Умное делание

Молитвенное общение => Грани православия => Тема начата: Виктор от 07 Июнь 2006, 17:24:13

Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Виктор от 07 Июнь 2006, 17:24:13
Добрый вечер, братия сего форума!
Что делать неофиту, с чего начать изучение Православия? Ведь, как я понимаю, неофит не должен сразу браться за умное делание. Должен пройти какой-то период подготовления-оглашения в Православной вере. Т.е. человек должен изучать опр. лит-ру, со вниманием и усердием выполнять домашнее правило, посещать богослужения, причащаться, каяться. Т.е. всяческими способами приводить свою жизнь к нормам христианства. Но переход к умному деланию - это ведь нечто особенное. Должен пройти какой-то период? Если да, то кто его устанавливает - духовник или просто внутренее ощущение? Как определить, что этот вот момент настал? Или Господь по молитвам даст почувствовать? Как ву думаете? Скажите, пожалуйста.

И еще вопрос. Для неофита предлагается следующее : "...стесни удовлетворение самых естественных потребностей; продли час бдения, умали обычную меру пищи, приложи к трудам новый труд. Главное - как хочешь и как можешь облегчи плоть, уточни ее дебелость"Сборник законоучителя,М. 1903.
Что означает "утончи ее дебелость"? Т.е. физически потерять вес? А если он уже итак потерян из-за оккультных практик, что дальше терять некуда? Как быть здесь? И насчет сна т.е. если я спал скажем 8 часов, нужно спать 6?

Спаси Господи.

С уважением, Виктор.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Victor от 07 Июнь 2006, 17:53:05
Виктор,
я попробую ответить Вам - что я думаю по поводу Ваших вопросов.

"Ведь, как я понимаю, неофит не должен сразу браться за умное делание".

Садиться на низкий стульчик и наклонять голову к груди сразу не стоит. Деланием для неофита будет: внимание к своим мыслям и чувствам и говорение молитвы Иисусовой. Так часто, когда только она вспомнится. И всё это на покаянном фоне. К людям стараться иметь любовь и не осуждать явно грешащих.

"Человек должен изучать опр. лит-ру, со вниманием и усердием выполнять домашнее правило, посещать богослужения, причащаться, каяться".

Конечно.

"Но переход к умному деланию - это ведь нечто особенное".

К такому деланию о котором говорено выше - это действительно нечто особенное, ранее не делавшееся. Пока достаточно выполнять это.

Если Вы ощутите потребность в молитве (не только обычном правиле, но в частой молитве) , такую потребность, что будет чувствоваться пустота жизни без этой молитвы - то это и будет переходом к умному деланию, которое заключается не в лишь "исихастских приёмах", а к внимательной и благоговейной духовной жизни.

"Что означает "утончи ее дебелость"? Т.е. физически потерять вес? А если он уже итак потерян из-за оккультных практик, что дальше терять некуда? Как быть здесь?"

Нет, если дальнейшая потеря веса скажется отрицательно на самочувствии - то не надо. Утончить дебелость - означает: сделать плоть не грубой, пронизать её духом, то есть - чтобы плоть стала послушной духу. Утончается она не чрезмерным постом, а умеренной простой пищей, вкушаемой с молитвой. Не потакать плоти - вот мысль это отрывка, что Вы привели.  Со временем это утончение приводит к общему внешнему осветлению плоти. Процесс этот постепенный, не быстрый.

И насчет сна т.е. если я спал скажем 8 часов, нужно спать 6?

Нужно спать столько, сколько нужно для нормального самочувствия. Если чувствуете, что можете и уменьшить время сна безболезненно - уменьшайте. Главное - не валяться утром в постели (сам грешен!  :wink:) и не пересыпать без надобности.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Виктор от 07 Июнь 2006, 19:16:44
Цитировать
Деланием для неофита будет: внимание к своим мыслям и чувствам и говорение молитвы Иисусовой. Так часто, когда только она вспомнится. И всё это на покаянном фоне. К людям стараться иметь любовь и не осуждать явно грешащих.
Говорение молитвы Иисусовой, я так понимаю, в мыслях? Например, когда идешь или едшь куда-нибудь, стоишь где-нибудь и т.д. Насчет не осуждения. Вы имеете ввиду словесное или еще и мысленное. "Покаянный фон" - т.е. просить у Господа прощения в эту же секунду как согрешил. Просто, я думаЮ, что неофит не имеет дара слез от Господа пока.
Что вы имеет ввиду под "простой" пищей?

