Умное делание
Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: tropariona от 28 Июль 2009, 10:22:21
-
А можно ли информацию о Священном Предании и Святых Отцах систематизировать, чтобы как можно яснее и четче это явление и обзреть, и изучить?
-
если я Вас правильно понял, то этим как раз и занимается патристика, и патралогия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
-
Информацию систематизировать можно, этим занимается немало людей с превеликим рвением... Только надо понимать ясно, что эта систематизация - исчадие мира сего - убивает дух, возвеличивая букву.
-
Систематизация разной может быть.
Мне бы помогла хрестоматия по догматике, например. В которой сведены воедино самые значимые вероучительные фрагменты текстов разных авторов. Чтобы была исходная общая картина целого (пусть фрагменарная), от которой дальше можно было плыть самостоятельно.
Но именно хрестоматия, там где не переизложение, а оригинальный текст - т.е. настоящее богословие, "явление движимой Духом Силы".
Если еще помечтать, то хорошо бы иметь конспект Иоанна Златоуста и Василия Великого того редактора, которому доверяю. С тем, чтобы он, не изменив ни одного слова, изъял все цветистые отступления и назидания, оставив суть.
Сложно читать И.Златоуста - слишком уж он "златоуст". :-)
-
В чем Вам помогла систематизация? Богословие, движимое Духом, весьма отличается от систематизации этого богословия, поскольку систематизаторы дух из богословия как раз и изымают, оставляя ментальную схему. И это всегда очень большое искушение: принять схему истины за Истину.
-
А можно ли информацию о Священном Предании и Святых Отцах систематизировать, чтобы как можно яснее и четче это явление и обзреть, и изучить?
Начиная кратким катехизисом до многотомных богословских трудов. Диапазон достаточно велик...Смотря насколько у вас есть рвение и желание к такому труду.Начинать можно с "Закона Божьего" прот.Серафима Слободского",кратких сборников "Жития святых",- все без труда находится в сети,более подробно,- просмотрев курс Догматического богословия, патристики, - можно найти в библиотеке сайта Киевской Духовной Семинарии, и многое другое...
-
Мне бы помогла хрестоматия по догматике, например. В которой сведены воедино самые значимые вероучительные фрагменты текстов разных авторов. Чтобы была исходная общая картина целого (пусть фрагменарная), от которой дальше можно было плыть самостоятельно.
Но именно хрестоматия, там где не переизложение, а оригинальный текст - т.е. настоящее богословие, "явление движимой Духом Силы".
Похожий труд называется"Настольная книга священнослужителя" Булгакова, где в 5-7 томах приблизительно то что вы хотите,не помню где точно,но в сети можно скачать...или приобрести в книжной лавке ,не так давно вышло Почаевское издание.
-
В чем Вам помогла систематизация? Богословие, движимое Духом, весьма отличается от систематизации этого богословия, поскольку систематизаторы дух из богословия как раз и изымают, оставляя ментальную схему. И это всегда очень большое искушение: принять схему истины за Истину.
Так вот чем в этих Духовных Семинариях и Академиях занимаются... :-(
Простите...а если серьезно,ведь должен и этим кто-то заниматся,есть люди которые просто по призванию занимаються подобными трудами...Вы правы,искушение оно-то есть, но вот возьмем текст Литургии,по сути ментальная схема, а ведь кто-то над ней трудился для блага всех...Простите.
-
Похожий труд называется"Настольная книга священнослужителя" Булгакова, где в 5-7 томах приблизительно то что вы хотите,не помню где точно,но в сети можно скачать...или приобрести в книжной лавке ,не так давно вышло Почаевское издание.
"Хороший" образец. именно в этой книге исихазм обзывается ересью...
-
Текст Литургии никак не ментальная схема. Такую схему в тексте Литургии (как и в любом другом, если он хоть как-то связен) можно найти. Систематизаторы умертвляют дух текстов, абсолютизируя букву.
-
"Хороший" образец. именно в этой книге исихазм обзывается ересью...
