Умное делание

Практика и теория умного делания => Аскетическая практика => Тема начата: Mikhail от 10 Июль 2005, 11:39:52

Название: Исихазм вне монастырских стен
Отправлено: Mikhail от 10 Июль 2005, 11:39:52
Заранее прошу прощения за тупой вопрос.

Из наблюдений за жизнью форума у меня сложилось впечатление, что подавляющее большинство его участников - практикующие исихасты. Но насколько мне известно, исихазм:
а). первоначально появился и развивался как особая монашеская практика,
б). представляет собой "предельную" практику на границе человеческой идентичности, а потому при недостатке контроля может быть опасно профанирован (пресловутое впадение в прелесть).
Как в таком случае исихастский опыт может быть перенят мирянами? Отдельными элементами? - Но это уже профанация. - Или как-то иначе?
Название: Исихазм вне монастырских стен
Отправлено: Alexander от 10 Июль 2005, 23:43:36
Мы неоднократно говорили на этом форуме и приводили цитаты из св.отцов, что исихазм (умное делание, непрестанная молитва) не только для монахов, - он для всех христиан.

Исихазм как поиск единения с Богом, безусловно, появляется до монашеского исхода в пустыни из развращенных городов и церквей, теряющих первохристианскую чистоту. В определенном смысле, исихазм, как еще не названное и не развернутое явление, присущ - поскольку идет из глубины духовного единства - апостольским и раннехристианским общинам, присущ как духовное посвящение и непосредственный мистический опыт общения человека с Богом. Появление монашества, во многом как  неприятие институализации церкви и ее огосударствления, вводит исихазм в эксплицитную (проявленную) форму развития с неизбежной ментализацией, развитием свода собственных правил, появлением специального языка и прочих "стен", отделяющих монашество от "простого" христианства. Человеку свойственно громоздить такие "стены" до небес, и вот уже исихазм начинает рассматриваться как сугубо монашеская практика. Монашеская замкнутость, помноженная на жреческую кастовость, закрыла исихазм от мирян и, в конечном счете, привела к значительной утрате исихастского опыта и самого духа горячей любви ко Господу в собственной среде. Монашество в суетливой пахоте на внешних полях церковной жизни потеряло истинную жемчужину. Только АФон помнит еще о тайне Нетварного Света, который освещает слова поучений афонских старцев... Не один Афон? От избытка сердца говорят уста: где он - голос уст монашеских, скорбящих, вопиющих и поучающих о стяжании благодати? - Пустыня!

Чем отличается мирянин от монаха? - по внутреннему обустроению, если он - христианин, ничем. Такие же обеты, будучи и семьянином, должен он соблюдать в сердце своем: быть чистым и целомудренным, не стяжевать земные богатства и богатеть духовными, быть послушливым перед Господом и близкими своими. Монах по внешности отягощен внешними обетами, мирянин, Богу послушливый, исполняет обеты внутри себя - и никто этого не знает, кроме него и Господа!

Исихазм усваивается не через отдельные элементы, хотя и им есть место, а нахождением жемчужины-смысла христианской жизни в тех условиях, в которые поставил Господь: для монаха, принявшего монашеские обеты, - на монастырской пажити,  для мирянина, ищущего внутри себя единения с Господом, - в миру. Кто ищет и находит эту жемчужину, тот и есть истинный монах и настоящий христианин, кто не ищет - тот никчемный монах и формальный христианин.
Название: Исихазм вне монастырских стен
Отправлено: кто-то от 11 Июль 2005, 17:57:53
Аминь!
Название: Re: Исихазм вне монастырских стен
Отправлено: Igor от 12 Июль 2005, 10:50:00
Цитата: Michael A. B.

Как в таком случае исихастский опыт может быть перенят мирянами?


Важно же не физическое удаление в монастырь, а непрестанное пребывание в Боге. Такова, примерно, мысль Старца Силуана. На эту тему можно найти немало рассуждений  и в библиотеке сайта. К слову сказать, сегодняшние монастыри крепко отягощены коварным духом строительства, который отражается на духовном здравии насельников. И Афон - тож не исключение. К тому же, в монастырских стенах частенько происходят такие сражения за свое место под солнцем! Покруче, чем в миру :D .
Alexander рассматривает исихазм как "духовное посвящение и непосредственный мистический опыт общения человека с Богом". Духовное посвящение - это не таинство. Это тайна, которую знает только посвященный и Сам Господь. При этом "посвященный" может жить в миру, иметь семью (или не иметь) и трудиться на светской работе. Стремление к Богу - вот с чего начинается путь умного делания. А все остальное чудесным образом прилагается.
Название: Исихазм вне монастырских стен
Отправлено: Alexander от 12 Июль 2005, 14:59:23
Igor,
Цитировать
Духовное посвящение - это не таинство. Это тайна, которую знает только посвященный и Сам Господь.


Очень верно. Об участии в церковной жизни мы на форуме говорим не много, считая такое участие "по умолчанию" необходимым.
Название: Исихазм вне монастырских стен
Отправлено: alluz от 13 Июль 2005, 04:12:48
...тот никчемный монах и формальный христианин.
Очень точно, как раз обо мне.
иеромонах.
Название: Исихазм вне монастырских стен
Отправлено: Marina от 28 Июль 2005, 21:09:07
Цитата: Alexander
От избытка сердца говорят уста: где он - голос уст монашеских, скорбящих, вопиющих и поучающих о стяжании благодати? - Пустыня!

Вот как верно Александр выразил мои чаяния...
Название: Исихазм вне монастырских стен
Отправлено: искатель от 29 Июль 2005, 16:47:39
Цитата: Alexander
Монашеская замкнутость, помноженная на жреческую кастовость, закрыла исихазм от мирян .
Оказывается,это монашество виновато,что люди перестали и,как итог,разучились молиться?! Вот уж действительно-с больной головы на здоровую!
Название: Исихазм вне монастырских стен
Отправлено: Alexander от 30 Июль 2005, 23:25:25
Искатель! Прошу обратить внимание, что монашеская замкнутость не тождественна никак монашеству. Да и поиска виноватых - ох, уж это желание задаться вопросом: Кто виноват? - устраивать не следует, но увидеть процесс...