Спаси вас Господи!
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Victor от 07 Июнь 2006, 21:00:32
"Говорение молитвы Иисусовой, я так понимаю, в мыслях? Например, когда идешь или едшь куда-нибудь, стоишь где-нибудь и т.д."

Да. А когда один - если хочется, можно и попеть или почитать вслух.

"Насчет не осуждения. Вы имеете ввиду словесное или еще и мысленное".

Всякое - в том числе и осуждение движением, жестом, взглядом, мимикой также. И не только неосуждение грешащего явно, но и вообще кого-бы то ни было. И ловить себя на этом.

"Покаянный фон" - т.е. просить у Господа прощения в эту же секунду как согрешил".

Как можно чаще - как вспомнится о покаянии. Даже если в эту минуту "я не грешу".

"Просто, я думаЮ, что неофит не имеет дара слез от Господа пока".

Дар слёз - это дар слёз, а покаяние может быть и без него.
Дара слёз не имеют многие - не только неофиты.

"Что вы имеет ввиду под "простой" пищей?"

Если Вы готовите сами - это самые простые блюда, не для гурманского вкуса. Если Вам готовят родные или близкие - старайтесь уклоняться от деликатесной еды, изысканной кухни, острого, пряного, кровяного, и конечно, стараясь не обидеть готовящих.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Виктор от 07 Июнь 2006, 22:25:15
Victor, Храни вас Господь
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Сармат Уаллагкомский от 08 Июнь 2006, 04:22:46
Вот ведь и вправду век живи век учись. Вопрос вроде и ни я задал а ответ поучителен и для меня. :D
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Time от 08 Июнь 2006, 09:47:33
Виктор, на исповедь почаще, причащайтесь почаще, Господь все управит. :wink:
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Виктор от 08 Июнь 2006, 21:01:21
Time, Почаще - это вы какой период времени разумеете.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Виктор от 10 Июнь 2006, 21:04:08
Скажите пожалуйста, у вас всех, занимающихся умным деланием, есть духовные наставники в молитве иисусовой? А то я прочитал, что кто-то говорил здесь о том, что руководствуетесь в основном книгами. Я думал, что без опытного наставника строго воспрещается заниматься умным деланием. Опасно говорят, чревато прелестью.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Alexander от 11 Июнь 2006, 00:29:14
Виктор, у меня нет сейчас возможности часто выходить в сеть и отвечать развернуто. Советую, если имеете интерес к умному деланию, читать книги :) - они есть в библиотеке на сайте, они есть и в книжных магазинах. Там сказано, как следует вести себя, если нет опытного наставника, - о чем мы и на форуме неоднократно говорили. И такое аккуратное отношение к отеческой литературе, а не к бабьим басням в церкви, и будет началом умного делания.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Ira от 11 Июнь 2006, 12:52:36
Цитата: Виктор
Опасно говорят, чревато прелестью.


Виктор, здравствуйте!

Вот что пишет о прелести Игнатий Брянчанинов:
"В средство погубления человеческаго рода употреблена была падшим ангелом ложь (Быт.3,13). По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцем лжи и человекоубийцею искони (Иоан 8,44). Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом "искони" указывается на то, что ложь с самаго начала послужила для диавола орудием к человекоубийству, и постоянно служит ему орудием к человекоубийству, к погублению человеков. Начало зол - ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести - ложная мысль! При посредстве лжи, диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть, признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом, что засвидетельствовала и праматерь наша. Змий прельсти мя - сказала она - и ядох (Быт.3, 13). С того времени естество наше, зараженное ядом зла, стремится произвольно и невольно ко злу, представляющемуся добром и наслаждением искаженной воле, извращенному разуму, извращенному сердечному чувству. Произвольно: потому что в нас есть еще остаток свободы в избрании добра и зла. Невольно: потому что этот остаток свободы не действует как полная свобода; он действует под неотъемлемым влиянием повреждения грехом. Мы родимся такими; мы не можем не быть такими: и потому все мы, без всякаго исключения, находимся в состоянии самообольщения и бесовской прелести. Из этого воззрения на состояние человеков в отношении к добру и злу, на состояние, которое по необходимости принадлежит каждому человеку, вытекает следующее определение прелести, объясняющее ее со всею удовлетворительностию: прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечныя ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцем с душею. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти."

