытал полной взвешенности ума в «чёрной тишине» (с)
Но.
Если чего-то "испытываешь", например, то, о чём Вы говорите, то чем "испытываешь" то?
Не своим ли умом всё же "испытываешь"? Не его ли сердцевиной "испытываешь"?
Так что сами себе и противоречите.
Если что-то "испытываешь", например:  испытываешь полную взвешенность ума в «чёрной тишине», то своим же умом и "испытываешь".

1. Получится. Я сплю, а сердце моё бодрствует.
2. Не своим, Сергий, не своим.

Там - за горизонтом представления Ума.
« Последнее редактирование: 09 Апрель 2022, 16:51:24 от SergeyCh »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #513 : 09 Апрель 2022, 17:46:11 »
Обращает на себя внимание категоричность заявлений Васька - с характерной страстной подачей. Привлекает внимание - и содержит червинку в силу дуалистичности. Очевидно, "висеть" постоянно не получится, мб, частично (и автор - его ум и подача - ведь не висит в черной тишине). И стяжание работает, ибо надо не только увидеть, что я и есть Любовь, надо ввести это видение в действие, а не только провозглашать. И тд. Посему повторю, звучит слабовато и олдскульно, с запозданием лет на десять.

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #514 : 09 Апрель 2022, 19:24:25 »
Тут другой вопрос возникает. Вопрос творчества. Мне всегда интересна было работа на стыке нескольких традиций (а подчас - и вне традиций), в ней невероятно много творчества, в ней - непрестанный лабораторный (алхимический) творческий эксперимент. В котором зачастую и тупики, и лабораторные взрывы, и недоумения, и вопросы, на которые никто, кроме Бога, не ответит (да и Бог не спешит). Но и находки невероятные, и сокровища неописуемые...в общем, в ней всё живо. Как-то монашка в монастыре сказала мне с восторгом "духовная жизнь такая интересная!"

Мне кажется, значительную часть этой интересности, этой поэтической вольной свободы творчества в Боге, люди отдают как плату за гарантию проезда по рельсам той или иной традиции )
Были в любой традиции периоды, когда люди отрывались по-максимуму и творили. А потом наступали долгие века, когда только и делали, что перерисовывали все наследие творческого прошлого через кальку, не дай Бог что-то свое дорисовать )

Всегда продолжали творить. Но много и иной работы, как и работников разной квалификации. Традиции - лишь отражение многозадачности. Точки старта что ли. И единицы в века проходят далее. Стыки традиций - универсалы, имеющие чуть больше возможностей выйти к новым рубежам. А ещё есть усвоение, освоение, проявление (реализация). Творчество - постоянный процесс, но почти всегда скрытый, и он вне традиций. 

Alexander!

Есть вариант - я становлюсь тем, что прозреваю в себе. Это не стяжание. Это иное. Тут, конечно, можно в софистику (терминологическую игру слов) удариться, но не стоит. 
Человеческое же остаётся в нас долго, очень долго. Не отказал бы Ваську Трубачову в этом. В моменте было бы позитивнее отметить важное. Сейчас, по мне, важнее - ЕДИНОЕ. 

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #515 : 10 Апрель 2022, 09:06:35 »
Единое - важнее, не только сейчас. В человеческом.