Так ведь многое можно забраковать в нашем родном православии,имхо...иногда нужно учиться читать между строк...Простите.
-
Думаю, искусство умного делания заключается, в частности, в том, чтобы найти жемчужину, а не перепахивать (систематизировать) все поле, где она затерялась.
-
-Текст Литургии никак не ментальная схема. Такую схему в тексте Литургии (как и в любом другом, если он хоть как-то связен) можно найти. Систематизаторы умертвляют дух текстов, абсолютизируя букву.-
Да все верно...да только,имхо,это палка о двох концах...,-как говорят,- не было бы курицы,не боло б яйца,а не будь яйца то не было бы и курицы:)
Дух текстов - главное, но возьмем вот декалог Моисея,- по полочкам разложил,по заповедям расписал,систематизировал,преподнес дикому народу(по Божьей воле,конечно),да так что и мы до сих пор пользуемся...Простите.
-
человек задал вопрос... если мы ответили на него, то к чему дальнейшие разговоры?
человек не спрашивал не кого из нас мнение по его вопросу...не спрашивал правильно ли его желание так изучать святоотеческем традицию...
-
У меня всегда были хорошие отношения с бабульками в храме :) Хотя некоторые из них уж очень ворчливые. И слово "исихазм" они, наверно, не слышали.
А Декалог Моисея... Недаром нерукотворенные скрижали Моисей разбил, и народ, который рукотворенными скрижалями пользовался, Господа не принял...
-
А Декалог Моисея... Недаром нерукотворенные скрижали Моисей разбил, и народ, который рукотворенными скрижалями пользовался, Господа не принял...
Мне кажется,я начинаю понимать ход вашей мысли... Да только как изменить существующую систему и духовного образования,и закостенелую традицию духовного окормления и многое другое "закостенелое"... можно все изъять , да только что останется темже бабулечкам,простецам,и прочим для которых даже слово исихазм ничего не говорит...а вы знаете мне нравятся слова папы римского Иоанна Павла 2(да не забросают меня шапками "ортодоксы":) ),- "Являйте миру любовь,а зло...со временем сожрет само себя..."
-
В чем Вам помогла систематизация?
Про ХРЕСТОМАТИЮ
Собрание кусочков текстов - это возможность знакомства с очень широким кругом авторов. Наличие или отсутствие Духа - его уже в небольшом авторском фрагменте можно уловить.
Кроме того, могу не знать, кто именно писал на конкретную тему, интересующую меня. Иногда всплывают неожиданные имена.
Но это мечта. Поэтому правильная форма вопроса не "в чем помогла", а "в чем могла бы помочь"...
-
Верно. Систематизация - это не простое собрание кусочков текстов.
Все-таки следует отличать живое развитие святоотеческого опыта, которое, естественно, будет разумным (логосным), от мертвящего ментального схемотворчества.
-
следует отличать...
Мне легче. Не могу читать мертвое. Не возникает мотивации. Не удается себя заставить.
-
Все-таки следует отличать живое развитие святоотеческого опыта, которое, естественно, будет разумным (логосным), от мертвящего ментального схемотворчества.
А какие для вас критерии "живости" ,если вообще могут быть единые критерии...имхо,Дух дышет, где хочет,и Его водительство вещь интимная и индивидуальная...Простите.
-
Мне кажется простая систематизация ради систематизации никому не интересна.
Если же предположить, что ситематизированная информация преложима к духу нашего времени и является чем-то нам в реальной жизни помогающим, то я за....
Однако, живой бесценный опыт св. отцев должен быть нами переварен применительно к нашему времени, а вот что будет результатом этого переваривания: рождение абсолютно нового опыта или подтверждение незыблеммости старых принципов - это интересно как минимум.
-
Это и делал всю свою жизнь Феофан затворник.Однако есть много частных мнений на разные предметы веры и подвижничества, вот это и не дает возможности систематизаций.А может это и к лучшему, и есть на то причины …