Следовательно, непрестанно молиться не опасно, опасно не молиться. Как объясняет Игнатий, мы уже находимся в состоянии прелести.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Антиквар от 11 Июнь 2006, 14:39:40
Цитата: Ira
...непрестанно молиться не опасно, опасно не молиться. Как объясняет Игнатий, мы уже находимся в состоянии прелести.


Вы правы, но поскольку мы все и впрямь находимся в прелести, то опасностей на пути непрестанной молитвы существует достаточно много, и Святые Отцы предупреждают нас об этом.
Я не могу сказать, что занимаюсь непрестанной молитвой, просто стараюсь молиться как можно чаще. Вот с чем лично я столкнулся.
В частности, это грех гордыни, которая незаметно, змеей проползает в сердце. "Я не такой как все, я в отличие от всех меня окружающих все время молюсь..."
Вторая очевидная опасность, особенно на первых порах, это стремление к необычным ощущениям, к быстрым внутренним переменам.  Вроде знаешь, что это опасно, но где-то внутри это желание есть и оно как будто подстегивает тебя мчаться, не разбирая дороги, через болото. Но эта иллюзия скорых перемен на поверку оказывается наваждением, и тогда...
Тогда - третье:  бывают периоды, когда (незаметно или вдруг сразу) пропадает всякое желание молиться и просто неохота себя понуждать,  и открываешься старым страстям. Тогда происходит падение, тебя засасывает трясина и выкарабкиваться из нее очень трудно. Как сказано в Евангелии, тогда на место одного изгнанного из души демона приходят семеро сильнейших и бывает тому человеку хуже чем прежде. Может, я и преувеличиваю то, что со мной было, но во всяком случае это очень болезненно. За равнодушием приходят страсти, за ними - опустошенность и подавленность.
Повторюсь, что это лишь мой личный, очень скудный опыт, даже не непрестанной, а просто частой молитвы.
Лучше, конечно, найти духовника.  Почаще ходить на исповедь и ко Причастию и не стремиться к скорым внутренним переменам.

А здесь, на сайте, также есть очень хорошие книги.
Хочу отметить, безусловно, в первую очередь: "Откровенные рассказы странника"
http://www.hesychasm.ru/library/strannik/index.htm

Во вторых, это прот. Валентин Свенцицкий "Тайное поучение о нашем спасении (о молитве Иисусовой")
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/sven.htm
В книге Свенцицкого как раз очень подробно разбираются опасности, которые могут подстерегать на пути непрестанной молитвы.

Еще мне кажется очень хорошей книга монаха Константина "Беседа о молитве"
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/monk_konstantin.htm

Но в любом случае, Виктор, ни в коем случае не берите сразу с места в карьер, чтоб не свалиться на полном скаку.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Виктор от 11 Июнь 2006, 15:11:28
Alexander, Спаси Господи. Потихоньку покупаю книги в магазинах. С компьютера сложнее читать как-то.
Цитировать
Следовательно, непрестанно молиться не опасно, опасно не молиться. Как объясняет Игнатий, мы уже находимся в состоянии прелести.
Я имел ввиду, как правило утреннее и вечернее вводить в свою жизнь Иисусову молитву без опытного духовного наставника. А то, что когда на улице, в трамвае, метро и т.д. то, конечно, вы правы нужно молиться.
Антиквар, Спасибо за 3-ю ссылку. Предыдущие две читал. Чуствую, что прот. Валентина Свенцицкого нужно перечитывать. Спасибо.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Agаsfer от 19 Июль 2006, 11:12:47
Цитата: Time
Виктор, на исповедь почаще, причащайтесь почаще, Господь все управит. :wink:


Вот полность согласен с Вами  :yes
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Sivilla от 19 Июль 2006, 11:54:14
Цитата: Антиквар

 Вот с чем лично я столкнулся.
В частности, это грех гордыни, которая незаметно, змеей проползает в сердце. "Я не такой как все, я в отличие от всех меня окружающих все время молюсь..."
Вторая очевидная опасность, особенно на первых порах, это стремление к необычным ощущениям, к быстрым внутренним переменам.  Вроде знаешь, что это опасно, но где-то внутри это желание есть и оно как будто подстегивает тебя мчаться, не разбирая дороги, через болото.


Понимаю вас, сама с такими же проблемами, мне кажеться что из за Иисусовой молитвы обостряется борьба, чем выше ступенька тем тяжелее борьба, наверное лекарством против греховных помыслов, является отсечение их при появлении, но это требует труда и внимательности. :( а так же наверное бить еще более усердной молитвой.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Антиквар от 19 Июль 2006, 15:24:32
Цитата: Sivilla
мне кажеться что из за Иисусовой молитвы обостряется борьба, чем выше ступенька тем тяжелее борьба


Говорят, что да. Но всегда ли дано нам различать: поднимаемся мы вверх или на самом деле опускаемся вниз?
Мне кажется, лучше вообще не думать о "ступеньках", а продолжать тихо молиться.
Название: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Анаtолий от 19 Июль 2006, 16:16:37
Цитата: Антиквар
Цитата: Sivilla
мне кажеться что из за Иисусовой молитвы обостряется борьба, чем выше ступенька тем тяжелее борьба


Говорят, что да. Но всегда ли дано нам различать: поднимаемся мы вверх или на самом деле опускаемся вниз?
Мне кажется, лучше вообще не думать о "ступеньках", а продолжать тихо молиться.


Полностью согласен с Антикваром.
Думаю, лучше считать себя грешнее всех, чем думать насколько выше я поднялся сегодня.
Борьба всегда будет борьбой, до конца жизни. Христианин - это воин.
Бесы не любят, когда человек молитвы читает и всячески ему мешают и стараются отвлечь (насколько Господь попускает им).
У святителя Феофана написано, что по мере приближения к Богу человек излучает свет все сильнее и сильнее. Этот свет видят духи злобы. И чем ярче светит, тем больше бесов привлекает. А бес для человека ничего доброго сделать не может.
Любая духовная борьба - от Бога, для исцеления и наставления души. Следовательно, она полезна и необходима. Поэтому принимать искушения желательно со смирением. Как пишет Антиквар, "продолжая тихо молиться": ... помилуй мя, грешнаго! По грехам моим искушение мне, приму для Господа. Он гораздо больше притерпел за меня грешнаго.
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Дионисий от 29 Январь 2022, 17:56:49
Советую, если имеете интерес к умному деланию, читать книги :) - они есть в библиотеке на сайте, они есть и в книжных магазинах. Там сказано, как следует вести себя, если нет опытного наставника, - о чем мы и на форуме неоднократно говорили. И такое аккуратное отношение к отеческой литературе, а не к бабьим басням в церкви, и будет началом умного делания.

Здравствуйте, Александр.

Простите, что поднял старую тему. Тема актуальна и для меня. И вы написали хороший совет.
Об одном только прошу вас: с какой книги из библиотеки сайта вы бы советовали начать.