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #516 : 16 Апрель 2022, 15:09:04 »
Вы купили билет на бесплатный сеанс,
И сеанс тот, друзья, называется ШАНС.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #517 : 17 Апрель 2022, 03:40:57 »
Затрагивающие политику, психологически деструктивные сообщения я не пропускаю на форум. Надеюсь на понимание.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7521
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #518 : 18 Апрель 2022, 10:01:15 »
Отвечаю про слово "агапе" и соответствующий глагол ещё раз.
Понимать эти слова в Новом Завете надо так, как их понимали В МОМЕНТ НАПИСАНИЯ Евангелий и Посланий апостолов (отчасти, понимать и как их понимали при создания перевода Ветхого Завета с древнееврейского на древнегреческий под названием Септуагинта, хотя тут уже надо делать поправку на 200-300 лет) и никак иначе, а то это будет просто испорченный телефон, и мы "поймём" из Нового Завета вовсе не то, что нам хотели на самом деле сказать древние, а совсем совсем иное.
А тогда в древности агапе и соответствующие глаголы были связаны строго с рассудочным выбирающим-предпочитающим  волевым движением ума человека по морально-нравственным критериям, то есть агапе и соответствующие глаголы это просто всегда СТРОГО ОСОЗНАННО-РАССУДОЧНЫЙ выбор воли человека для объекта агапе неких ИСТИННО добрых движений ума, проявляющихся обычно и в неких ОСОЗНАННО-РАССУДОЧНО-избранных действиях в адрес объекта агапе.
Именно так и стоит понимать любовь-агапе, и никак иначе!
И это очень важно, так как тут основной критерий движения агапе особенно в конкретных действиях в адрес объекта агапе связаны с БЕЗОШИБОЧНЫМ различением добра и зла, а это возможно только при помощи тесной связи человека в сердце своём с Самим Богом, ибо только Бог может дать человеку подлинное различение добра и зла, которое может быть только логически-рассудочно осознанным и никак иначе.
Чтобы творить агапе просто надо различать добро и зло, а это рассудочно-логически-волевое и всегда осознанное движение ума-духа.
Это всё очень важно.
Кто не понимает этого, тот не понимает вообще ничего пока в деле агапе.
Без подлинного различения добра и зла нет и не может быть агапе.
А различение добра и зла возможно только при помощи Бога.
Поэтому подлинная любовь-агапе просто невозможна без обретения человеком Бога в сердце своём.
Бог есть совершенный разум и Его условная "рассудочность" всегда безошибочна и всегда она соответствует истине, поэтому условная как бы "высшая рассудочная логическая целесообразность в воле Бога" всегда есть проявление Им высшей любви-агапе.
Если понять эту простую вещь, то тогда всё встанет на свои места.
У Бога нет, как, увы, у нас, разрыва рассудочного и созерцательного. Бог един и целостен. Это просто надо принять за постулат.
Sergius, прозелит,  у вас же пока по вопросу агапе всё на уровне нечётких интуитивных  попыток что-то сказать на эту тему. На уровне "женских ощущений", то есть чего-то ЯКОБЫ невыразимого. Так пока ещё работает в нас неочищенный ум.
Любовь же агапе просто есть волевое проявление человеком смысла своего существования в продвижении всего к истине, а истина и есть всегда добро и единственный само критерий добра и зла.
Истина есть Бог в Его подлинном причинном проявлении и человек всегда стремится к истине, которая в движение есть любовь-агапе и соответствующий глагол любить. Двигаться к истине и есть двигаться к Богу, то есть есть любовь-агапе в её движении.
Действуя по истине мы творим любовь-агапе и Сам Бог помогает нам в этом, помогает в движении нас к Нему.
Строго говоря любовь-агапе это изначально вообще было только обозначение избирательно-волевого движения ума-духа человека, даже когда это избирательное действие ума не соответствовало выбору добра и истины в высшем божественном смысле в своём действии. И только на переходе от Септуагинты к текстам Нового Завета это волевое-рассудочное-осознанное движение ума человека обрело контекст и смысл в "выборе воли человека по истине, выборе добра". А прежде это слово соответствовало просто выбору ветхого неочищенного ум-духа человека просто по типу "избрал то, что нравится-хочется" этому неочищенному уму.
Именно Новый Завет вложил в слово агапе тот контекст, о котором мой этот пост.
Ну, а затем за многие столетия, увы, язык упростился, а в переводах вообще на это слово агапе навешали все оттенки чувств духовных типа филе, сторге, эрос и прочее и прочее, и густо замешали всё мистикой дурных переводов и "женских ощущений" ...
« Последнее редактирование: 18 Апрель 2022, 11:19:27 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Акафёдор

  • Сообщений: 177
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #519 : 18 Апрель 2022, 15:18:11 »
Сергий, На мой взгляд агапе это любовь действенная и любовь-действие, любовь-поступок.
Интересно, какие слова Евангелия наиболее емко вмещают и передают смысл слова агапе? Может быть "да агапе друг друга; как Я агапе вас, так и вы да агапе друг друга". После этого Симон Петр пытается применить только что сказанное на практике - так куда мол идти теперь, какое действие-агапе делать? Спрашивает куда Учитель идет, почему теперь ученикам нельзя это действие делать, идти за Ним, Иисус же поясняет какие действия сейчас будут явлены Симоном Петром на практие.