Спасибо.
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: stranik от 30 Январь 2022, 06:13:52
Я видел много в монастырях наставников -если наставляет то у многих это команды и строго ..По книгам обычное дело это тиснить и давить того кого наставляют ..Но на деле этого не должно быть ..авва Дорофей там был случай его побил по щекам настоятель по просьбе духовника ..Это в процессе через несколько лет и один раз такое случилось ..В начале этот же наставник боялся его брать ..Из богатых и еще воин -попробуй ударь по щеке ..Руку отрубят сразу ..Приходят люди с войны которые убивали или вор с тюрьмы на взмахе пырнет нож в живот на автомате по привычке на опережение,,Обычно старец очень осторожно советы даёт в виде выбора ..как ты согласишся на его предложение он спрашивает..я заметил за собой соглашусь а потом не могу ничего менять..Мне говорит старец -надо от этих людей уйти .Там будет беда -там не надо быть тебе..все это осторожно сказано..Я здесь иногда думаю зачем я здесь вообще ..Нет здесь единомышленника ..Будто себе пишу  и еще глушат ..Это сложно найти того кто будет за твою душу отвечать и получиться хорошие добрые отношения ..Обычно какие то строгости-в чужёй монастырь со своим уставом не лезь..Спросить не дадут ..И как должное надо как приказы а неба исполнять..А если оно не идет а ничего..Безответственность бывает видна ..а это важно..Речь идет о спасении души .. Некоторые пытаются в кругу семьи найти каких то духовных людей и не находят как род вымер духовно..Это не легко..
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Alexander от 30 Январь 2022, 06:31:52
Дионисий,  здравствуйте!

Библиотечная подборка на сайте давно не обновлялась. Появились новые книги по теме. Их можно найти на других сайтах.

Очень многое зависит от вас, от вашего уникального пути, той ступени, на которой стоите, которую проходите сейчас. Нужная вам книга - врата, которые раскрываются и закрываются. Стучаться в закрытые врата, которые послужили проходом кому-то другому в иные времена, большой пользы не приносит.

На форуме есть темы, в которых называются конкретные авторы и их книги - в помощь начинающим. Повторю, то, что в прошлом помогло мне, автоматически не поможет вам - в настоящем.
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Skylander от 30 Январь 2022, 07:16:59
Можно попробовать почитать разные книги, какая зацепит. Бывает и так что ранее читанный текст открывается новыми смыслами и может дать продвижение.
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Сергий от 30 Январь 2022, 09:57:58
Дионисий,
в деле молитвы не должно быть "восторженности и придыхания" от осознания собственной исключительности.
Увы, многие книги о молитве, особенно современные, хотя и декларируют обратное, но на деле исподволь способствуют появлению у молитвенника сознания собственной исключительности. Иными словами чтение восторженных писаний о молитве опасная провокация прелести, если ещё в таких делах у тебя нет опыта. Так что в этом отношении будьте особо осторожны от чтения любых книг о молитве, особенно книг последних двух веков.
От себя лично рекомендую начать с классики книг о молитве и об Умном Делании, без которых трудно сделать первые шаги в молитве и Умном Делании, а вот книгами и брошюрами с "теориями" молитвы, "классификациями" молитвы и подобном увлекаться не рекомендую, как и книгами и заметками о технике разного рода "художеств" в молитве.
Молитва сама Вас поведёт, будьте уверены, молитва сама Вас всему научит, лишь молитесь искренно и непрестанно.
Классика же книг о молитве, дающая заряд стремления к ней, - это "Откровенные рассказы странника ...".
Классика же книг об Умном Делании вообще, что вещь гораздо более важная, - это пятитомник "Добротолюбия" - сборник мудрости св. отцов за многие сотни лет, начиная аж с третьего века.
С них и начните.
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: stranik от 30 Январь 2022, 11:00:08
Одно из условий этого направления христианской жизни находиться в пределах Церкви согласно Символа Веры -Верую во Единую Соборную Апостольскую  Церковь -если мы не в Единой Соборной -то возникнет вопрос к себе .Который мне задал отец  Герман игумен в Платине -А ты знаешь что такое прелесть?..Я по канонам могу достигнуть Спасения души или в ереси прилщен самим сатаной -как говорят находиться в прелести ..В том монастыре был артист Колесников и Муравьева ..Я их не знал -мы говорили и потом Колесников говорит мне ..Это Ирина Муравева -я удивился с ней говорил и не узнал её..Смотрел вчера фильм интересный Колесников там пострадал у них с отцом отняли дом и их поселили в тюрьму и дурдом  на 7 лет..Они прощают тех кто это всё устроил и уходят из города ..Но это нельзя смотреть..Они повставляли парнографию -по канонам это нельзя смотреть..Они что не знают ? Ахлобыстин хотел стать президентом от Христиан но элементарное правило вместе с бесогоном Михалковым не могут соблюсти из за парнографии её внедрили в кинематограф  ..Без неё уже не ставят фильмы..Так и церковь календарь Новый старый какой угодно смутит с самого начала изучения православной христианской веры..В СССР вырезали парнографию из фильмов Голивудских я знал это теперь нет а страна христианская стала..Молитва выведет на катакомбы и там сидят знатоки именно старцев и молитвы  -там еще сложнее ..Люди не простые и о них мало кто знает так попадают в тайные секты ..Мой знакомы русский американец поехал за верой в Иерусалим а его там перенаправили в горы Кавказские ..Есть книга -На горах Кавказа -про старцев ..Он попал к кому то на стройку и строил кому то дом на Кавказе и как то выбрался от туда в Америку а я наоборот здесь строил дом под названием скит -катакомбы ..Некоторым повезло они на Бали попали -курорт .Жизнь -.только молись  .или только держись..И это пройдёт...
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Дионисий от 30 Январь 2022, 11:01:37
Спасибо большое всем за ответы.