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #520 : 18 Апрель 2022, 18:01:12 »
Сергий!

Сегодня ценно, что Вы напишите на эту тему завтра. 

Пафнутий

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #521 : 18 Апрель 2022, 19:00:55 »
Сергий, по моим ощущениям, вы подаёте понятие 'агапе' более близким к недосягаемому навыку 'судейства', с опорой на необходимость обретения эфемерного, неуловимого знания к рассудочному разделению действительности на 'добро' и 'зло', по отношению к искусственно отграничиваемой и оберегаемой 'территории' своей жизни.
Однако, тогда становится затруднительной трактовка 'Я говорю вам: любите (αγαπατε) врагов ваших', если для рассудка уже в самом контексте указана парадоксальная принадлежность оппонентов ко 'злу'.
По моим ощущениям, сторге, эрос и филия, являются результатом некой подспудно-рассудочной привязанности к объекту прилагаемых действий, неизбежно содержащей в своей основе различную смесь  долга, вожделения, дружеской расположенности, то есть проявляют избирательное, индивидуальное лицеприятие.
В то время, как состояние 'агапе' скорее подразумевает безусловное признание взаимного глубинного равноправия всех и всего пред Ним (невзирая на душевное или рассудочное отделение, либо приобщение объекта к субъективным ценностям оценивающего), непременно сопровождаемое искренним пожеланием добра, даже ценой самопожертвования (вне зависимости от результата свободного выбора оппонента), потому что основной мерой будет внутренняя бесстрастность, как итог непрерывного искреннего (действительного) умиротворения.
По моим ощущениям, агапе, будучи адресованный 'врагу', не умоляет вероятности причинения им или ему смерти, но уже, как минимум, не способствует дальнейшему росту эгоистической разобщённости с ним, как равным, тем самым давая возможность пробудить это состояние в оппонентах и сохранить его самому.
Состояние агапе избавляет от роли судьи человечества, тем не менее сохраняя за человеком неотвратимость личной ответственности перед Ним, за крушение или сохранение своего внутреннего мира, что всегда является результатом свободного выбора каждого человека.
« Последнее редактирование: 18 Апрель 2022, 21:08:24 от Пафнутий »

Sergius

  • Сообщений: 19
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #522 : 19 Апрель 2022, 17:50:22 »
Уважаемый Сергий, спасибо вам за развернутый ответ. По поводу различных толкований греческого слова «агапэ», включая и толкование из Септуагинты, прочитал пруф: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Slova_lyubvi.pdf. Кстати, очень интересно, но ничего конкретного именно по нашему вопросу там нет.
Действительно, в нескольких местах Евангелия есть понимание любви-агапэ, как соблюдении заповедей. “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин.14:15), “Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины” (1Ин.2:4); “Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его” (1Ин.5:3). 
Однако, там же сказано: "Возлюби (αγαπησεις) Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22. 37), и «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф.22:39). "Мужья, любите (αγαπατε) своих жен, как и Христос возлюбил (ηγαπησεν) Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5. 25). «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.  И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:2-3). Тут любовь-агапэ выглядит именно как чувство, даже сравнивается с любовью к женам. Не знаю, как кому, но любовь к жене – вполне себе определенное чувство, более того, без этого чувства отношения механические, зависимость, а не любовь. По этому поводу хорошо сказал преподобный Амвросий Оптинский: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.»

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7521
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #523 : 20 Апрель 2022, 17:18:09 »
Пафнутий,
Цитировать
Сергий, по моим ощущениям, вы подаёте понятие 'агапе' более близким к недосягаемому навыку 'судейства', с опорой на необходимость обретения эфемерного, неуловимого знания к рассудочному разделению действительности на 'добро' и 'зло', по отношению к искусственно отграничиваемой и оберегаемой 'территории' своей жизни.
Однако, тогда становится затруднительной трактовка 'Я говорю вам: любите (αγαπατε) врагов ваших', если для рассудка уже в самом контексте указана парадоксальная принадлежность оппонентов ко 'злу'.
Пафнутий, у Вас, увы, "ощущения", их к делу не пришьёшь.
У меня ТОЧНОЕ ЗНАНИЕ смысла слов "агапе" и "агапон" и их производных, как их употребляли авторы Нового Завета в 1-м веке нашей эры, и знание смысла истоков этого слова в Септуагинте и даже в древнееврейском первоисточнике.
Чувствуете разницу?