Начну с "Евангелия", затем "Добротолюбие". Не буду торопить события. Многознание уму не научает, только разовьет сознание собственной исключительности и гордыню.

Всё верно вы говорите.

Спасибо.
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Сергий от 30 Январь 2022, 11:29:52
Дионисий,
при чтении Евангелий - главный акцент внимания сосредоточьте на притчах.
И не увлекайтесь чтением чужих толкований притч!
Даже толкования притч св. отцами читайте с рассуждением. Ну, постарайтесь не столько не читать их, что тоже будет неплохо, а постарайтесь просто сразу же не принимать их толкования за истину в последней инстанции. Думайте сами, открыв своё сердце помощи Бога в постижении сути притч.
Раз за разом пытайтесь сами понять, что скрыто за притчами, и при этом не бойтесь отойти от самых благочестивых, но поверхностных канонических толкований.
Попытка понять суть притч погружает ум в богомыслие лучше всего, а богомыслие очищает ум и способствует всё большей чистоте молитвы.
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: прозелит от 30 Январь 2022, 13:10:30
Дионисий, есть книги, которые зажигают в человеке первичное вдохновение, еще прежде всякого молитвенного делания. Их весьма мало. Конечно, прежде всего, вдохновляет Новый Завет. Но есть и худлит. Сергий вот назвал "Откровенные Рассказы Странника", да, с этой книги у многих начиналось делание. А мне, помню, в момент острейшего кризиса в больничной церковной библиотеке "случайно" в руки попала "В Горах Кавказа" мон. Меркурия. Кому-то, возможно, пришлись по духу "Птицы Небесные" Симеона Афонского. При том, речь вовсе не о том, чтобы следовать определенным методам и приемам этих книг, или копировать образ жизни, никому не советовал бы это делать. Речь веду об атмосфере делания в целом, о глубинном призыве к молитве, который идет между строк.
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Игорь Спасский от 30 Январь 2022, 15:10:25
Я недавно пересмотрел несколько бесед владыки Антония Сурожского. Открылось несколько измерений.

1. Новые смыслы, которыми беседа буквально расцвела (не слушал его лет 5-ть);
2. Читается молитвенное состояние владыки, мир в душе. Этому состоянию можно также поучиться.
3. Уровень тайнодействия или священнодействия словом. Происходит некое чудесное таинственное действо, меняющее пространство. Формируется проход к Высшему;
4. Указание на работу над собой буквально в мелочах. Проработку лжи, лукавства, раскрытие милосердия и т.д.;

Для меня сейчас характерна практика пребывания в странном пространстве (какой-то толстого блокирующего Небо пещерного свода или панциря). Буквально маленькими шагами обнаруживаются возможности подвижек к Иному. Затем опять погружение в толщу панциря. Помогают и старые давно читанные книги, и форумские посты разных времен, и вот видео-лекции, раскрытие пространства литургии. И снова движение в толще. И как-бы совсем вслепую. Ранее наработанное как-бы обнуляется (хотя конечно не совсем). Все равно проходы-шаги даются легче, чем в начале. Наработана что ли некая интенция-устремленность. Плюс восстановление после размазывания проходит реально быстрее (как Александр говорил в теме "Меч воина аскезы"). Еще есть (правда иногда едва уловимое) понимание направления движения и того, что можно в ближайшее время сделать.