Обо мне же у Вас пока лишь домыслы.

"Любить-агапе" врагов, кстати, ТОЛЬКО лично ваших, действительно надо.
Опять же любить насилующих и убивающих других, а не тебя, ВОВСЕ И НЕ ТРЕБУЕТСЯ даже.
Чувствуете разницу?
Любовь же "агапе" (можно писать "агапэ", но это дело вкуса, так как тут ДОЛГАЯ гласная, и тогда "е=йэ" и "э" превращаются в один и тот же звук), а, главное, соответствующий глагол есть выражение выбора и осознанного волевого проявления добра для СУБЪЕКТА любви-агапе. Это духовное чувство важно для СУБЪЕКТА агапе, а не для объекта агапе. Милосердие даёт бонус субъекту, а не объекту любви-агапе и милосердия, которому это обычно просто некое внешнее воздействие, и он даже обычно ничего о природе этого воздействия на него внутри субъекта и не понимает.
Милосердие, любовь-агапе, - это инструмент и суть преображения ТОЛЬКО субъекта этого чувства.
А что есть милосердие, любовь-агапе такое по своему ВНЕШНЕМУ проявлению?
Например, прекращение существования объекта милосердия.
Да, так бывает, и очень часто, особо, когда в нашем мире МИЛОСЕРДИЕ, любовь-агапе надо одновременно и мгновенно применить-проявить сразу ко многим ...
Милосердный ум должен быть чрезвычайно развит, продвинут и совершенен, иначе ему не услышать истину от Бога и не реализовать выбор добра и зла в ЕГО личном милосердии по истине, ведь милосердие всегда есть продукт личный, отпечаток вовне глубины проникновения духа человека в ИСТИНУ, в суть вещей, в суть происходящего.
Лимбическому человеку это обычно совершенно недоступно, и его "милосердие" всегда нечто иное, обычно, просто некий продукт рассудочного или интуитивного расчёта некой своей ВСЕГДА СУГУБО личной выгоды ...
Милосердие, любовь-агапе не такова, она поступает всегда по истине, даже когда это по внешним признакам невыгодно человеку.
Но любовь-агапе не действует по критериям мира, её критерии принятия решений всегда в божественной истине, слышать которую и научается сердце в тишине ума и непрестанной молитвы.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7521
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: В краю наползающей тьмы
« Ответ #524 : 20 Апрель 2022, 17:49:13 »
Sergius, любовь-агапе действительно чувство, духовное чувство, а это в предельном определении есть просто некий род "особого движения-действия ума", которое есть своё собственное движение-действие ума, и оно самим умом через "наблюдателя ума", конечно же, осознаётся и ощущается, переживается, и, в силу заданного Богом УСТРОЙСТВА нашего ума, переживается с "бонусом" ДВИЖЕНИЙ в уме же радости, удовольствия, наслаждения, конечно же, духовных, но всё равно именно таковых по сути.
Отсюда и сравнение с любовью к жене, там ведь ум тоже подобное переживает, так уж он устроен Богом, ибо в любви к жёнам духовное и физическое наслаждение, радость и удовольствие сплетены в тугой узел, точнее, вервь, но, увы, многие, очень многие в своей жизни так и не открывают этого чуда, данного нам Богом просто так, и даром, данное просто для опыта вкушения ДУХОВНОГО хотя бы ДЛЯ НАЧАЛА в любви к жёнам.
Так понятно?
)))
Любовь-агапе продукт чистого сердца, но она же одновременно и очиститель сердца, это по сути рекурсивный бесконечный процесс, бесконечный фрактал.
Понимаете, ум разумного существа устроен Богом так, что жизнь по Божией истине в различении добра и зла и воплощении этого в действиях, всегда вызывает в уме-духе этого человека ТИХОЕ непрерывное наслаждение, радость, удовольствие.
Так мы устроены Богом.
Но далеко не всем дано придти в такое состояние.
Прежде надо родится свыше и освободиться от пут лимбического в себе.
« Последнее редактирование: 20 Апрель 2022, 18:08:23 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.