Путь сквозь толщу скал. Чувствуешь себя полускалолазом, полуспилеологом. Плюс много ловушек разного рода в которых регулярно и подолгу застреваю.

Из нового - намечается-приоткрывается что-то похожее на молитву-мистериальное действо или молитву-священнодейство.  При таком способе молитвы вовлекаются, объедяясь, различные пространства жизни.
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Дионисий от 30 Январь 2022, 15:56:49
Спасибо всем. Не могу часто отвечать. Простите.


Дионисий, есть книги, которые зажигают в человеке первичное вдохновение, еще прежде всякого молитвенного делания. Их весьма мало. Конечно, прежде всего, вдохновляет Новый Завет. Но есть и худлит. Сергий вот назвал "Откровенные Рассказы Странника", да, с этой книги у многих начиналось делание. А мне, помню, в момент острейшего кризиса в больничной церковной библиотеке "случайно" в руки попала "В Горах Кавказа" мон. Меркурия. Кому-то, возможно, пришлись по духу "Птицы Небесные" Симеона Афонского. При том, речь вовсе не о том, чтобы следовать определенным методам и приемам этих книг, или копировать образ жизни, никому не советовал бы это делать. Речь веду об атмосфере делания в целом, о глубинном призыве к молитве, который идет между строк.

Художественная литература успокаивает и мозг отдыхает после работы. Конечно, это полезно. Размягчиться сердцем.

Для меня сейчас характерна практика пребывания в странном пространстве (какой-то толстого блокирующего Небо пещерного свода или панциря). Буквально маленькими шагами обнаруживаются возможности подвижек к Иному. Затем опять погружение в толщу панциря. Помогают и старые давно читанные книги, и форумские посты разных времен, и вот видео-лекции, раскрытие пространства литургии. И снова движение в толще. И как-бы совсем вслепую. Ранее наработанное как-бы обнуляется (хотя конечно не совсем). Все равно проходы-шаги даются легче, чем в начале. Наработана что ли некая интенция-устремленность. Плюс восстановление после размазывания проходит реально быстрее (как Александр говорил в теме "Меч воина аскезы"). Еще есть (правда иногда едва уловимое) понимание направления движения и того, что можно в ближайшее время сделать.

Путь сквозь толщу скал. Чувствуешь себя полускалолазом, полуспилеологом. Плюс много ловушек разного рода в которых регулярно и подолгу застреваю.

Из нового - намечается-приоткрывается что-то похожее на молитву-мистериальное действо или молитву-священнодейство.  При таком способе молитвы вовлекаются, объедяясь, различные пространства жизни.

Ох, мне до этого как до Китая пешком. Мне бы для начала Евангелие до конца дочитать. А уж такие чувства - если когда Бог сподвигнет.
Название: Re: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.
Отправлено: Дионисий от 30 Январь 2022, 15:58:33
Дионисий,
при чтении Евангелий - главный акцент внимания сосредоточьте на притчах.
И не увлекайтесь чтением чужих толкований притч!
Даже толкования притч св. отцами читайте с рассуждением. Ну, постарайтесь не столько не читать их, что тоже будет неплохо, а постарайтесь просто сразу же не принимать их толкования за истину в последней инстанции. Думайте сами, открыв своё сердце помощи Бога в постижении сути притч.
Раз за разом пытайтесь сами понять, что скрыто за притчами, и при этом не бойтесь отойти от самых благочестивых, но поверхностных канонических толкований.
Попытка понять суть притч погружает ум в богомыслие лучше всего, а богомыслие очищает ум и способствует всё большей чистоте молитвы.

Спасибо. Воспользуюсь советом.